Урок на тему «Русско-японская война 1904–1905 гг. » (10 класс)
Тема урока «Русско-японская война 1904–1905 гг.
Цель: изучение событий русско-японской войны; выяснение причины поражения России в войне с Японией.
Задачи:
Образовательная: знать причины, характер, основные этапы войны, условия Портсмутского мира, рассмотреть основные итоги и последствия
Развивающая: способствовать развитию у учащихся умения извлекать из различных источников информацию по данной теме, находить на карте историко-географические объекты.
Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гуманизма даже на примере трагических страниц отечественной истории.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: традиционная
Оборудование урока:
портреты Куропаткина А. Н., Кондратенко Р. И., Рожественский
рабочая тетрадь, где будут записаны даты основных событий и число погибших в этих сражениях, презентация, доска, исторический документ «Мирный договор между Россией и Японией», раздаточный материал
Эпиграф: Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война...
В. Плеве
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний учащихся по теме «Внутренняя политика в 1894-1904 гг.»
Опрос:
-Назовите хронологические рамки правления Николая II?
-Опишите характер и политические взгляды Николая Второго?
-Какие незыблемые основы собрался охранять Николай II вступая на престол?
Изучение нового материала.
Ставим цель занятия (примерные ответы: необходимость Японии избавиться от конкуренции со стороны России на азиатской арене).
Записываем план в тетради:
Особенности дальневосточной политики Николая 2
Причины и характер Русско-японской войны 1904-1905 гг.
Ход военных действий. Оборона и падение Порт-Артура.
Итоги и последствия Русско-японской войны.
Постановка проблемного вопроса: Нужна ли эта война была России, несмотря на то, что войну начала Япония? Какие цели преследовало российское правительство в этой войне? (На этот вопрос мы ответим в конце занятия)
Слово учителя: В 90-х гг. XIX в. внимание всех европейских правительств было привлечено событиями на Дальнем Востоке. У Николая II появляется идея выхода России к незамерзающим морям Тихого океана, т.е. переориентация внешнеполитических интересов - «большая азиатская программа». Усиливается противостояние между Россией и Японией. Внутри страны борьба между двумя группировками - сторонников модернизации страны, выступавших за приоритет внутренней политики над внешней (С.Ю. Витте, П.А. Столыпин и др.), и сторонников распространения экспансии на Восток и приобретения новых территорий (А.М. Безобразов, А.П. Извольский и др.). Победила вторая группа.
Главным препятствием на пути к российскому преобладанию на Дальнем Востоке была Япония, которая стала активно претворять в жизнь программу создания «Великой Японии», начав захватнические действия в Китае и Корее. В 1896 г. между Россией и Китаем был заключен секретный договор об оборонительном союзе. По этому договору Китай разрешил России построить Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД) — из Забайкалья до Владивостока через китайскую территорию.
Китайско-русское сближение подхлестнуло к захвату китайских территорий другие державы. В 1897 г. Германия взяла под свой контроль порт Циндао. Россия не только не поддержала Китай, но решила, по примеру Германии, приобрести незамерзающий порт в Желтом море. Русские корабли вошли в Порт-Артур, важный стратегический пункт на Ляодунском полуострове. В мае 1898 г. Китаю был навязан договор о безвозмездной аренде на 25 лет Ляодунского полуострова и Порт-Артура с правом создания там российской военно-морской базы. Военное присутствие России в Китае вызвало резкое неприятие со стороны Японии. Тайную поддержку ей оказывали США и Англия, также не заинтересованные в усилении российских позиций на Дальнем Востоке. Они предоставили Японии кредиты, организовали поставки металла, нефти, оружия, военных судов, всячески подталкивая ее к войне с Россией.
В январе 1903 г. Николай II созвал совещание по делам Дальнего Востока. Большинство высших чиновников считали необходимым начать ускоренную подготовку к войне с Японией. Особое мнение высказал С. Ю. Витте. В 1902 г. он совершил поездку на Дальний Восток и вынес из нее твердое убеждение, что Россия к войне не готова. Витте предлагал начать широкое экономическое освоение Дальнего Востока, особо подчеркивая нежелательность войны. Вскоре Витте был отправлен в отставку.
В июле 1903 г. Япония предложила России разграничить сферы интересов в дальневосточном регионе: признать Корею японской сферой влияния и лишь область железнодорожного транспорта в Манчжурии - зоной российских интересов. И хотя русское правительство вынуждено было согласиться на требования Японии, телеграмма была задержана на японском телеграфе. 24 января Япония разорвала дипломатические отношения с Россией, а 27 января 1904 г. началась война.
Записываем эти даты в тетрадь.
Решаем вопрос с соотношением сил сторон.
-Прочитайте отрывок из документа, и ответьте на следующий вопрос:
-В чью пользу было соотношение сил на 27 января 1904 г.?
К началу 1904 года находилось всего 108 батальонов, 66 конных сотен и 208 орудий, т.е. около 100тыс. Офицеров и солдат подкрепления могли подвозиться из России с громадных расстояний, причем пропускная способность Сибирской магистрали равнялась всего 3 парам в сутки. Но, самое главное, мы недооценили военной силы Японии… Так, максимальным напряжением Японии считалось нами постановка под ружье 348тыс. человек, причем на театр военных действий 253тыс. Между тем Япония призвала 2727000, из которых использовано было на войне 1185000, т.е. в три раза больше предположенного.
В внутри России обстановка тоже была не спокойной. В.К. Плеве сказал: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война…»
-Как вы понимаете слова Плеве?
Задание: выписать в тетрадь основные события.
Откройте учебник, стр.280, посмотрите и выпишите причины русско-японской войны 1904-1905 г.
-Столкновение интересов России и Японии в Корее и Маньчжурии
-Имперские притязании государств
26 января 1904 г. одновременно с нападением на Порт-Артур японцы атаковали находящиеся в корейском порту Чемульпо крейсер “Варяг” и канонерскую лодку “Кореец”. Японцы послали на захват крейсера и лодки целую эскадру – шесть крейсеров, восемь миноносцев. После неравного ожесточенного боя, не желая сдаваться врагу, русские моряки потопили свои корабли.
Эпизод из романа А. Степанова «Порт-Артур». «...Между тем «Варяг» медленно опрокидывался на левый бок.
Сотни глаз с затаенным дыханием следили за гибелью героического корабля. Русские матросы, эвакуированные на иностранные суда, с тоской и болью в сердце смотрели на родной “Варяг”, которым они привыкли гордиться и на котором только что пережили трагические минуты неравного боя, ежесекундно рискуя своей жизнью... Медленно погружавшийся корабль вдруг на мгновение замер и, вздрогнув всем своим огромным телом, быстро пошел под воду. Все матросы сняли фуражки и закрестились. Многие плакали, не стыдясь своих слез...”
Включается песня… Врагу не сдается наш крейсер…
1 февраля 1904 г. Макаров Степан Осипович, назначен командующим I Тихоокеанской эскадрой и 24 февраля прибыл в Порт-Артур. Он вдохнул энергию в моряков, заставил флот начать активные боевые действия. Погиб 31 марта 1904 г. на броненосце “Петропавловск”, который подорвался на мине.
После поражения под Ляояном судьбу войны решала оборона Порт-Артура, который оттягивал значительные силы японцев. 7 месяцев длилась осада, японцы предпринимали многократные штурмы, не прекращали бомбардировок.
В это время обороной командовал генерал Кондратенко Роман Исидорович. (Сообщение ученика)
После гибели Романа Исидоровича командование принял генерал Стессель Анатолий Михайлович, который принял решение о сдаче крепости, хотя возможности обороны исчерпаны не были.
За сдачу Порт-Артура японцам был отдан в 1906 г. под суд вместе с другими виновниками сдачи крепости – генералами Фоком, Рейсом, Смирновым. Следствие выявило полную бездарность Стесселя, сознательно подготовившего крепость к сдаче. Верховный военно-уголовный суд 7 февраля 1908 г. приговорил Стесселя к расстрелу, замененному десятилетним заключением в Петропавловской крепости, но уже в мае 1908 г. он был освобожден по распоряжению Николая II и уехал за границу.
После падения Порт-Артура Куропаткин (Сообщение ученика)
попытался разбить главные японские силы под Мукденом до прибытия им на помощь войск из-под Порт-Артура. Решающая битва произошла в феврале 1905 г.
По плану Куропаткина русские войска должны были, прикрывая Мукден с севера и запада, подтянуть резервы и перейти в наступление. Но японцы сорвали русский план своим наступлением на правом фланге, обошли Мукден с севера, прорвали фронт и вышли к железной дороге, после чего Куропаткин отдал приказ об отступлении. Мукденское сражение, беспрецедентное по напряженности, длительности и масштабам (ширина фронта до 150 км), явилось крупной неудачей русских, повлиявшей на дальнейший ход войны.
После сдачи Порт-Артура Война уже была проиграна, однако царизм настаивал на продолжении бессмысленного похода 2-ой Тихоокеанской эскадры под командованием Рожественского из Кронштадта во Владивосток. (Сообщение ученика)
Последним сражением русско-японской войны стало морское сражение, произошедшее 14-15 мая 1905 г. в Корейском проливе у острова Цусимы. В нем участвовали русская 2-я Тихоокеанская эскадра (11 броненосцев, 10 крейсеров, 9 эсминцев) под командованием адмирала 3. П. Рожественского и японский флот (4 броненосца, 48 крейсеров, 21 эсминец и 42 миноносца) под командованием адмирала Того.
Русская эскадра вошла в Корейский пролив, пытаясь прорваться во Владивосток, но была обнаружена японцами, после чего русские корабли перестроились в две колонны. При появлении главных сил японского флота Рожественский начал перестраивать корабли в одну колонну, задержав открытие огня.
Чтение фрагмента “Гибель "Ослябя"” из книги Новикова-Прибоя «Цусима”.
«Когда 14 мая после перестрелки с неприятельскими разведочными крейсерами... показалась японская эскадра, на броненосце “Ослябя” пробили боевую тревогу...
Но вот здесь-то и случилось то, чего никто не ожидал от командующего 2-й эскадрой адмирала Рожественского, в боевые способности которого так слепо верили в Петербурге. С первого же момента благодаря несуразным манёврам адмирала “Ослябя”, как мы знаем, был поставлен в такое положение, что вынужден был застопорить машины, чтобы не протаранить впереди идущее судно. Противник воспользовался этим и, делая последовательный поворот на шестнадцать румбов и ложась на параллельный с нами курс, открыл по нему сильнейший огонь...
Японцы быстро пристрелялись к стоячей мишени... Снаряды начали сыпаться градом... А броненосец покорно подставлял свои борта и ничего не предпринимал, чтобы выйти из-под обстрела Когда ему представилась возможность двинуться вперёд и когда внутри его заколотились все три машины в четырнадцать тысяч пятьсот индикаторных сил, а за кормой зарубили все три винта, он уже имел несколько пробоин в носовой части...
По всем палубам, по всем многочисленным отделениям пронеслись отчаянные выкрики:
– Броненосец опрокидывается!
– Погибаем! -Спасайся!
... Командир Бэр, без фуражки, с кровавой раной на лысой голове, но с папиросой в зубах... сказал своим офицерам:
– Да, тонем, прощайте!
Потом в последний раз затянулся дымом и громко скомандовал:
– Спасайтесь! За борт! Скорее за борт!
Но время было упущено. Корабль стал быстро валиться на левый борт. Все уже и без приказа командира поняли, что наступил момент катастрофы. Из погребов, кочегарок, отделений минных аппаратов по шахтам и скобам полезли люди, карабкаясь, хватаясь за что попало, срываясь вниз и снова цепляясь. Каждый стремился скорее выбраться... рассчитывая выскочить наружу, за борт...
Командир Бэр, несмотря на разгорающийся вокруг него пожар, не покидал своего мостика. Для всех стало ясно, что он решил погибнуть вместе с кораблём. Казалось, все его заботы теперь были направлены только к тому, чтобы правильно спасались его подчинённые. .. Он командовал, стараясь перекричать вопли других:
-Дальше от бортов! Чёрт возьми, вас затянет водоворотом! Дальше отплывайте!
В этот момент, перед лицом смерти, он был великолепен...
Из машинистов и механиков ни один не выпрыгнул за борт. Все они, в числе двухсот человек, остались задраенными в своих отделениях. Каждый моряк может себе представить, что произошло с ними... В жаркой тьме вопли смешались с грохотом и треском падающих тяжестей. Но одна из трёх машин и после этого продолжала некоторое время работать, разрывая попадавших в нее людей на части. Это были последние судороги погибающего корабля. Водой эти закупоренные отделения корабля заполнились не сразу. Значит, те, которые не были ещё убиты, долго оставались живыми, проваливаясь в пучину до самого морского дна. И, может быть, прошёл не один час, прежде чем смерть покончила с ними”.
Превосходство японских кораблей в скорости движения, бронировании и скорострельности решило исход сражения: 4 русских броненосца были потоплены, остальные корабли получили повреждения. Ночью, в темноте, русские корабли потеряли связь между собой, и к утру русская эскадра перестала существовать как боевая единица. Во Владивосток сумели прорваться лишь один крейсер и два эсминца. Никогда ещё русский флот не подвергался такому разгрому. Лучшие корабли были потоплены, сам Рожественский со своим штабом попал в плен, погибло 5000 моряков. После этого сражения воюющие стороны пошли на заключение перемирия, предложенного президентом США Теодором Рузвельтом.
Из воспоминания Деникина
Ко времени заключения мира русские армии на Сипингайских позициях Имели 446тыс. бойцов (под Мукденом – около 300 тыс.); располагались войска не в линию, как раньше, а эшелонированно в глубину, имея в резерве общем и армейском более половины cвоего состава, что предохраняло от случайностей и обещало большие активные возможности; Фланги армий надежно прикрывались корпусами генералов Ренненкампфа и Мищенки; Армия пополнила и омолодила свой состав и значительно усилилась технически;
Связь с Россией поддерживалась уже не 3-мя парами поездов, как в начале войны, а 12 парами. Наконец, дух армии не был сломлен…
Японская армия, стоявшая против нас, имела на 32%меньше бойцов. Страна была истощена. Среди пленных попадались старики и дети. Былого подъема в ней не наблюдалось. ..
Россия отнюдь не было побеждена. Армия могла бороться дальше. Но… Петербург “устал” от войны более, чем армия. К тому же тревожные признаки надвигавшейся революции, в виде участившихся террористических актов, аграрных беспорядков, волнений и забастовок, лишили его решимости и дерзания, приведя к заключению преждевременного мира.
Вопрос группе: Какой вывод вы можете сделать, анализируя документ?
Работа с документом Портсмутский мирный договор
– Когда был подписан Портсмутский мир? Дату записать в тетрадь.
23 августа (5сентября) 1905 года.
– Перечислите условия этого мирного договора. В результате “Портсмутского мира” Россия
1) уступила Японии южную часть Сахалина;
2) разрешила бесконтрольный рыболовный промысел в российских дальневосточных водах;
3) признала Корею и Маньчжурию сферой влияния Японии;
4) передала права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и портом Дальним Японии.
– Определите, какое условие было наиболее тяжелым для России?
Я считаю, что первое условие договора было наиболее тяжелым, так как это территориальные потери.
– А какие условия считаете вы?
-И всё-таки самым тяжёлым для страны оказалась гибель русских людей. Ради чего стоило затевать войну?
Закрепление нового материала
– Оцените шансы русской армии и флота на победу? Русская армия перед войной насчитывала около 1 млн человек, но на Дальнем Востоке их было немногим более 120 тыс. человек. Японские вооружённые силы в 2 раза превышали по численности и в несколько раз превосходили русские войска по числу стволов в артиллерии. Соотношение военно-морских сил было практически равным. Поэтому изначально шансы на победу были невелики
– Проанализируйте роль географического фактора в предстоящей войне?
Общепризнано, что геополитический фактор влияет на развитие страны, равно как и на ведение военных действий. Далеко находящаяся Япония, трудность с доставкой личного состава, боеприпасов, продовольствия, отсутствие карт местности, плохое знание противника – всё это не оставляло возможности для победы в этой войне.
– Какие основные сражения были в этой войне? (Этапы). Были ли примеры русского героизма? –
Подведение итогов и домашнее задание
Исходя из сегодняшнего материала ответьте на проблемный вопрос в самом начале занятия?
На сегодняшнем занятии хочется отметить следующих студентов…..вы получили следующие оценки…т.к….
Домашнее задание:
1.Учитывая сделанные на уроке выводы, ответьте письменно в тетради на вопрос: почему при очевидной невозможности победить в войне Россия начала её?
2. Выскажите предположение о том, какими будут последствия поражения России для внутреннего положения в стране.