Внеклассное мероприятие для 5–6 классов «Стерх — символ счастья»
Внеклассное мероприятие
Тема: « Стерх- символ счастья»
Цель: Ознакомление с культом красивейшей птицы, духовным символом Якутии.
Воспитание уважения к духовной культуре народа Саха.
Воспитание аккуратности, внимательности, эстетического вкуса
Развитие познавательного интереса.
Развитие образного и логического мышления, пространственного воображения
Изготовление сувенира-талисмана со стерхом
Оборудование: ИКТ, образцы сувенира-талисмана, песня «Кыыс кыталык», голос стерха
Материалы для практической части: ножницы, клей, цветной картон, фломастеры , заготовки образов стерха, трафареты форм талисмана.
Ход занятия:
I Организационный момент:
- Подготовка рабочих мест. Проверка наличия материалов для практической работы.
- Дорооболорун! Олорун.
II Мотивационно-целевой этап
-Сегодня у нас необычное занятие. Раз перед вами учителя КНРС и юной мастерицы, как вы думаете о чем будет сегодняшнее занятие?
- Ушницкая Н.С. читает стих: (1 слайд)
Кыталык кыыл.
Кылбагыр манан туулээх,
Кырааскалаах тумустаах,
Кыьыл кыпсыгыр атахтаах,
Кыталык кыылым,
Кылбаарыйа котон сылдьан,
Кынкыр – лынкыр санарбыта.
Сверкая белым пером,
С красным граненным клювом,
С красной ножкой,
Прилетая белоснежная птица – Стерх
Курлычет кынкыр – лынкыр.
- О чем повествует прочитанный мною стих Иванова- Кундэ? (Ответы обучающихся)
- Молодцы! Будем говорить о красивейшей птице, особенно почитаемой в Якутии – стерхе ( белом журавле).
III Сообщение нового материала
2 слайд - Стерх является общепринятым олицетворением красоты у народов Якутии.
Стерх – белый журавль, птица семьи журавлиных, как редчайший вид занесена в Красную книгу и охраняется законом. Сохранилось около трех тысяч особей на севере Якутии.
С 1970-тых годов ведутся работы международного масштаба по восстановлению численности стерха.
3 слайд - Стерхи прилетают в Якутию из провинции Янзцы Китая, где зимуют. Часть белых журавлей зимуют в Афганистане и Иране.
Во второй половине мая стерхи пролетают над рекой Алдан в сторону Яно – Индигирской тундры весной, а обратно улетают на зимовку в конце сентября – в начале октября.
4 слайд - Длина стерха около 120 см, масса до 8 кг.
Стерхи собираются небольшими стаями. Пара стерхов не расстается всю жизнь. За месяц жизни птенец почти достигает размеров взрослой особи.
Стерхи живут достаточно долго, так к примеру, известно, что стерх из одного американского питомника прожила 87 лет.
5 слайд - В старину стерха сравнивали с Айыы, то есть с божеством.
Якутский народ бережно охраняет места, где обитали и танцевали стерхи.
Эти местности считаются счастливыми, дарующими силу и благодать, отмеченными благосклонностью верхних божеств.
6 слайд - Стерх считается духовными символом Якутии:
- стерх- символ семейного счастья
- стерх – оберег от бед и несчастий
- стерх – символ дальних странствий
Смысл всех трех духовных символов сводится к защите человека от злых духов, ограждению от неприятностей разного рода.
7 слайд - Белый цвет стерха означаетв якутской духовности чистоту, доброту и изобилие.
Удивительная грация стерха символизирует красоту и нежность, силу и быстроту, переходящие в магическую силу.
8 слайд - Издавно существует поверье, что увидеть и услышать брачный танец стерхов, не вспугнув их, может только счастливый человек. Нечаянно вспугнутые в брачном танце священные птицы, как говорит легенда, уносят часть счастья виновника.
9 слайд - Хочу рассказать об удивительном человеке, судьба которого отмечена особой мифологической связью со священной птицей – стерхом – это Иван Ионович Дьячковский Кыталык Уйбаан.
Он родился 1953 году в Амгинском улусе Якутии. Вырос на одной из красивейших долин воспетой в песнях реки Амга.
Крепенький резвый малыш однажды жарким летним днем с другом забежали в старую заброшенную избу и случайно свалились в глубокий погреб. Иван сломал позвоночник и шесть лет пролежал в гипсе на больничной койке.
Все вокруг было белым бело. Он проникся представлением, что весь мир состоит из одного белого цвета и лежащих больных детей.
Мальчика выписали из больницы как безнадежного, неизлечимого инвалида и отправили домой.
Мамы уже не было в живых, остался один отец и старшие братья. Братья заботились о нем и рассказывали якутскую сказку о Мюлдью – богатыре, который лежал - лежал больной, да однажды встал богатырем – защитником.
Так исполнилось Ивану 10 лет. Однажды весной отец пришел с работы и сказал больному сыну пораньше лечь спать. А ночью встал, завернул сына потеплее и, взяв его в подмышку, вынес во двор. Отец быстрым шагом дошел до берега озера и бережно уложил сына под тальники на пробивающуюся молодую зелень. Сам устроился рядом и хриплым голосом повелел сыну взглянуть по направлению вытянутой руки.
10 слайд - Иван посмотрел туда и замер: перед ними танцевали прекрасные белые огромные птицы!
Отец с сыном, как завороженные, любовались танцем стерхов до рассвета.
Сила и красота птиц перевернули душу больного мальчика,. ему захотелось улететь вместе с ними в зовущую даль, вглянуть на родные просторы с небесной высоты.
Отец взял сына в охапку , донес до дому и изрек: « Ты увидел танец стерхов. Теперь ты будешь счастливым, это точно..»
11 слайд - С тех пор Иван неистово стал стремиться ходить, преодолевая свыкшуюся привычку лежать.
Прошло немного времени, и он действительно начал не только ходить, но и бегать.
Впоследствии стал известным бегуном, лыжником, многократным чемпионом России.
Стремясь наверстать упущенное, увлекался различными видами спорта.
В 20 лет на вершине Гималаев, любуясь родной планетой с высоты птичьего полета, понял , что всем этим обязан стерхам и должен посвятить свою жизнь защите этих прекрасных птиц – хранительниц счастья людей. В настоящее время Иван Ионович является руководителем орнитологического клуба «Розовая чайка» при Дворце детства г. Якутска.
12 слайд – Поистине можно сказать, что стерх является символом счастья.
Физминутка: А теперь, ребята!
Из-за парт мы выйдем дружно
Но шуметь совсем не нужно
А теперь представим все,
Будто руки наши – крылья!
Вверх взметнулись наши руки
Словно крылья стерха счастья!
Одну ножку мы поднимем,
И немножко постоим
Поменяем на вторую, руки опустили.
Груз забот с себя стряхнули
Вот и отдохнули
И тихонько сели!
III Практическая часть:
Мотивационный этап:
- А вы хотите, чтобы стерх принес вам и вашим родным такое же счастье, как Ивану Дьячковскому? (ответы обучающихся)
- А как можно привлечь счастье и удачу? Этот предмет люди имеют дома или носят с собой для удачи и счастья?
(Ответы обучающихся)
- Конечно талисман. Это магический предмет, назначением которого является принесение счастья и удачи его владельцу.
Этап самостоятельной работы:
- Предлагаем вам создать своими руками талисман счастья!
1 Выбираем форму талисмана – 13 слайд. На столах лежат разные формы. Можете перечертить выбранную форму на основу. Основу вырезаем из цветного картона. Цвет каждый выбирает сам.
В ходе работы ТБ при работе с ножницами
2. Основа готова. Теперь внимательно рассмотрите заготовки образов стерха
(14 слайд). Образы каждый выбирает сам. Можно одного стерха, можно пару танцующих стерхов, можно целую композицию сделать как на образцах ( на доске)
3. Если выбрали образы, аккуратно их вырезаем. ТБ при работе с ножницами.
4. Самая интересная работа – это создание своего талисмана. Образы приклеиваем на основу.
5. Оформление: Покрасьте клюв и ноги красным цветом, края крыльев черным цветом.
6. Заканчиваем работу. Приводим в порядок рабочие места.
IV Рефлексия деятельности:
- Вот и своими руками воссоздали себе счастье!
-Давайте оценим свои работы: кто хочет всем показать свою работу……
(Желающие выходят и немножко рассказывают)
-Почему именно белый стерх является символом счастья? (ответы обучающихся)
Анализ учителя:
В ваших талисманах отражены ваши желания, умения, фантазии и творческие взгляды.
- Стерх – птица счастья – любима и почитаема всеми.
Она приносит счастье тем, кто приклоняется перед творящей прекрасной
силой природы!
- Стерх - как духовный символ объединяет народы!
Домашнее задание:
- Можно из белого картона вырезать вторую основу, приклеить веревку. Талисман приклеить на вторую основу. Края можно оформить цветными полосками, ленточками или тесемками.
- За занятие мы устали? – ответы учащихся
- Своей работой мы довольны? – ответы учащихся
- Сегодня мы узнали полезное и интересное? – ответы учащихся
- Спасибо всем за ваше творчество!!!