Урок математики в 3 классе «Внетабличное умножение и деление в пределах 100»
Внетабличное умножение и деление в пределах 100
Цель деятельности |
способствовать закреплению умений выполнять вычисления с проверкой, решать уравнения на основе знания связей между компонентами и результатом действий умножения и деления, внетабличного умножения и деления, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях. |
Тип урока |
Закрепление знаний и способов действий |
Планируемые |
Предметные: научатся решать уравнения на основе знания связей между компонентами и результатом действий умножения и деления, выполнять внетабличное умножение и деление, осуществлять проверку арифметических действий, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения Личностные: представляют значение математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин. |
методы и формы |
Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные |
Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) |
Оборудование |
экран, компьютер, проектор |
Основные понятия |
Внетабличное умножение и деление |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы зации совзаимодей- ствия |
Формируемые умения |
Промежуточный |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Мотивация |
Эмоциональная, психологическая |
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Долгожданный дан звонок Начинается урок Пора за дело браться Придется постараться Чтобы быстро все решать- Надо думать, рассуждать. - У нас сегодня много гостей. Давайте повернемся и поздороваемся с нашими гостями. Садитесь. |
Слушают учителя. |
Фронтальная, индивидуальная |
К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету |
Наблюдение учителя за организацией рабо- |
II. Актуализация знаний |
Фронтальная, индивидуальная |
Устные ответы, |
||||
1.Целеполагание. |
Сообщает тему и цель урока. Давайте, ребята ,учиться считать, Двузначные числа делить , умножать, . Считать не на парте, не на стене, - Расчеты производить лишь в уме. -Определите тему и цели урока |
Формулируют тему, цель урока -Внетабличное умножение и деление в пределах 100 |
||||
3. Устный счет |
Перед нами такая работа – - Готовы ли вы отправиться в путешествие? Давайте проверим. 1) Повторение табличного умножения и деления. 1. Найти ошибки 5*3=15 9*2=19 7*9=63 8*9=71 6*4=24 5*6=30 7*3=21 5*7=40 9*9=82 |
Выполняют задания. |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Игра «Крестики - нолики». |
Выполняют задания. |
взаимопроверка |
по аналогии и про- Р – планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения; адекватно проводят оценку результатов своей учебной деятельности. К – обмениваются |
|||
|
||||||
Предлагает задачи. |
Записывают только ответ или знак действия, которым решается задача. |
|||||
Задача 1. Масса ящика с виногра-дом – 4 кг, а ящика с яблоками – |
– 8 кг. |
|||||
Задача 2. В одной пачке 16 тетрадей, а в другой на 4 тетради больше. Сколько тетрадей во второй пачке? |
– 20 тетрадей. |
|||||
Задача 3. Маме 36 лет, а дочка |
– 12 лет |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
III. Изучение нового материала |
1. Подгото-вительная |
– Решите примеры: (30 + 6) : 3 (80 + 4) : 4 |
Вычисляют с комментированием: (30 + 6) : 3 = 30 : 3 + (80 + 4) : 4 = 80 : 4 + |
Л – осознают свои |
||
2. Замена числа |
– Рассмотрите примеры: 46 : 2 и 93 : 3. При устном объяснении должны быть четко выделены следующие моменты: – Представим число 46 в виде суммы разрядных слагаемых 40 и 6. Затем разделим каждое из этих слагаемых на 2 46 : 2 = (40 + 6) : 2 = 40 : 2 + 6 : 2 = – Этот прием деления двузначного |
Внимательно слушают. |
||||
Затем рядом с решенными следует |
Ученик у доски иллюст-рирует первый пример |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
42 : 3 75 : 5 70 : 5 78 : 6 – Сравним примеры с теми, которые только что решались. В этих примерах число десятков, содержащихся в делимом, не делится на делитель. Как же поступать в таких случаях? |
с помощью пучков-десятков палочек и отдельных палочек. |
|||||
– Можно разделить 3 десятка, получится 10, а после этого разделить оставшиеся 12 единиц, получится 4. Тогда всего получится 14: 10 + 4 = 14. Аналогично следует рассмотреть |
||||||
– На какие слагаемые оказалось удобно |
– Мы представляли каждый раз делимое в виде суммы удобных слагаемых, так как разрядные слагаемые не делились на данные числа. |
|||||
Физкультминутка. |
Организует проведение физкультминутки. |
Выполняют упражнения согласно инструкции |
||||
3. Первичное закреп- |
Задания вверху страницы (с устным пояснением). |
Выполняют устно. |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ление: работа по учеб-нику |
№ 1 (с комментированием). 72 : 4 = (40 + 32) : 4 = 40 : 4 + 32 : 4 = 72 : 3 = (60 + 12) : 3 = 60 : 3 + 12 : 3 = 72 : 6 = (60 + 12) : 6 = 60 : 6 + 12 : 6 = Комментирование аналогично комментированию предыдущих примеров. |
Записывают в тетрадь. |
||||
№ 2. – Решите примеры с комментиро- |
Дети записывают примеры, устно комментируют деление и записывают ответы |
|||||
IV. Практическая деятельность |
1. Решение задач. |
№ 3 (с комментированием). Решение: 3 · 6 – 3 = 15 (шт.) – больше. О т в е т: на 15 библиотек больше. |
Один ученик выполняет |
Фронтальная, индивидуальная |
П – осуществляют Р – осуществляют коррекцию, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. К – выражают свои мысли с достаточ- |
Устные ответы, |
№ 4. Помогает дополнить условие задачи: 1) 40 · 2 = 80 (р.) – стоимость 2 би- 2) 100 – 80 = 20 (р.) – сдача. Ответ: 20 рублей пассажир получит сдачи. |
Коллективно составляют план решения, а потом записывают решение и ответ самостоятельно. |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2. Самостоятельная ра-бота. |
– Самостоятельно выполните задание № 6 (на полях учебника), № 7. |
Сравнивают длины ломаных. Определяют типы углов. |
ностью; используют критерии для обоснования своего суждения |
|||
3. Работа |
– В рабочей тетради выполните задания № 58–60, с. 25 |
Выполняют задания |
||||
4*. Задания |
||||||
V. Итоги урока. Рефлексия деятель- |
Обобщение полученных на уроке Заключительная беседа. Выставление оценок |
– Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? – Для чего нужно знать этот материал? – Что повторяли на уроке? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? |
Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения |
Фронтальная, индивидуальная |
П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету |
Устные ответы |
VI. Домашнее задание |
Инструктаж по выполнению домашнего задания |
Учебник, с. 15, № 5 |
Задают уточняющие |
Фронтальная, индивидуальная |
Р – принимают |