Внетабличное умножение и деление (Урок математики в 3 классе)
Технологическая карта пробного урока математики ТЕМА «Внетабличное умножение и деление» (стр. учебника 5 стр. рабочей тетради …) | Цели урока: Организовать деятельность по изучению ветабличного умножения и деления «Школа России» Технология обучения – проблемно-диалогическая Тип знания новое знание Тип урока – урок открытия нового знания (ОНЗ) | |
| Составила студентка группы Тимушева Марина Владимировна МОУ СОШ №, класс 3 «», каб. № Дата проведения урока 19.01.2022. Смена…… Номер урока…. Начало урока ….. час …. мин. ФИО учителя школы: ФИО преподавателя-консультанта: Допущена к проведению урока: ____________________, дата ________ (подпись преподавателя) ____________________, дата ________ (подпись учителя) ___________ | |
ФОРМУЛИРОВКА НОВОГО ЗНАНИЯ | ||
АНАЛИЗ НОВОГО ЗНАНИЯ | ||
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ | ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ |
ЛИЧНОСТНЫЕ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Регулятивные: Умеют выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты познавательные: Ставят задачи на урок, формулируют проблему; Сравнивают разные виды задач; коммуникативные: Взаимодействуют с учителем и друг другом; Аргументируют свой выбор ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) связанные с актуализацией: Знают классы числа; Умеют образовывать примеры из тройки; Знают таблицу умножения; 2) связанные с изучением нового: Умеют решать примеры случая внетабличного умножения и деления; 3) связанные с включением нового материала в систему знаний: Умеют решать задачи с включением знаний внетабличного умножения и деления; 4) связанные с повторением материала, изученного ранее: Умеют решать простые задачи 5) связанные с подготовкой к изучению материала следующих уроков: Продолжают изучать внетабличное умножение и деление | ДИДАКТИЧЕСКИЕ:
2. Организовать деятельность учеников использования в речи названия видов задач: простая и составная; 3. Создать условия для сравнения разных видов задач; 4. Обеспечить усвоение соотношений между простой и составной задачей. РАЗВИВАЮЩИЕ: 1. Умеют выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты; 2. Взаимодействуют с одноклассниками; 3. Умеют высказывать свою точку зрения; 4. Умеют ставить и формулировать проблемы. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: 1. Используют получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. |
Оборудование. у учителя: у учащихся: Библиографический список Петерсон Л. Г. Математика. 4 класс. В 1 к.Ч.2.[Текст]/ Л. Г. Петерсон. – Изд. 4-е, перараб. – М.: Издательство «Ювента», 2011. – 5 с. …. … …. | Оформление доски
Оформление работы в тетрадях учащихся (образец, вставка на клетчатой разлиновке) |
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Этап. Организация начала урока Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством Форма организации учебной деятельности …. Дидактические средства … Формы и методы контроля…. | | |
Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Марина Владимировна и сегодня урок математики у вас проведу я. | | ЛИЧНОСТНЫЕ: Контролирую свои эмоции; · Осознают мотивацию и настраивают себя на учебную деятельность. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Умеют взаимодействовать с учителем и одноклассниками (К) |
Вот уже звенит звонок, Начинается урок. Ровно, правильно сиди, Всё ль готово, погляди. Ножки правильно поставь. Разговоры все оставь. Время на уроке – священное время и нельзя терять из него ни минуты. Я хочу, чтобы каждый из вас проявил сегодня смекалку, сообразительность, стремление и жажду к знаниям. А чтобы урок наш удался, давайте попробуем настроиться на работу эмоционально. Повернитесь друг к другу. Посмотрите в глаза. Подарите друг другу улыбку. | | |
Этап. Актуализация опорных знаний и умений. Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового | ||
Задание 1. Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства Формы и методы контроля фронтальная | ЛИЧНОСТНЫЕ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) Умеют взаимодействовать с учителем и одноклассниками; высказывают свою точку зрения (К) 2) Умеют работать с информацией на доске, слайде (П) ПРЕДМЕТНЫЕ: Знают классы числа; Умеют образовывать примеры из тройки; Знают таблицу умножения; | |
Открываем тетради, записываем число (19 января), классная работа. Прописываемся число 19. Пишем красиво, аккуратно. | | |
Запишите числа. В которых 5 сотен, 3 дес 1 ед, 6 дес 7 ед, 4 сотни 6 ед, 3 сотни 3 дес 3 ед, 2 сот 5 дес, 7 сот 4 дес, 8 ед, 6 сот 7 дес 8 ед, 6 дес 4 ед, 7 ед, 1 дес 2 ед, 5 ед, 4 дес 5 ед. | 500, 21, 67, 463, 333, 250, 748, 678, 64, 7, 12, 5, 45 | |
Задание 2. Форма организации учебной деятельности …. Дидактические средства … Формы и методы контроля…. | ||
Давайте поиграем в футбол, но не просто, а математический. Перед вами ворота, пока что они пустые. Но в них будут числа. Вам нужно будет правильно забить гол | | |
7*8 = 8*5= 5*6= 4*5= 6*4= 3*9= 3*7= 6*2= 2*9= 7*7= 2*2= 9*9= | | |
Молодцы, вы забили все мячи. | | |
На слайде вы видите числа. Что это за числа? | 3,2,6 | |
Образуйте с этими числами все примеры на умножение и деление. | 3*2=6 2*3=6 6:3=2 6:2=3 | |
(Имя), выходи к доске. Покажи какие примеры у тебя получились. | | |
Промежуточная рефлексия | | |
Что мы только что делали? | | |
.Зачем мы это делали? | Нам это понадобится на уроке | |
Этап. Постановка учебной проблемы. Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию учебной проблемы построению плана достижения цели. | ||
Создание проблемной ситуации | ЛИЧНОСТНЫЕ: 1) Осознают важность решения проблемы; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) Умеют определять цель и задачи урока; сохраняют цель в течении всего урока(Р) 2) Умеют взаимодействовать с учителем и одноклассниками; высказывают свою точку зрения (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: | |
Задание. Форма организации учебной деятельности …. Дидактические средства … Формы и методы контроля…. | | |
Решите у себя в тетради самостоятельно примеры, которые представлены на слайде. 8*4= 20*3= 3*20= 48:8= 5*5= 24:6= 30:5= 1*9 = 60:3= | | |
Побуждение к осознанию противоречия | ||
Все ли примеры получилось решить? | Не все. | |
Давайте проверим примеры которые получилось решить. | 8*4=32 24:6=4 48:8=6 5*5= 25 30:5=6 1*9 =9 | |
Какие примеры не получилось решить? | 20*3= 3*20= 60:3= | |
Побуждение к формулированию учебной проблемы в форме … , цели и построению плана достижения цели | ||
Почему вы не смогли решить эти примеры? | Мы такое еще не изучали | |
А какие примеры вы смогли решить? Как они называются? | Таблица умножения | |
А примеры которые вы не смогли решить входят в таблицу умножения? | нет | |
Промежуточная рефлексия | | |
Чему мы должны значит научится? | Решать примеры которые не входят в и таблицу умножения и как они называются. | |
Этап. Поиск решения учебной проблемы. Цель. Организовать побуждающий диалог (обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы) и/или подводящий диалог. | ||
Вариант 1. методом побуждающего диалога | ЛИЧНОСТНЫЕ: 1) Осознают нужность решения поставленной проблемы; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) Сохраняют поставленную цель в течении всего урока(Р) 2) Умеют работать с информацией, представленной на доске и в учебнике(П) 3) Умеют взаимодействовать с учителем и одноклассниками; высказывают свою точку зрения (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) Умеют решать примеры н случай внетабличного умножения и деления | |
Если такие примеры не входят в таблицу умножения. Они находятся вне таблицы умножения. Поэтому такие примеры называются внетабличными. | | |
Посмотрите на слайд, что вы видите. | Пучки с палочками. | |
Сколько пучков вы видите? | 6 пучков | |
Сколько внутри каждого пучка палочек? | 10 | |
Как можно назвать каждый пучок? | Десяток | |
Сколько у нас всего десятков? | 6 десятков или 60 | |
По сколько пучков отделили? | По 2 | |
2 пучка это сколько десятков? | 2 десятка, т.е 20 | |
Сколько раз взяли по 20? | 3 | |
Запишем это математическим языком 20*3 = | ||
Итак мы сказали что 20 это 2 десятка, взяли по 3, получаем 6 десятков, значит так и запишем 2 дес * 3 = 6 дес | ||
Итак, 2 десятка это 20*3 получаем 6 десятков это 60 Получаем запись 20*3=60. | ||
Значит 20*3 = 60 | ||
Открываем учебник на странице 5. Посмотрите на 2 столбик. Какой пример здесь представлен? | 3*20= | |
Какое свойство умножения здесь использовали? | Переместительное, от перемен мест слагаемых сумма не меняется | |
Поэтому что сделали первым шагом, чтобы решить пример? | Поменяли местами 3 и 20 | |
Какой пример получился? | 20*3 | |
Мы уже разобрали как решать такой пример? | Да | |
Значит, что необходимо сделать в первую очередь? | Поставить десятки на первое слагаемое | |
Посмотрите на 3 столбец, какое действие здесь используется? | Деление | |
Пример 60:3 = Посмотрите. 60 это 6 дес. Эти 6 дес нам нужно разделить на 3, то получится 2 дес. 6 дес : 3 = 2 дес | ||
6 дес это 60, 2 дес это 20 60:3=20 | ||
Промежуточная рефлексия | | |
Чему мы только что научились? | Решать умножать и делить внетабличные примеры | |
Что мы будем делать дальше? | Закреплять знания | |
Этап. Воспроизведение нового знания. Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания в форме ….. | ||
Выражение решения Форма организации учебной деятельности …. Дидактические средства … Формы и методы контроля…. | ЛИЧНОСТНЫЕ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: ….. (Р) ….. (П) ….. (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: … … ………. | |
| ||
Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. (Рекомендация: учащиеся фронтально, в группах, в парах подробно решают типовые задания на усвоение нового материала с проговариванием решения вслух.) | ||
Задание 1. Форма организации учебной деятельности …. Дидактические средства … Формы и методы контроля…. | ЛИЧНОСТНЫЕ: Осознают нужность решения поставленной проблемы; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) Сохраняют поставленную цель в течении всего урока(Р) 2) Умеют работать с информацией, представленной на доске и в учебнике(П) 3) Умеют взаимодействовать с учителем и одноклассниками; высказывают свою точку зрения (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) Умеют записывать решение в тетрадях 2) Умеют решать примеры на случай внетабличного умножения и деления | |
Посмотрите на задание 2. Его мы будем выполнять устно. Вам необходимо объяснить, как вы будете решать такой пример. | ||
Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях. | ||
Задание Форма организации учебной деятельности …. Дидактические средства … Формы и методы контроля…. | ЛИЧНОСТНЫЕ: Осознают нужность решения поставленной проблемы; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) Сохраняют поставленную цель в течении всего урока(Р) 2) Умеют работать с информацией, представленной на доске и в учебнике(П) 3) Умеют взаимодействовать с учителем и одноклассниками; высказывают свою точку зрения (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: Умеют решать примеры на случай внетабличного умножения и деления | |
Посмотрите на упражнение 3 на странице 5. Вам необходимо решить примеры в тетрадь. Обратите внимание, где какой алгоритм необходимо использовать. | ||
Давайте проверим. | Один ученик читает пример, объясняет как выполнять пример. | |
Промежуточная рефлексия | | |
Мы с вами научились решать такие примеры. А может ли при решении задач, использоваться такие примеры? | Да | |
Значит что мы сейчас будем делать? | Решать такие задачи | |
Этап. Включение нового знания в систему знаний, повторение материала, изученного ранее, подготовка к изучению тем последующих уроков (этап проводится по возможности и необходимости) Цель. Организовать закрепление нового материала в системе с ранее изученным материалом. Примерный план этапа: выполнение заданий, в которых новое знание является промежуточной операцией, используются новые знания в нетиповых ситуациях. выполнение заданий по темам, изученным ранее, не связанным с темой данного урока; выполнение заданий, готовящих обучающихся к усвоению тем последующих уроков. | ||
Задание 1 Форма организации учебной деятельности …. Дидактические средства … Формы и методы контроля…. | | |
Прочитайте задачу 3 на странице 5. В коробки упаковали 60 чашек, по 6 чашек в каждую. Сколько коробок заняли чашки? | | ЛИЧНОСТНЫЕ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: ….. (Р) ….. (П) ….. (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: … … ………. |
О чем эта задача? | О чашках | |
Сколько чашек всего? | 60 | |
Что с ними делали? | Упаковывали в коробки | |
Как они упаковывали? | По 6 чашек в каждую | |
Что необходимо найти в задаче? | Сколько коробок заняли | |
Краткая запись Всего – 60 ч. В одной коробке – 6 ч. Занято к. - ? | ||
Что запишем в первую строчку? | Сколько всего чашек | |
Что запишем во вторую строчку? | Сколько чашек в одной коробке | |
Что запишем в третью строчку? | Сколько коробок заняло коробок | |
Что необходимо найти? | Сколько коробок заняло коробок | |
Что для этого нам необходимо знать? | Сколько всего чашек и сколько чашек в одной коробке | |
Нам известны эти данные? | Да | |
Значит мы сможет ответить на вопрос? | Да | |
Каким действием будем решать задачу? | Делением | |
Почему? | - | |
Запишем решение Сколько коробок заняли чашки? 60:6=10 (к.) – заняли чашки | ||
Ответ запишем кратко. Ответ: 10 коробок. | ||
Чтобы проверить правильно ли мы решили задачу, составим обратную задачу. Что такое обратная задача? | Это когда известное становится неизвестным, а неизвестное известным. | |
В коробки упаковывали по 6 чашек в каждую. При этом заняли 10 коробок. Сколько всего чашек упаковали? | ||
10*6=60 (ч.) – всего | ||
Какой вывод мы можем сделать? | Задача решена верно | |
Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель. Организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности. | | |
Какую цель мы ставили в начале урока? | Научится решать умножать и делить внетабличные примеры | ЛИЧНОСТНЫЕ: 1) Умеют адекватно оценивать результаты своей деятельности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) Умение оценивать свои результаты (Р) 2) Умеют проводить рефлексию (П) 3) Умение взаимодействовать с учителем, строить полные логические ответы |
Нам это удалось? | Да | |
Оцените свою знания полученные на уроке. На слайде вы видите смайлики. 1-й смайлик означает: мне все понятно. 2-й – не все понял. 3-й – ничего не понял. Нарисуйте карандашом лицо смайлика у себя на полях. | Оценивают | |
А теперь оцените свою работу на уроке. 1-й смайлик означает – я работал отлично, 2-й – я работал в пол силы, 3-й – я не работ совсем. | оценивают | |
- Урок окончен. До свидания! | |