Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай свой край родной»
РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей начальных классов, учителей - логопедов (протокол от 26.08.2020 № 6 ) Руководитель МО /____________/ | ПРИНЯТА на заседании педагогического совета (протокол от 28.08.2020№ 14 ) | УТВЕРЖДЕНА приказом ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат» от 28.08.2020№ 299 Директор /___________________/ |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности: «Знай свой край родной»
начального общего образования
2 «а» класс
Количество часов по учебному плану: 2 класс - 35ч. (1 часа в неделю)
Программа будет полностью реализована во 2 «А» классе за 35 ч.
Учитель: Колесникова Татьяна Сергеевна
Рабочая программа внеурочной деятельности «Знай свой край родной» для 2 классов разработана на основе ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598, АООП НОО ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат» в рамках ФГОС НОО для детей с ОВЗ
2020 – 2021 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основу интеграции содержания по курсу «Знай свой край» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей: Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Личностный принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Предметный результат предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их, не проходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался метапредметный результат. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.
Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.
Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Я и окружающий мир (8час.)
Наш край родной, моя малая родина, знакомство с историей, традициями города в котором мы живем, красота любимого города и родного села, школа – наш второй дом, дорога от дома до школы
Природа Донского края (12час.)
Живая и неживая природа Дона. Растения Донского края. Лекарственные растения края.Зерновые культуры Дона.
Экскурсия в ГНУВНИИЗК им.Калиненко. Красная книга Ростовской области растения. Дикие животные родного края. Домашние животные родного края животноводство. Красная книга Ростовской области животные.
Братья наши меньшие
Человек и природа (8 час.)
Зимние обычаи и традиции Донского края. Мы в семье. Моя семья-часть моего народа. Моя родословная. Мы помним наших земляков. Я-часть мира. Просторы Ростовской области. Полезные ископаемые. Заповедники Ростовской области. Плодородные земли Донского края
Жизнь на Дону (7 час.)
1 мая- праздник мира и труда. Надо Родину беречь, по-солдатски- свято. Помнить всех, кто в горький час сампогиб, но Землю спас. Экскурсия к памятникам погибших воинов, к вечному огню.
Мы помним наших земляков
Календарно-тематическое планирование 2 «А» класс | ||||
Название раздела | ||||
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Форма проведения |
1 четверть | ||||
Я и окружающий мир (8 часов) | ||||
1 | 03.09 | Край, в котором ты живешь | Вводная беседа | |
2 | 10.09 | Моя малая родина. | Экскурсия по городу | |
3 | 17.09 | Знакомство с историей, традициями города Зернограда | Викторина | |
4 | 24.09 | Красота любимого города. Улица Ленина. | Экскурсия по улице Ленина | |
5 | 01.10 | Мой школьный дом. | Экскурсия по школе | |
6 | 08.10 | Составление плана безопасной дороги в школу. | Викторина по ПДД | |
7 | 15.09 | Живая и неживая природа Ростовской области. | Викторина | |
8 | 22.09 | Растительный мир Донского края. | Практическая работа | |
II четверть | ||||
Природа Донского края (12ч.) | ||||
9 | 05.11 | Лекарственные растения степной зоны. | Выставка поделок | |
10 | 12.11 | Зерновые культуры Дона | Беседа | |
11 | 19.11 | Экскурсия в ГНУВНИИЗК им. Калиненко | Экскурсия | |
12 | 26.11 | Посещение фото галереи школы-интерната, посвященной историческим местам Ростовской области | Экскурсия
| |
13 | 03.12 | Красная книга растений Донского края. | Практическая работа | |
14 | 10.12 | Дикие животные Ростовской области. | Обобщающая беседа | |
15 | 17.12 | Животноводство, профессии людей в животноводстве. | Беседа | |
16 | 24.12 | Участие в конкурсе «Знатоки Ростовской области» | Практическая работа | |
III четверть (8 часов) | ||||
17 | 14.01 | Животные Ростовской области из Красной книги. | Беседа | |
18 | 21.01 | Меры безопасности при уходе за домашними животными. | Квест «Отгадай животное» | |
19 | 28.01 | Зима на Дону | Просмотр фильма «Зимние обычаи и традиции Донского края» Часть 1 | |
20 | 04.02 | Зимние обычаи и традиции Донского края | Просмотр фильма «Зимние обычаи и традиции Донского края» Часть 2 | |
Человек и природа (8ч.) | ||||
21 | 11.02 | Моя семья - часть моего народа. Откуда я родом. | Проект «Моя семья» | |
22 | 18.02 | Герои Советского Союза - наши земляки. | Просмотр видео. Беседа о земляках родного края | |
23 | 25.02 | День защитников Отечества | Беседа о появлении праздника. | |
24 | 04.03 | Женский День – 8 марта. | Практическая работа | |
25 | 11.03 | Достопримечательности Донского края | Интерактивная экскурсия | |
26 | 18.03 | Достопримечательности города Зернограда | Экскурсия | |
IV четверть ( 6 часов) | ||||
27 | 01.04 | Поверхность и полезные ископаемые Донского края. | Беседа, презентация | |
28 | 08.04 | Заповедные места Ростовской области. | Выставка рисунков | |
Жизнь на Дону (7 час.) | ||||
29 | 15.04 | 1 мая- праздник мира и труда | Экскурсия по городу | |
30 | 22.04 | Самые популярные профессии на Дону | Беседа, презентация | |
31 | 29.05 | Надо Родину беречь, по-солдатски - свято | Беседа, презентация | |
32 | 06.05 | Помнить всех, кто в горький час сам погиб, но Землю спас | Беседа, презентация | |
33 | 13.05 | Пасхальные традиции на Дону | Практическая работа | |
34 | 20.05 | Весенние цветы Донского края | Практическая работа | |
35 | 27.05 | Викторина « Что я знаю о Донском крае?» | Квест |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОГЛАСОВАНА:
Заместитель директора по коррекционной работе__