Внеклассное мероприятие « Спасибо, Азбука, тебе!»
2023г
Автор : учитель начальных классов Анпилогова Л.Н.
Задача:
Закрепить знания, умения, навыки в результате обучения, путем викторин, конкурсов, загадок, общения.
Цели:
воспитывать чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, сплочения коллектива
способствовать развитию логического мышления, речи, внимания.
Оборудование:
Шары;
Наглядное пособие – цветик-семицветик, на лепестках которого написаны вежливые слова;
Маски медвежонка, лисенка, бельчонка;
Вырезанные буквы алфавита;
Кроссворд на подвижной доске;
Шарф или ленточка для игры.
Ведущий: Дорогие первоклассники, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в этом зале поздравить друг друга с первой школьной победой, которую мы одержали, поднимаясь по ступенькам знаний с помощью замечательной книги «Азбуки». Теперь мы с вами умеем читать любые слова, напечатанные и написанные предложения и даже короткие рассказы. Давайте покажем, чему мы научились за это время
Песня « Маленькая страна»
Ученик 1:
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых
И серьезных и веселых.
Ученик 2:
Заходите, приходите
Путь свободен, освещен.
Приглашаем всех сегодня
Попрощаться с Азбукой.
Ученик 3:
Кто любит музыку и песню
Тому живется интересней
И в день прощанья с букварем
Мы потанцуем и споем.
Танец « Мы танцуем с букварём»
Ученик 4:
Пусть зовут нас “шестилетки”
Пусть не ставят нам отметки,
Не ведем мы дневники.
Все же мы … ученики - (все хором)
Ученик 5:
Любим чистый, светлый класс
- это раз! - (все хором)
Там читаем мы слова
- это два! - (все хором)
Ну, а в - третьих я Дениске
Уже сама пишу записки.
И бабуля говорит –
- Моя внучка – вундеркинд.
Ученик 6:
Мы знаем буквы, знаем слоги.
Умеем говорить, считать
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Ученик 7:
Я с этой книгой в первый раз
Пришел в свой первый, светлый класс.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
Ученик 8:
И как мне радостно сказать
Умею я теперь читать!
И вот за это говорю
Спасибо книге – Азбуке!
Ученик 9: Смех и слезы, радость и печаль,
За год довелось нам испытать
Но стараний наших нам не жаль –
Книги нам теперь легко читать.
Ученик 10:
Нас научила Азбука читать
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны многих книг
К ней любой из нас привык.
Песня « Радуются дети, мамы…»
1.Мы поём, играем, пляшем,
А потом поём опять.
Ты смотри на игры наши –
И научишься читать.
Да! И научишься читать!
2. На страницу и на строчку
Встанем вместе – раз и два!
Мы построимся в цепочку,
И получатся слова.
Да! И получатся слова!
3. По тропинке и по строчке поплывёт наш хоровод:
К-О-ШКА, а вместе КОШКА,
М-О-ШКА, а вместе МОШКА,
Л-О-ЖКА, а вместе ЛОЖКА,
К-О-Т, а вместе КОТ.
Да! К-О-Т, а вместе КОТ!
1-й ученик.
"Азбука" — первая книга моя,
Как не любить мне за это тебя.
Складывать буквы меня ты учила,
Радость открытий ты мне подарила.
2-й ученик.
Книги нам тайны свои посвящают.
Вижу, что мама и папа читают.
Бабушка мне написала письмо,
Знает, что я прочитаю его.
УЧИТЕЛЬ: Пришла пора пригласить виновника торжества. Давайте дружно позовём: Букварь!
(Звучит музыка, заходит Букварь)
Букварь:
Учились все по мне и встарь,
Я книга школьная – букварь!
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать,
Про горы, про долины,
Про водные глубины,
Про реки, звёзды и моря –
Не обойтись без букваря!
Но есть у меня сводная сестра, по которой учитесь вы, друзья. Это – Азбука.
Дорогие первоклассники, а вы все буквы запомнили? А алфавит знаете? Сколько букв в русском алфавите?
Входит Азбука, говорит:
Здравствуйте, ребята! Я слышала, как вы меня вспоминали, и кажется даже звали. Я – королева Азбука. А кто-нибудь знает, откуда взялось мое имя?
Давным-давно, у наших предков алфавит открывала буква “А”, но называлась она иначе – аз. Вторая буква, так похожая на современную “Б”, называлась – буки. “Аз” и “буки” - вот и получилось – Азбука. А пришла я к вам сегодня попрощаться. Вы прочли все мои страницы и отправляетесь в далекое путешествие – в мир книг. На этом пути вам поможет моя королевская дружина. Но при одном условии: всех их должны знать по именам. Кто это? (Ответ: буквы) Выходят дети с буквами
Ведущий: - Гласные, здесь?
Гласные: - Здесь!
Гласные буквы:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребенка качать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Ведущий: - Согласные, здесь?
Согласные: - Здесь!
Согласные буквы:
А согласные согласны
шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ведущий: - Буквы, которые не обозначают звука, здесь?
Ъ, Ь: - Здесь!
Ведущий:
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё…
Все: - Алфавит!
Презентация «Забавная азбука»
Дети говорят алфавит в стихотворной форме
Аист жил у нас на крыше,
А в подполье жили мыши.
Бегемот разинул рот -
Булку просит бегемот.
Воробей влетел в окно,
В кладовой клюет пшено.
Гриб растет среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Ель на ёжика похожа:
Ёж в иголках, елка тоже.
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
Звезды видели мы днем
За рекою над Кремлем.
Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
Мед в лесу медведь нашел:
Мало меда, много пчел.
Hосорог бодает рогом -
Hе шутите с носорогом.
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он - осел.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Роет землю серый крот -
Разоряет огород.
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
Таракан живет за печкой,
То-то теплое местечко.
Ученик учил уроки -
У него в чернилах щеки.
Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
Ходит по лесу хорек -
Хищный маленький зверек.
Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя.
Часовщик прищурил глаз:
Чинит часики для нас.
Школьник, школьник, ты - силач:
Шар земной несешь, как мяч.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Эта кнопка и шнурок -
Электрический звонок.
Юнга, будущий матрос,
Южных рыбок нам привез.
Ягод нет кислее клюквы,
Я на память знаю буквы.
Вот остались два братишки,
И без них не выйдет книжки
Твердый знак и мягкий знак,
Нам без вас нельзя никак.
Дети перестраиваются, поочередно образуют слова СЕМЬЯ, СЪЕЛ.
Ведущий. ( Учитель)
Вот такие наши буквы,
Славный русский алфавит.
Знать его отлично должен
Каждый, каждый ученик.
Сценка «Буква Я»
Рассказчик:
Всем известно буква "Я"
в азбуке - последняя.
А известно ли кому -
Отчего и почему?
Неизвестно? (Неизвестно! )
Интересно? (Интересно! )
Ну, так слушайте рассказ!
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится -
Там и дело спорится.
Только раз всё дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква "Я"... в строку не встала.
Взбунтовалась буква "Я":
Буква Я:
- Я, - сказала буква "Я", -
Главная, заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Буква Ф:
- Фу-ты, ну-ты! - фыркнул "Эф",
От обиды покраснев.
Буква С: - Срам! - Сердито "эс" сказало.
Буква В: "Вэ" кричит: - Воображала!
Буква П:
Проворчала "Пэ": - Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
Рассказчик: "Я" затопала ногами.
Буква Я:
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!
Рассказчик:
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы (хором):
- Хорошо! Идем на спор.
Буква А:
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку -
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я:
- Чтобы я, да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а "Я"!
Рассказчик:
Буква "Я" взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела -
Написать она сумела
Только: "Я - я - я - я - я!"
Буква Х:
Как зальется буква "Ха":
- Ха - ха - ха - ха - ха - ха - ха!
Буква О: "О" от смеха покатилось!
Буква А: "А" за голову схватилось!
Буква Б: "Б" схватилось за живот.
Рассказчик:
Буква "Я" сперва крепилась,
А потом как заревет:
Буква Я:
- Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы "Ю".
Буква Ю:
- Что ж, - решил весь алфавит, -
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Рассказчик:
Буква "Я" всегда была,
Всем и каждому мила,
Но, советуем, друзья,
Помнить место буквы "Я"!
Песня – танец « С букварём уселись куклы»
С букварём уселись куклы …..
С букварем уселись куклы
На лугу, на траве.
Дружно куклы учат буквы:
«А, бэ, вэ! А, бэ, вэ!»
Припев: Ты нам, ветер, не мешай
И страницы не листай.
Ты ведь буквы не прочтешь,
Только всех собьешь.
Подошел утенок важно,
Подошел: «Кря-кря-кря!»
И давай щипать бумажный
Корешок букваря.
Припев: Ты, утенок, не мешай,
Кукол с толку не сбивай.
Не «кря-кря-кря», а как?
– А, бэ, вэ... – вот так.
Подошла, стуча копытцем,
К нам коза: – Что тебе?
– Я, коза, хочу учиться,
Бе, бе, бе! Бе, бе, бе!
Припев: Ты, коза, нам не мешай,
Кукол с толку не сбивай.
Не «бе, бе, бe», а как?
– А, бэ, вэ... – вот так.
А потом пристал теленок,
Замычал: «Му-му-му!
Я – теленок несмышленый,
Ничего не пойму».
Припев: Ты, теленок, не мешай,
Кукол с толку не сбивай:
Не «му-му-му», а как?
– А, бэ, вэ... – вот так.
Прибежал щенок отважный
Стал он хвостиком вилять:
Я щенок, пришёл учиться
Гав, гав, гав
Припев: Ты, щеночек, не мешай,
Кукол с толку не сбивай:
Не « гав, гав, гав», а как?
– А, бэ, вэ... – вот так.
Игра «Назови сказочного героя»
1.
Возле леса на опушке
трое их живёт в избушке
Там 3 стула и 3 кружки,
3 кроватки, 3 подушки
Угадайте без подсказки
Кто герои это сказки? (3 медведя)
2.
У Алёнушки - сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
3.
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (7 козлят)
4.
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился… (Колобок)
5.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор (Айболит)
Звучит песня “Чему учат в школе”.
Учительница:
- Все мы сегодня говорим
Спасибо нашей Азбуке,
За все тебя благодарим.
Мы это помним, знаем,
И вот взволнованно сейчас
Тебя мы с честью провожаем.
Ученик 12:
- Спасибо друг, за все,
Что сделала для нас!
За слово первое твое, за стих,
За первый твой рассказ.
Ученик 13:
- Нас научила читать, писать,
Слова на слоги разбивать.
Прошли с тобой от А до Я
И с нами будешь ты всегда!
"Азбука".
Ах! Забыла я, друзья
Что представить вам должна,
Кто на смену мне придет,
Дальше вас учить начнет.
" Азбука" вводит в класс за руку ученика, изображающего учебник " Русский язык".
"Русский язык"
Я люблю учить детей,
С вами жить мне веселей.
Будем крепко мы дружить,
Мои правила учить.
Очень важно, скажем, знать,
Где поставить мягкий знак,
Как вам написать МОЕ,
Через А иль через О?
Ничего от вас не скрою,
Все секреты вам открою,
Мальвина.
Кто-то к нам еще стучится.
Появляется "Книга для чтения" (варианты: "Чтение и литература", "Родное слово", "Живое слово" или любой другой учебник по чтению).
Буратино.
Ну а это что за птица?
"Книга для чтения".
Вам мое почтение!
(Кланяется)
Я — "Книга для чтения".
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Буратино подходит к книге, листает страницы.
Буратино.
Пушкин. Лермонтов, Толстой..
Да, учебник непростой.
Так много интересного,
Пока мне неизвестного.
"Книга для чтения".
Я от "Азбуки" слыхала,
Что вы знаете немало.
Любознательных люблю,
Щедро знания дарю.
Всем, кто хочет много знать,
Хорошо надо читать.
Мальвина (обращаясь к "Книге для чтения")
Я Вам песню сочинила.
"Книга для чтения"
Ах, друзья, как это мило!
Вместе мы ее споем
И закончим развлеченье.
Завтра — снова за ученье.
Спасибо, Азбука!
Напутствие первоклассникам. Правила обращения с книгами. Слепушкин С.
Я – учебник, я товарищ твой!
Будь школьник , бережным со мной…
Мой чистый вид всегда приятен_
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь,
Мой переплёт не выгибай!
Мне корешок не поломай!
Опять загнул мои листы,
А про закладку помнишьты?
Не забывай меня в саду,
Вдруг дождь нагрянет на беду!Ё
Меня в обложку оберни,
Где взял меня – туда верни!
Запомни – я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук!
Ведущий: Приглашаем первоклассников
Книга – верный во всём друг,
С книгой станет светлей вдруг!
Книгу взять не позабудь,
С книгой дружен всегда будь!
Ученики хором читают стихотворение В. Берестова « Читалочка»
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушки трясти: прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу: ну прочитай ещё страницу!
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Ведущий:
Ребята, для того, чтобы попасть в книжный город, нужно дать клятву читателей. Для принятия клятвы стоим торжественно, смирно.
. Брать книги только чистыми руками! ( Клянёмся!)
.Обернуть книгу, вложить в неё закладку! ( Клянёмся!»
.Не перегибать книгу при чтении! ( Клянёмся!)
. Во время возвращать в библиотеку! ( Клянёмся!)
Сегодня вы становитесь полноправными жителями страны книг. Вы дали клятву читателя. Будьте же достойными жителями чудесной страны книг.
И когда взгрустнётся вдруг,
Не огорчайтесь слишком:
Как самый лучший, верный друг,
Развеет скуку ….
Книжка!
Первоклассникам вручаются подарки – книги.
Песня «Прощай, Азбука!»
Первоклассников сегодня
Мы на праздник позовём:
Непременно приходите
Попрощаться с азбукой!
Припев:
До свиданья, до свиданья!
А на следующий год
Наша азбука научит
Тех, кто в первый класс придёт.
Потрудились мы немало,
И по правде говорим,
Русской грамоты начало
На страницах азбуки.
Припев:
Мы прочтём любые книги,
Разберёмся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в азбуке.
Литература:
Журнал " Начальная школа" № 2/ Москва/Просвещение,2013 .- 80
Журнал " Начальная школа" № 1 / Москва/Просвещение.1999, -75