Внеклассное мероприятие на тему «Счастье — это, когда тебя понимают» (6 класс)
Внеклассное воспитательное мероприятие
«Счастье – это когда тебя понимают»
Цель: развитие взаимопонимания и навыков коммуникативного общения.
Задачи мероприятия:
1. Развивать умение слушать и слышать друг друга.
2. Подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими; показать важность взаимопонимания.
3. Развивать речь при ответах на вопросы, умение свободно и ясно выражать свои мысли.
4. Создавать позитивный настрой, чувство единства.
Ход мероприятия:
ВИДЕО 1
Просмотр видео как переход к теме (1 часть мультфильма «Ёжик»)
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?
СЛАЙД 1
- Да, о взаимопонимании. Это очень широкое понятие, и вы правильно в этом мультфильме увидели и заботу, и внимание, и доброту, и помощь.
- Один из героев фильма сказал: «Счастье – это когда тебя понимают». Как вы понимаете тему классного часа?
СЛАЙД 2
- Что значит «понимать друг друга»?
- Почему люди порой не понимают друг друга?
- Сегодня в этом поможет разобраться наш психолог Анна Валерьевна.
Игра «Сплетни»
Психолог:
- Сейчас за дверь выйдут 4 человека (по желанию), один ученик слушает басню. Его задача пересказать, что он от меня услышал вошедшему. Далее второй рассказывает вошедшему третьему и так далее. Последний рассказывает мне и слушает первоначальную версию от меня.
Басня «Муравей и голубка»
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Анализ игры (как вы думаете, почему изменился первоначальный текст? Мы передавали его друг другу, дополняя своими словами, своим смыслом. Так часто бывает в жизни, что, не верно поняв информацию, передаем ее дальше. Так рождаются сплетни. А сплетни – это причина непонимания, обид и ссор между людьми.
Учитель:
- Это одна из причин возникновения непонимания между людьми. А какие еще причины непонимания могут быть?
3. Групповая работа «Как прийти к взаимопониманию».
СЛАЙД 3-7
Психолог:
- Ребята, а как можно прийти к взаимопониманию?
- Сейчас мы окажемся в различных ситуациях (я вам раздаю листы с текстом) и ваша задача – познакомиться с героями, понять, что произошло с ними и выяснить, как возможно разрешить сложную ситуацию. Работаете в группах, не отвлекая остальных. Время на размышление – 5 минут.
Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.
Учитель поставил семикласснице Оле тройку по математике за четверть. Два месяца назад девочка пришла из другой школы, где у нее по математике были отличные отметки. Ученица сказала, что не удовлетворена оценкой. Дома Оля пожаловалась, что учитель несправедлив к ней. Мать позвонила сразу директору по телефону и выразила ему свое недовольство.
Учитель вызывает ученика рассказать стихотворение, а мальчик заикается, волнуется, сбивается. В классе кто-то начинает смеяться.
У Насти с утра были с собой деньги, она должна была сдать их кл. руководителю. Ее соседка по парте видела, что деньги Настя положила в рюкзак. Через некоторое время Настя обнаружила, что деньги пропали, кого винить подумала она, наверное, это Катя их взяла?!
Родители не довольны учебой младшей дочери, она только и делает, что получает двойки и тройки. А вот старший брат, наоборот, круглый отличник. Родители постоянно сравнивают дочь с сыном. Хвалят сына и ругают нерадивую дочь.
По одному из представителей от групп предлагают решение ситуации. Обсуждение.
Чтение и анализ рассказа.
Учитель:
- Как важно быть понятым, услышанным и в школе, и среди сверстников на улице, и дома. Бывает, что мы косо смотрим на непохожих на нас людей или осуждаем тех, кто на данный момент «не в духе». Как быть? Спросим у героя известного вам рассказа Куприна. Обратимся к тексту.
ВИДЕО 2
В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью. Началась отчаянная, судорожная погоня за случайной работой, за перепиской, за ничтожным местом, залог и перезалог вещей, продажа всякого хозяйственного тряпья. А тут еще пошли болеть дети.
Весь сегодняшний день был занят тем, чтобы посредством нечеловеческих усилий выжать откуда-нибудь хоть несколько копеек на лекарство Машутке.
— Куда ты? — тревожно спросила Елизавета Ивановна.
Мерцалов, взявшийся уже за ручку двери, обернулся.
— Все равно, сидением ничего не поможешь, — хрипло ответил он. — Пойду еще... Хоть милостыню попробую просить.
Выйдя на улицу, он пошел бесцельно вперед.
Просить милостыни? Он уже попробовал это средство сегодня два раза. Но в первый раз какой-то господин в енотовой шубе прочел ему наставление, что надо работать, а не клянчить, а во второй — его обещали отправить в полицию.
Незаметно для себя Мерцалов очутился в центре города, у ограды густого общественного сада. Машинально он свернул в калитку и, пройдя длинную аллею лип, занесенных снегом, спустился на низкую садовую скамейку.
«Вот лечь бы и заснуть, — думал он, — и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке». Просунув руку под жилет, Мерцалов нащупал довольно толстую веревку, служившую ему поясом. Мысль о самоубийстве совершенно ясно встала в его голове. Но он не ужаснулся этой мысли, ни на мгновение не содрогнулся перед мраком неизвестного.
«Чем погибать медленно, так не лучше ли избрать более краткий путь?» Он уже хотел встать, чтобы исполнить свое страшное намерение, но в это время в конце аллеи послышался скрип шагов, отчетливо раздавшийся в морозном воздухе. Мерцалов с озлоблением обернулся в эту сторону. Кто-то шел по аллее. Сначала был виден огонек то вспыхивающей, то потухавшей сигары. Потом Мерцалов мало-помалу мог разглядеть старика небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах. Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в сторону Мерцалова и, слегка дотрагиваясь до шапки, спросил:
— Вы позволите здесь присесть?
— Ночка-то какая славная, — заговорил вдруг незнакомец. — Морозно... тихо. Что за прелесть — русская зима!
Голос у него был мягкий, ласковый, старческий. Мерцалов молчал, не оборачиваясь.
— А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил, — продолжал незнакомец (в руках у него было несколько свертков). — Да вот по дороге не утерпел, сделал круг, чтобы садом пройти: очень уж здесь хорошо.
Мерцалов вообще был кротким и застенчивым человеком, но при последних словах незнакомца его охватил вдруг прилив отчаянной злобы. Он резким движением повернулся в сторону старика и закричал, нелепо размахивая руками и задыхаясь:
— Подарочки!.. Подарочки!.. Знакомым ребятишкам подарочки!.. А я... а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают... Подарочки!.. А у жены молоко пропало, и грудной ребенок целый день не ел... Подарочки!..
Мерцалов ожидал, что после этих беспорядочных, озлобленных криков старик поднимется и уйдет,
- РЕБЯТА, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАК ОТРЕАГИРОВАЛ НА ЭТО СТАРИК?
но он ошибся. Старик приблизил к нему свое умное, серьезное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьезным тоном:
— Подождите... не волнуйтесь! Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас.
- ЧТО ЖЕ ПРОИЗОШЛО ДАЛЬШЕ?
В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю. Он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребенка, обо всех своих несчастиях, вплоть до нынешнего дня. Незнакомец слушал, не перебивая его ни словом, и только все пытливее и пристальнее заглядывал в его глаза, точно желая проникнуть в самую глубь этой наболевшей, возмущенной души. Вдруг он быстрым, совсем юношеским движением вскочил с своего места и схватил Мерцалова за руку. Мерцалов невольно тоже встал.
— Едемте! — сказал незнакомец, увлекая за руку Мерцалова. — Едемте скорее!.. Счастье ваше, что вы встретились с врачом. Я, конечно, ни за что не могу ручаться, но... поедемте!
Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал. Елизавета Ивановна лежала на постели рядом со своей больной дочерью, зарывшись лицом в грязные, замаслившиеся подушки.
— Вставайте-ка! Покажите мне вашу больную.
— Вот с этой бумажкой вы пойдете в аптеку... давайте через два часа по чайной ложке. Это вызовет у малютки отхаркивание... Продолжайте согревающий компресс... Кроме того, хотя бы вашей дочери и сделалось лучше, во всяком случае пригласите завтра доктора Афросимова. Это дельный врач и хороший человек. Я его сейчас же предупрежу. Затем прощайте, господа! Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное — не падайте никогда духом.
СЛАЙД 9
- Ребята, как поступил доктор, когда узнал всю историю Мерцаловых?
- Как он слушал рассказ?
- Что можем сказать о докторе?
Упражнение на закрепление «Счет до 10» (необходимо досчитать до 10 не договариваясь, чтобы цифра звучала от одного человека. Если несколько человек произнесут число, то начинаем счет сначала).
СЛАЙД 10
Психолог:
- Умение понимать без слов – одно из высших умений. Порой достаточно одного взгляда, чтобы узнать, настроение, мнение, желание другого человека. Не зря в народе говорят: «Глаза – зеркало души».
Просмотр 2 части мультфильма
Учитель:
- Ребята, а помните ёжика, который никак не мог найти друзей, добиться понимания окружающих? Как вы думаете, получилось ли у него?
ВИДЕО 3
- Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет. У каждой все особое, свое, и нет планет, похожих на нее.
- Да, слушать и слышать друг друга, уважать мнение и взгляды окружающих, быть внимательным к ближнему, уметь поставить себя на место другого человека – вот первые шаги к взаимопониманию.
Сухомлинский говорил: «Будь терпим к отдельным человеческим слабостям и нетерпим к злу. Терпимость и нетерпимость – очень важные элементы духовной культуры. Иногда надо уметь делать вид, что не замечаешь человеческих слабостей, особенно у стариков, в этом выражается твоя нравственная воспитанность.
У отдельных людей личная жизнь складывается неудачно. Умей чувствовать особую ранимость такого человека.
Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражаются на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы окружающим тебя людям было хорошо».
А от себя добавлю: живи так, чтобы люди, столкнувшись с тобой, улыбнулись, а, общаясь с тобой, стали чуточку счастливей.
ВИДЕО 4
Видеозарисовка «Счастье – это когда тебя понимают».