Внеклассное занятие на тему «Память о Холокосте - путь к толерантности»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа №12» г. Магнитогорска
«Память о Холокосте – путь к толерантности».
Номинация: Методическая разработка учебного занятия по теме:
«Жизнь и борьба евреев гетто в годы Холокоста»
Работу выполнила:
Гусева Анна Владимировна
учитель истории и обществознания
(высшая категория)
2018-2019 уч. год
Пояснительная записка.
К сожалению, современный мир полон событий, которые являются ярким проявлением не толерантного поведения, доходящего до геноцида. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости, порой превращаемой в государственную политику, важно помнить к чему это может привести в итоге.
В современном российском обществе молодое поколение мало что знает про Холокост. Кроме того, в последнее время все активнее насаждается идея, согласно которой Холокост как явление не существовал в том виде, в каком его описывает общепринятая историография. В своей теории заговора отрицатели Холокоста выдвигают тезисы о массовых подделках, масштабных фальсификациях и сокрытии фактов в пользу евреев. Это огромная беда, если люди забыли о таких трагедиях, как: «Хрустальная ночь»; создание еврейских гетто в Польше, Прибалтике, Украине; Бабий Яр; массовые депортации евреев Западной и Центральной Европы в лагеря смерти: Освенцим, Майданек, Бухенвальд…
Возможно, поэтому в России и странах Европы продолжается рост экстремистских настроений, все больше молодежь включается в националистические движения…
Прошлое повторяется в настоящем, если мы о нём забываем.
Пока мы помним о том, что вынес еврейский народ и весь мир из страшного опыта Холокоста, не может быть геноцида и рабства. Молодежь, студенты, школьники должны помнить, не забывать страшные уроки истории. Они наше будущее, им жить, строить мир в XXI веке. Мы - взрослые должны сделать все, чтобы страшные события не повторились ни с одним народом, мы должны научить их быть добрее к ближним, терпимее относиться к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, уважать, принимать и правильно понимать другую культуру, не быть равнодушными и безразличными к чужой беде и горю.
Еще одной проблемой является мнение о том, что евреи не сопротивлялись фашистским захватчикам – это ложь. В опровержение данного мнения и служит созданный урок, который основан на неопровержимых исторических фактах "Противостояния" (сопротивления) евреев намерениям нацистских властей в годы Второй Мировой войны. Знакомство с данным вопросом, на мой взгляд, актуально, необходимо для современных школьников, по причине восприятия полной объективной картины темы «Холокост». Мне кажется, что рассмотрение темы важно для современного школьника, потому что это позволяет трактовать тему Холокоста не только как попытку тотального уничтожения целого народа, но и как пример нравственного самоспасения обреченных на смерть людей. Таким образом, в этой обширной теме можно педагогическими средствами расставить те акценты, которые будут способствовать формированию высокой морали у современной молодежи.
Тема «Холокоста» сложная, тяжелая для восприятия, поэтому данный урок рекомендую проводить для учащихся 9, 10, 11 классов и старше.
Урок предлагаю включить в тематику изучения событий Второй Мировой войны по Всеобщей истории, истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Урок требует определенной предварительной подготовки от учителя и группы учащихся, которые будут ему помогать. Чем ответственнее учитель подойдет к подготовке урока, тем более интересным, содержательным, творческим, запоминающимся и познавательным он получится. В подготовке к данному уроку рекомендую привлечь творчески-активных и ответственных учеников. Если разделить подготовку материала урока между учениками, то роль учителя может быть минимальна, как и требует урок ФГОС.
К плану урока прилагается презентация. Каждый слайд работает автоматически, переход по щелчку мыши следует осуществлять при смене слайдов. На слайды №11-16 наложена музыка «Грустная скрипка» для усиления эффекта от восприятия фотографий.
Общая характеристика урока.
Школа | МОУ «СОШ №12» г. Магнитогорска |
Тема урока | «Жизнь и борьба евреев гетто в годы Холокоста» |
Класс | 9,10,11 |
ФИО учителя /ОУ | Гусева Анна Владимировна |
Время урока | 90 мин. |
Тип урока | Открытие нового знания |
Цель урока/задачи урока | Цель: Познакомить учащихся с сущностью понятия Сопротивление евреев и его формы в годы Холокоста; разъяснить сущность антисемитизма как проявления не толерантного отношения к людям иной национальности, его опасности для судеб цивилизации. Задачи: - осветить историю еврейского Движения Сопротивления в годы Холокоста; - установить сущность еврейского Сопротивления; - обобщить разные формы борьбы Движения Сопротивления и показать его значение. |
Формируемые УУД | Предметные: - Понимать и применять понятия «Холокост», «толерантность», «Сопротивление»; - формировать умения находить причинно-следственные связи, делать выводы и анализ материала по указанной теме; -развивать знания учащихся по теме «Сопротивление евреев в годы Холокоста»; - формирование у учащихся интереса к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войн; - усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в современном мире. Метапредметные: 1.Коммуникативные: формирование навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений, основанных на моральных ценностях гражданского общества, стимулирование и активизация поисковой, научно-исследовательской и творческой деятельности школьников по теме. 2. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. 3.Познавательные: анализировать материал, сравнивать и обобщать факты и явления, критически оценивать материал. 4. Личностные: формирование мотивированности и направленности ученика на активное и созидательное участие в общественной жизни, его заинтересованности не только в личном успехе, но и в благополучном развитии различных сторон жизни общества, развивать ответственность за свои решения. |
Оборудование: | Компьютер, экран, проектор |
План урока | Работа с основными понятиями темы: Холокост, гетто, сопротивление. Предпосылки создания гетто фашистами. Формы сопротивления евреев в гетто. Наиболее известные восстания в еврейских гетто. Варшавское гетто - сопротивление обреченных. |
Основные понятия темы | Холокост, гетто, сопротивление евреев. |
Проблемные вопросы урока | Каковы особенности политики нацистов по отношению к евреям? Что подталкивало униженный еврейский народ в гетто на заранее обреченное сопротивление против фашистского режима? Необходимо ли, на ваш взгляд, изучать историю фашистских преступлений против человечества в годы второй мировой войны? Почему? |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, эвристический, творческий. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная |
Ход урока.
Организационный момент (1 мин).
Мотивационно - целевой этап (5 мин).
№ слайда | Учитель | Ученик |
2-4 | Раздает листочки с текстом из Приложения 1 «Свидетельства участников и очевидцев восстания», не называя подзаголовок, тексты выводятся на экран. Как вы думаете, что это за высказывания, изречения? К чему их можно отнести? О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Создает условия у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет формулировку и постановку темы, целей урока. Обозначает круг вопросов, которые будут затронуты при изучении темы. План урока: Работа с основными понятиями темы: Холокост, геноцид, гетто, сопротивление. Предпосылки создания гетто фашистами. Формы сопротивления евреев в гетто. Наиболее известные восстания в еврейских гетто. Варшавское гетто - сопротивление обреченных. | Слушают, обсуждают, отвечают на вопрос и формулируют тему урока, цели. |
Проблемный вопрос урока (1 мин) Слайд №5
1. Что подталкивало униженный еврейский народ в гетто на заранее обреченное сопротивление против фашистского режима?
2. Необходимо ли, на ваш взгляд, изучать историю фашистских преступлений против человечества в годы второй мировой войны? Почему?
Введение в новый материал (2-3 мин) Слайд №6
Стихотворение читают учащиеся возле доски – 2 человека:
Бабочка.
Я никогда такой еще не видел,
И больше не увижу никогда.
Она была столь яркой, светлой, желтой,
Как солнышка застывшая слеза.
И к солнцу поднималась выше, выше,
Легко взлетала в неба синеву.
Зачем? Я знаю, что она хотела
Послать всем нам прощальный поцелуй.
Уж семь недель я заперт в этой клетке,
Я заперт в гетто – нет пути домой.
Но даже здесь нашел я, вы поверьте,
То, что дает мне радость и покой.
Мне одуванчик шлет свои пушинки,
Каштана ветка гладит по щеке.
Но бабочки здесь больше не летают.
Нет больше в гетто бабочек теперь.
Павел Фридман, 1942г.
- О чем это стихотворение?
- Почему автор дал ему такое название?
Работа по теме урока.
№ слайда | Учитель | Ученик (микро-сообщения) |
7 8 9 10 | Что такое «Холокост»? Что такое геноцид? Что такое гетто? Что такое сопротивление евреев? | «Холокост» – греческое слово, оно имеет следующие значения: «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение». Когда люди произносят слово «холокост», они имеют в виду политику нацистской Германии и ее союзников по преследованию и уничтожению 6 млн. евреев в 1933 - 1945 гг. Синоним слова холокост – «Шоа» – в переводе с иврита означает бедствие, катастрофа. Геноцид – это действия, совершаемые с намерением полностью или частично уничтожить какую-либо национальную, этническую или религиозную группу, как таковую. Проявление геноцида: * убийство членов такой группы; * причинение серьёзных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; * предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение её; * меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; * насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую. Это районы крупных городов, где проживают этнические меньшинства, добровольно либо принудительно, в более или менее жёстких условиях. Выход из гетто без разрешения поначалу наказывался тюремным заключением, позже – смертной казнью. Продовольственная норма для евреев гетто равнялась 184 калориям. Тогда как среднесуточная норма для каждого из нас составляет около 3500 калорий. Официально установленные продовольственные нормы для гетто были рассчитаны на гибель жителей от голода. По всей Прибалтике, Польше, Украине, Белоруссии, почти возле каждого небольшого города, возле многих деревень находятся т. н. «ямы» — естественные овраги, куда сгоняли и расстреливали мужчин, женщин, детей. Схема была такая, немецкие войска захватывают населенный пункт, выясняют, кто из проживающих в нем – еврей или коммунист, после чего выводят их на место казни. Фашисты определяли евреев по разному: Одних – по внешнему виду, других закладывали соседи. Многих физически крепких мужчин из гетто отправляли в трудовые немецкие лагеря, остальных – в лагеря смерти. Сопротивление в период Холокоста — организованное или спонтанное противостояние евреев политике нацистов, их союзников и коллаборационистов по преследованию и уничтожению евреев в период с 1933 по 1945 годы. |
(слайды с № 11-16 ) Просмотр фотоархива гетто под музыку
№ слайда | Учитель | Ученик (микро-сообщения) |
17 | Для чего немецким властям нужно было создавать гетто для всех евреев Европы? Немецкие власти приводили различные доводы в пользу создания гетто: чтобы бороться со спекуляцией; чтобы положить конец распространению пораженческих политических слухов; чтобы ограничить распространение заразных болезней, источником которых являются евреи, и даже, чтобы охранять евреев от враждебности местного населения. Все эти утверждения были безосновательными. | Предпосылки создания гетто фашистами. На самом деле у евреев оккупированных стран не было ни малейшей возможности нанести Германии экономический ущерб. Наоборот, существование гетто помогало развитию подпольной экономики, поскольку возникла контрабандная торговля продуктами и товарами между гетто и внешним миром. Что касается проблемы заразных болезней, которые возникали среди евреев в результате тяжелых условий жизни при оккупационном режиме, то закрытое гетто вовсе не являлось способом их уничтожения или локализации, а наоборот, приводило еще к большему их распространению. Таким образом, понятно, что настоящей целью властей было изолировать евреев от окружающего населения, исходя из идеологических и бюрократических намерений. Гетто было еще одним этапом антиеврейской политики, последовательно развивавшейся с начала войны. С созданием гетто расистская теория стала реальностью: евреи, которым нацистская концепция не отводила места в человеческом обществе, действительно были от него изолированы. Это был подготовительный план уничтожения еврейского народа. Именно тогда впервые упоминается термин «окончательное решение» Первое гетто было создано в октябре 1939 года. Время и сроки создания гетто были различными, их появление необходимо рассматривать как продолжительный процесс. С первых дней войны на оккупированных территориях многих стран фашисты начали создавать в городах и местечках гетто - изолированные части города, отведенные для проживания евреев. Гетто являлись частью оккупационного режима, политики расизма и геноцида. Из гетто было удобней вести на казнь, в гетто легче контролировались все слои населения, в гетто производилось отделение способных к сопротивлению от беспомощных детей и стариков. Каждое гетто ограждалось и охранялось по-своему: либо ограждение колючей проволокой, либо кирпичной стеной или глухим деревянным забором. Вокруг гетто устанавливались особые десятиметровые зоны, в которых сносились все объекты и запрещались строительство, складирование товаров, посадка деревьев и кустарников. Вход и выход из гетто могли быть осуществлены только через один или несколько пропускных пунктов, которые охранялись с внешней и внутренней стороны полицейскими. |
Стихотворение читают учащиеся возле доски – 2 человека:
Гетто.
Здесь не услышать больше песен,
дарящих всем тепло и свет.
Мир гетто страшен, темен, тесен,
и чудо-скрипки больше нет.
Исчезли звуки, краски, лица.
Огонь души ушел вослед,
и чуду больше не родиться:
ведь чудо-скрипки больше нет.
Что слезы? Нет к ним больше веры.
Слова – что пыль на ветерке.
К закату солнце стало серым
И вдруг погасло вдалеке.
По гетто бродят привиденья,
забыв слова: цветы, любовь.
И кровь повсюду на каменьях
не понимает слова : кровь.
Кровь на камнях взывает к мщенью,
а слово снова - флаг и честь.
Никто не будет больше тенью,
а тем - кем был, и тем - кто есть.
№ слайда | Учитель | Ученик (микро-сообщения) |
18 | В листовке «Еврейской боевой организации», созданной незадолго до восстания в гетто в Варшаве в январе 1943 года говорилось: «Мы не обретем свободы, покорно идя на смерть, как овцы на закланье. Наша свобода в другом: - в борьбе! У тех, кто сражается, есть надежда на спасение! А те, кто с самого начала отказывается от права защищаться, - обречены. Опомнитесь и сражайтесь! Ведь и мы были рождены, чтобы жить! И мы имеем право на жизнь! Народ должен отстоять это право с оружием в руках!». Приложение №2 Схема «Формы сопротивления» | Формы сопротивления евреев в гетто. Пассивными формами сопротивления были любые ненасильственные действия, которые содействовали выживанию евреев, вопреки планам нацистов. В частности, для противодействия планам массового умерщвления запертых в гетто евреев с помощью голода и болезней, в гетто нелегально доставлялись еда и медикаменты, поддерживалось насколько это возможно личная гигиена, создавались медицинские службы. Другой формой сопротивления было самопожертвование. Например, когда в Даугавпилсе нацисты объявили что если не будет двух добровольцев для немедленной казни, то расстреляны будут все евреи, то двое раввинов сразу вышли вперед. В ряде случаев евреи чтобы не попасть в руки палачей кончали жизнь самоубийством. С самого начала оккупации евреи вынуждены были вести ежедневную борьбу за выживание. В условиях, когда паёк узников не обеспечивал уровня физического выживания, важной задачей было добывание продуктов питания и нелегальная доставка их в гетто. Несмотря на требования немецких властей сообщать о каждом случае инфекционных заболеваний и запрет на беременность и роды, врачи замалчивали эту информацию, укрывая больных, рожениц и «незаконных» младенцев, несмотря на угрозу суровых наказаний. Важной частью жизни в гетто было культурное и духовное сопротивление, например, подпольные школы, совершение религиозных обрядов, тайком велись занятия в йешивах, где изучали Тору. Культурная жизнь в гетто была многоликой: клубы, литературные кружки, хоры, вечера декламации. Были созданы даже театры и оркестры. В Варшавском гетто существовали 4 театра. В Виленском гетто был создан музей, где выставлялись работы местных художников. На польском, идише и иврите появлялись потрясающие по силе стихи. Книги стали предметом особой заботы, поскольку немцы запретили продажу книг и деятельность общественных библиотек. Вопреки запретам работали тайные библиотеки; подпольно выходили газеты, брошюры и разного рода публикации. Религиозная жизнь в гетто не прекращалась, хотя нередко протекала втайне, как, например, молитвы и занятия Торой. В большинстве гетто субботы и праздники были рабочими днями, но евреи старались, по мере возможности, соблюдать заповеди и отмечать праздники. Кроме побегов для попыток спасения от облав и акций уничтожения использовались специально построенные укрытия. Бункеры также использовались еврейскими подпольщиками для хранения оружия и других запасов. Активное сопротивление. Из активных форм сопротивления существовали: подготовка и организация побегов из гетто и концлагерей, переправка евреев в нейтральные страны, вооружённые восстания в гетто и концлагерях, участие в партизанской борьбе, диверсии и саботаж на немецких предприятиях. Во многих гетто были созданы подпольные организации. Подпольщики публиковали антинацистские листовки, слушали радио союзников и распространяли эту информацию, добывали оружие и медикаменты, проводили диверсии и акции саботажа, переправляли узников в партизанские отряды. Обычно восстание в гетто было приурочено к очередной акции уничтожения или депортации в лагеря смерти. Самым известным и продолжительным стало восстание в Варшавском гетто, которое продолжалось целый месяц. Немцам пришлось применить против восставших танки, артиллерию и авиацию. Восстания узников концлагерей были редкими, так как условия содержания были самые тяжёлые и возможности добыть оружие почти не было. Единственное успешное за всю историю войны восстание в лагере смерти произошло на территории оккупированной Польши — в Собиборе. |
№ слайда | Учитель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Восстания в еврейских гетто — акции открытого вооружённого сопротивления нацистам в гетто оккупированных стран Европы и СССР в период Второй мировой войны. Всего таких восстаний было несколько десятков. Только на оккупированной территории СССР в 1942-43 годах произошли около 20 восстаний в гетто.
|
№ слайда | Ученик |
20 | «Если я обречен, то обречен не только на смерть, но обречен и на сопротивление до самой смерти». Ф.Кафка. Еврейский народ был не только жертвой фашистов, но и активным участником борьбы с ним. Восстание в Варшавском гетто (Польша) – тому доказательство.
Пятьсот тысяч человек — все «неарийское» население польской столицы и десятки тысяч семей из провинции — были загнаны на территорию в 307 гектаров и не смели покидать ее под страхом смерти. Наказание грозило и немцам, которые решались проникнуть в гетто без разрешения властей. Гетто было карантинной зоной. Я познакомилась с фотографиями того времени на страницах Интернет-сайтов, они вызвали чувство негодования и ужаса. Грязные улицы гетто, переполнены людьми, некоторые сидят прямо на тротуаре, на обочине проезжей части, другие, сильно исхудавшие, при смерти лежат тут же, среди них дети. Вдоль домов большое количество нищих, которые просят милостыню, торговцы продают все, что можно, спешат рабочие и служащие, люди неопределенных занятий просто позирую фотографу. Худоба – этот признак «отличительная черта» всех жителей варшавского гетто. Худоба болезненная по причине плохого питания, нехватки витаминов, воздуха, чрезмерных забот, дум о предстоящих бедах. Читаю сноску: «В гетто были установлены продовольственные нормы, которые были рассчитаны на гибель жителей от голода». Замечаю и другой ярко выраженный признак сфотографированных людей гетто - резко очерченные глазные впадины (глазами не могу их назвать) выражают испуг, беспокойство и в тоже время безучастность. Так смотрит затравленный зверь, который живет в клетке, судьба его незавидна и предрешена хозяином. В наглухо запертых стенах гетто, как в клетке, нацисты хотели довести евреев до крайней степени физического и духовного истощения. Жизнь варшавских евреев становилась с каждым днем все тяжелее, их численность все более уменьшалась. Люди умирали от голода и болезней. Напряжение нарастало. В феврале 1943 года Гиммлер распорядился полностью ликвидировать Варшавское гетто. Ликвидация должна осуществиться за три дня (с 19-21 апреля 1943г.). План фашистского командования был сорван неожиданным сопротивлением местных повстанцев. Подпольщики оборудовали огневые точки, расставили против врага самодельные мины, заняли в квартирах домов более выгодные боевые позиции. Первое столкновение закончилось отступлением врага и сменой руководителя операции. Увеличив свою численность и вооружение, фашисты вновь пришли на территорию гетто при поддержке бронетехники и артиллерии, подразделений СС и вермахта, отрядов военной полиции - всего более двух тысяч человек. Благодаря подавляющему превосходству в огневой мощи, они смогли заставить восставших отступить с укреплённых позиций. После чего командующий операцией – Штрооп перешел к тактике выжженной земли, немцы стали поджигать один дом за другим на территории гетто. Начались пожары. Над домами поднялись серые тучи дыма, нечем было дышать, всполохи огня освещали город ночью, было светло как днём. Заживо горели тысячи людей, многие не могли терпеть боль от ожогов и кончали жизнь самоубийством, выбрасываясь из окон, другие задыхались без воздуха в помещениях и на улицах, уходили под землю в заранее прорытые лабиринты, где фашисты, блокируя входы и выходы, травили несчастных газом. Статистика тех лет говорит о том, что к 27 апреля в огне находилось двадцать улиц из двадцати шести. Оборона гетто распадалась на все менее значительные очаги сопротивления, совершенно не связанные друг с другом. Силы быстро иссякали. Евреи, окруженные врагом, не раз бросались на него с оружием, швыряли гранаты, женщины стреляли из пистолетов, вытащенных из-под платья. Силы были неравными. У восставших оставались лишь револьверы и несколько винтовок, один-единственный пулемет и очень мало патронов. После расстрела фашистами лидеров восставших, сопротивление резко пошло на убыль и к 8 мая сошло на нет. После подавления восстания Штрооп отослал в Берлин отчёт под названием "Еврейского квартала в Варшаве больше не существует". Отчёт сопровождался многочисленными фотографиями, которые были сделаны для "благодарных потомков". Около 13 тысяч человек погибло при подавлении восстания, много было расстреляно немцами при взятии в плен, не меньше погибли в огне или задохнулись от дыма, территорию гетто практически сравняли с землей. Я рассказала о людях, которые выбрали храбрый путь к смерти. Так получилось, что они боролись не за победу, а за то, чтобы умереть достойно. Смелое сопротивление евреев гетто – это проявление их бесстрашия, отваги. Они, понимая, предвидя исход восстания не в свою пользу, бросились на защиту своей национальной чести и смогли сопротивляться более месяца. Будучи угнетенными и униженными, варшавские евреи не встали на колени перед врагом, а погибли с гордо поднятой головой. Варшавское гетто - это символ борьбы и пример истинного мужества в сопротивлении фашистским захватчикам. Именно потому, что это событие стало одним из первых актов массовой борьбы гражданского населения против немецких оккупантов, оно занимает такое заметное место в истории вообще и в еврейской истории в частности. |
Слайд № 21 Ученики делятся на группы и готовят ответ на вопросы урока. 1 человек от группы презентует ответ.
Каковы особенности политики нацистов по отношению к евреям?
Что подталкивало униженный еврейский народ в гетто на заранее обреченное сопротивление против фашистского режима?
(Из ответов следует, что целями восставших было:
– развеять иллюзии и открыто объяснить людям, что их близких, посланных как бы « на работы на восток »или в трудовые лагеря, больше нет в живых и что немцы окончательно решили уничтожить еврейский народ;
– отомстить нацистским убийцам и доказать немцам, что евреи умеют воевать;
– Восстания проявили духовную и идейную мощь еврейской молодежи. Эти молодые люди знали, что шансы устоять перед немцами близки к нулю, что смерть близка, и несмотря ни на что, решили защитить еврейскую честь и самим решить хотя бы, какой смертью умереть).
3.Необходимо ли, на ваш взгляд, изучать историю фашистских преступлений против человечества в годы второй мировой войны? Почему?
(Из ответов следует: - Изучение таких явлений как Холокост, поможет лучше понять опасность ориентации общественного сознания на предрассудки и стереотипы, распространенные в любом обществе.
- История Холокоста предостерегает об опасности молчаливого согласия, апатии перед лицом любого вида угнетения и унижения человеческой личности.
- Мы должны понять, что мир вступил сегодня в такую полосу, когда не осуществленное или погубленное сегодня завтра не вернется никогда. Метод проб и ошибок должен уйти в прошлое навсегда.
- Мир Холокоста нужно воспринимать не только как память о евреях, погибших во время войны, но и как предупреждение тем, кто сегодня пытается реализовать идеи и практику геноцида в разных частях света.
Изучение страшного прошлого – это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека.)
Подведение итогов урока.
№ слайда | Учитель | Ученик |
22 | Действительно, Катастрофа – Холокост стоит особняком в ряду всех бед, обрушившихся на захваченную немцами Европу, так выделяется и еврейское движение сопротивления. Оно заметно проигрывало на фоне всеобщего сопротивления: у евреев не было ни оружия, ни военной выучки, ни тайных укрытий или возможности прятаться среди местного населения, ни постоянной связи с заграницей, где находилось бы правительство в изгнании. Объективно говоря, не было никаких условий для его существования. Но оно все же было создано и внесло свой вклад в вооруженную борьбу. Евреи оказывали нацистам сопротивление. Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями. (И. Бауэр) | «Эхо Холокоста». Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках. Шесть миллионов – и каждый в отдельности. Это – память, противящаяся забвению. Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство. Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ. Вот что означает ХОЛОКОСТ. Михаил Гефтер, |
Рефлексия Слайд 23
Закончи предложение:
Холокост - не просто страница еврейской истории, это трагедия…
роки этой катастрофы не должны забываться, потому что …
Этот урок заставил поразмышлять меня о …
Самым трудным для понимания стало…
Домашнее задание Слайд 24 .
Темы для ЭССЕ:
1. Гетто: история создания.
2. Повседневная жизнь в гетто глазами его жителей.
3. Герои восстания в Варшавском гетто.
4. Значение восстания в варшавском гетто.
5. Дети – жители и жертвы гетто.
6. Гетто в литературе. Искусстве, кинематографе
Литература.
1)Альтман И. Международный конкурс "Память о Холокосте - путь к толерантности" // Народное образование. – 2005. - N 4. - С. 131-132.
2)Ветте В. Война на уничтожение : вермахт и холокост // Новая и новейшая история. – 1999. - N 3. - С. 72-79.
3)Вьевьорка М. Соблазн антисемитизма. Ненависть к евреям в современной Франции // Диаспоры. - 2007. - N 3. - С. 140-190.
4)Неймарк Н. М. Пламя ненависти : этнические чистки в Европе XX века / Н. М. Неймарк. – М. : СПб. : АИРО-ХХ : Дмитрий Буланин , 2005. - 309 с.
Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2303050-КХ
5)Уроки холокоста // Наша власть : дела и лица. - 2010. - N 1/2. - С. 76-77.
Интернет-источники.
http://www.holocf.ru/
http://jhistory.nfurman.com/shoa/hfond.htm
http://jhistory.nfurman.com/lessons10.htm
http://www.urokiistorii.ru/learning/method/2009/15/sait-o-kholokoste
http://ru.wikipedia.org/wiki/Холокост
http://www.hram-feodosy.kiev.ua/article/4/6/311/2
http://www.holocaust-education.net/explore.asp?langid=3&submenu=200
Коллекция фотографий времён Холокоста -http://www.vilnaghetto.com/gallery/albums.php
История Еврейского Народа. Холокост -http://www.megapolis.org/israel/ind146.html
Цундел Эрнст. Шесть миллионов - потеряны и найдены
http://holosite.ucoz.ru/index/kholokost_na_ukraine/0-14
Варшавское гетто в фотографиях https://4tololo.ru/content/4504
Приложение 1
Свидетельства участников и очевидцев восстания.
Свидетельство Цивьи Любеткин в книге «Восстание в Варшавском гетто» Михаэля Борвица:
«Так пало около сотни повстанцев и среди них Мордехай Анелевич, самый лучший, самый мудрый, самый благородный из всех, сохранявший в самые страшные моменты спокойствие и улыбку».
Из письма Мордехая Анелевича своему заместителю Ицхаку Цукерману, который находился вне гетто:
То, что мы пережили, превзошло самые смелые наши надежды... Главное — осуществилась мечта моей жизни: я дожил до того дня, когда евреи гетто встали на свою защиту и повели борьбу во всём её величии и славе.
Один из повстанцев Ария Вильнер писал:
Мы не собираемся спасать себя. Из нас никто не выживет. Мы хотим спасти честь народа.
В чудом уцелевшем завещании узника Варшавского гетто Йосефа Раковера, составленном 28 апреля 1943 года.
Варшавское гетто погибает с боем, с выстрелами, в пламени, но без воплей. Евреи не кричат от ужаса…
Ицхак Арад, директор израильского Музея Катастрофы и героизма «Яд Вашем» в 1972-1993 годах, в 15 лет бежавший из литовского гетто, в 16 — ставший партизаном в белорусских лесах, а после войны — генералом Армии обороны Израиля, писал:
«Люди должны знать. Мы не шли на смерть покорно и безропотно. Мы оборонялись как могли. Часто голыми руками и почти всегда без чьей-либо помощи».
Шолом Холявский, один из руководителей восстания в Несвижском гетто и участник партизанского движения, писал:
«Я не утверждаю, что каждый еврей в гетто участвовал в подпольном движении или боролся с врагом, но нельзя отрицать, что весь характер жизни в гетто был подпольным. Это был массовый еврейский героизм»].
Член подпольной организации Белостокского гетто Ицхак Энгельманн.
Сегодня мы обсуждаем два способа умереть.
Идти в атаку означает для нас верную смерть.
Второй способ означает смерть в
течение двух или трёх дней.
Мы должны рассмотреть оба способа, —
возможно, что-то и удастся предпринять.
В листовке «Еврейской боевой организации», созданной незадолго до восстания в гетто в Варшаве в январе 1943 года
«Мы не обретем свободы, покорно идя на смерть, как овцы на закланье. Наша свобода в другом: - в борьбе! У тех, кто сражается, есть надежда на спасение! А те, кто с самого начала отказывается от права защищаться, - обречены. Опомнитесь и сражайтесь! Ведь и мы были рождены, чтобы жить! И мы имеем право на жизнь! Народ должен отстоять это право с оружием в руках!».
Приложение №2
Схема «Формы сопротивления евреев в годы Холокоста»
Формы сопротивления евреев в годы Холокоста
Активное сопротивление
Пассивное сопротивление
подготовка и осуществление восстаний
нелегальная доставка еды и медикаментов
побеги
самопожертвование
Создание подпольных военных групп
строительство бункеров- укрытий, складов.