12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Александр Владимирович Жуковский2012
Учитель первой квалификационной категории
Россия, Воронежская обл., Село Травкино
Материал размещён в группе «Урок русского языка»

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

Тема: Антонимы – зачем они?

Цели: 1. Обобщить знания учащихся об антонимах, показать их стилистическую роль в речи.

2. Развивать внимание, смекалку, память, речь, мышление.

3. Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: сигнальные карточки, карточки для проведения игр, карты для лото, таблички с буквами, призы.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка темы, сообщение цели.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие посвящено антонимам.

Кто из вас помнит, что такое антонимы? (Противоположные по смыслу слова).

Занятие будет проходить в игровой занимательной форме. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать звёздочки (баллы). В конце занятия мы подсчитаем количество звёздочек и определим победителя.

Основная часть.

1 задание

Игра «Смотри, не ошибись!»

Учитель называет слова, у которых есть антонимы, и слова, у которых нет антонимов. В первом случае учащиеся поднимают зелёные таблички, во втором случае – красные.

Если учащийся поднял неверную табличку, то он выбывает из игры. Победитель получает 2 очка (2 звёздочки), второй оставшийся игрок – 1 очки, а первый выбывший учащийся ничего не получает.

Слова для игры

Большой (маленький), много (мало), стакан, высокий (низкий), верблюд, пол, весёлый (грустный), дом, хорошо (плохо), часы, чай, конец (начало), свет (тьма). мёд, мел, я, длинный (короткий), глубокий (мелкий), этот, левый (правый), голова, первый (последний), верхний (нижний), острый (тупой), железный, два, белый (чёрный), десятый, мокрый (сухой), кто, сладкий (кислый, горький), сто, трамвай, скупой (щедрый), Игорь, храбрый (трусливый), Волга, умный (глупый), который, чистый (грязный), золотой, рука, дорогой (дешёвый), гора, смеяться (плакать), радоваться (грустить), самолёт, здороваться (прощаться), поднимать (опускать), вода, нагревать (охлаждать), яблоко, глаза, труд (безделье), песня, правда (ложь), мир (война), свобода (рабство), шум (тишина).

Если учащийся поднял неверную табличку, он должен объяснить правильный ответ.

2 задание

Игра «Доскажи словечко».

Учащиеся должны дополнить стихотворение антонимом. За верный ответ игрок получает 1 балл.

Я антоним к слову зной,

Я в реке в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня… (прохлада).

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я… (конец).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь … (тишина).

После выполнения задания учащиеся называют пары антонимов.

3 задание

Игра «Найди антоним!»

Учащимся предлагают стихотворные тексты, в которых они должны найти антонимы. Если игрок назвал все пары антонимов, он получает 2 очка, если не все – 1 очко.

Белый ест ананас спелый,

Чёрный – гнилью мочёный.

Белую работу делает белый,

Чёрную работу – чёрный. (В.В.Маяковский)

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том,

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит… (А.С.Пушкин)

Под крымское солнце

На чёрное море

Ребята приехали

С Белого моря,

Приехали белые

С Белого моря,

Уехали чёрные

С Чёрного моря. (В.Орлов)

4 задание

Задание «Ищем антоним в пословице»

Учащимся предлагаются пословицы с пропущенными антонимами. Игроки должны подобрать пропущенный антоним и восстановить пословицу. Если восстановлены все половицы, учащийся получает 3 очка, если нет одной пословицы – 2 очка, если нет двух пословиц – 1 очко. Позже можно объяснить смысл некоторых пословиц.

А

Корень учения горек, да плод его … (сладок).

И велик, да за небо не хватается, и … (мал), да по земле не валяется.

Старое старится, … (новое) растёт.

Труд кормит, а … (лень) портит.

Б

Кто хочет много знать, тому надо … (мало) спать.

Сытый … (голодного) не разумеет.

Правда и со дна моря вынырнет, а … (неправда) потонет.

Умный не всегда развяжет, что … (глупый) завяжет.

В

Правой рукой строит, а … (левой) разрушает.

Ученье – свет, неученье -… (тьма).

Полный колос к земле клонится, … (пустой) к небу тянется.

У мрачного и веселье скучно, у … (весёлого) и скука весела.

5 задание.

Лото «Антонимы»

Для проведения игры готовятся карты лото из картона, на каждой из которой вычерчивается по 6 клеточек. В клетках записываются слова, а на отдельных карточках размером с клетку лото каждая записываются антонимы к словам на карте. Учащиеся должны закрыть карточками все клетки карты. Первый безошибочно выполнивший получает 5 баллов, если есть ошибки – 4 балла. Следующий безошибочно выполнивший получает 3 балла, если есть ошибки – 2 балла. Последний игрок получает 1 балл.

А

Слова для включения в карту лото

Слова для включения в карточки

Ленивый

Трудолюбивый

Спешить

Медлить

Радость

Грусть

Начало

Конец

Пасмурный

Солнечный

Скупой

Щедрый

Трусливый

Храбрый

Мягкий

Твёрдый

Скучный

Интересный

Неряшливый

Аккуратный

Короткий

Длинный

Свой

Чужой

Ловкий

Неуклюжий

Мороз

Жара

Мокрый

Сухой

Лёгкий

Тяжёлый

Глубина

Мель

Бранить

Хвалить

Б

Слова для включения в карту лото

Слова для включения в карточки

Тишина

Шум

Умный

Глупый

Широкий

Узкий

Грубость

Нежность

Светло

Темно

Новый

Старый

Здоровый

Больной

Истина

Ложь

Лучше

Хуже

Мало

Много

Обвинять

Оправдывать

Отвергать

Соглашаться

Первый

Последний

Плохой

Хороший

Подъём

Спуск

Противник

Сторонник

Свет

Тьма

Сильный

Слабый

В

Слова для включения в карту лото

Слова для включения в карточки

Встреча

Разлука

Глупец

Мудрец

Горький

Сладкий

Грязь

Чистота

Да

Нет

Дёшево

Дорого

Вечером

Утром

Добрый

Злой

Внешний

Внутренний

Война

Мир

Вперёд

Назад

Вражда

Дружба

Бездарный

Талантливый

Белый

Чёрный

Ближний

Дальний

Больше

Меньше

Будущее

Прошлое

Вверх

Вниз


6 задание

Игра «Составь словечко»

С помощью антонимов писатели часто создают выразительные заголовки художественных произведений. Попробуйте из отдельных букв составить название художественного произведения, представляющее собой два антонима.

«Живые и мёртвые» (К. М.Симонов).

«Война и мир» (Л.Н.Толстой).

«Толстый и тонкий» (А.П.Чехов).

Первый верный ответ будет оценён в 3 балла, второй – в 2 балла.

Подведение итогов.

Подсчёт звёздочек, награждение победителя (грамота или приз).

Давайте вспомним ещё раз, что такое антонимы?

Какие слова не имеют антонимов? ( 1) слова, которые нельзя противопоставить другим; 2) собственные имена, местоимения и числительные; 3) прилагательные, обозначающие цвета, кроме пары чёрный-белый; прилагательные, образованные от названий металлов (если они не употребляются в переносном значении)).



Опубликовано в группе «Урок русского языка»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.