Программа тематического модульного курса «Память о Холокосте – путь к толерантности»
Программа тематического модульного курса
«Память о Холокосте – путь к толерантности»
Автор: Санникова Л.Г.
Введение
Проблема национальной нетерпимости в нашем обществе достаточна актуальна. Исследования показывают, что мнение значительной части молодых людей по поводу равенства наций противоречиво, и их сознанием легко могут манипулировать экстремистские организации. Несмотря на то, что ценность человеческой жизни, достоинства личности, готовность выполнять законы в нашем обществе возросла, большая часть молодежи по-прежнему не готова к активной роли в ситуации, требующей выбора, если их точка зрения окажется в меньшинстве.
Изучение истории Холокоста, одной из самых трагических и поучительных страниц истории Второй мировой войны может стать наиболее доступным и действенным способом осмысления данной проблемы. Необходимо сохранить историю Катастрофы в коллективной памяти, как противоядие от повторения эпидемии деления людей и народов на плохих и хороших, по месту рождения, вере или национальности.
Ежегодно 27 января по инициативе ООН отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. Организация Объединённых Наций уделяла и уделяет много времени просветительской деятельности, не позволяя миру забыть те события, которые произошли в ходе Второй мировой войны. В 2005 году Генассамблея ООН приняла программу под названием «Холокост и ООН», предусматривающую поощрение разработки образовательных программ по теме Холокоста с целью рассказать людям, что именно происходило в то время.
Как один из возможных вариантов проведения занятий по материалам истории Холокоста, ниже приводится программа тематического модульного курса «Память о Холокосте – путь к толерантности».
Пояснительная записка
Предлагаем программу тематического модульного курса «Память о Холокосте – путь к толерантности».
Актуальность темы определяется состоянием современного мира, для которого характерны возрождение идей нацизма во многих странах.
В этой связи воспитание толерантной личности является одной из важнейших задач современной системы образования и вопрос изучения истории Холокоста обретает особую актуальность и значимость.
Известный историк и философ И. Бауэр точно сформулировал задачу усвоения знаний о Холокосте. Это необходимо, чтобы мы и наши дети никогда не стали жертвами, никогда не стали палачами, никогда не стали равнодушными наблюдателями чужой трагедии.
Важный довод в пользу изучения Холокоста – необходимость избежать в будущем нарушения прав человека на расовой, религиозной, этнической почве.
При изучении темы акцент делается на межпредметные связи: история, литература, право, музыка, изобразительное искусство, что позволяет использовать материалы курса разными учителями-предметниками.
Содержание курса включает в себя знакомство с документами о Холокосте, художественными произведениями, кино и фотодокументами, что позволяет осознать трагедию наций, подвергшихся геноциду в годы Второй мировой войны через призму человеческих переживаний.
Цель: формирование толерантного сознания у обучающихся на примере истории Холокоста.
Задачи:
Образовательные: 1. Способствовать формированию знаний о трагедии еврейского народа – Холокосте, имевшем место в годы Второй мировой войны.
2. Дать представление о геноциде народов на территории СССР.
3. Познакомить обучающихся с литературными произведениями (в том числе документальными) о Холокосте, созданными во время геноцида и позже.
Развивающие: 1. Способствовать расширению кругозора обучающихся, развитию их познавательной активности.
2. Способствовать приобщению обучающихся к научно – исследовательской, поисковой деятельности.
Воспитательные: 1. Формировать общечеловеческие ценности: доброту, милосердие, сострадание, гуманность.
Воспитать у обучающихся стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире.
Обучить толерантному поведению с людьми разных наций, расс, вероисповеданий.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
В результате изучения курса «Память о Холокосте – путь к толерантности» обучающиеся:
-должны получить представление о сущности, причинах и уроках Холокоста;
-осознавать, что современный мир населѐн различными людьми, отличающимися расой, национальностью, вероисповеданием, поэтому нам необходима толерантность;
- должны знать значение терминов: Холокост, фашизм, неофашизм, геноцид, гетто, антисемитизм , шовинизм, юдофобия, национализм, толерантность.
Форма учебной работы.
Лекции, семинары, практические занятия, проектная и исследовательская деятельность обучающихся, в том числе с использованием информационно - коммуникационных технологий. В ходе изучения курса совершенствуются умения и навыки работы с текстом, анализ фото и кинодокументов. Каждый обучающийся должен подготовить творческую работу (сочинение, реферат, эссе, доклад) или выполнить зачѐтную работу по изученному материалу
Тематическое планирование
№ | Название раздела, темы | Кол-во час | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
| Раздел 1. Характеристика понятия, причин, отличительных черт Холокоста. | 3 | Дать представление об этимологии термина «Холокост». Раскрыть причины Холокоста – масштабного и беспрецедентного уничтожения людей в годы Второй мировой войны. Охарактеризовать отличительные черты Холокоста. |
1 | Что такое Холокост? | 1 | |
2 | Почему Холокост стал возможен? | 1 | |
3 | Отличительные черты Холокоста. | 1 | |
| Раздел 2. Политика государственного антисемитизма в Германии в 1933 – 1940 гг. | 4 | Способствовать формированию у обучающихся чувства гражданской ответственности через критическое осмысление таких явлений истории как репрессивная политика фашистской Германии. Развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно – политической темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, вести дискуссию. |
4 | Бойкот еврейских магазинов | 1 | |
5 | Принятие Нюрнбергских законов. | 1 | |
6 | «Хрустальная ночь». | 1 | |
7 | Создание первых концлагерей. | 1 | |
| Раздел 3. Этапы «окончательного решения » еврейского вопроса | 4 | Охарактеризовать этапы «окончательного решения » еврейского вопроса. Развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно – политической темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, вести дискуссию. Учимся преодолевать эмоциональные конфликты, которые возникают при столкновении различных точек зрения и ценностных ориентаций. |
8 | Начало Второй мировой войны. Захват Польши Германией. | 1 | |
9 | Первые гетто на оккупированной нацистами территории. Создание концлагеря Аушвиц (Освенцим). Лагеря смерти Хелмно, Собибор, Майданек, Треблинка, Белжец | 1 | |
10 | План «Ост». Нападение Германии на СССР. | 1 | |
11 | Ванзейская конференция. Восстания в гетто. Праведники мира. | 1 | |
| Раздел 4. Нацистский оккупационный режим на территории СССР. | 5 | Развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно – политической темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, вести дискуссию. Учимся преодолевать эмоциональные конфликты, которые возникают при столкновении различных точек зрения и ценностных ориентаций. |
12 | Реализация плана «Ост» на оккупированной территории СССР. | 1 | |
13 | Особенности Холокоста на территории СССР. | 1 | |
14 | Особенности положения еврейского населения. Погромы. Организация гетто. | 1 | |
15 | Бабий Яр. | 1 | |
16 | Действия айнзацгрупп. Создание Еврейского Антифашистского комитета в СССР | 1 | |
| Раздел 5. Работа с историческими источниками. | 7 | Развивать навыки работы с историческими источниками, умение их анализировать, делать выводы. Способствовать формированию у обучающихся навыков научно – исследовательской, поисковой деятельности. |
| Раздел 5.1. Правовые документы. | 2 | |
17 | Всеобщая декларация прав человека: Статьи 1, 2, 3. | | |
18 | Конституция РФ: Статьи 17, 19, 20–22, 35. | | |
| Раздел 5.2. Документальные свидетельства о Холокосте. | 5 | |
19 | В. Умани. Воспоминания Мани Файнгольц, 1944 г. | 1 | |
20 | Анализ дневника Анны Франк. | 1 | |
21 | Из дневника 16-летнего школьника Романа Кравченко (г. Кременец, 1942 г.). | 1 | |
22 | Ирена Луски. В минуту правды. Страницы из дневника. | 1 | |
23 | Аврам Тори. Гетто – изо дня в день. Дневник и сборник документов из Каунасского гетто | 1 | |
| Раздел 6. Холокост в искусстве. | 5 | Познакомить обучающихся с литературными произведениями (в том числе документальными) о Холокосте, созданными во время геноцида и позже. Сформировать художественное осмысление Холокоста в литературе, кинематографе, музыке, изобразительном искусстве. Знать выдающихся деятелей искусства, внесших достойный вклад в изучение темы «Холокост в искусстве» |
24 | Тема Холокоста в художественной литературе. | 1 | |
25 | Тема Холокоста в поэзии. | 1 | |
26 | Тема Холокоста в живописи. | 1 | |
27 | Тема Холокоста в кинематографе. | 1 | |
28 | «Песни гетто». | 1 | |
| Раздел 7. Память о Холокосте. | 3 | Развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно – политической темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, вести дискуссию. Учимся преодолевать эмоциональные конфликты, которые возникают при столкновении различных точек зрения и ценностных ориентаций. |
29 | Преступление без срока давности. Нюрнбергский процесс. | 1 | |
30 | Институт ЯД - ВАШЕМ в Иерусалиме. | | |
31 | Международная акция «У каждого человека есть Имя». | | |
| Раздел 8. Уроки Холокоста – путь к толерантности. | 3 | Показать опасность крайних форм проявления и возрождения фашизма в современном мире. Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения. Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем. Формировать у обучающихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей. Сформировать представление о толерантном отношении. |
32 | Российский Центр и Фонд «Холокост» и борьба за выход из забвения истории Катастрофы и подвига Сопротивления. | 1 | |
33 | Деятельность музея « Зеркало истории » по изучению истории Холокоста и воспитанию толерантного сознания молодежи. | | |
34 | Итоговый урок по теме «Память о Холокосте – путь к толерантности» | 1 | Творческая работа (сочинение, реферат, эссе, доклад) или выполнить зачѐтную работу по изученному материалу. |
Заключение
История Второй мировой и Великой Отечественной войны – это не только «страницы доблести и славы», но и общечеловеческая трагедия, страдания миллионов людей, огромное количество жертв среди мирного населения. Без раскрытия этих сторон войны невозможно создать у современной молодежи представления о грандиозном столкновении сил «добра» и «зла» в мире в середине ХХ века. Тема Холокоста выступает как составная часть исторического материала, помогающего более объемно представить картину войны и геноцида, осуществлявшегося нацистами. Зачем нужны уроки, посвященные трагедии народа, обреченного на уничтожение? Школьный возраст – важнейший период в развитии человека. Школьник активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле. Многие преподаватели предпочитают не касаться этой темы из-за её многогранности и сложности. Учителю часто не хватает часов, чтобы рассказать о человеке на войне, о его страданиях, о том, как война ломает жизнь и судьбы людей, как нелегко остаться личностью в экстремальных ситуациях. Именно поэтому изучение данной темы предложено в рамках программы тематического модульного курса.
Литература
Альтман, И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР.[Текст]: учебное пособие / И.А. Альтман, А.Е. Гербер, Д.И. Полторак. – М.: Фонд «Холокост», 2001. – 80 с.: ил. – (Российская б-ка Холокоста).
Гроссман, В. Жизнь и судьба. [Текст] / Сост. В. Гроссман. – М.: Книжная палата, 1990. – 235с.
Гутман И., Галиль Н. Катастрофа и память о ней. [Текст] / Сост. И. Гутман, Н. Галиль. – Иерусалим: Яд Ваше, 2007. – 105с.
Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии [Текст] / Сост. Ф. Д. Свердлов. – М.: 1996. – (Российская б-ка Холокоста) – 95с.
Кертес, И. Без судьбы. [Текст] / Сост. И. Кертес – М.: Текст: Еврейское слово, 2007. – 137с.
Кузнецов, А. Бабий Яр. [Текст] / Сост. А. Кузнецов.– М.: Молодая гвардия 1989. – 189с.
Леви, П. Человек ли это? [Текст] / Сост. П. Леви – М.: Текст; Журнал «Дружба народов», 2001. – (Крик). С. 15 – 21.
Михман, Д. Катастрофа европейского еврейства. [Текст] / Сост. Д. Михман. – Открытый университет. Израиль. – Тель-Авив: Изд-во Открытого университета, 1995 (переиздавалось). – 207с.
Немецкие нацистские лагеря на оккупированных землях Польши во время II мировой войны [Текст] / Министерство Иностранных дел Республики Польша. – (Страницы истории Польши). – 157с.
Освенцим глазами СС. [Текст] – Варшава: Интерпресс, 1991. – 102с. Передайте об этом детям вашим… История Холокоста в Европе. 1933–1945. [Текст] / Сост. С. Брухфельд, П.А. Левин. – М.: 2001. – 235с.
Петренко, В. До и после Освенцима. [Текст] / Сост. В. Петренко – М.: Фонд «Холокост», 2000. – 160 с.; 20 ил. – (Российская б-ка Холокоста).
Погожев, А. А., Стенькин П. А. Побег из Освенцима. Остаться в живых. [Текст] /Сост. А.А. Погожев, П. А. Стенькин. – М.: Яуза, Эксмо, 2005. – 288 с. – (Война и мы. Солдатские дневники).
Преподавание темы Холокоста в XXI веке. [Текст] – М.: Фонд «Холокост», 2000. – 109с.
Приставкин, А. Ночевала тучка золотая. [Текст] / Сост. А. Приставин. – М.: АСБ, 2006. – 149с.
Распутин, В. Прощание с Матерой. [Текст] / Сост. В. Распутин. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 197с.
Рыбаков, А. Тяжелый песок. [Текст] / Сост. А. Рыбаков. – М.: Советский писатель, 1979. – 285с.
Фрид, Х. Осколки одной жизни: Дорога в Освенцим и обратно. [Текст] / Сост. Х. Фрид. – М.: Рудомино, 1999. – 178с.
Черная книга. [Текст] /Сост. В. Гроссман, И. Эренбург. – Иерусалим, 1980. – 115с.
Юдковски, Н. Реквием двум семействам. [Текст] / Сост. Н. Юдковски – М.: Э.РА, 2002. – 152с.
Интернет ресурсы
Аушвиц-альбом на сайте Мемориала «Яд Вашем» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
www1.yadvashem.org/exhibitions/album_auschwitz/home_ auschwitz_album.html
Аушвиц через линзу СС: фото, сделанные нацистами в лагере
(с сайта Мемориального музея Холокоста в США) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. ushmm.org/museum/exhibit/online/ssalbum/?content=2
Государственный музей Освенцима-Биркенау [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. auschwitz.org.pl
Дом Анны Франк [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.annefrank.org http://www. museumoftolerance.com
Мемориальный музей Холокоста США [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ushmm. org/museum/exhibit/focus/russian/
Мемориал «Яд Вашем», Иерусалим [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www. yadvashem.org/hp_rus.htm
Немецко-фашистский концлагерь Освенцим. Фотолента работ советских фронтовых фотографов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
9may.ru/galery/ m5138/gallery/page0
Официальный сайт Центра и Фонда «Холокост» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.holocf.ru
Просветительская программа «Холокост и ООН» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.un.org/holocaustremembrance
Раздел официального сайта ООН, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
www.un.org/ russian/holocaustremembrance/