12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Соколова Наталья Вячеславовна19

Тема: «Растения и обитатели луга и водоёма».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: внеклассное мероприятие.

Методическая цель: применение проектно-исследовательского метода на занятиях по природоведению.

Задачи занятия:

1.Познакомить обучающихся, воспитанников с проектом.

2.Развивать учебную мотивацию и углубить знания по данным темам.

3. Повысить интерес к предмету.

4.Воспитать экологическую культуру.

5.Коррегировать мышление, память.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний обучающихся, воспитанников.

Давайте вспомним, по каким темам мы работали на прошлых уроках.

Правильно, растения и животные луга и водоёма.

3. Сообщение темы, целей урока.

У нас сегодня ребята необычный урок. Урок создания экологического проекта. При работе над проектом мы с вами будем опираться на уже имеющиеся у вас знания по темам и на получение новых знаний, путём сбора необходимой информации самостоятельной работы.

Поэтому тема нашего проекта будет звучать так «Обитатели и растения луга и водоёма». Наш проект мы будем выполнять в процессе путешествия в природу, а именно мы с вами побываем на лугу, отдохнем на берегу водоёма. То есть мы будем узнавать (исследовать) растительный и животный мир луга и водоемов. Путешествовать будем с помощью нашего современных друзей – компьютера, проектора, экрана, и, конечно, ваших знаний по темам.

4. Словарная работа.

Ребята, слово проект это новое для вас слово. Посмотрите на экран и запомните его. А что такое проект?

Проект – это работа, направленная на создание нового объекта. Вот и мы с вами будем создавать проект - луга и водоема. Это наша цель. Эти плакаты послужат наглядным пособием при изучении тем по природоведению. Исследования наши будут проходить в виде решения головоломок, загадок, дополнительного материала, который вы подготовили. И к концу урока, я думаю, у нас с вами все получится. Отгадайте загадки:

«Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.» Ответ: водоём

«Мы по ковру идём с тобой,

Его никто не такал.

Он разослался сам с собой

Лежит у речки голубой

И жёлт, и синь, и ал! Ответ: луг

Цель определена, а теперь обратимся к тому, что у нас находится на партах. Лежат два листа: один зелёного цвета. На нём будем составлять проект луга. Другой -голубого цвета. Это проект водоёма. Выполняться исследования будут двумя блоками: 1 блок - «луг» (команда), 2 блок - «водоемы» (команда). Каждая команда будет наполнять свой блок. Но думают и отвечают все. А в блоке работает только команда.

Итак, наше путешествие начинается.

5. Домашнее задание.

Вашим домашним заданием было дать определение луга и водоёма. Посмотрим, как вы с этим справились.

Луг - это участки земной поверхности, на которых растут только травянистые растения. Зимой луг покрыт тёплым, пушистым одеялом. Весной покрывается зелёным ковром, а летом на нём расцветает много ярких, красивых цветов. Блок «луг» дал определение. Наклейте своё определение под словом «луг» в проект. Показ слайда. Полюбуйтесь лугом.

Водоём - это углубления на поверхности Земли, заполненные водой (где скапливается и хранится вода). К водоёмам относятся: реки, пруды, болота, озёра. Животные и растения в водоёме обитают повсюду: на дне, в толще воды. И даже когда водоёмы покрыты льдом и снегом в них продолжается жизнь. Показ слайда. Полюбуйтесь водоёмом. Приклейте определение водоёма.

Итог: Молодцы! Эти определения вы нашли в дополнительной литературе. Они полные и понятные. Я очень довольна.

Следующее задание

6. Игра «Узнай меня»

На партах лежат конверты. В них лежат картинки растений и их названия. Нужно правильно соотнести картинку с названием и приклеить их в среду обитания.

Луг - ромашка, клевер, земляника, василёк.

Водоём - кувшинка, ряска, кубышка жёлтая, камыш.

Проверяем. Слушают обе команды. Если есть ошибки – исправляем.

Итак, какие же растения растут на лугу.

Хорошо. Это растения луга.

Проверяем вторую команду. Какие растения растут в водоёме?

Хорошо. Это растения водоёма.

Итог: Для чего же нужны растения?

Растения дают приют и пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб.

Итак, следующее задание.

7. "Мир загадки".

Я буду загадывать вам загадки. Кто знает ответ – поднимайте руку. Не забывайте выслушать до конца, не перебивайте меня. Кто правильно ответит, выходит к моему столу, и берёт отгаданную картинку. А затем размещает в среду её обитания.

Луг:

1. "Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет" (бабочка).

2."В воде она живёт, нет клюва, а клюёт" (рыба)

3."Меня слепым зовут всегда, но это вовсе не беда. Я под землёй построил дом, кладовые полны в нём" (крот)

4. На одной ноге в болоте. Замираю на охоте. И ловлю в кругу подружек зазевавшихся лягушек. (Цапля)

5. У него серьёзный вид,
Он усат и деловит:
Вместе с солнышком встаёт,
Из цветка росинки пьёт,
Дом и деток защищает,
А когда куда летает -
Издаёт жужжащий звук
Луговой крылатый ...(Жук)

6. "Вот так звери! Нор не роют. Но зато плотины строют. Все они одеты в шубы. Инструмент не пилы-зубы!" (бобры)

Итак, с заданием все справились. Это были обитатели луга и водоёма.

Ребята, давайте будем стараться работать в команде, помогать друг другу. Работаем дружно.

8. Физминутка

А сейчас проведём физминутку. Встали все. Я буду читать стихотворение, а вы выполнять движения.

Вышли уточки на луг

Кря, кря, кря.

Полетел зеленый жук

Ж - ж - ж.

Гуси шеи выгибали

Клювом перья расправляли.

Зашумел в пруду камыш

Ш - ш - ш

И опять настала тишь.

Правила посадки на стенде.

9. А сейчас следующее задание и называется оно "Эрудит" (запись на доске)

Словарная работа.

Эрудит - это человек, который много знает. Это новое для вас слово. Запомните его.

Я задаю вопросы, а вы отвечаете на них.

1. Почему зимой рыбы в водоемах не замерзают? (t воды зимой +4).

2. У какого растения наших водоемов самые крупные белые цветки?(кувшинка)

3. Откуда берется в воде кислород, которым дышат рыбы? (Его выделяют водоросли)

4. Это лекарственное растение растет на обочинах наших дорог и помогает при ушибах и повреждениях кожи. (Подорожник). Отсюда и его название – потому что растёт при дороге.

5.Какие растения на лугу самые высокие (тимофеевка, лисохвост)

6. Какие животные выходят на луг вечером полакомится сочной зеленью (косули и дикие кабаны).

Итог: Эрудитами вас назвать можно, т.к. вы по данным темам показали хорошие знания.

Каждая команда собирала дополнительный материал по своему блоку. И сейчас предлагаю его зачитать. Первая команда…..

10. Дополнительный материал сообщают ученики.

1-ый ученик: Мы подготовили материал о стрекозе. Одна из самых крупных стрекоз в нашей стране - большое коромысло. У неё голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам её головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит из нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях,

замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром полёте. Свою добычу стрекоза схватывает и пожирает на лету. Стрекозы приносят пользу: они истребляют личинки комаров и жуков, уничтожают мух и комаров. Стрекоза большое коромысло занесена в Красную книгу Республики Татарстан.

2-ой ученик: Мы подготовили рассказ о узкопалом раке. Из ракообразных животных, обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак. Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству растворённого в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей. Рак – хороший санитар водоёмов. Узкопалый рак занесён в Красную книгу Республики Татарстан

Итог: Материал интересный, познавательный. Эти обитатели занесены в Красную книгу РТ. А ваша работа пополнилась новыми жителями. Молодцы.

11. Стихотворение. (Одеть мальчика)

Послушайте одну историю, которая приключилась с моим знакомым.

Сгрёб кузнечика рукой на лугу Антошка,

В кулаке принёс домой:

"Спой мне хоть немножко....

Ты ж весь день до темноты

На лугу стрекочешь.

Почему же в банке ты

Петь совсем не хочешь?"

Но кузнечик тих и нем, лишь скребётся в донце,

Будто жалуется всем:

"Грустно мне без солнца.

Мне стеклянный этот круг

Холоден и тесен!

Отпусти меня на луг,

В мир цветов и песен!

Приходи ко мне потом.

Я тебе за это,

Не смолкая день за днём

Буду петь всё лето!"

Какие выводы вы сделали после прочтения стихотворения? (Каждый должен жить в своей среде обитания). Ребята, у вас на партах лежат картинки. Расскажите правила, которые «зашифрованы» этими условными знаками.

Итог: Правила поведения на лугу и на водоёме повторили. Не забывайте о них.

(Когда находишься на лугу или на водоёме, нужно бережно относиться к природе: нельзя рвать и топтать цветы, ловить насекомых, уничтожать гусениц. Весной нельзя сжигать сухую траву на лугах. Нельзя оставлять на лугах мусор).

Итог: Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась чистой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы.

Ребята, выполненные работы повесим на доску. Это конечный результат нашей работы на занятии. Эти плакаты послужат наглядным пособием при изучении тем по природоведению. Они сделаны своими руками, в них вы вложили свою душу, а

ради этого стоило потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

Дополнительно.

Прочитайте текст. Впишите недостающие слова.

Наша школа стоит рядом с озером. Таких озёр в Татарстане очень много. Называются они по-разному. Наше озеро называется……………….. .

Плавают, скачут, бегают по воде и в воде жители озера. Их много самых разных. Весело и задорно мчатся по поверхности воды ………………………..

С камышинки на камышинку перепархивают изящные …………………. . Вот плеснула хвостом по поверхности воды …………………. . Рядом с берегом появился маленький бугорок, а на нем два глаза. Это смотрит на тебя ………………… . Зеленые лягушки – постоянные жители озера Рабиги. Наше озеро – любимое место отдыха и летом, и зимой.

Слова для справок: лягушка, водомерки, Рабиги, рыба, стрекозы.


 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Болгарская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Тема:

«Растения и обитатели луга и водоёма».

Подготовила учитель - олигофренопедагог:

Соколова Н.В.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.