Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай свой край родной»

1
0
Материал опубликован 17 September 2020 в группе


РАССМОТРЕНА

на заседании МО учителей начальных классов, учителей - логопедов

(протокол от 26.08.2020 6 )

Руководитель МО

/____________/  

ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

(протокол от 28.08.202014 )

УТВЕРЖДЕНА

приказом ГКОУ РО «Зерноградская

специальная  школа-интернат»

от 28.08.2020№  299

Директор

/___________________/ 

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности: «Знай свой край родной»

 начального общего образования

2 «а» класс


             Количество часов по учебному плану: 2  класс - 35ч. (1 часа в неделю)

Программа будет полностью реализована во 2 «А» классе за 35 ч.

             Учитель: Колесникова Татьяна Сергеевна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Знай свой край родной» для 2 классов разработана  на  основе  ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –  начального общего, основного общего и среднего общего образования», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598, АООП НОО ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат» в рамках ФГОС НОО для детей с ОВЗ

2020 – 2021 учебный год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В основу интеграции содержания по курсу «Знай свой край» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей: Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае. Человек Донского края имеет свои  индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими. История Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

        Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе  перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности.  В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

Личностный принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

Предметный результат предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их, не проходящей ценности и необходимости их охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался метапредметный результат.  Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов.

Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок  «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.

Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает  представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.

Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.

Следующие содержательные блоки  «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края.  Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края.  Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Я и окружающий мир (8час.)

Наш край родной,  моя малая родина, знакомство с историей, традициями  города в котором мы живем, красота любимого города и родного села, школа – наш второй дом, дорога от дома до школы

Природа Донского края (12час.)

Живая и неживая природа Дона. Растения Донского края. Лекарственные растения края.Зерновые культуры Дона.

Экскурсия в ГНУВНИИЗК им.Калиненко.  Красная книга Ростовской области растения. Дикие животные родного края. Домашние животные родного края животноводство. Красная книга Ростовской области животные.

Братья наши меньшие

Человек и природа (8 час.)

Зимние обычаи и традиции Донского края. Мы в семье. Моя семья-часть моего народа. Моя родословная. Мы помним наших земляков. Я-часть мира. Просторы Ростовской области. Полезные ископаемые. Заповедники Ростовской области. Плодородные земли Донского края

Жизнь на Дону (7 час.)

1 мая- праздник мира и труда. Надо Родину беречь, по-солдатски- свято. Помнить всех, кто в горький час сампогиб, но Землю спас.  Экскурсия к памятникам погибших воинов, к вечному огню.

Мы помним наших земляков

Календарно-тематическое планирование 2 «А» класс

Название раздела

№ п/п

Дата по

плану

Дата по

факту

Тема урока

Форма проведения

1 четверть

Я и окружающий мир   (8 часов)

1

03.09


Край, в котором ты живешь

Вводная беседа

2

10.09


Моя малая родина.

Экскурсия по городу

3

17.09


Знакомство с историей, традициями города Зернограда

Викторина

4

24.09


Красота любимого города.   Улица Ленина.

Экскурсия по улице Ленина

5

01.10


Мой школьный дом.

Экскурсия по школе

6

08.10


Составление плана безопасной дороги в школу.

Викторина по ПДД

7

15.09


Живая и неживая природа  Ростовской области.

Викторина

8

22.09


Растительный мир Донского края.

Практическая работа

II четверть

Природа Донского края (12ч.)

9

05.11


Лекарственные растения степной зоны.

Выставка поделок

10

12.11


Зерновые культуры Дона

Беседа

11

19.11


Экскурсия в ГНУВНИИЗК им. Калиненко

Экскурсия

12

26.11


Посещение фото галереи школы-интерната, посвященной историческим местам Ростовской области

Экскурсия    

           

13

03.12


Красная книга растений Донского края.

Практическая работа

14

10.12


Дикие животные  Ростовской области.

Обобщающая беседа

15

17.12


Животноводство, профессии людей в животноводстве.

Беседа

16

24.12


Участие в конкурсе «Знатоки Ростовской области»

Практическая работа

III четверть (8 часов)

17

14.01


Животные Ростовской области из Красной книги.

Беседа

18

21.01


Меры безопасности при уходе за домашними животными.

Квест «Отгадай животное»

19

28.01


Зима на Дону

Просмотр фильма «Зимние обычаи и традиции Донского края» Часть 1

20

04.02


Зимние обычаи и традиции Донского края

Просмотр фильма «Зимние обычаи и традиции Донского края» Часть 2

Человек и природа (8ч.)

21

11.02


Моя семья - часть моего народа. Откуда я родом.

Проект «Моя семья»

22

18.02


Герои Советского Союза - наши земляки.

Просмотр видео. Беседа о земляках родного края

23

25.02


День защитников Отечества

Беседа о появлении праздника.

24

04.03


Женский День – 8 марта.

Практическая работа

25

11.03


Достопримечательности Донского края

Интерактивная экскурсия

26

18.03


Достопримечательности города Зернограда

Экскурсия

IV четверть ( 6 часов)

27

01.04


Поверхность и  полезные ископаемые Донского края.

Беседа, презентация

28

08.04


Заповедные места Ростовской области.

Выставка рисунков

Жизнь на Дону (7 час.)

29

15.04


1 мая- праздник мира и труда

Экскурсия по городу

30

22.04


Самые популярные профессии на Дону

Беседа, презентация

31

29.05


Надо Родину беречь, по-солдатски - свято

Беседа, презентация

32

06.05


Помнить всех, кто в горький час сам погиб, но Землю спас

Беседа, презентация

33

13.05


Пасхальные традиции на Дону

Практическая работа

34

20.05


Весенние цветы Донского края

Практическая работа

35

27.05


Викторина « Что я знаю о Донском крае?»

Квест


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОГЛАСОВАНА:


                                                     Заместитель директора по коррекционной работе__

Комментарии
Комментариев пока нет.