Внеурочная деятельность «Изучаю родной край»

1
0
Материал опубликован 3 February 2018

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №52

Согласовано Утверждена приказом

Руководитель ШМО директора школы №52

от

Протокол №

от

Программа внеурочной деятельности

для учащихся 6 «Д» класса

«Изучаю родной край»

 

Классного руководителя 6 «Д» класса

Мерзляковой С.В.

2015-2016 учебный год

г. Ярославль

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы.
Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим.
Есть выражение: «Моя Малая Родина». Что оно обозначает? 
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она одна-единственная, как мама.

Занятия проводятся в форме экскурсий, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов.

Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:

-спортивно-оздоровительное;

- духовно-нравственное;

- социальное;

- обще-интеллектуальное;

- общекультурное.

Актуальность программы

   Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через сознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Актуальность данной образовательной программы заключается в том, что изучение истории родного края вызывает большой интерес у детей, развивает активно- познавательную деятельность, готовит к исследовательской и научной деятельности.

 Программа внеурочной деятельности – «Изучаю родной край» - направлена на развитие творческих способностей детей и подростков, является модифицированной, адаптированной программой.

Начальным и надежным средством творческой активности детей и подростков является интерес к истории своего края, родословной своей семьи. Зачастую это лишь поверхностный интерес, точнее - любопытство. Но любопытство – неустойчиво. Важно суметь добиться того, чтобы оно переросло в любознательность, затем в увлеченность. творческой самореализации. В основу программы положен принцип «воспитывающего обучения», реализуемый через нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, формирующее личность в целом. Процесс воспитания культурной личности определяется через формирование самоуважения, исторического сознания, оценочного отношения к предметному миру.

 Назначение программы

Данная программа отражает комплексно-системный подход к изучению родного края как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Цели и задачи программы

 Цель программы - формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению в нашей стране и регионе, способствовать воспитанию патриотических чувств, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Ярославского края, воспитанию любви к природе родного края.

Задачи.

1. Способствовать созданию у подростков устойчивых знаний; заинтересовать детей в получении необходимых знаний по изучению исторических дат, в подборе материала, для создания слайд - проектов, составление карты города; создание презентаций.

2.  Развивать познавательный интерес к изучению родного края, культуры через публичные выступления на поисковую деятельность.

3.  Развивать навыки исследовательской работы по сбору и систематизации материалов о родном крае, о своей малой родине; участие в конкурсах и конференциях; проведении экскурсий по городу, сформировать потребность самореализации через участие в конкурсах, исследованиях.

4. Формирование общественно-активной личности, привить умения проектировать свое будущее; сформировать навыки культуры делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми, культуры речи;

5. Сформировать потребность в самообразовании и самореализации;

6. Привить интерес к истории своего края.

7.  Патриотическое воспитание;

8. Воспитание бережного отношения к региональным историческим и культурным      памятникам.

Описание ценностных ориентиров содержания курса  

          Ценность жизни, признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности.

          Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации.

          Ценность истины как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

          Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни.

          Ценность гражданственности, осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

          Ценность патриотизма, одного из проявлений духовной зрелости человека, выражающегося в любви к России, народу, малой родине. 

Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения   программы

Личностные результаты

- положительное отношение к краеведению;

- познавательный интерес к малой родине;

- уважительное отношение к окружающим людям;

 Метапредметные результаты

-адекватно воспринимать окружающую действительность;

-применять свои знания по краеведению при изучении предметов начального общего образования;

- участвовать в коллективном обсуждении;

- отвечать на вопросы и задавать вопросы;

- проявлять свою любознательность, инициативность;

- выражать собственное эмоциональное отношение к малой родине

Предметные результаты

- находить нужную информацию по краеведению в библиотеке, в музее;

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о людях своего края, их занятиях, интересах.

            

Формы организации учебного процесса.

   В учебно-воспитательный процесс включены нетрадиционные формы проведения занятий:

экскурсии по городу и области

посещение выставок, музеев;

просмотр видеофильмов;

защита проектов;

исследовательская деятельность;

викторины;

игры;

конкурс сочинений, сказок, фотографий.

Для реализации образовательной программы «Изучаю родной край» необходимо дидактическое обеспечение:

слайды, видео пособия;

специальная литература, фотографии;

иллюстрации.

 Методы работы, используемые при освоении программы:

 - объяснительно-иллюстрационный; - репродуктивный; - частично-поисковый;  - продуктивный.

    В течение всего учебного года поддерживается тесная связь с родителями, которые принимают участие во многих мероприятиях кружка.

Основные принципы программы

Включение учащихся в активную деятельность.

Доступность и наглядность.

Связь теории с практикой.

Учёт возрастных особенностей.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Программа реализуется в 6 «Д» классе МОУ средняя школа №52.

 

Сроки реализации программы

2015-2016 учебный год.

Программа рассчитана на 34часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1час в неделю).

Программа состоит из самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности пятиклассников и направлена на решение спланированных педагогических задач.

Программа является возможностью удержать интерес к изучению истории родного края, с целью формирования основ гражданской идентичности школьника, включая чувство гордости за свою страну, народ, историю, город, школу, семью.

 

Предполагаемые результаты реализации программы

1.       Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

2.       Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3.       Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Учебно-тематический план

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

в том числе

Элементы содержания

Формы организации деятельности учащихся

Дата

теория

практика

 

Вводное занятие.

1.Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1

1

 

Введение в краеведение. Техника безопасности во время экскурсий; во время работы в кабинете.

Введение в краеведение. Понятие «краеведение». Понятие краеведческих методов познания родного края: экскурсия, поход, работа в библиотеке, опрос населения, анкетирование, интервьюирование.

  Необходимость изучения истории и культуры Ярославской области.

Техника безопасности во время экскурсий; во время работы в кабинете.

 

 

Моя малая Родина. 2.П/Р Планирование маршрутов экскурсий.

3. «Школа родная- тебе 35».

4. П/Р Конкурс фотографий «Мои родители- выпускники нашей школы».

5.П/Р Создание выпуска газеты «История школы №52 в лицах».

4

1

3

История моего города. Анкетирование с целью формирования интереса к изучению истории и культуры родного края.

Что я хочу узнать о родном крае и с чем желаю познакомить своих друзей. Совместное планирование маршрутов экскурсий (первичное проектирование индивидуальных маршрутов) с учетом углубления и расширения теоретических знаний о родном крае. История моей школы в историях выпускников и фотографиях. Создание выпуска газеты об известных людях-выпускниках школы №52.

 

 

Ярославль-жемчужина Золотого Кольца России.

6.Историческая память моего города.

7.П/Р Библиотека краеведа.

8.П/Р Выполнение проекта «Моя книга о Ярославле»

9.П/Р Защита проектов.

4

1

3

Сбор литературы, краевед -ческой направленности. Источники изучения жизни народа. Содержание понятия «исторические источники». Классификация источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ и записанный рассказ-книга, обычай, ритуал и т.д.).

Экскурсия в библиотеку.

 Экскурсия в библиотеку с целью ознакомления с книгами о Ярославском крае. Обсуждение по итогам экскурсии. Составление проекта «Моя книга о Ярославле».

 

 

Мой край родной.

10.История моего края.

11.П/Р Экскурсия в Ярославский историко –архитектурный музей».

12.П/Р Конкурс фото-репортажей «История моего края».

13.П/Р Создание выпуска газеты «Мой край».

4

1

3

Что такое музей? Музей – «машина времени». Какие бывают музеи. Музейные профессии.

Правила поведения в музее.

 Понятие «литературное краеведение», «биография», «экскурсия», «экскурсовод».

 Посещение Спасо-Преображенского монастыря. Применить на практике правила поведения в музее, словарь музееведа.

Уметь проводить экскурсию, заинтересовать слушателей.

Уметь высказывать свои впечатления о посещении музея.

Знакомство со СМИ города. Подготовка и выпуск газеты «Мой край».

 

 

Наши соседи.

14. «Москва- как много в этом слове…».

15.П/Р Обзорная экскурсия по городу Москва,ВДНХ. Москвариум.

16.П/Р Выставка фотографий «Москва».

17.П/Р Сборник сообщений «Что я знаю о Москве».

4

1

3

История столицы. Исторические места Москвы. Памятники архитектуры.

Уметь высказывать свои впечатления о посещении музеев, памятных мест.

 

 

Славься земля ярославская, своими сынами.

18.Чудеса родного края.

19.П/Р Экскурсия в музей Л.В. Собинова.

20.П/Р Музыкальный калейдоскоп.

21.П/Р Презентация

«Когда б вы знали…».

4

1

3

Памятники природы, особенности времен года своей местности, полезные ископаемые своей местности Произведения искусства, великие люди Ярославии. Жизнь и творчество Л.В. Собинова.

Уметь создавать презентации, защищать творческие проекты, составлять эскизы. Знакомство с местами, воспетыми в народном эпосе, былинах, сказках, песнях, поговорках. Слушание классических произведений в исполнении Л. В. Собинова. Обсуждение прослушанных произведений.

 

 

Малые города Ярославской области.

22. История Ярославской области. Большие и малые города области.

23.П/Р Видео-экскурсия по городам и селам Ярославской области.

24.П/Р Экскурсия в г. Мышкин.

25.П/Р Презентация

«Старинные ремесла Ярославской губернии».

4

1

3

Административный состав области. Основные этапы заселения территории. Вещественные источники знаний о первых поселениях, занятиях населения. Памятные даты истории и культуры. История возникновения области. Источники знаний о прошлом области. Общая численность населения, площадь. Памятные места как свидетели исторического прошлого. История области в названиях городов и поселков.

Уметь высказывать свои впечатления о пройденной экскурсии. Знакомство со старинными профессиями Ярославской губернии.

 

 

Культура Ярославской области.

26.Ярославская государственная филармония.

27.П/Р Посещение филармонии.

2

1

1

История филармонии, сведения о творческих коллективах.

Знать историю создания филармонии.

 

 

 

Наша Победа.

28.Ярославская область в ВОВ.

29.П/Р Экскурсия в «Музей воинской славы».

30. П/Р Посещение памятника «Памяти детей блокадного Ленинграда» на Тверицком кладбище.

3

1

2

День Победы. Роль ярославцев в победе над фашистскими оккупантами. Дети блокадного Ленинграда в Ярославле.

Знать историю и роль Ярославля в Победе в ВОВ. Воспитывать в себе патриотические чувства.

 

 

Творческие проектные работы.

31-32 П/Р Выполнение проекта.

33П/Р Защита проектов.

3

 

3

Определение темы проектов. Планирование работы над проектом. Сбор информации и материалов. Оформление проекта. Защита проекта.

Определение темы проектов. Планирование работы над проектом. Сбор информации и материалов. Оформление проекта. Защита проекта.

 

 

Итоговое занятие.

34.Итоговое занятие.

П/Р Анкетирование.

1

 

1

Подведение итогов работы. Планирование работы на следующий год.

Составление плана работы на следующий год.

 
 

ИТОГО

34

9

25

 

 

 

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

кадровое обеспечение программы,

методическое обеспечение программы,

материально-техническое обеспечение программы.

Кадровое обеспечение программы:

классный руководитель, реализующий программу

библиотекарь школы

социальный педагог школы

психолог школы

педагоги дополнительного образования УДОД города;

учащиеся

родители учащихся

Методическое обеспечение программы:

методические пособия

Н.А. Касаткина «Уроки знаний, классные часы» Волгоград «Учитель»2001г.; журнал «Классный руководитель» №4,5 .2004г. Центр «Педагогический поиск»; Аралова М.А. «Классный час». Творческий центр «Сфера» М. 2004г.

Горина Т.В. Дневник классного руководителя. – М.: «Айрис-пресс», 2004.

Гуткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя. – Центр «Педагогический поиск», 2000.

Гуткина Л.Д. Спутник классного руководителя. – М.: «Педагогический поиск», 2002.

 

интернет-ресурсы

– www.ppoisk.ru

мультимедийный блок.

Материально-техническое обеспечение программы:

выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,

материалы для оформления и творчества детей,

канцелярские принадлежности,

аудиоматериалы и видеотехника,

компьютеры,

телевизоры,

мультимедийные проекторы,

интерактивная доска и др.

Критерии оценки результатов

Критерии оценки результативности воспитательного процесса в рамках предлагаемой воспитательной системы:

Критерий психологического комфорта:

Чувство защищенности, уверенности,

Оптимистичности;

Познавательная активность, инициатива;

Стремление к совместной деятельности;

Открытость к другим лицам вне коллектива

Позитивность эмоционального отношения к будущему.

Критерий развития:

Уровень мотивации, характер жизненных ценностей, открытость, коммуникативность, трудолюбие;

Адекватность, действенность самооценки, степень реализации внутреннего потенциала;

Гражданские качества (ответственность, патриотизм, интернационализм, уважительное отношение к закону);

Нравственные качества (устойчивость, умение сотрудничать, забота о людях);

Сформированность представления о жизненных целях;

Формирование представлений о возможном выборе профессий;

Выявление индивидуального своеобразия личности.

Критерий воспитания:

Ориентация на позитивную оценку своего поведения со стороны взрослых;

Стимулирование личностно- поведенческого совершенствования;

Развитие самоорганизации, самодисциплины;

Развитие сложностей с учетом принципа индивидуальной дифференциации в образовании.

Критерии социальной устойчивости:

Престиж класса, школы, педагогов;

Показатель социальной адаптации после окончания школы;

Наличие презентабельных результатов деятельности (выставки, доклады, выступления и т.д.).

Мониторинговая карта определения личностных и метапредметных результатов освоения курса

№ п\п

Критерии

Показатели

Инструментарий (диагностические средства)

Сроки проведения

      1.  

Личностные результаты

     
      1.  

Метапредметные результаты

     
      1.  

Предметные результаты

     

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.