Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай свой край родной»
                                РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей начальных классов, учителей - логопедов (протокол от 26.08.2020 № 6 ) Руководитель МО /____________/  | ПРИНЯТА на заседании педагогического совета (протокол от 28.08.2020№ 14 )  | УТВЕРЖДЕНА приказом ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат» от 28.08.2020№ 299 Директор /___________________/  | 
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности: «Знай свой край родной»
начального общего образования
2 «а» класс
Количество часов по учебному плану: 2 класс - 35ч. (1 часа в неделю)
Программа будет полностью реализована во 2 «А» классе за 35 ч.
Учитель: Колесникова Татьяна Сергеевна
Рабочая программа внеурочной деятельности «Знай свой край родной» для 2 классов разработана  на  основе  ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –  начального общего, основного общего и среднего общего образования», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598, АООП НОО ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат» в рамках ФГОС НОО для детей с ОВЗ
2020 – 2021 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основу интеграции содержания по курсу «Знай свой край» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей: Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Личностный принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Предметный результат предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их, не проходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался метапредметный результат. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.
Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.
Следующие содержательные блоки  «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края.  Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края.  Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. 
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Я и окружающий мир (8час.)
Наш край родной, моя малая родина, знакомство с историей, традициями города в котором мы живем, красота любимого города и родного села, школа – наш второй дом, дорога от дома до школы
Природа Донского края (12час.)
Живая и неживая природа Дона. Растения Донского края. Лекарственные растения края.Зерновые культуры Дона.
Экскурсия в ГНУВНИИЗК им.Калиненко. Красная книга Ростовской области растения. Дикие животные родного края. Домашние животные родного края животноводство. Красная книга Ростовской области животные.
Братья наши меньшие
Человек и природа (8 час.)
Зимние обычаи и традиции Донского края. Мы в семье. Моя семья-часть моего народа. Моя родословная. Мы помним наших земляков. Я-часть мира. Просторы Ростовской области. Полезные ископаемые. Заповедники Ростовской области. Плодородные земли Донского края
Жизнь на Дону (7 час.)
1 мая- праздник мира и труда. Надо Родину беречь, по-солдатски- свято. Помнить всех, кто в горький час сампогиб, но Землю спас. Экскурсия к памятникам погибших воинов, к вечному огню.
Мы помним наших земляков
Календарно-тематическое планирование 2 «А» класс  | ||||
Название раздела  | ||||
№ п/п  | Дата по плану  | Дата по факту  | Тема урока  | Форма проведения  | 
1 четверть  | ||||
Я и окружающий мир (8 часов)  | ||||
1  | 03.09  | Край, в котором ты живешь  | Вводная беседа  | |
2  | 10.09  | Моя малая родина.  | Экскурсия по городу  | |
3  | 17.09  | Знакомство с историей, традициями города Зернограда  | Викторина  | |
4  | 24.09  | Красота любимого города. Улица Ленина.  | Экскурсия по улице Ленина  | |
5  | 01.10  | Мой школьный дом.  | Экскурсия по школе  | |
6  | 08.10  | Составление плана безопасной дороги в школу.  | Викторина по ПДД  | |
7  | 15.09  | Живая и неживая природа Ростовской области.  | Викторина  | |
8  | 22.09  | Растительный мир Донского края.  | Практическая работа  | |
II четверть  | ||||
Природа Донского края (12ч.)  | ||||
9  | 05.11  | Лекарственные растения степной зоны.  | Выставка поделок  | |
10  | 12.11  | Зерновые культуры Дона  | Беседа  | |
11  | 19.11  | Экскурсия в ГНУВНИИЗК им. Калиненко  | Экскурсия  | |
12  | 26.11  | Посещение фото галереи школы-интерната, посвященной историческим местам Ростовской области  | Экскурсия 
  | |
13  | 03.12  | Красная книга растений Донского края.  | Практическая работа  | |
14  | 10.12  | Дикие животные Ростовской области.  | Обобщающая беседа  | |
15  | 17.12  | Животноводство, профессии людей в животноводстве.  | Беседа  | |
16  | 24.12  | Участие в конкурсе «Знатоки Ростовской области»  | Практическая работа  | |
III четверть (8 часов)  | ||||
17  | 14.01  | Животные Ростовской области из Красной книги.  | Беседа  | |
18  | 21.01  | Меры безопасности при уходе за домашними животными.  | Квест «Отгадай животное»  | |
19  | 28.01  | Зима на Дону  | Просмотр фильма «Зимние обычаи и традиции Донского края» Часть 1  | |
20  | 04.02  | Зимние обычаи и традиции Донского края  | Просмотр фильма «Зимние обычаи и традиции Донского края» Часть 2  | |
Человек и природа (8ч.)  | ||||
21  | 11.02  | Моя семья - часть моего народа. Откуда я родом.  | Проект «Моя семья»  | |
22  | 18.02  | Герои Советского Союза - наши земляки.  | Просмотр видео. Беседа о земляках родного края  | |
23  | 25.02  | День защитников Отечества  | Беседа о появлении праздника.  | |
24  | 04.03  | Женский День – 8 марта.  | Практическая работа  | |
25  | 11.03  | Достопримечательности Донского края  | Интерактивная экскурсия  | |
26  | 18.03  | Достопримечательности города Зернограда  | Экскурсия  | |
IV четверть ( 6 часов)  | ||||
27  | 01.04  | Поверхность и полезные ископаемые Донского края.  | Беседа, презентация  | |
28  | 08.04  | Заповедные места Ростовской области.  | Выставка рисунков  | |
Жизнь на Дону (7 час.)  | ||||
29  | 15.04  | 1 мая- праздник мира и труда  | Экскурсия по городу  | |
30  | 22.04  | Самые популярные профессии на Дону  | Беседа, презентация  | |
31  | 29.05  | Надо Родину беречь, по-солдатски - свято  | Беседа, презентация  | |
32  | 06.05  | Помнить всех, кто в горький час сам погиб, но Землю спас  | Беседа, презентация  | |
33  | 13.05  | Пасхальные традиции на Дону  | Практическая работа  | |
34  | 20.05  | Весенние цветы Донского края  | Практическая работа  | |
35  | 27.05  | Викторина « Что я знаю о Донском крае?»  | Квест  | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОГЛАСОВАНА:
Заместитель директора по коррекционной работе__