12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лихтина Светлана Сергеевна92
Россия, Белгородская обл., г. Новый Оскол
1

План-конспект урока по теме «Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг.»



 

ПЛАН–КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг.

Учебник: История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брант. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 400 с. § 4

Класс 9 Б.

Дата проведения урока 19.09.2017

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Ученики должны знать об основных внешнеполитических приоритетах России в начале XX в. - экспансионистских устремлениях на Дальнем Востоке (выход к незамерзающим морям Тихого океана) при сохранении мира и стабильности в Европе; раскрывать ход Русско-японской войны; объяснить причины поражения России в войне с Японией; понимать значение терминов «флагманский корабль», подвести учащихся к выводу, что русско-японская война не только продемонстрировала несостоятельность власти, но и стала одной из предпосылок назревания внутриполитического кризиса в стране.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

Формировать эмоционально-ценностное отношение к содержанию урока: отношение к обществу, Отечеству на примере героизма русских солдат в период русско-японской войны 1904-1905 гг.

РАЗВИВАЮЩАЯ

Продолжить формирование следующих умений: характеризовать основные направления внешней политики Николая II и причины Русско-японской войны, планы сторон; описывать ход боевых действий, используя историческую карту; показывать основные сражение войны на исторической карте; излагать условия Портсмутского мира и разъяснять его значение на основе анализа информации учебника и исторических документов; раскрывать воздействие войны на общественную жизнь России.

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ

Ученики должны использовать знания для понимания особенностей современной жизни, сравнения событий и явлений прошлого и настоящего; анализа причин текущих событий в России и мире; высказывания своего отношения к современным событиям и явления.

Организационный план

Форма проведения занятия – урок

Тип урокакомбинированный

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Карта «Русско-японская война 1904-1905 гг.»,

Карикатура «Раздел Китая европейскими державами и Японией»,

Учебный видеофильм «Ход русско-японской войны 1904-1905 гг.»,

Исторический источник «Письмо Вильгельма II Николаю II. Январь 1904 г.»,

Воспоминания Б.Л. Романова и Л. И. Деникина,

Исторический источник «Порсмутский мирный договор»,

Презентация «Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг.».

 

 

Литература для учителя

 

Литература для учащихся

1.

История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брант. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 400 с.

1.

История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брант. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 400 с.

2.

История России. XX - начало XXI века. Поурочные разработки. 9 класс : пособие для учителей общеобразо- ват. организаций / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2014. - 208 с.

2.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX - начало XXI века. Часть 1. Рабочая тетрадь. 9 класс В 2-х частях. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 111 с. 

3.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX - начало XXI века. Часть 1. Рабочая тетрадь. 9 класс В 2-х частях. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 111 с. 

3.

История России. XIX – начало XX века. Хрестоматия. 9 класс. – М.: Просвещение, 2014. – 438 с.

4.

История России. XIX – начало XX века. Хрестоматия. 9 класс. – М.: Просвещение, 2014. – 438 с.

4.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по истории[эл.ресурс]. – URL.: http://school- collection.edu.ru

5.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по истории[эл.ресурс]. – URL.: http://school- collection.edu.ru    

I. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ:

- Давайте представим, что подпольные партии в Российской империи в начале XX века стали легальными. И сегодня у нас пройдет заседание парламента.

- Как представитель РСДРП, скажите, в чем состоят ваши идеи по земельному вопросу? Возвращение крестьянам отрезков, отмена выкупных платежей, возвращение ранее выплаченных сумм.

- Как ваша партия РСДРП видит решение национального вопроса? Право наций на самоопределение

- Как представитель партии РСДРП, выразите отношение квласти? Свержение самодержавие, установление демократических свобод; всеобщие избирательные права и демократические свободы, широкое местное самоуправление.

- Расскажите о решении рабочего вопроса партией РСДП? 8-часовой рабочий день, отмена штрафов и сверхурочных работ.

- Ваша партия РСДРП раскололась на большевиков и меньшевиков. К какому крылу вы принадлежите? Кто руководитель вашего направления? Какой должна быть партия по вашему мнению? Кто является силой революции? Большевики – Владимир Ильич Ленин, замкнутая, законспирированная со строгой дисциплиной; Главная сила революции в рабочем классе, крестьянство их союз. Меньшевики – Л. Мартов (Цедербаум Юлий Осипович), доступ в партию открытый, главная сила революции – либеральная буржуазия, пролетариат ее союзник, крестьянство – реакционная сила.

- Вы как представитель партии эсеров, расскажите об своих идеях? Социализация земель, свержение самодержавия, установление народовластия, создание федеративного государства, расширение прав рабочих. Тактика индивидуального террора.

- Скажите, в чем отличие идей между вашей партией эсеров и партией РСДРП? Методы достижения целей, социализация земель.

- Кто у нас является представителем партии «Союз освобождения». Расскажите о своих идеях. И. И. Петрункевич. Требования созыва всенародного Учредительного собрания, 8-часового рабочего дня и отчуждения частновладельческих земель. Осада самодержавия с помощью публичных массовых компаний

Выставление оценок за опрос

II. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА И ПОДВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ НОВОЙ ТЕМЫ:

- В внутри России обстановка была не спокойной. В.К. Плеве утверждал: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война…». Как вы понимаете слова Плева?

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

 

Приемы и средства

преподавания

Основные вопросы плана и их краткое содержание

Познавательные задания и вопросы учащимся

1.

2.

3.

Карикатура «Раздел Китая европейскими державами и Японией»

Просмотр видеофильма

Работа в группах,

составление кластеров

Работа с §4 пун. 1 и 2

и историческим источником

Повествование

Работа с §4 пун. 3-5

Объяснение

Работа с высказываниями Б.Л. Романова и Л. И. Деникина и §4 пун. 6

Работа с историческим источником «Порсмутский мирный договор»

Демонстрируется карикатуру «Раздел Китая европейскими державами и Японией. Французская карикатура 1890-х годов»

- Пирог олицетворяет Китай ("Chine" - фр. Китай), который делят между собой английская королева Виктория, Вильгельм II, император Германский (спорящий с Викторией о куске пирога, вонзив при этом в пирог кинжал в знак своих агрессивных намерений), Николай II, император Российской империи, присматривающий особый кусок, французская Марианна (представленная не принимающей участия в разделении пирога, и приближённой к Николаю II как знак Франко–русского союза) и японский император Мэйдзи, глубоко задумавшийся, какие куски ему взять. Позади них представитель двора Цин, поднявший руки, чтобы остановить их, но безуспешно. Карикатура представляет отношение глав перечисленных империй к Китаю в то десятилетие.

Тема урока: Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.

- Давайте вернемся к сравнительной таблице мнений С.Ю. Витте и В.К. Плеве. Как вы думаете министр финансов как относился к необходимости войны с Японией?

Просмотр видеофильма «Ход русско-японской войны 1904-1905 гг.»

- Сегодня нам предстоит разобраться: в чем были причины русско-турецкой войны, поражения России в ней, условиях Портсмутского мирного договора. Работать будем сегодня в группах. Результат своей работы изобразите на кластере.

1 группа. Направления внешней политики России на рубеже XIX-XX вв. Гаагская конференция. Дальневосточная политика.

Внешняя политика Николая II в первый период его царствования характеризовалась сочетанием двух задач:

Сохранение сложившегося положения и не допущения новых военных конфликтов в Европе.

Расширение сферы влияния России на Дальнем востоке.

Гаагская конференция была созвана в июне 1899 г. в столице Голландии Гааге. Участвовали в ней 26 государств. Участники конференции взяли на себя ряд обязательств:

Не использовать удушливые газы

Не применять снаряды, начинённые газом

Не использовать разрывные пули

Результатом конференции стало создание Гаагского международного суда для разбирательства конфликтов между государствами. Результаты конференции не соответствовали планам Николая II.

Работа с историческим источником «Письмо Вильгельма II Николаю II. Январь 1904 г.»

Причины русско-японской войны:

Столкновение российских и японских интересов за экономическое пространство на Дальнем Востоке. 

Российская экспансия на восток.

Желание российского правительства отвлечь народ от революционных выступление.

Экспансия - территориальное, географическое или иное расширение зоны обитания, или зоны влияния отдельного государства, народа, культуры.

Герои русско-японской войны:

1. Комендор крепости Порт-Артур Григорий Ходосевич был на борту русского миноносца "Страшный", когда 30 марта 1904 года корабль вступил в неравный бой с четырьмя японскими боевыми судами. В бою погибли 49 моряков, в живых остались лишь пять человек, в том числе и Ходосевич. Он оказался в ледяной воде с тяжелым ранением спины. Под спасательным жилетом у него были спрятаны секретные документы. Увидев подходящую к нему японскую шлюпку, Ходасевич негнущимися от холода пальцами стал рвать пакет и есть бумагу вместе с водорослями. Когда японцы подошли и подняли его на борт, от пакета практически ничего не осталось. Допрос тоже ничего не дал - Григорий Ходосевич не сказал ни слова о содержании секретных документов. Герой был отправлен в лагерь для военнопленных и вернулся на родину лишь после войны.

2. 27 марта 1904 года в 2 ч. 15 мин. ночи японцы предприняли вторую попытку заблокировать вход во внутренний рейд, направив 4 больших коммерческих парохода в сопровождении 6 миноносцев; сторожевой миноносец "Сильный" бросился в атаку, расправился с пароходами и вступил в бой с шестью японскими миноносцами. Получив пробоину в паропроводе, "Сильный" превратился в неподвижную мишень для вражеского обстрела. Тогда Зверев закрыл пробоину своим телом и возвратил кораблю ход, пожертвовав своей жизнью. Окутанный клубами пара «Сильный» на малом ходу смог вернуться в Порт-Артур.

3. Разведчик русской армии, рядовой Василий Рябов неоднократно ходи в тыл к японцам в одежде и парике китайского крестьянина. И однажды группа Рябова нарвалась на японский разъезд. Василий Рябов был взят в плен, но на допросе стойко хранил военную тайну и, будучи приговорен к расстрелу, вел себя достойно. Стреляли из ружей с пятнадцати шагов. Василий Рябов принял смерть с открытыми глазами. Японцы были восхищены мужественным поведением русского и сочли своим долгом довести это до сведения его начальства. Записка японского офицера звучит как представление к награде: "Наша армия не может не высказать наших искренних пожеланий уважаемой армии, чтобы последняя воспитывала побольше таких истинно прекрасных, достойных полного уважения воинов".

2. Ход военных действий.

ДАТА

СОБЫТИЕ

26 января 1904 г.

Начало войны. Атака порт-артурской эскадры японскими миноносца­ми.

27 января 1904 г.

Гибель крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец»

31 марта

1904 г.

Броненосец «Петропавловск», на борту которого находились вице-адмирал С.О. Макаров и художник В.В. Верещагин, подорвался на мине.

Август

1904 г.

Начало осады Порт-Артура

Август

1904 г.

Сражение под Ляояном под командованием А.Н. Куропаткина, который дал приказ отступать, боясь окружения.

Октябрь

1904 г.

Из Балтийского моря вышла Вторая тихоокеанская эскадра под командованием адмирала З.П. Рождественско­го, направляясь на Дальний Восток, обогнув Африку и Азию.

20 декабря 1904 г.

Сдача Порт-Артура

Февраль

1905 г.

Сражение под Мукденом, поражение русских войск, инициатива перешла к Японской стороне.

14-15 мая 1905 г.

Цусимское сражение, гибель эскадры генерала З.П. Рожественского

Июнь 1905 г.

Захват Японией о. Сахалин

23 августа 1905 г.

Подписание Портсмутского мирного договора

В 1903 Роман Исидорович Кондратенко был назначен командиром 7-й Восточно-Сибирской стрелковой бригады в Порт-Артуре. С началом войны в Японии он стал начальником сухопутной обороны крепости. Кондратенко сумел усовершенствовать обороноспособность крепости. Современник отметил: "То, что не было сделано за семь лет. Кондратенко создал в несколько месяцев". Отличительным свойством генерал-майора Кондратенко было умение воздействовать на дух русских войск, поддерживать солдат в самые трудные моменты, что сказалось при отражении четырех штурмов, когда никто не надеялся уже на успех. Генерал связал сухопутные и морские войска в одно целое, умело направлял русские войска к дружной, совместной работе.  2 декабря Кондратенко выехал на форт № 2, подвергшийся очередной атаке противника. Едва он закончил осмотр форта и зашел в офицерский каземат, как 11-дюймовые японские гаубицы начали обстрел. Они выпустили десять снарядов, и последний, пробив потолок каземата, разорвался внутри. Он убил Кондратенко и восемь офицеров. 

Многие историки считают, что Порт-Артур мог ещё держаться, так как его гарнизон, насчитывающий 24 тысячи боеспособных солдат и матросов, проявлял невиданную стойкость и решимость защищаться. В крепости имелось ещё достаточное количество вооружения и боеприпасов (610 исправных орудий и более 200 тыс. снарядов к ним), на месяц оставалось запасов продовольствия. Согласно этому акту капитуляции, весь гарнизон крепости попадал в плен. Форты, укрепления, корабли, оружие и боеприпасы должны были оставаться нетронутыми и подлежали сдаче японцам. Когда капитан Цунода посещал Стесселя в Порт-Артуре, генерал сказал, что число пленных после капитуляции составит примерно 8 тысяч, самое большее 10 тысяч. На четвёртый день (8 января 1905 года) реальное число военнопленных в пять раз превышало число, названное русским генералом. Услышав, что оно превышает 43 000 человек (исключая давших клятву больше не воевать и отпущенных на свободу), он был изумлён. При сдаче крепости Анатолий Михайлович Стессель был освобождён японской стороной и вернулся в Россию. 7 февраля 1908 года приговорен к расстрелу, замененному на 10-летнее заключение в крепости. Отбыв чуть больше года в заключении, 6 мая 1909 года освобожден по повелению Николая II.

3 группа. Окончание войны. Причины поражения России в войне.

Мнение историка Б.Л. Романова и Л. И. Деникина (Приложение 2).

Страна вступила в войну плохо подготовленной:

- флот состоял из различных типов судов;

- силы флота были рассредоточены между Порт-Артуром и Владивостоком;

- разбросанность сухопутных войск на Дальнем Востоке;

- плохое вооружение (новейшие разработки лишь у 1/3 сил);

- Порт-Артур не укреплен полностью;

- плохие дороги и снабжение;

- не имелось четких планов военных действий, силы противника недооценивались.

Необходимость заключение мира возникла из-за того, что:

1. В России разгорелась революция;

2. Япония находилась на грани экономического истощения;

3. Европейские державы и США были обеспокоены усилением Японии.

Причины поражения русской армии:

Неподготовленность России к войне;

Трудности переброски войск и снаряжения на Дальний Восток;

Недооценка сил противника;

Ошибки командования;

Помощь Японии со стороны Англии и США.

4 группа. Портсмутский мирный договор.

23 августа 1905 г. в морском городке Портсмут (США) подписан договор (приложение 3), по которому:

1. Россия признала Корею сферой японских интересов;

2. Вывод русских и японских войск из Маньчжурии;

3. Россия уступала Японии права на аренду Порт-Артура;

4. Передача Японии железной дороги между Чан-чунь и Порт-Артуром;

5. Переход к Японии южной части острова Сахалин;

6. Предоставление Японии прав по рыбной ловле вдоль берегов русских владений в морях Японском, Охотском и Беринговом.

- Как вы думаете, что изображено на французской карикатуре 1890-х годов?

- О чём мы сегодня будем с вами говорить на уроке?

Задания для групп:

1 группа:

Работая с §4 пун. 1 и 2:

1. Определите направления внешней политики России на рубеже XIX-XXвв. 2. Укажите итоги Гаагской конференции.

3. Выделите причины русско-японской войны. Укажите её хронологические рамки.

- Били ли понятны смысл и цели войны для населения России?

2 группа:

Работая с §4 пун. 3-5:

1. Соедините даты и события русско-японской войны 1904-1905 гг.

2. Дайте свою оценку действиям моряков крейсера «Варяг».

3 группа:

Работая с высказываниями историков и §4 пункт 6:

1.Прочитайте отрывки из воспоминаний, сделайте вывод о со­отношении сил.

2. Ответьте на вопрос, почему возникла необходимость заключения мира?

3.Выделите причины поражения русской армии.

4 группа:

Работая источником, ответьте на вопросы:

1. Где и когда произошло подписание мирного договора между Рос­сией и Японией?

2. Выделите условия Портсмутского мирного договора для России и Японии.

3. Почему после подписания Порсмутского договора в обществе распространилось прозвище С.Ю. Витте «граф Полусахалинский»?

- Как порожние России в русско-японской войне отразилось на ее международном положении?

 

 

 

Вывод по уроку: Русско-японская война не только продемонстрировала несостоятельность власти, но и стала одной из предпосылок назревания внутриполитического кризиса в стране.

IV. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Соотнесите исторических деятелей и факты:

1

С.Ю. Витте

А. Гибель крейсера «Петропавловск»

2

А.Н. Куропаткин

Б. Заключение Порсмутского мира

3

С.О. Макаров

В. Цусимское сражение

4

З.П. Рожественский

Г.Сдача Порт-Артура

5

А.М. Стессель

Д. Мукденская катастрофа

Ключ: 1-Б, 2 – Д, 3 – А, 4 – В, 5 – Г.

V. РЕФЛЕКСИЯ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

Давайте оценим свою работу:

Понял

Узнал

Задумался

Я Удивился

Огорчился

Буду помнить

VI. ЗАДАНИЕ НА ДОМ: (инструктаж): § 4 прочитать, выучить даты; ответить на вопросы; заполнить таблицу «Ход русско-японской войны» и заполнить контурную карту.

Приложение 1.

Из письма германского императора Вильгельма II Николаю II (Январь 1904 г.)

… Россия, подчиняясь законам экспансии, должна стремиться выйти к морю и иметь незамерзающую гавань для своей торговли. В силу этого закона она вправе претендовать на полосу берега, где находятся такие гавани (Владивосток, Порт-Артур.) Hinterland (лежащие за ними земли) должен быть в твоих руках для того, чтобы можно было построить железные дороги, необходимые для подвоза товаров к портам (Маньчжурия). Между двумя портами есть полоса земли, которая, попади она в руки противника, может сделаться чем-то вроде новых Дарданелл. Этого ты не можешь допустить. Эти «Дарданеллы» (Корея) не должны быть угрозой для твоих путей сообщения и угрозой твоей торговле.

Приложение 2.

Из воспоминаний Б.Л. Романова. (Очерки дипломатической истории русско-японской войны. 1895 - 1907. М., Л., 1955, с. 303.)

«В техническом отношении армия начинала кампанию с 8 пулеметами; пополнялась полевой артиллерией вместо горной, хотя с 1900 г. можно было воочию видеть гористый характер будущего театра военных действий; не располагала точными картами, без которых часто плутали и попадали не туда, куда шли. Порт-Артур начинал кампанию с 153 снарядами для 12-дюймовых орудий, тогда как во Владивостоке таких снарядов лежало 1037 и не было ни одного 12-дюймового орудия...

Сухопутные войска насчитывали 100 тыс. человек, в составе военно- морского флота на Дальнем Востоке были 7 броненосцев, 4 бронекрейсера, 32 миноносца. Япония к началу военных действий имела сухопутную армию, считая и резервные силы в 330 тыс. человек, на вооружении армии имелись 1068 орудий разных калибров».

Мнение Л. И. Деникина, в годы русско-японской войны - молодого офицера: «... очень плохо обстояло дело со знакомством с качествами и мо­ральным духом японской армии... о которой генерал Куропаткин после пер­вых боев доносил государю: «Мы имеем дело с весьма серьезным противни­ком, отлично подготовленным, обладающим обширными и самыми усовер­шенствованными силами и средствами, многочисленным, весьма храбрым и отлично руководимым». Организация управления войсками была на непра­вильных началах. Куропаткин и Алексеев расходились во взглядах на способы ведения войны и обращались со своими разногласиями к государю».

Приложение 3.

Мирный договор между Россией и Японией

Портсмут (США), 23 августа 1905 г.

(Извлечение)

Статья I

Мир и дружба пребудут отныне между их величествами императором всероссийским и императором Японии, равно как между их государствами и обоюдными подданными.

Статья II

Российское императорское правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономиче­ские, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское японское правительство могло бы почесть необходимым принять в Корее...

Статья III

Россия и Япония взаимно обязуются:

… возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или япон­скими войсками или которые находятся под их надзором.

Российское императорское правительство объявляет, что оно не об­ладает в Маньчжурии земельными преимуществами либо... исключитель­ными концессиями, могущими затронуть верховные права Китая или не­совместимыми с принципом равноправности. <... >

Статья V

Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие ее часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда...

Статья VI

Российское императорское правительство обязуется уступить импе­раторскому японскому правительству без вознаграждения, с согласия ки­тайского правительства, железную дорогу между Чан-чунь и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привиле­гиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу...

Статья IX

Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общест­венные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории. <...>

Статья XI

Россия обязуется войти с Японией в соглашение в видах предостав­ления японским подданным прав по рыбной ловле вдоль берегов русских владений в морях Японском, Охотском и Беринговом. <...>

Вопросы:

1. Где и когда произошло подписание мирного договора между Рос­сией и Японией?

2. Выделите условия Портсмутского мирного договора для России и Японии.

3. Почему после подписания Порсмутского договора в обществе распространилось прозвище С.Ю. Витте «граф Полусахалинский»?


vneshnyaya_politika_rossii_1904-1905
PPT / 11.2 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.