Внеурочное занятие по финансовой грамотности «Бюджет семьи. Доходы и расходы»
Внеурочное занятие по финансовой грамотности.
Учитель начальных классов: Куценко Татьяна Дмитриевна.
Тема: «Бюджет семьи. Доходы и расходы»
Цель занятия: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете.
Задачи:
-Раскрыть содержательную сторону экономических понятий (доходы и расходы) через решение практических задач.
-Развивать экономическую и финансовую грамотность по ведению семейного бюджета.
Планируемые результаты:
Личностные:
проявлять познавательный интерес к новому материалу;
бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Предметные:
умело составлять и распределять бюджет семьи;
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о роли денег в семье и обществе;
Метапредметные:
Регулятивные результаты:
понимание цели своих действий;
составление простых планов с помощью учителя;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителя.
Познавательные результаты:
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные результаты:
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Ключевые слова: деньги, банковская карта, бюджет, семейный бюджет, расходы, доходы.
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ход занятия
I.Оргмомент.
-Если у тебя хорошее настроение, то постарайся сделать так, чтобы у твоего соседа появилась радость на душе и улыбка на устах.
II.Актуализация опорных знаний
-Ребята, сегодня на занятие я принесла вам вот такой предмет.
(Демонстрирую копилку.)
- Что это такое?
- Для чего же нужна эта копилка?
- Ребята, а какие деньги можно положить в копилку?
- Ребята, смотрите, у нас в копилке что-то лежит. Давайте достанем и посмотрим.
- Как можно назвать эти деньги?
- Банкноты. А как называются деньги, которые лежат у нас в копилке?
- Такие деньги называются «наличными».
- В копилке лежит ещё один предмет. ( Учитель вытаскивает карту банковскую)
Как вы думаете, что это?
Для чего она нужна?
Верно. Деньги могут храниться на пластиковой карте.
- Как вы думаете, что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или безналичные (пластиковые карты)?
- А в чем неудобство пластиковой карты?
III.Подведение к теме занятия.
- Ребята, где сейчас ваши родители?
- Подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу?
- А для чего вашей семье нужны деньги?
-Чтобы узнать, зачем же они нам нужны, мы поиграем в одну очень интересную игру. Поиграем?
- Итак, игра «Зачем нам нужны деньги?». Я буду бросать мяч вам по очереди, спрашивая: «Зачем нам нужны деньги?». Вы возвращаете мне мяч и даете ответ.
- Начинаю. Зачем нам нужны деньги?
( Ответы детей)
- Чтобы покупать игрушки;
- Чтобы покупать продукты;
- Чтобы платить за квартиру;
- Чтобы сходить в игровой центр;
-Чтобы заплатить за проезд на транспорте;
-Чтобы покупать подарки.
И т.д.
-Молодцы!
- Ребята, посмотрите на доску. Перед вами ребус, отгадайте зашифрованное слово.
( е т д ж б ю )
Цель нашего занятия: узнать, что такое бюджет, из чего он состоит.
IV.Изучение нового
1)Давайте посмотрим видео-урок, где вы услышите, что такое «бюджет» и из чего он состоит.
(Просмотр фрагмента из видео-урока по теме «Семейный бюджет».)
2) Ознакомление с термином «Бюджет»
- У каждой семьи есть свой семейный бюджет.
(На доску повесить карточку: СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ)
- Как вы думаете, что это такое?
(Дети отвечают)
- Итак, что делают родители, чтобы пополнить бюджет семьи?
- Как называют заработанные ими деньги?
- Да, зарплату люди получают за свой труд.
- А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, которые уже не работают?
- А почему они получают деньги, ведь они же не работают?
- Вот вы, например, сейчас пока ещё тоже не работаете, но за свою хорошую учёбу вы получаете хорошие отметки. После школы пойдёте учиться какой-либо профессии и, если будете с этим хорошо справляться – вам за отличную учёбу будут платить стипендию.
- Кто запомнил, из каких частей состоит семейный бюджет?
(На доску учитель вешает карточку: ДОХОДЫ И РАСХОДЫ).
V.Практическая работа над новым материалом.
1) Изучение термина «доход»
- Давайте поделимся на две семьи. Вы будете семьёй Ивановых. А ваша группа будет семьёй Петровых.
( Учитель выдает каждому маску-ободок на голову с лицом бабушки, дедушки, мамы, папы, сына, дочки)
- Обеим семьям сейчас предстоит рассчитать сумму дохода вашей семьи за месяц.
( Учитель выдает таблицу каждой семье. Вместе они находят общий доход)
Доход семьи Ивановых
Вид дохода. | | |
Зарплата папы | 35 тыс. | |
Зарплата мамы | 30 тыс. | |
Пенсия бабушки | 16 тыс. | |
Пенсия дедушки. | 14 тыс. | |
Стипендия сына | 5 тыс. | |
Общий доход: | ? | |
Доход семьи Петровых.
Вид дохода. | | |
Зарплата папы | 40 тыс. | |
Зарплата мамы | 20 тыс. | |
Пенсия бабушки | 13 тыс. | |
Детское пособие на дочь | 3 тыс. | |
Общий доход: | ? | |
- Кто готов назвать общий доход семьи? Поднимаете руки вверх.
2) Вычисления среднего дохода на одного человека семьи.
- Зная общий доход, можно высчитать, сколько денег приходится на одного человека в семье.
- Решите сейчас между собой, кто пойдет к доске делать вычисления.
У семьи Ивановых общий доход 100 000 руб. в семье 5 человек.
Значит, 100 000 : 5 =
- Вова, решаешь.
У семьи Петровых общий доход 78 000 руб. в семье 4 человека.
Значит, 76 тыс : 4 =
Итог задания:
- Чему сейчас учились?
( Учились вычислять общий доход и находить и находить в среднем доход на одного человека семьи)
VI. Работа по рабочей тетради.
1) Задание № 3
- Каждая семья зарабатывает деньги для того чтобы их на что-то тратить.
Расходы бывают обязательные и необязательные.
На стр.38 выполните, пожалуйста, задание № 3
Задание: Что не относится к обязательным расходам?
(Проверка выполненной работы.)
VII. Физкультминутка. «Фиксики. Помогатор»
2) Работа по рабочей тетради. Задание № 4.
- А в следующем задании вы узнаете, сможет ли семья Красновых купить себе телевизор?
- Читайте внимательно задачу № 4.
- Можно вычисления делать на листочке группой, в паре или индивидуально.
( Дети делают вычисления)
- Кто готов дать верный ответ?
- Получиться купить им телевизор?
VIII.Обобщение.
( Включается звук пришедшей смс )
- Ребята, на наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помочь!»
Срочно нужна помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию. |
Талантливому скрипачу на покупку скрипки. |
Врачу-ветеринару для открытия приюта для бездомных собак. |
Спортсменам лыжникам для поездки на соревнования. |
- Обсудите в своей « семье», согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся людей и прокомментируйте свой выбор.
( Дети обсуждают ситуации.)
- Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили
IX. Рефлексия
Нам осталось подвести итог урока.
- Чем сегодня занимались?
( Дети отвечают: работали по тетради, смотрели видео урок….)
- Продолжите фразы:
Я понял, что……
Я научился….
У меня получилось….
- Ребята, мне очень понравилось с вами работать. Спасибо за дружные семейные отношения, за быстрые вычисления. До следующего занятия.
Панов Егор Игоревич
Гармс Людмила Павловна