Внеклассное занятие по литературному чтению для 2-3 класса «Игра - путешествие в сказку»
Внеклассное занятие по литературному чтению для 2-3 класса
Игра - путешествие в сказку
Организовать выставку книг со сказками.
I.Орг. момент. Сообщение темы урока.
-Ребята, вы любите сказки?
-Какой образ у вас возникает, когда вы слышите слово «сказка»?
(ответы детей: волшебник, колдун, фея и т.д.)
-Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку. Готовы?
Предлагаем разделиться на 3 команды: жеребьевка (дети достают из шляпы фант с фразой из сказки и объединяются по названию сказки)
(5 человек - печь, яблоня, гуси-лебеди, ржаной пирожок, молочная река, рнс «Гуси-лебеди»)
(5 чел-ведро, колодец,петух, пятачки, ленивица, рнс«Мороз Иванович»)
(4 чел- Жар –птица, волк, Елена Прекрасная, златогривый конь, рнс « Иван –Царевич и Серый Волк»)
В игре будет 6 заданий.
Критерии оценивания: каждый правильный ответ-жетон.
II. Основная часть
Вступление не оценивается.
На доске слово «образ».
Обсуждение в группе: как можно представить образ? (2 минуты)
Подсказка: слово начинается на буквы слова «образ»
В ходе работы приходим к выводу: (на СЛАЙДЕ карточки с буквами и словами)
О-описание (характеристика предмета или существа)
Б-бренд (клеймо, марка, знак)
Р-рисунок (изображение чего-либо)
А-ассоциации (взаимосвязь между отдельными предметами и явлениями)
З-знак ( метка чего – либо)
Задания для групп (правильные ответы- жетоны):
1. Игра «Узнай по описанию, из какой сказки и кто это?» (по 2 задания каждой команде) (если отгадаете автора + жетон)+ СЛАЙДЫ
*Стоит она в дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею, на руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки, перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина)
*Скрипит зубами, водит носом,
И русский дух не переносит.
Старуха с костяной ногой зовется …... (Бабою-Ягой, рнс «Гуси-лебеди» или любая другая, где есть этот персонаж)
*Это была высокая, статная, величавая женщина в ослепительно белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу узнал её. (Снежная королева из сказки «Снежная королева»Г.Х.Андерсен )
*Рукодельница идёт дальше. Смотрит: перед ней сидит старик…седой-седой, сидит он на ледяной скамеечке да снежные комочки ест; тряхнет головой – от волос иней сыплется; духом дохнет – валит пар густой. (Мороз Иванович из сказки «Мороз Иванович» В.Одоевского)
*Этот герой обязан — по повелению или по собственному долгу — выполнять некую опасную и сложную задачу, в любом случае связанную с риском и геройством, он проходит через такие испытания, которые и делают его достойным царского статуса. Всегда изображается как молодой, красивый, деятельный и отважный герой.(Иван-царевич из рнс «Иван –царевич и Серый Волк», «Марья Моревна», «Царевна –лягушка» и другие)
*Лохматый старичок с зелеными, покрытыми мхом волосами и бородой, с рогами из ветвей деревьев. Дух леса, его хранитель и защитник. Он может быть добрым к человеку, но может запугивать и путать непрошенных гостей, в зависимости, с какими намерениями люди приходят в лесную чащу.(Леший из рнс «Леший», "Диво-дивное, чудо-чудное")
Максимум 4 балла
2.Застывшая картинка: образ сказочного героя
Каждой команде выдаются 2 карточки с именами героев.
Придумать без слов «застывший кадр», другая команда отгадывает героя. Время на обсуждение 1 минута.
Герои: Кащей Бессмертный, Змей Горыныч, Снегурочка, Царевна –мачеха из Сказки о мертвой царевне и семи богатырях, Золушка, Водяной)
Максимум 2 балла за картинку и 2 балла за правильный ответ
3.Задание «Создай образ в рисунке» (лист А-3)
Рисунок (предметы, создающие образ сказки – сказки по жеребьевке)
Команда представляет рисунки, другие команды –отгадывают название сказки и автора.
Сказки на выбор: Царевна –лягушка, Мертвая царевна, Сказка о царе Салтане…
Максимум 1 балл за рисунок и 1 балл за отгаданную сказку
4.Играем в ассоциации (5 минут на обсуждение)
На доске слово «Ассоциация» – по каждой букве придумать ассоциацию, которая создает образ сказки.
Например,
А-Аленушка
С-Соловей-разбойник
С-сундук
О-Оле-Лукойе
Ц-царь
И-иголка в яйце
А-Аленький цветочек
Ц-царевна
И-Иван-дурак
Я-Яга
Максимум -10 баллов
5.Знак
В сказках встречаются разные знаки и символы.
Задание: вспомнить 2-3 знака, символа или подсказки, которые встречаются в сказках.
6.Бренд (слайды )
Учитель рассказывает.
Оказывается, всем известная сказка «Колобок» вовсе не оригинальное создание русского народа. И хотя впервые «Колобок» был опубликован в России ,но принадлежит к типу «убежавший блин», который появился в зарубежном фольклоре. В английской народной сказке Колобок знаменит как Джонни-пончик, в немецкой выступает в роли Беглого Блина, а в американской прославлен как Имбирный человечек.
Именно последний персонаж приобрел всемирную славу и, из сказки перебежал в реальность и стал брендовым печеньем. Имбирные пряники в форме человечка считаются излюбленным лакомством Санта-Клауса, их традиционно готовят на католическое Рождество.
Вспомните, на каких торговых марках стали брендом сказочные персонажи (2-3 минуты на обсуждение)
Количество баллов по названным брендам.
Если нет ответов, то предложить информацию (слайды)
Например, конфеты «Курочка Ряба», Gulliver-магазин детской одежды, молочная продукция «Простоквашино», вода «Святой источник» (фильм, созданный по мотивам рнс «Последний богатырь», принцессы Disney мультфильмов)
Это интересно!
В туристическом бизнесе России создана сказочная карта.
На карту нанесены предполагаемые места рождения или проживания героев сказок.
Дед Мороз, как известно, прописан в Великом Устюге, а его внучка - в Костроме. В Ярославской области проживали Баба Яга, Емеля, Курочка Ряба, Мышка-Норушка и Водяной. В Туле родился Левша, в Новгородской области - Садко, во Владимирской области - Илья Муромец, а в Рязанской - Добрыня Никитич. В Тверской области обнаружены "следы" пребывания Змея Горыныча и Кощея Бессмертного, а Соловей-разбойник посвистывал в Курской губернии, а в Орловской области обнаружена родина сказки про мальчика-с-пальчика. Урал славен Хозяйкой Медной горы и Данилой-мастером.
Это привлекает туристов к посещению старинных русских городов!
III.Итог. Слайд
Что такое образ?
Это яркое представление чего-либо в виде рисунка, описания, знака.
Образ – это то, что оставило след в душе!
Спасибо за интересную игру.
Результаты игры.