Урок математики в 3 классе «Внетабличное умножение и деление в пределах 100»

0
0
Материал опубликован 14 October 2017

Внетабличное умножение и деление в пределах 100

Цель деятельности
учителя

способствовать закреплению умений выполнять вычисления с проверкой, решать уравнения на основе знания связей между компонентами и результатом действий умножения и деления, внетабличного умножения и деления, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.

Тип урока

Закрепление знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: научатся решать уравнения на основе знания связей между компонентами и результатом действий умножения и деления, выполнять внетабличное умножение и деление, осуществлять проверку арифметических действий, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.

Метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения
на уроке, пользоваться учебником.

Личностные: представляют значение математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин.

методы и формы
обучения

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012.

1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

Оборудование

экран, компьютер, проектор

Основные понятия
и термины

Внетабличное умножение и деление

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компо-ненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
органи-

зации совзаимодей-

ствия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-опреде-ление)
к учебной деятель-
ности

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная под-
готовка
к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Пора за дело браться

Придется постараться

Чтобы быстро все решать-

Надо думать, рассуждать.

- У нас сегодня много гостей. Давайте повернемся и поздороваемся с нашими гостями. Садитесь.

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверст-никами.

Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Наблюдение учителя за организацией рабо-
чего места

II. Актуализация знаний

     

Фронтальная, индивидуальная

 

Устные ответы,
наблюдения учителя, выполненные задания

1.Целеполагание.

Сообщает тему и цель урока.

Давайте, ребята ,учиться считать,

Двузначные числа делить , умножать, .

Считать не на парте, не на стене, - Расчеты производить лишь в уме.

-Определите тему и цели урока

Формулируют тему, цель урока

-Внетабличное умножение и деление в пределах 100

3. Устный счет

 Перед нами такая работа – 
Задания для устного счёта
Мы в лес на прогулку сегодня пойдём
И знания наши с собою возьмём.

- А отправимся мы в лес необычный. Это будет лес доброты. 17 февраля в мире отмечают праздник проявления доброты. Сегодня мы тоже совершим добрый поступок.

- Готовы ли вы отправиться в путешествие? Давайте проверим.

1) Повторение табличного умножения и деления.

1. Найти ошибки

5*3=15 9*2=19 7*9=63

8*9=71 6*4=24 5*6=30

7*3=21 5*7=40 9*9=82

Выполняют задания.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

   

Игра «Крестики - нолики».
- Я произношу утверждение, если вы согласны с ним – ставьте в клеточке крестик, не согласны – нолик.
1. Произведение равно первый множитель плюс второй множитель.
2. Делимое, делитель, частное.
3. 6 * 8 = 54
4. Чётные числа делятся на 2.
5. От перестановки множителей произведение изменяется.
6. Если у одной кормушки 7 птичек, то на 5 кормушках – 30.
7. Чтобы найти делимое нужно частное умножить на делитель.
8. Если на снегу 30 следов, то прилетело 15 птичек.
9. Если любое число умножить на 0, то получится это же число.
10. На нуль делить нельзя.
11. Ты да я, да мы с тобой. Нас двое.
12. Чтобы найти делитель нужно уменьшаемое разделить на частное.

 

Выполняют задания.

взаимопроверка

по аналогии и про-
веряют эти выводы.

Р планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения; адекватно проводят оценку результатов своей учебной деятельности.

К обмениваются
мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образова- тельного процесса.

 
 


 


 

 
 

Предлагает задачи.

Записывают только ответ или знак действия, которым решается задача.

 

Задача 1. Масса ящика с виногра-дом – 4 кг, а ящика с яблоками –
в 2 раза больше. Узнайте массу ящика
с яблоками.

8 кг.

 

Задача 2. В одной пачке 16 тетрадей, а в другой на 4 тетради больше. Сколько тетрадей во второй пачке?

20 тетрадей.

 

Задача 3. Маме 36 лет, а дочка
в 3 раза моложе. Сколько лет дочке?

12 лет

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

III. Изучение нового материала

1. Подгото-вительная
работа.

Решите примеры:

(30 + 6) : 3

(80 + 4) : 4

Вычисляют с комментированием:

(30 + 6) : 3 = 30 : 3 +
+ 6 : 3 = 10 + 2 = 12

(80 + 4) : 4 = 80 : 4 +
+ 4 : 4 = 20 + 2 = 22

 

Л – осознают свои
возможности в учении; способны адек-ватно рассуждать
о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями,
трудолюбием

 

2. Замена числа
суммой
разрядных слагаемых.

Рассмотрите примеры: 46 : 2 и 93 : 3.

При устном объяснении должны быть четко выделены следующие моменты:
1) заменяем делимое суммой разрядных слагаемых; 2) пользуясь правилом деления суммы на число, делим сначала десятки, а затем единицы, полученные результаты складываем.

Представим число 46 в виде суммы разрядных слагаемых 40 и 6. Затем разделим каждое из этих слагаемых на 2
и полученные результаты сложим.

46 : 2 = (40 + 6) : 2 = 40 : 2 + 6 : 2 =
= 20 + 3 = 23

Этот прием деления двузначного
числа на однозначное применим лишь в том случае, если на данное число делится и число десятков в делимом,
и число единиц.

Внимательно слушают.

 

Затем рядом с решенными следует
записать новые примеры:

Ученик у доски иллюст-рирует первый пример

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

   

42 : 3 75 : 5 70 : 5 78 : 6

Сравним примеры с теми, которые только что решались. В этих примерах число десятков, содержащихся в делимом, не делится на делитель. Как же поступать в таких случаях?

с помощью пучков-десятков палочек и отдельных палочек.

     
 

Можно разделить 3 десятка, получится 10, а после этого разделить оставшиеся 12 единиц, получится 4. Тогда всего получится 14: 10 + 4 = 14.

Аналогично следует рассмотреть
и остальные примеры, обратив особое внимание на случай 70
: 5, где делимое удобно представить в виде суммы
50 + 20.

 
 

На какие слагаемые оказалось удобно
в данных случаях разбить делимое?
Почему?

Мы представляли каждый раз делимое в виде суммы удобных слагаемых, так как разрядные слагаемые не делились на данные числа.

Физкультминутка.

Организует проведение физкультминутки.

Выполняют упражнения согласно инструкции
учителя.

3. Первичное закреп-

Задания вверху страницы (с устным пояснением).

Выполняют устно.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

ление: работа по учеб-нику

1 (с комментированием).

72 : 4 = (40 + 32) : 4 = 40 : 4 + 32 : 4 =
= 10 + 8 = 18

72 : 3 = (60 + 12) : 3 = 60 : 3 + 12 : 3 =
= 20 + 4 = 24

72 : 6 = (60 + 12) : 6 = 60 : 6 + 12 : 6 =
= 10 + 2 = 12

Комментирование аналогично комментированию предыдущих примеров.

Записывают в тетрадь.

     
 

2.

Решите примеры с комментиро-
ванием

Дети записывают примеры, устно комментируют деление и записывают ответы

IV. Практическая деятельность

1. Решение задач.

3 (с комментированием).

Решение:

3 · 6 – 3 = 15 (шт.) – больше.

О т в е т: на 15 библиотек больше.

Один ученик выполняет
у доски, остальные –
в тетрадях.

Фронтальная, индивидуальная

П – осуществляют
логические действия, моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.).

Р осуществляют коррекцию, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений.

К выражают свои мысли с достаточ-
ной полнотой и точ-

Устные ответы,
записи
в тет-
ради

 

4.

Помогает дополнить условие задачи:

1) 40 · 2 = 80 (р.) – стоимость 2 би-
летов.

2) 100 – 80 = 20 (р.) – сдача.

Ответ: 20 рублей пассажир получит сдачи.

Коллективно составляют план решения, а потом записывают решение и ответ самостоятельно.

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

 

2. Самостоятельная ра-бота.

Самостоятельно выполните задание № 6 (на полях учебника), № 7.

Сравнивают длины ломаных. Определяют типы углов.

 

ностью; используют критерии для обоснования своего суждения

 

3. Работа
в тетради
на печатной основе.

В рабочей тетради выполните задания № 58–60, с. 25

Выполняют задания

4*. Задания
из электронного при-
ложения
к учебнику

   

V. Итоги урока. Рефлексия деятель-
ности

Обобщение полученных на уроке
сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?

Для чего нужно знать этот материал?

Что повторяли на уроке?

Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются

в своей системе
знаний.

Р оценивают собственную деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с. 15, № 5

Задают уточняющие
вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают
и сохраняют учебные задачи

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.