12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дюкова Светлана Юрьевна19

План-конспект урока

Тема: Русско-японская война 1904-1905 гг

Цели урока:

- образовательная – познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России в начале XX века- экспансионистских направлениях на ДВ, подвести учащихся к пониманию причин, повода и последствий войны, причин поражения России в этой войне, к выводу о том, что война продемонстрировала не только несостоятельность власти, но и стала одной из предпосылок назревания внутриполитического кризиса в стране.

- воспитательная - содействовать формированию и развитию патриотических чувств на примере героизма русских солдат в период русско-японской войны

- развивающая -продолжить формирование следующих умений: характеризовать основные направления внешней политики Николая II и причины Русско-японской войны, планы сторон; описывать ход боевых действий, используя историческую карту; показывать основные сражение войны на исторической карте; излагать условия Портсмутского мира и разъяснять его значение на основе анализа информации учебника и исторических документов; раскрывать воздействие войны на общественную жизнь России.

- практико-ориентированная - ученики должны использовать знания для понимания особенностей современной жизни, сравнения событий и явлений прошлого и настоящего; анализа причин текущих событий в России и мире; высказывания своего отношения к современным событиям и явления.

Тип урока - урок изложения нового материала.

I. урок начинается с просмотра видеофильма "Русско - японская война 1904-1905 годов. Как она проходила" слова диктора: «Зачем снимать фильм о проигранной войне, о поражении и позоре? Не лучше ли навсегда вычеркнуть из памяти такие страницы….

Учитель: из первых слов фильма вы поняли, что говорить мы будем о войне, в к-й Россия проиграла. Много ли таких войн в истории нашего государства?

Задание: определите тему урока.

Речь пойдет сегодня о русско-японской войне 1904-1905 гг. В 1904 году Россия вступит в войну со страной, находящейся на другой стороне света, со страной, о к-й она почти ничего не знала и потому считала ее противником, незаслуживающим внимания. Именно поэтому Россия и проиграет эту войну, поражение обернется для нее революцией, а еще позже крахом империи.

Какие цели мы поставим перед собой на уроке?



Задание: проанализируйте текст документа (письмо Вильгельма II Николаю II) и ответьте на вопросы:

- каковы причины русско-японской войны?



Из письма германского императора Вильгельма II Николаю II (Январь 1904 г.)

Россия, подчиняясь законам экспансии, должна стремиться выйти к морю и иметь незамерзающую гавань для своей торговли. В силу этого закона она вправе претендовать на полосу берега, где находятся такие гавани (Владивосток, Порт-Артур.) Hinterland (лежащие за ними земли) должен быть в твоих руках для того, чтобы можно было построить железные дороги, необходимые для подвоза товаров к портам (Маньчжурия). Между двумя портами есть полоса земли, которая, попади она в руки противника, может сделаться чем-то вроде новых Дарданелл. Этого ты не можешь допустить. Эти «Дарданеллы» (Корея) не должны быть угрозой для твоих путей сообщения и угрозой твоей торговле. Так обстоит дело на Черном море, но на Дальнем Востоке ты не можешь примириться с подобным положением. Поэтому для всякого непредубежденного человека ясно, что Корея должна быть и будет русской. Когда и как — до этого никому нет дела и касается только тебя и твоей страны.





Вводное слово учителя:

В начале XX века проблемы Дальнего Востока заняли ведущее место во внешней политике России. В мае 1900 года в Китае произошло восстание ихэтуаней против иностранных захватчиков. Но Германия, Англия, Франция, США, Япония и Россия подавили это восстание. Русские генералы настаивали на аннексии Манчжурии, большинство из них недооценивали Японию, считая ее слабой средневековой страной. Сторонников войны с Японией называли «безобразовской кликой», их лидером был Александр Михайлович Безобразов, сторонник агрессивной политике России на дальнем востоке. Министр внутренних дел Плеве тоже был сторонником «маленькой победоносной войны».

Вопрос: Зачем России нужна была маленькая победоносная война? (чтобы преодолеть внутриполитический кризис)

Противником этой войны был С.Ю Витте, который в 1902 году совершил поездку по Дальнему Востоку и пришел к выводу о том, что Россия не готова к войне.



Пока Россия должна пойти на компромисс с Японией. Но в 1901 г Япония заключила с Англией явный антироссийский договор, что укрепило позиции сторонников войны.

В 1903 году Николай II, презрительно именовавший японцев «макаками», назначил Безобразова главным докладчиком по делам Дальнего Востока. Япония предложила России заключить соглашение – Корея оставалась в сфере влияния Японии, а Россия – в Манчжурии, но царь не пошел на компромисс.

Работа с картой русско-японская война 190401905 гг сопровождается рассказом учителя, ученики записывают в тетрадь основные события.

27 января 1904 года Япония без объявления войны напала на Россию.

Японские миноносцы вошли в Порт-Артур и повредили 2 броненосца и крейсер (многие командиры кораблей не были на своих кораблях, они были на дне рождения жены командующего тихоокеанской эскадрой адмирала Г.К.Старка).

Одновременно в корейском порту Чемульпо 6 японских крейсеров атаковали крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец» (корабль береговой охраны с мощной артиллерией)

Просморт фильма с 15 минуты о том, как проходил бой в порту Чемульпо»

Дайте свою оценку действиям моряков крейсера «Варяг»

27 января 1904 года Россия официально объявила войну Японии.

Россия обладала подавляющим превосходством:

- армия – более 1 млн человек, в Японии- 15 тыс

- российский флот вдвое превышал японский.

Но на практике положение России было крайне тяжелым:

- войска сосредоточены в основном на европейской территории (на ДВ всего 135 тыс)

Японцы могли мобилизовать до 375 тыс

- пропускная способность Транссиба- 2 дивизии в месяц

- Балтийский и Черноморский флоты далеко

- Тихоокеанская эскадра уступала японской, их корабли были сделаны на английских верфях и превосходили по скорости и дальнобойности.

Вместо адмирала Старка командующим Тихоокеанской эскадрой был назначен Степан Осипович Макаров. Он стремился вести активные боевые действия на море, рассчитывая дать японцам генеральное сражение после того, как будут отремонтированы корабли. Но 31 марта 1904 года на внешнем рейде Порт-Артура флагманский корабль «Петропавловск» наскочил на мину и взорвался, погибла почти вся команда и художник-баталист Верещагин, к-й находился на корабле. После этого Тихоокеанская эскадра прекратила боевые действия.

Япония, добившись успеха на море, решила высадить войска в Корее. Командующим российской сухопутной армией в Манчжурии был А.Н.Куропаткин.

Задание: прочитайте воспоминания Скобелева и Витте о Куропаткине и сделайте выводы о его способностях как военачальника.

«… Скобелев давно заметил этот недостаток у Куропаткина (имеется ввиду слабость воли.), и неоднократно твердил ему: «Помни, что ты хорош на вторые роли. Упаси тебя Бог когда-нибудь взять на себя роль главного начальника; тебе не хватает решимости и твердости воли… Какой бы великолепный план ты ни разработал, ты никогда его не сумеешь довести до конца…»»
Еще более яркая картина была представлена в мемуарах графа С.Ю. Витте. Последний, в главе посвященной Куропаткину, привел историю своего знакомства с ним. Согласно ей Витте, занимавший пост начальника Одесской железной дороги, в начале русско-турецкой войны 1877-1878 гг. якобы подвез к театру военных действий в своем вагоне будущего «народного героя» полковника Скобелева и его сослуживца по Средней Азии капитана Куропаткина. При этом наблюдательный Сергей Юльевич отметил: «Во время этой поездки я был удивлен пренебрежительным отношением Скобелева к Куропаткину. С одной стороны, у Скобелева проявлялось к Куропаткину чувство довольно любовное, а с другой стороны, пренебрежительное». Чтобы еще сильнее проиллюстрировать неравную дружбу Витте привел и слова княгини Н.Д. Белосельской-Белозерской, родной сестры «белого генерала», раскрывающие причину таковой: «Я сам (т.е. С.Ю. Витте. – Р.С.) не слыхал отзывов Скобелева о Куропаткине, но сестра Скобелева, княгиня Белосельская-Белозерская, рассказывала мне, что брат ее очень любил Куропаткина, но всегда говорил, что он очень хороший исполнитель и чрезвычайно храбрый офицер, но что он (Куропаткин) как военачальник является совершенно неспособным во время войны, что он может только исполнять распоряжения, но не имеет способности распоряжаться; у него нет для этого надлежащей военной жилки, военного характера. Он храбр в том смысле, что не боится смерти, но труслив в том смысле, что он никогда не в состоянии будет принять решение и взять на себя ответственность».



Армия под руководством Куропаткина потерпела поражение на р. Ялу и японцам удалось блокировать Порт-Артур.

В конце апреля японцы высадились на Ляодунском полуострове, что являлось прямой угрозой Порт-Артуру. Витгефт, командующий эскадрой, вывел корабли в море, чтобы пробраться во Владивосток, но 28 июля 1904 года в жёлтом море произошло сражение, русская эскадра была разгромлена и большинство кораблей вернулось в Порт-Артур. Начались бои на подступах к Порт-Артуру. Командовал крепостью генерал Стессель, а сухопутной обороной генерал Кондратенко. Три штурма, с августа по октябрь, не принесли японцам успехов. Во время четвёртого штурма они овладели господствующей высотой. Погиб генерал Кондратенко и Стессел ь принял решение – сдать крепость. 20 декабря 1904 года Порт-Артур был сдан, корабли затоплены. 23 тысячи воинов попали в плен.

Одновременно шли бои в Манчжурии.

Август 1904 состоялось Ляоянское сражение.

Задание: прочитайте отрывок из книги Айрапетова (российский историк и педагог) О.Р «На пути к краху. Русско-японская война 1904-1905гг» каково было соотношение сил противников перед сражением, были ли у русской армии шансы на победу?

Под Ляояном время начало работать против Японии — у Куропаткина было 150 000 чел. при 483 орудиях, в то время как у Ойямы — 135 000 чел. при 592 орудиях. Русские войска превосходили японцев в кавалерии в 3 раза, в пехоте — на 31 батальон. Перед началом сражения Маньчжурская армия усилилась на 16 батальонов и 24 орудия за счет войск V Сибирского Армейского и I Армейского корпусов{1575}. Противник терял преимущество близости тыла — он находился на расстоянии свше 1200 км. от Японии, из которых около 1 тыс. км. приходилось на море, при этом безопасность морских перевозок до сих пор не была гарантирована, с пунктами высадки на Ляодуне и в Корее его связывали грунтовые дороги низкого качества, для эффективного использования имевшегося в распоряжении японцев участка ЮМЖД требовалось большое количество подвижного состава, рассчитанного на русскую колею{1576}.

Но, несмотря на численный перевес, русское командование отдало инициативу противнику, отступив, отдали возможную победу.

В сентябре на реке Шахэ, потеряв 40 тыс., русские вновь отступили.

В феврале 1905 года произошло последнее крупное сухопутное сражение под Мукденом. Силы противников насчитывали примерно по 300 тыс человек. Русская армия понесла серьёзные потери – 90 тыс, японцы – 70 тыс. После этого русские отступили дальше на север. Боевые действия на суше прекратились.

Последним аккордом этой войны стало Цусимское сражение, которое состоялось 14-15 мая 1905 года. Еще в октябре 1904 года, когда тихоокеанская эскадра была блокирована в Порт-Артуре, ей на помощь послали 2-ю тихоокеанскую эскадру под командованием вице-адмирала З.П.Рожественского, состоящую из кораблей Балтийского флота.

После падения Порт-Артура и гибели 1-й Тихоокеанской эскадры стало ясно, что поход Рожественского терял смысл, вдогонку была послана 3-я тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала Н.И.Небогатого, сформированная из устаревших кораблей. У берегов Индокитая обе эскадры соединились, но даже объединённая она уступала японской эскадре под командованием адмирала Того.

Задание: прочитайте отрывок из книги В.Ю.Грибовского- кандидат исторических наук, профессор, к-й специализируется на изучении флота «Российский флот Тихого океана, 1898-1905 История создания и гибели»- итоги Цусимского сражения.

10. Итоги Цусимского сражения

Цусимское сражение окончилось почти полным уничтожением русской 2-й Тихоокеанской эскадры: из 17 её кораблей 1 ранга 11 погибли, 2 были интернированы, а 4 попали в руки противника. Из крейсеров 2 ранга два погибли, один разоружился и только один (яхта «Алмаз») достиг Владивостока, куда пришли также всего два эскадренных миноносца из девяти. Из 14334 русских моряков — участников сражения — 5015 человек, в том числе 209 офицеров и 75 кондукторов, были убиты, утонули или скончались от ран, а 803 человека получили ранения. Многие раненые, включая командующего эскадрой (а всего 6106 офицеров и нижних чинов) попали в плен. 72

Потери японского Соединённого флота оказались сравнительно небольшими: 3 потопленных миноносца, несколько повреждённых кораблей и 699 убитых и раненых. Несмотря на излишнюю осторожность большинства флагманов и низкую эффективность многих малых и устаревших кораблей, японскому командованию удалось добиться хорошего взаимодействия броненосных, крейсерских и минных отрядов, и в первую очередь разгромить главные силы 2-й Тихоокеанской эскадры. Поражение русских броненосцев, которые не были поддержаны своими крейсерами и миноносцами, предопределило и роковой исход всего сражения. 15 мая, как и накануне, офицеры и матросы русских кораблей доблестно сражались, но уже не имели шансов на успех в боях с превосходящими силами противника. Сдача врагу нескольких кораблей явилась следствием деморализации части командного состава, подавленного очевидным перевесом японского флота.

Цусимская катастрофа приобрела значение национальной трагедии и оказала огромное влияние на внутреннее положение России. Она всколыхнула общественное мнение страны и вызвала лавинообразное нарастание революционного процесса, охватившего также армию и флот. В военном отношении Цусима означала окончательное завоевание господства на море японским флотом, получившим полную свободу действий. Вместе стем, Япония к этому времени уже не могла направить полноценных подкреплений своей сухопутной армии на материке, а русская Маньчжурская армия, несмотря на поражение под Мукденом, сохраняла численное превосходство и возможность получения новых соединений из европейской России.



В первые минуты боя японцы уничтожили флагманский корабль- эскадренный броненосец «Князь Суворов», на котором находился вице-адмрал Рожественский. Т. О. управление эскадрой было потеряно через 20 минут после начала боя, сам адмирал был ранен в голову и попал в плен.

Другой причиной поражения русской эскадры была слишком малая средняя скорость русских кораблей, к-я не могла быть больше из-за неоднородности состава флота. В состав которого входили старые корабли.

Гибель русского флота при Цусиме означала, что война проиграна. Великий князь Алексей Александрович (брат Александра III) заявлял: «Пка нам не нанесен решительный удар, нужно зондировать почву относительно условий мира». К тому же, в России уже шла революция. В конце мая 1905 года президент США Т.Рузвельт предложил воюющим сторонам встретиться в Америке для заключения мира.28 июля в Портсмуте начались переговоры, а 23 августа был подписан Портсмутский мир.

Задание: прочитайте документ о ответьте на вопросы:

- кто возглавлял русскую делегацию и подписывал мир?

- запишите в тетради основные условия мира







Мирный договор между Россией и Японией


Портсмут, 23 августа/5 сентября 1905 г.

Портсмутский договор завершил русско-японскую войну

1904-1905 гг.

Выверено по изданию: Сборник договоров России с другими

государствами. 1856-1917. М., Гос.изд-во полит.литературы, 1952.

t1601451351aa.gif

СТР.

Е.в. император всероссийский, с одной стороны, и 337

е.в. император Японии, с другой, будучи одушевлены желанием

восстановить пользование благами мира для их стран и народов,

решили заключить мирный договор и назначили для сего своими

уполномоченными, а именно:

е.в. император всероссийский – его высокопрев-ство г. Сергея

Витте, своего статс-секретаря и председателя Комитета министров

Российской империи, и

его прев-ство барона Романа Розена, ... своего чрезвычайного

и полномочного посла при Американских Соединенных Штатах; и

е.в. император Японии – его прев-ство барона Комура Ютаро,

Юсамми, ... своего министра иностранных дел, и его прев-ство

г. Такахира Когоро, Юсамми, ... своего чрезвычайного посланника и

полномочного министра при Американских Соединенных Штатах,

каковые по размене своих полномочий, найденных в надлежащей

форме, постановили следующие статьи.


СТАТЬЯ I

Мир и дружба пребудут отныне между их величествами

императором всероссийским и императором Японии, равно как между

их государствами и обоюдными подданными.


СТАТЬЯ II 338

Российское императорское правительство, признавая за Японией

в Корее преобладающие интересы политические, военные и

экономические, обязуется не вступаться и не препятствовать тем

мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское

японское правительство могло бы почесть необходимым принять в

Корее……….




СТАТЬЯ V 339

Российское императорское правительство уступает

императорскому японскому правительству, с согласия китайского

правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих

территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества

и концессии, связанные с этой арендой или составляющие ее часть,

и уступает равным образом императорскому японскому правительству

все общественные сооружения и имущества на территории, на которую

распространяется вышеупомянутая аренда………



СТАТЬЯ IX

Российское императорское правительство уступает

императорскому японскому правительству в вечное и полное владение

южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней

острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там

находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за

предел уступаемой территории. Точная граничная линия этой

территории будет определена согласно постановлениям

дополнительной II статьи, приложенной к сему договору.

Россия и Япония взаимно соглашаются не возводить в своих

владениях на острове Сахалине и на прилегающих к нему островах

никаких укреплений, ни подобных военных сооружений. Равным

образом они взаимно обязуются ве принимать никаких военных мер,

которые могли бы препятствовать свободному плаванию в проливах

Лаперузовом и Татарском.



СТАТЬЯ XIII

В возможно скорейший срок по введении в действие настоящего

договора, все военнопленные будут взаимно возвращены.

Императорские правительства российское и японское назначат каждое

со своей стороны особого комиссара, который примет на свое

попечение пленных. Все пленные, находящиеся во власти одного из

правительств, будут переданы комиссару другого правительства или

его представителю, надлежащим образом на то уполномоченному,

который примет их в том числе и в тех удобных портах передающего

государства, кои будут заблаговременно указаны последним

комиссару принимающего государства.

Российское и японское правительства представят друг другу, в

скорейшем по возможности времени, после окончания передачи

пленных, документами оправданный счет прямых расходов,

произведенных каждым из них по уходу за пленными и их содержанию 342

со дня пленения или сдачи до дня смерти или возвращения. Россия

обязуется возместить Японии, в возможно скорейший срок по обмене

этих счетов, как выше установлено, разницу между действительным

размером произведенных таким образом Японией расходов и

действительным размером равным образом произведенных Россией

издержек.


СТАТЬЯ XV

Настоящий договор будет подписан в двух экземплярах на

французском и английском языках. Оба текста совершенно сходны;

но, в случае разногласия в толковании, французский текст будет

обязательным.

В удостоверение чего, обоюдные уполномоченные подписали

настоящий мирный договор и приложили к нему свои печати.

Учинено в Портсмуте (Ньюгэмпшир) двадцать третьего августа

(пятого сентября) тысяча девятьсот пятого года, что соответствует

пятому дню девятого месяца тридцать восьмого года Мейджи.

ПОДПИСАЛИ:

ЮТАРО КОМУРА,

СЕРГЕЙ ВИТТЕ,

К.ТАКАХИРА,

РОЗЕН.



Задание: проанализировав материал урока, составьте кластер «Причины поражения России в войне»

(- отдаленность театра боевых действий

- русская армия и флот оказались хуже подготовлены к современной войне

- ошибки командования

- США и Великобритания оказывали помощь Японии

- в России шла революция)

Вывод: русско-японская 1904-1905 гг. нанесла огромный удар международному престижу России, ослабила ее позиции на дальнем Востоке. С другой стороны, отказ от дальневосточной экспансии позволил царскому правительству сосредоточиться на решении европейских проблем.

Д/З ответить на вопросы:

1. Чем была вызвана русско-японская война?

2. Пользуясь картой расскажите о ходе боевых действий

3. Объясните причины поражения России в войне.

4. Изложите и охарактеризуйте условия Портсмутского мира.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.