Внеклассное мероприятие в рамках недели финансовой грамотности на тему: «Бюджет семьи и бережное потребление»
Пояснительная записка к презентации
Управление науки и образования Липецкой области
Государственное областное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Лебедянский торгово-экономический техникум»
Внеклассное мероприятие в рамках
Недели финансовой грамотности
на тему: Бюджет семьи и бережное потребление
г. Лебедянь, 2018 год
Одобрена цикловой комиссией Общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей № 1 Протокол № ___ от ___ апреля 2018 Председатель комиссии ______________ О.В. Лаврова |
Авторы:
Соловьева Е.Н. – преподаватель высшей квалификационной категории
Лаврова О.В. - преподаватель высшей квалификационной категории
Цель мероприятия: развитие финансовой грамотности обучающихся.
Задачи мероприятия:
Обучающие:
а) познакомить обучающихся с понятием семейного бюджета;
б) выяснить источники доходов и направления расходов средств в семье;
в) познакомить обучающихся с видами бюджетов семьи.
2. Развивающие:
а) развивать кругозор обучающихся;
б) развивать умения анализировать и основываться на личном опыте, выполняя задания, связанные с экономической деятельностью.
3. Воспитывающие:
а) воспитывать бережливость;
б) прививать правильное отношение к деньгам.
Организационная форма мероприятия: эвристическая беседа с анализом практических ситуаций.
Оборудование: компьютер, проектор.
Реквизиты: бюджеты 3-х семей для анализа, тест «Умеете ли вы управлять деньгами?», ручки, памятка советы управления деньгами для обучающихся.
Время проведения: 40 минут.
Место проведения: учебный кабинет.
Ведущий 1 |
(Слайд № 1) – Здравствуйте, ребята! Вы, возможно, знаете, что в нашей стране с 9 по 22 апреля проводится Всероссийская неделя финансовой грамотности. Неделя финансовой грамотности проводится в рамках Проекта Минфина «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и приурочена к международной акции Global Money Week, которая ежегодно собирает более 3 миллионов детей из 118 стран мира. (Слайд № 2) Основные темы Недели финансовой грамотности (Недели сбережений) в 2018 году: Финансовое воспитание в кругу семьи Бережное потребление и сбережение Вкладывай средства в своё будущее. |
Ведущий 2 |
Сегодняшнее мероприятие хочется начать со слов немецкого писателя Бертольда Авербаха. (Слайд № 3) Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство. Как вы считаете, о чем эти слова? (об экономии денег) |
Ведущий 1 |
А откуда берутся деньги? (зарабатывают) |
Ведущий 2 |
А где вы берете деньги? (у родителей, родственников) |
Ведущий 1 |
Смогли бы вы и ваша семья в настоящее время прожить без денег? (нет) А почему? |
Ведущий 2 |
Итак, мы сегодня с вами поговорим о деньгах, и о том, какую роль они играют в бюджете семьи |
Ведущий 1 |
(Слайд № 4) Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить — что поможет стать богаче и счастливее? Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и афоризмами, которые говорят о пользе, как накопления, так и траты денег: |
Ведущий 2 |
(Слайд № 5) «Лучше полезть в карман за словом, чем за деньгами» (В. Брынцалов), «Слишком многие люди тратят деньги, которые они с трудом заработали, на вещи, которые им не нужны, чтобы впечатлить людей, которые им не нравятся». (Уилл Роджерс) «Деньгами надо управлять, а не служить им» Сенека. Деньги – хороший слуга, но плохой господин. (Финеас Тейлор Барнум) Есть люди, которые откладывают и копят деньги, чтобы они водились, потому, что «копейка рубль бережет». И есть те, которые придерживаются правила тратить, потому, что «деньги должны работать». И у того, и у другого подхода к распоряжению деньгами есть свои плюсы и минусы. Что лучше — копить или тратить? |
Ведущий 1 |
(Слайд № 6) Давайте попробуем разобраться, каждую из этих моделей поведения можно назвать выгодной,: Что дает накопление? (вопрос к ним) - накопление обеспечивает возможность остаться при деньгах в случае возникновения непредвиденной ситуации. Например, в случае автомобильной аварии, поломки телевизора или иных неожиданных расходов вы всегда будете иметь в своем распоряжении нужную сумму денег; - накопление дает возможность приобретать вещи или услуги, не прибегая к займу значительной суммы денег; - накопление дает возможность делать более значительные приобретения. Если вы не в состоянии с месячной зарплаты купить новый телефон, то откладывание определенной суммы денег определенно даст вам эту возможность; - также, накопление обеспечивает психологическую защищенность, создает своеобразную «подушку безопасности». Человек, который регулярно откладывает деньги, не беспокоится о том, удастся ли протянуть до следующей зарплаты, как выжить в случае увольнения или других непредвидимых ситуациях (во время беседы учащиеся высказывают свою точку зрения, приводят примеры). |
Ведущий 2 |
2. Что дает свободное распоряжение деньгами? - подход к деньгам «сколько есть, столько и трачу» дает возможность регулярно чувствовать «вкус жизни», ощущать праздник, не чувствовать себя ущемленным и вынужденным откладывать; - свободное распоряжение деньгами создает определенный психологический настрой — «у меня все хорошо, у меня есть деньги, и я могу их тратить». Человек, который излучает позитивный настрой, получает в ответ позитив. В то же время откладывание денег «на черный день» зачастую чревато тем, что «черный день» действительно наступает; - свободное обращение с деньгами позволяет деньгам «работать» и притягивать другие деньги. Трата денег освобождает пространство для прихода новых денег. |
Ведущий 1 |
Что же подходит именно вам? Способ, который определяет вашу зону роста — тот, который вами наименее освоен. - Если вам регулярно не хватает денег, и вы не в состоянии отложить даже 100 рублей, осваивайте накопление. Считается, что откладывать нужно не менее 10% месячного дохода. |
Ведущий 2 |
- Если у вас на полке скопилось больше денег, чем вы позволяете себе тратить, разрешайте себе тратить. Вероятно, вы не только не разрешаете себе «отпускать» деньги, но и не позволяете себе жить, откладывая эту возможность на более долгий срок. Но не стоит бросаться из крайности в крайность и начинать тратить напропалую. Тратьте на то, что вам действительно нужно. |
Ведущий 1 |
В жизни стоит просто выбрать золотую середину, уравновесить потребность тратить и желание обезопасить себя. (Слайд № 7) В этом помогут знания о планировании доходов и расходов семьи, т.е. семейного бюджета. В переводе с французского бюджет- денежный кошелек |
Ведущий 2 |
(Слайд № 8) Бюджет состоит из доходов и расходов. (Слайд № 9) А каким образом в семье появляются деньги? (доходы…) Что является основным доходом семьи? (ответы - основными видами доходов в семье будут заработная плата, которую получают люди за свой труд в различных организациях, пенсия, которую получают пожилые люди или инвалиды и пособие на детей). (Слайд № 10) Зарплата – основной источник доходов. (Слайд № 11) Следующий источник – это социальные выплаты. Государство может прийти на помощь и поддержать человека социальным пособием. Например, пособие по уходу за ребенком, пособие безработным и другие. Третий источник — доходы от владения собственностью. (Слайд № 12) Четвёртый источник — заёмные средства. Это средства, взятые в долг у знакомых или в банке в виде кредита. Этот вариант позволяет, конечно, реализовать, если на эти цели не хватает собственных средств. Например, необходимо сделать ремонт или купить холодильник вместо сломавшегося. В этом случае человек может пойти в банк и попросить кредит. Однако за пользование заёмными или полученными в долг деньгами придётся заплатить, т. е. вернуть больше, чем было одолжено. Поэтому этим источником дохода надо пользоваться очень аккуратно. Таким образом, чем больше у семьи различных источников дохода и чем сами доходы выше, тем комфортабельнее такая семья может жить. |
Ведущий 1 |
Как вы думаете, что можно сделать, чтобы существенно улучшить материальное положение семьи? (нужно стремиться к получению постоянных доходов) Как мы уже сказали – доходы необходимы для удовлетворения различных потребностей членов семьи. Назовите эти потребности. (Предполагаемый ответ: питание, приобретение различных вещей, услуги). (Слайд № 13) Приобретая всё необходимое для удовлетворения потребностей, у любой семьи появляются расходы. Расходы – это денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи. |
Ведущий 2 |
(Слайд № 14) Все расходы людей делятся на обязательные, желательные и неразумные. Обязательные расходы — это те, без которых обойтись просто невозможно. Нельзя не тратить денег на покупку продуктов питания — без еды человек жить не может. Нельзя не платить за газ, свет и воду, иначе их отключат, и придётся сидеть в тёмной комнате со свечой, а воду таскать из реки или ручья. И наконец, если не платить за квартиру, то на тебя подадут в суд те организации, которые отвечают за обслуживание дома. Немного сократить семейные расходы можно только за счёт желательных покупок. Так называют расходы на те товары или услуги, без которых вообще-то прожить можно. Например, походов в кино, украшений и косметики для девочек и т. д. Но тогда жизнь потеряет много привлекательного и покажется совсем унылой. Недаром существует шутка, что человек может прожить без необходимого, но не может без лишнего! Когда денег не хватает, надо найти в себе силы отказаться от необязательных покупок, иначе нечем будет платить за действительно необходимое. Ну а главный враг семейного благосостояния — расходы лишние. Это то, без чего можно легко обойтись, но что так активно призывают купить различные рекламные объявления по телевидению, радио и в Интернете. И устоять перед такой рекламой многие не могут. |
Ведущий 1 |
Итак, зная, какие бывают доходы и расходы семьи, мы с вами подошли к основному понятию –семейный бюджет. Для чего он нужен? (Слайд № 15) Бюджет – это роспись доходов и расходов за определенный период. (Слайд № 16) Бюджет семьи – это финансовый план семьи, составляющий доходы и расходы семьи за определенный период времени (месяц, год). (Слайд № 17) Составляется он для того, чтобы знать, сколько было доходов и расходов у семьи за определенный срок. В России семья обычно составляет бюджет на месяц. И на основе полученных данных можно делать выводы, экономно ли живет семья. |
Ведущий 2 |
(Слайд № 18) Итак, давайте с вами рассмотрим, какие бывают виды бюджета. На одну чашу весов мы положим доходы, а на другую – расходы семьи. Первый случай, если доходы больше расходов, то такой бюджет называется избыточным (профицитным). А что мы будем делать с излишком денег? (Предполагаемый ответ: положим в банк, в копилку). Действительно, излишек денег отправляют в накопления. Накопления порой делают и намеренно, если хотят получить в будущем дорогостоящую услугу или покупку. Второй случай, если доходы меньше расходов, то такой бюджет называется дефицитным. А что мы будем делать, если нам не хватило денег до зарплаты? (Предполагаемый ответ: возьмем кредит в банке, достанем деньги из копилки). Действительно, если денег не хватает, то их берут в долг или используют предыдущие накопления. Но самое главное, стоит пересмотреть потребности семьи, возможно, следует от чего-то отказаться. Третий случай, если доходы равны расходам, то такой бюджет называется сбалансированным (от слова «баланс», что значит равенство). Как вы считаете – какой вид бюджета более предпочтителен для вас? |
Ведущий 1 |
Динамическая пауза: А сейчас немного разомнемся. Я вам буду называть виды доходов и расходов. Если я называю доходы – вы похлопайте, а если расходы – потопайте. Начинаем. ЗП папы 50 000 рублей. Оплата коммунальных услуг. Плата за обучение дочери. Накопления в банке. Покупка одежды. Оплата мобильной связи. Пенсия бабушки. Похлопайте сами себе! Молодцы, закончили. Мы продолжаем. |
Ведущий 2 |
(Слайд № 19) А сейчас вам предлагается проанализировать бюджеты отдельных семей. Вам представлены семейные бюджеты, проанализировав доходы и расходы которых, определите тип бюджета (профицитный, дефицитный, равновесный). При этом, в течении 2-3 минут подумайте, какие расходы можно сократить. (ребята комментируют свои записи.) Какой у вас получился бюджет? На каких расходах может сэкономить семья Ивановых, Петровых, Сидоровых |
Ведущий 1 |
(Слайд № 20) И так, ребята, мы с вами рассмотрели расходы и доходы среднестатистической семьи. Как думаете, эта семья бедная? Эта семья не бедная, но и не богатая тоже, потому что из расчетов они не испытывают недостатка в чем-то важном и могут оплатить различные расходы. Ребята, мы выяснили с вами, откуда берутся деньги в вашей семье, выяснили и то, на что они тратятся. А все доходы и расходы семьи за месяц и есть семейный бюджет. (Слайд № 21) Если записывать свои расходы из месяца в месяц, то со временем можно достаточно точно представлять, сколько придётся потратить на те же цели в следующем месяце. И ваши записи предстоящих расходов будут совпадать с реальными тратами. И тогда уже не деньги будут править вашей жизнью, а вы — деньгами! |
Ведущий 2 |
(Слайд № 22) При планирован семейного бюджета следует избегать некоторых ошибок: Низкая финансовая грамотность Отсутствие цели Спонтанные покупки Пренебрежение анализом и планированием Нерегулярность др.Путь к благополучию, зажиточности и, возможно, богатству всегда предполагает овладение двумя важнейшими умениями: 1) тратить денег меньше, чем зарабатываешь, т. е. держать под контролем свой бюджет; 2) находить законные способы увеличения своих регулярных доходов. |
Ведущий 1 |
(Слайд № 23) Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги дарят на день рождения, обратите внимание на следующие советы. Советы управления деньгами: 1.Старайтесь планировать бюджет и следовать ему. |
Ведущий 2 |
2. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости. |
Ведущий 1 |
3. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые обычно менее затратные, чем желания. |
Ведущий 2 |
4. Отказываемся от вредной еды и вредных привычек. |
Ведущий 1 |
5. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор. |
Ведущий 2 |
6. Старайтесь не «брать взаймы». Нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги. Удержитесь и от желания жить в кредит. |
Ведущий 1 |
7. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов или приложение на телефон. |
Ведущий 2 |
8. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги своим трудом. |
Ведущий 1 |
(Слайд 24) Таким образом, первыми шагами на пути повышения финансовой грамотности и увеличения своего благосостояния должны стать: Организация собственной домашней бухгалтерии, в которой ведется учет своих доходов и расходов по категориям, планируется и соблюдается свой бюджет. Тренировка навыка принятия осознанных финансовых решений, соблюдение финансовой самодисциплины Ежедневные действия, позволяющие вам увеличивать ваши доходы и уменьшать расходы, не снижая при этом общее качество жизни. |
Ведущий 2 |
Определите свое отношение к управлению деньгами ответив на вопросы теста |
Ведущий 1 |
Результаты 15-35 Испытываются трудности при обращении с деньгами и не до конца понимаются приоритеты по расходам. Деньги никогда не были главным в жизни, и на самом деле не особо задумываетесь о них, исключая обстоятельства, когда деньги заканчиваются раньше, чем заканчивается месяц, или когда выплаты по долгам требуют вашего внимания. Необходимо пересмотреть свои привычки и принципы расходования денег. |
Ведущий 2 |
35-55 В принципе все более или менее в порядке. Иногда, конечно, удивляетесь тому, что не можете аккумулировать часть доходов, но в общем расходы не превышают доходов. Если необходимо, то можно калькулировать сумму расходов очень аккуратно. Скорее всего, были предприняты попытки создать определенные накопления, но не возведено это в законченную систему. Есть над чем поработать. |
Ведущий 1 |
55-75 Полностью контролируются как свои доходы, так и расходы, ну или во всяком случае очень близко к этому. Ваша натура такова, что требуете от себя аккуратности и ответственности при ведении учета. Способность к накоплению потенциально очень велика, и, возможно, уже использован удобный случай для создания накоплений и инвестирования. Наибольшее сомнение – это где хранить и куда разместить сэкономленные средства. |
Ведущий 2 |
Вы проанализировали свои навыки управления деньгами. И помните пожалуйста Деньги – всего лишь инструмент. Они приведут туда, куда вы хотите, но не заменят вас в качестве водителя. |
Спасибо за внимание |
/data/files/o1533570373.pptx (презентация бюджет семьи)
Медведева Татьяна Петровна
Ястребова Элла Ревнеровна