Внеклассное мероприятие «Правильное питание — залог здоровья» (1–2 классы)
Тема: « Правильное питание – залог здоровья»
Цель: формировать знания о здоровом и правильном питании;
способствовать воспитанию стремления к здоровому образу жизни.
Задачи:
Закрепить у детей знания о законах здорового питания;
убедить их в необходимости и важности соблюдения режима питания;
учить детей выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального питания.
Развивать у ребят познавательный интерес;
умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
3. Воспитывать негативное отношение к вредным для организма продуктам питания.
Оборудование:
Мультимедийный проектор,
таблички с названием вредных и полезных продуктов,
раздаточный материал (продукты питания),
памятка «Золотые правила питания»;
кроссворд.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада видеть вас на нашем празднике здоровья. Каждому из нас дана только одна удивительная возможность прожить свою жизнь на планете Земля. А как прожить свою жизнь, каждый человек решает по-своему.
Ребята как вы думаете, что нам необходимо, чтобы жить счастливо: бегать, прыгать, играть, заниматься любимым делом? (Нам нужно здоровье.)
-Ребята, к нам в класс пришёл сказочный герой. Сейчас он не может появиться у нас, потому что находится в больнице. Он передал вам письмо и просит совета.
« Здравствуйте, друзья! Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье. Болит голова, в глазах «звездочки», все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню: торт с лимонадом, чипсы, леденцы, зефир и пепси-кола. Это моя любимая еда и поэтому я буду есть её по многу. Наверное, скоро я буду здоров!»
- Вы догадались, кто этот герой? (Карлсон) (на экране)
2.Подготовка к восприятию нового материала (актуализация).
- А вы любите сладкое ?
-Как вы думаете есть ли польза от сладостей ?
-Сможет ли Карлсон выздороветь, если будет только такие продукты ?
-А как мы назовём такие продукты ? (вредные)
-Какие продукты нужно есть больному Карлсону для выздоровления?
-Полезные.
-Догадались? О чем мы будем говорить сегодня? (ответы детей)
- И Карлсону мы поможем советами, как правильно питаться, чтобы ему быстрее выздороветь и всегда оставаться здоровым и полным сил.
Тема нашего занятия «Правильное питание – залог здоровья» (на экране)
Девизом занятия будут слова: (на экране)
Прежде, чем за стол мне сесть,
Я подумаю, что съесть.
3.Основная часть занятия.
а) Полезные продукты.
- В чём один из секретов здоровья, вы узнаете, прослушав стихотворение.
Ученик:
Здоровье – это кладезь.
Его нельзя купить,
Однажды потерявши,
Его не возвратить.
Не одолжить у друга,
Не выиграть в лото,
Ведь без здоровья счастье,
Поверьте, уж не то.
Не порадует работа,
Да и денег не скопить.
Конечно, без здоровья
Трудно людям жить.
Пирамиду питания составили диетологи, сюда они занесли все необходимые продукты, которые нужны организму для правильного роста и развития.
Попробуем помочь Карлсону…
Отгадайте загадки.
"Отгадать легко и быстро:
мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
а бывает подгорелый". (Хлеб)
Бантики, рожки, ракушки.
Мы порой как будто ушки,
Любят взрослые и дети
И колечки, и спагетти.
А добавь в нас тертый сыр –
Будет настоящий пир. (Макароны)
Она здоровье укрепляет
Гемоглобин наш повышает
Любит варку, любит печку
А зовется она…(гречкой.)
1.В основании пирамиды питания - хлеб, зерновые и макаронные изделия
Хлеб, макаронные изделия, крупы содержат до 70% углеводов, ценность которых заключается в том, что расщепляясь, они дают организму энергию, необходимую для правильного развития организма. Углеводы способствуют поддержанию нормального веса и телосложения.
Чтобы узнать какие продукты у нас находятся на 2 ярусе, я предлагаю вам разгадать кроссворд.
На сучках висят шары –
Посинели от жары.
(сливы)
2. Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
(вишня)
3.Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(картофель)
4. Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня ищи.
(капуста)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.
(морковь)
6. На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки.
(земляника)
7. Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(малина)
2. Вторая ступень пирамиды - это фрукты и овощи, ягода.
Овощи, фрукты и ягоды – основные поставщики клетчатки, играющей важную роль в работе нашего желудка, также в них содержится большое количество витаминов. Употребление овощей и фруктов повышает иммунные свойства организма и позволяет противостоять болезням. Витамины - это вещества, необходимые организму человека.
Слово «витамин» придумал американский ученый – биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово «вита» («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин».
Они содержатся в продуктах питания. Без витаминов человек болеет. Вы часто наблюдали за собой, что весной у вас появляется сонливость, плохое настроение, трескаются губы, кожа становится сухой – все это последствия нехватки витаминов
Многие овощи и фрукты имеют лечебное действие и с успехом применяются в лечебных диетах. Овощи и фрукты полезней употреблять в свежем виде.
Какие продукты находятся на следующей ступени пирамиды
- Вы узнаете, вспомним литературные произведения и произведения устного народного творчества! В сказках, пословицах, поговорках часто упоминаются названия продуктов, встречающихся на столе. Послушайте отрывки из нескольких сказок, назовите их, а потом мы назовем продукты, о которых идет речь в этих произведениях:
“Увидел Емеля в проруби щуку, изловчился и ухватил щуку в руку. – Вот уха будет сладка!” (“По щучьему веленью”).
“Наварила каши, размазала по тарелке, потчует журавля... (“Лиса и журавль”)
“Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит”. (“Сказка о попе и о работнике его Балде”).
“–Поешь моего простого киселька с молочком! – У моего батюшки и сливочки не едятся...” (“Гуси-лебеди”).
“Я, Колобок, Колобок, на сметане мешен да в масле жарен...” (“Колобок”).
“И я там был, мед пил...” (Концовка многих сказок).
– Какие же продукты упоминаются в этих отрывках.
3. Третья ступень пирамиды – это молоко, мясо, рыба, птица.
Мясо, рыба - это животный белок. Животные белки — это основа нормальной работы организма. Растительные и животные белки особенно необходимы детям — их организм растет, создаются новые клетки, а значит, им необходим строительный материал. Животные белки необходимы организму не только для строительства клеток, но и для выработки ряда гормонов и многих других важных процессов.
Молоко является сбалансированным продуктом, обеспечивая организм ребенка практически всем необходимым. В молоке и молочных продуктах содержится большое количество кальция, который является полезным для укрепления костей.
Ученик читает стихотворение:
С детства пью я молоко,
В нём и сила, и тепло!
Ведь оно волшебное,
Доброе, полезное!
С ним расту я по часам
И совет хороший дам-
Вместо пепси, лимонада
Молоко пить чаще надо!
Молоко всем помогает:
Зубы, дёсны укрепляет!
Чувствуешь себя легко,
Если пьёшь ты молоко!
Что находится на вершине пирамиды здорового питания вы узнаете, разгадав ребусы:
- Соль
Масло
Как мало им отводится места! Так же мало, их должно быть и в нашем рационе. Действительно, излишнее потребление соли приводит порой к целому ряду болезней. Нарушение обмена веществ, болезни почек.
Любители сахара получают нарушение обмена веществ, диабет, ожирение, мигрень и кариес - жир и масла дают огромную энергию, необходимую организму, но жирные продукты нужно употреблять в малых количествах, иначе это может привести к ожирению. Итак, ребята, посмотрите на пирамиду какое разнообразие продуктов. Какой вывод можем сделать?
Вывод: Питание должно быть разнообразным.
Физкультминутка. Игра «Вершки и корешки».
Если мы едим подземные части продуктов, то надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх.
(Картофель, перец, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква, редиска, укроп, капуста)
б) Полезные напитки.
- Помимо правильной, здоровой пищи человеку необходимо достаточное питьё. Школьник в среднем теряет за день 2 литра воды, поэтому в течение дня важно восполнить эту потерю, выпивая от 4 до 8 стаканов жидкости.
(На доске вывешены пустые коробки бутылки из-под различных напитков(нарисованные.).
- Какими напитками вы утоляете жажду?
-Со своим соседом по парте разделите напитки на полезные и вредные для здоровья.
-Правильность такого деления напитков на вредные и полезные вы проверите, прослушав стихотворение.
Ученик читает стихотворение:
Он бывает всех цветов,
В нём витаминов куча.
Я пить его всегда готов,
Ведь нет напитка лучше.
Он морковный и томатный
И на вкус всегда приятный.
Чтоб здоровым стать ты смог,
Пей скорей фруктовый … (сок).
- К вредным или полезным напиткам мы отнесём сок? (Ответы детей.)
- Теперь узнаем о свойствах ещё одного напитка.
Ученик читает стихотворение:
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы новые даёт
И друзей за стол зовёт.
- В какую группу определим мы чай? (Ответы детей.)
- Послушайте ещё.
Ученик читает стихотворение:
Минеральная вода
Для здоровья нам нужна.
Омывает, укрепляет
И желудок очищает,
Минералами питает,
Быть активным помогает.
- К какой группе относится минеральная вода? (Ответы детей.)
-Ребята, а как вы думаете можно ли пить напитки из одной и той же посуды всем? Ответы детей
- Важно помнить, что нельзя нескольким людям пить из одной посуды, потому что можно заразиться инфекционными болезнями.
- У нас остались продукты, которые вредны для нашего организма:
Кока-кола, чипсов пачка
Наш желудок разрушают.
Быть здоровым нам мешают
Фанта, пепси и жвачка.
Знаете ли вы, что в состав газированных напитков входят различные консерванты, ароматизаторы и красители, которые неблагоприятно влияют на желудочно-кишечный тракт школьников. Сахар, в большом количестве присутствующий в Коле, Фанте и других газированных напитках, способствует развитию кариеса.
- Что нужно делать с такими напитками? (ответы детей)
- Итак, какой совет номер два мы можем дать нашему больному?
( Пить нужно только полезные напитки, из индивидуальной посуды, вредные напитки наносят нашему здоровью ущерб).
В) Памятка
Вспомнив все известные вам правила питания, мы составим коллективную памятку “Золотые правила питания”:
– Перед едой мой руки с мылом.
– Фрукты и овощи надо хорошо мыть.
– Во время еды не разговаривай и не читай.
– Ешь небольшими кусочками, тщательно пережёвывай с закрытым ртом, не спешите глотать.
– Не переедай! Ешь в меру.
– Ешьте в одно и тоже время простую, свежеприготовленную пищу.
4. Рефлексия
- Что мы выяснили на этом занятии? Продолжите:
Я понял …
Я хочу …
Я не буду …
- Прочитайте и закончите предложения:
«Чтобы быть здоровым, нужно...».
- Сегодня на занятии я узнал(а)…
5. Подведение итогов
Учитель читает стихотворение:
Главное в жизни - это здоровье.
С детства попробуйте это понять.
Главная ценность- это здоровье!
Его не купить, но легко потерять.
Наши болезни расскажут потом,
Как мы живём и что мы жуём.
Спортом тело своё укрепляйте!
Пищу полезную употребляйте!
Сегодня мы поговорили только об одной части ЗОЖ – правильном питании. И я хочу сказать, что быть здоровым может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Заботиться о своём здоровье нужно всегда. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а лицо излучает улыбка.
Я желаю вам ребята
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Я открыла вам секреты
Как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы
И легко вам будет жить.
Использованные источники:
1.Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
2. А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская « Дидактические игры на уроках».
3. Журнал « Начальная школа» №5 1991г.
4. Иллюстративный материал: дидактическая игра (Разноцветные кастрюли).
5. Лариса Шуфтайкина, «Питание школьников – здоровое питание», http://kedem.ru/, 2011г.
6. «Основы здорового питания», http://www.uvelka.ru/, 2012 г.
7. http://lana-web.ru/zdorovie/pravila_zdorovogo_pitania.html 10 правил здорового и сбалансированного питания.