РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 3 класса на 2016 - 2017 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение» ориентирована на работу по учебно - методическому комплекту « Школа России»:
1.Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М. Просвещение, 2013.
Рекомендовано МО и науки РФ.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Цели и задачи курса
Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого Вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем |
Авторская программа |
Рабочая программа |
|
1 |
Вводный урок по курсу литературного чтения |
1 |
1 |
2 |
Самое великое чудо на свете |
4 |
4 |
3 |
Устное народное творчество |
14 |
14 |
4 |
Поэтическая тетрадь 1 |
11 |
11 |
5 |
Великие русские писатели |
24 |
24 |
6 |
Поэтическая тетрадь 2 |
6 |
6 |
7 |
Литературные сказки |
8 |
8 |
8 |
Были-небылицы |
10 |
10 |
9 |
Поэтическая тетрадь 1 |
6 |
6 |
10 |
Люби живое |
16 |
16 |
11 |
Поэтическая тетрадь 2 |
8 |
8 |
12 |
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок |
12 |
12 |
13 |
По страницам детских журналов |
8 |
8 |
14 |
Зарубежная литература |
8 |
8 |
ИТОГО |
136 часов |
136ч |
|
Описание места учебного предмета в базисном учебном плане
На изучение литературного чтения отводится 448 ч, из них в 1 классе - 92 учебных часа(в период обучения грамоте), 40 учебных часов (литературное чтение) в год, 4 часа в неделю, во 2 – 3 классах по 136 учебных часов в год (4 часа в неделю, 34 учебные недели)
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в третьем классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю (при 34 учебных неделях). В связи с тем, что в течение учебного года выпадают праздничные дни на дни проведения уроков, учитель корректирует рабочую программу в конце года в разделе «Зарубежная литература». Объём учебного времени отведённый на реализацию рабочей программы соответствует учебному плану.
Планируемые предметные результаты освоения предмета
В результате изучения литературного чтения в третьем классе дети научатся:
К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Третьеклассники научатся:
осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
бегло, выразительно читать текст;
выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);
улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;
научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Третьеклассники получат возможность научиться.
осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества
воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии
применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия:
испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю:
уважать культуру народов многонациональной России и других стран
бережно и ответственно относиться к окружающей природе
развивать способность к эмпатии, эмоционально - нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
определять сходство и различие произведений разных жанров;
использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
высказывать и пояснять свою точку зрения;
применять правила сотрудничества;
выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
- делать устную презентацию книги (произведения);
пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
работать с детской периодикой; расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
У третьеклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художествен-
ной литературы;
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
У третьеклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельно- поиска средств её осуществления;
овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задача- осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, по- строения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)
Вступительная статья.
Самое великое чудо на свете (4ч)
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Устное народное творчество (14ч)
Русские народные песни. Лирические народные песни.. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Проект «Сочиняем волшебную сказку».
Поэтическая тетрадь 1 (11ч)
Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы». И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег».
Великие русские писатели (24ч)
Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина», А.С. Пушкин «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…». Сообщение о Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Статья В. Воскобойникова о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком…», «Утёс», «Осень». Л.Н. Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь 2 (6ч)
Н.А. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт. «Золотое слово». И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…».
Литературные сказки (8ч)
Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост». В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница». В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Были-небылицы (10ч)
М.Горький «Случай с Евсейкой». К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». А.И. Куприн «Слон»
Поэтическая тетрадь 1 (6ч)
С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…», «Воробей», «Слон». А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С.А. Есенин «Черёмуха».
Люби живое (16ч)
М.М. Пришвин «Моя Родина». И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». В.И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». В.В. Бианки «Мышонок Пик». Б.С. Житков «Про обезьянку». В.Л. Дуров «Наша Жучка». В.П. Астафьев «Капалуха». В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 2 (8ч)
С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». А.Л. Барто «Разлука», «В театре». С.В. Михалков «Если…». Е.А. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». Проект «Праздник поэзии».
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч)
Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». А.П. Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама». М.М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон». В.Ю. Драгунский «Друг детства».
По страницам детских журналов (8ч)
Вступительная статья. Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р. Сеф «Весёлые стихи».
Зарубежная литература (8ч)
Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен. «Гадкий утёнок», сообщение о великом сказочнике.
Формы организации учебных занятий:
Групповая (парная)
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Формы проведения учебных занятий:
Лекция
Рассказ
Беседа
Экскурсия
Лабораторная работа
Практическая работа
Самостоятельная работа
Практикум
Семинар
Календарно - тематическое планирование
по литературному чтению
3 класс, 4 часа в неделю,136 часов в год.
1.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2013.
2.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2013.
№ п/п |
Плановые сроки прохождения темы |
Скорректированные сроки прохождения темы |
Тема урока |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч) |
||||
1 |
01.09 |
Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй. |
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника. |
|
Самое великое чудо на свете ( 4ч ) |
||||
2 |
05.09 |
Рукописные книги Древней Руси. Диагностическая работа. |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. |
|
3 |
06.09 |
Первопечатник Иван Фёдоров. |
Использовать фотографии, рисунки как объекты для получения необходимой информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. |
|
4 |
07.09 |
О первопечатнике Иване Фёдорове. |
Находить необходимую информацию в книге для подготовки сообщения. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. |
|
5 |
08.09 |
Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на свете». Тест №1. |
Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу. Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Проверять себя и оценивать свои достижения. |
|
Устное народное творчество ( 14 ч) |
||||
6 |
12.09 |
Русские народные песни. |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. |
|
7 |
13.09 |
Шуточные народные песни. |
Знакомство с шуточными народными песнями. Моделировать песенки. |
|
8 |
14.09 |
Докучные сказки. |
Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. |
|
9 |
15.09 |
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда. |
Называть виды прикладного искусства. |
|
10 |
19.09 |
Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка. |
Называть виды прикладного искусства. |
|
11 |
20.09 |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. |
|
12 |
21.09 |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. |
|
13 |
22.09 |
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Проверка техники чтения. |
Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. |
|
14 |
26.09 |
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». |
Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. |
|
15 |
27.09 |
Русская народная сказка «Сивка-бурка». |
Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. |
|
16 |
28.09 |
Русская народная сказка «Сивка-бурка». |
Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. |
|
17 |
29.09 |
Проект: «Сочиняем волшебную сказку». |
Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Придумывать свои сказочные истории. Участвовать в работе группы. |
|
18 |
03.10 |
Проект: «Сочиняем волшебную сказку». |
Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Придумывать свои сказочные истории. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. |
|
19 |
04.10 |
Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Проверочная работа № 1. «Устное народное творчество» |
Систематизировать и проверить свои знания по данной теме. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Проверять себя и оценивать свои достижения. |
|
Поэтическая тетрадь 1 ( 11ч ) |
||||
20 |
05.10 |
Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. |
Прогнозировать содержание раздела. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. |
|
21 |
06.10 |
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза». |
Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. |
|
22 |
10.10 |
Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». |
Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Придумать маленький рассказ об осенних листьях. |
|
23 |
11.10 |
А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». |
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
|
24 |
12.10 |
А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…». |
Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
|
25 |
13.10 |
И.С. Никитин «Полно, степь моя…». |
Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
|
26 |
17.10 |
И.С. Никитин «Встреча зимы». |
Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
|
27 |
18.10 |
И.З. Суриков «Детство». |
Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. |
|
28 |
19.10 |
И.З. Суриков «Зима». |
Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. |
|
29 |
20.10 |
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Контрольная работа № 1. |
Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Проверка усвоения программного материала. |
|
30 |
24.10 |
Первый снег. |
Читать стихотворения и прозаические произведения, передавая с помощью интонации настроение авторов. Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. |
|
Великие русские писатели ( 24ч ) |
||||
31 |
25.10 |
Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «За весной, красой природы…». |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. |
|
32 |
26.10 |
А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». |
Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. |
|
33 |
27.10 |
А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета». |
Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. |
|
34 |
07.11 |
А.С. Пушкин «Зимнее утро». Проверка техники чтения. |
Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. |
|
35 |
08.11 |
А.С. Пушкин «Зимний вечер». |
Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. |
|
36 |
09.11 |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрас-ной Царевне Лебеди». |
Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. |
|
37 |
10.11 |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». |
Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. |
|
38 |
14.11 |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». |
Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Объяснять интересные словесные выражения в произведении. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
|
39 |
15.11 |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». |
Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Пересказывать сказку в прозе по плану. Объяснять интересные словесные выражения в произведении. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
|
40 |
16.11 |
И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А. Крылове. |
Подготовить сообщение об И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Познакомиться со скульптурным портретом И.А. Крылова. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. |
|
41 |
17.11 |
И.А. Крылов «Мартышка и очки». |
Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. |
|
42 |
21.11 |
И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна». |
Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. |
|
43 |
22.11 |
И.А. Крылов «Ворона и Лисица». |
Понимать содержание прочитанного. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. |
|
44 |
23.11 |
М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. |
Подготовить сообщение о М.Ю. Лермонтове на основе статьи учебника, книг о Лермонтове. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. |
|
45 |
24.11 |
М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…». |
Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Называть отличительные особенности стихотворного текста. |
|
46 |
28.11 |
М.Ю. Лермонтов «Утёс». |
Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Читать произведение вслух и про себя, определяя настроение стихотворения. |
|
47 |
29.11 |
М.Ю. Лермонтов «Осень». |
Называть отличительные особенности стихотворного текста. Иллюстрировать стихотворение. Читать произведение вслух и про себя, определяя настроение стихотворения. |
|
48 |
30.11 |
Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. |
Подготовить сообщение о Л.Н. Толстом на основе статьи учебника, книг о Толстове. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. |
|
49 |
01.12 |
Л.Н. Толстой «Акула». |
Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. |
|
50 |
05.12 |
Л.Н. Толстой «Акула». |
Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. |
|
51 |
06.12 |
Л.Н. Толстой «Прыжок». |
Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Характеризовать героев. Участвовать в обсуждении. |
|
52 |
07.12 |
Л.Н. Толстой «Лев и собачка». |
Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. |
|
53 |
08.12 |
Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» |
Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Сравнивать прочитанные рассказы (тема, главная мысль, события, герои). |
|
54 |
12.12 |
Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Контрольная работа № 2. |
Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
Поэтическая тетрадь 2 ( 6ч ) |
||||
55 |
13.12 |
Н.А. Некрасов «Славная осень!» |
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. |
|
56 |
14.12 |
Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором». |
Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
|
57 |
15.12 |
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». |
Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. |
|
58 |
19.12 |
К.Д. Бальмонт «Золотое слово». |
Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. |
|
59 |
20.12 |
И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги». |
Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. |
|
60 |
21.12 |
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Контрольная работа №3. |
Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Проверка усвоения программного материала. |
|
Литературные сказки ( 8 ч ) |
||||
61 |
22.12 |
Знакомство с литературными сказками. Проверка техники чтения. |
Прогнозировать содержание раздела. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. |
|
62 |
26.12 |
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам». |
Читать присказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять понятие «присказка». |
|
63 |
27.12 |
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». |
Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. |
|
64 |
28.12 |
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». |
Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Сравнивать содержание басни и литературной сказки; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Читать сказку в лицах. |
|
65 |
29.12 |
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». |
Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Придумывать смешную историю, используя поговорку. Составлять картинный план. Определять авторское отношение к изображаемому. |
|
66 |
11.01 |
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». |
Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. |
|
67 |
12.01 |
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». |
Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Делить сказку на части, озаглавливать их. Иллюстрировать сказку. |
|
68 |
16.01 |
Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Диагностическая работа. |
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Участвовать в литературной викторине. |
|
Были – небылицы ( 10 ч ) |
||||
69 |
17.01 |
М. Горький «Случай с Евсейкой». |
Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Определять авторское отношение к изображаемому. |
|
70 |
18.01 |
М. Горький «Случай с Евсейкой». |
Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. |
|
71 |
19.01 |
К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». |
Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. |
|
72 |
23.01 |
К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». |
Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Характеризовать героев произведения. |
|
73 |
24.01 |
К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». |
Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль. |
|
74 |
25.01 |
А.И. Куприн «Слон». |
Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные. Читать рассказ, передавая с помощью интонации настроение автора. |
|
75 |
26.01 |
А.И. Куприн «Слон». |
Наблюдать за развитием и последовательностью событий в рассказе. Читать рассказ, передавая с помощью интонации настроение автора. |
|
76 |
30.01 |
А.И. Куприн «Слон». |
Определять авторское отношение к изображаемому. Читать рассказ в лицах. Делить текст на части, озаглавливать каждую из них. |
|
77 |
31.01 |
А.И. Куприн «Слон». |
Составлять план и пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. |
|
78 |
01.02 |
Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы». Проверочная работа № 2. |
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
Поэтическая тетрадь 1 ( 6 ч ) |
||||
79 |
02.02 |
С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…» |
Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. |
|
80 |
06.02 |
С. Чёрный «Воробей», «Слон». |
Определять различные средства выразительности. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте. Читать стихотворение выразительно в лицах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. |
|
81 |
07.02 |
А.А. Блок «Ветхая избушка». |
Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом. |
|
82 |
08.02 |
А.А. Блок «Сны», «Ворона». |
Читать стихотворение, отражая настроение. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом. |
|
83 |
09.02 |
С.А. Есенин «Черёмуха». |
Читать стихотворение, отражая настроение. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Иллюстрировать стихотворение. |
|
84 |
13.02 |
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Тест №2. |
Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
Люби живое ( 16 ч) |
||||
85 |
14.02 |
М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний). |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Самостоятельно сочинять тексты, используя средства художественной выразительности. |
|
86 |
15.02 |
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». |
Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. |
|
87 |
16.02 |
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». |
Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом. |
|
88 |
20.02 |
В.И. Белов «Малька провинилась». |
Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Пересказывать произведение на основе плана. |
|
89 |
21.02 |
В.И. Белов «Ещё про Мальку». |
Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. |
|
90 |
22.02 |
В.В. Бианки «Мышонок Пик». |
Определять жанр произведения. Читать и воспринимать на слух произведение. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль произведения. |
|
91 |
27.02 |
В.В. Бианки «Мышонок Пик». |
Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Составлять план произведения, пересказывать произведение на основе плана. |
|
92 |
28.02 |
В.В. Бианки «Мышонок Пик». |
Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. |
|
93 |
01.03 |
Б.С. Житков «Про обезьянку». |
Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Объяснять смысл непонятных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. |
|
94 |
02.03 |
Б.С. Житков «Про обезьянку». |
Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Участвовать в обсуждении. |
|
95 |
06.03 |
Б.С. Житков «Про обезьянку». |
Пересказывать произведение на основе плана. Давать характеристику героя. Участвовать в обсуждении. |
|
96 |
07.03 |
Б.С. Житков «Про обезьянку». |
Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. |
|
97 |
09.03 |
В.П. Астафьев «Капалуха». |
Определять жанр произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. |
|
98 |
13.03 |
В.П. Астафьев «Капалуха». |
Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Объяснять смысл непонятных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. |
|
99 |
14.03 |
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». |
Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. |
|
100 |
15.03 |
Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Контрольная работа № 4. |
Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
|
Поэтическая тетрадь 2 ( 8ч) |
||||
101 |
16.03 |
С.Я. Маршак «Гроза днём». |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. |
|
102 |
20.03 |
С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…». |
Читать стихотворение, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Озаглавливать произведение, читать и воспринимать на слух лирические тексты. Заучивать стихи наизусть. |
|
103 |
21.03 |
А.Л. Барто «Разлука». Проверка техники чтения. |
Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать стихотворение выразительно. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. |
|
104 |
22.03 |
А.Л. Барто «В театре». |
Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать и воспринимать на слух тексты. |
|
105 |
23.03 |
С.В. Михалков «Если». |
Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать стихотворение выразительно. |
|
106 |
03.04 |
Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». |
Читать выразительно стихи. Высказывать своё мнение о героях, подбирая в произведении слова-определения. |
|
107 |
04.04 |
Проект: «Праздник поэзии» |
Участвовать в творческих проектах. Читать выразительно и наизусть стихи. |
|
108 |
05.04 |
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Тест № 3. |
Проверять чтение друг друга, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок ( 12ч ) |
||||
109 |
06.04 |
Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». |
Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. |
|
110 |
10.04 |
А.П. Платонов «Цветок на земле». |
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. |
|
111 |
11.04 |
А.П. Платонов «Цветок на земле». |
Придумывать свои вопросы к тексту. Наблюдать за особенностями речи героев. Рассказывать о герое с опорой на словесный ряд. Читать текст по ролям. |
|
112 |
12.04 |
А.П. Платонов «Ещё мама». |
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. |
|
113 |
13.04 |
А.П. Платонов «Ещё мама». |
Участвовать в работе группы. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
|
114 |
17.04 |
М.М. Зощенко «Золотые слова». |
Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Читать по ролям. |
|
115 |
18.04 |
М.М. Зощенко «Великие путешественники». |
Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. |
|
116 |
19.04 |
М.М. Зощенко «Великие путешественники». |
Восстанавливать порядок событий. Давать характеристику персонажу. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. |
|
117 |
20.04 |
Н.Н. Носов «Федина задача». |
Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль текста. Соотносить название с содержанием произведения. |
|
118 |
24.04 |
Н.Н. Носов «Телефон». |
Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Высказывать своё мнение о прочитанном. Читать текст в лицах. |
|
119 |
25.04 |
В.Ю. Драгунский «Друг детства». |
Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Соотносить название с содержанием произведения. |
|
120 |
26.04 |
Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Проверочная работа № 3. |
Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
По страницам детских журналов ( 8 ч) |
||||
121 |
27.04 |
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. |
|
122 |
02.05 |
Ю.И. Ермолаев «Проговорился». |
Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Читать рассказ в лицах. |
|
123 |
03.05 |
Ю.И. Ермолаев «Воспитатели». |
Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. |
|
124 |
04.05 |
Г.Б. Остер «Вредные советы». |
Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Переделывать содержание текста. |
|
125 |
10.05 |
Г.Б. Остер «Как получаются легенды». |
Читать текст без ошибок и пересказывать его. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (легенды). |
|
126 |
11.05 |
Р. Сеф «Весёлые стихи». |
Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст выразительно, без ошибок. |
|
127 |
15.05 |
Создание сборника добрых советов. |
Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы). |
|
128 |
16.05 |
Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». Проверочная работа № 4. |
Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Находить необходимую информацию в журнале. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
Зарубежная литература ( 8 ч) |
||||
129 |
17.05 |
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. |
|
130 |
18.05 |
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». |
Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Пересказывать выборочно произведение. |
|
131 |
22.05 |
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». |
Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя). |
|
132 |
23.05 |
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». |
Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Иллюстрировать сказку. |
|
133 |
24.05 |
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». |
Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свою сказку. |
|
134 |
25.05 |
Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература». Контрольная работа №5. |
Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими). |
|
135 |
29.05 |
Проверка техники чтения. |
Проверка предметных и универсальных учебных умений. |
|
136 |
30.05 |
Итоговая диагностическая работа. |
Проверка предметных и универсальных учебных умений. |
|
Итого -136 часов |
Нургалиева Ляля Равильевна
Руденко Светлана Константиновна