Внеурочная деятельность «Агролаборотия» как форма практиориентированного обучения по химии в агропрофильной школе
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «АГРОЛАБОРАТОРИЯ»
КАК ФОРМА ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ХИМИИ В АГРОПРОФИЛИРОВАННОЙ ШКОЛЕ
Кулаковская Надежда Николаевна
учитель химии, биологии МБОО Чычымахская СОШ
им. С.Р. Кулачикова - Эллэй Таттинского улуса РС (Я)
В статье раскрывается опыт внеурочной деятельности «Агролаборатория» в агропрофилированной школе. Внеурочная деятельность по химии нацелена на профориентационную и допрофессиональную подготовку обучающихся сельской школы. В будущем выпускники школы смогут стать специалистами агрохимического анализа, лаборантами или технологами сельскохозяйственного производства.
Внеурочная деятельность; химический практикум; агролаборатория
Агропрофилированная школа призвана создать условия для саморазвития и самореализации личности обучающегося сельской школы, его успешной социализации в обществе, в дальнейшем продолжении образования и трудовой деятельности. Одной из форм практикоориентированного обучения по химии в агропрофилированной школе мы предлагаем внеурочную деятельность учащихся «Агролаборатория». Во время занятий «Агролаборатории» учащиеся делают практические работы по анализу продуктов питания и сельскохозяйственной продукции. Могут заниматься учащиеся 8 – 11 классов, так как изучение химии начинается с 8 класса.
Проблема: Как реализовать допрофессиональную подготовку по химии в условиях сельской агропрофилированной школы? Какие формы работы и методы применить, чтобы учащиеся заинтересовались химией и в будущем выбрали профессию, связанную с химией?
Цель: Сформировать у учащихся понятия о химическом анализе и агрохимии, создать условия для развития познавательных учебных действий, формирование компетенций, связанных с химическим анализом.
Задачи:
разработать программу внеурочной деятельности по химии;
разработать методику внеурочной деятельности учащихся 8 – 9 классов по химии;
реализовать программу внеурочной деятельности по химии и сделать выводы об её эффективности.
Требования к уровню освоения содержания курса:
В целях обеспечения предпрофильной и профильной сельскохозяйственной подготовки школьники должен знать:
роль отдельных веществ и процессов в сельском хозяйстве;
роль химии в решении экологических и экономических проблем общества, охраны окружающей среды;
основы химического анализа отдельных веществ и смесей, имеющих биологическое значение;
правила работы в лаборатории и технику безопасности.
После изучения курса учащийся должен уметь:
провести химический эксперимент по методике;
уметь правильно использовать реактивы для проведения опытов;
владеть техникой проведения безопасного эксперимента;
применять изученные методы исследования веществ к анализу почв, воды и продукции растительного и животного происхождения.
Формы контроля знаний и навыков
Контроль над приобретением практических навыков осуществляется при выполнении лабораторных работ и при их защите.
Программа внеурочной деятельности "Агролаборатория" выстроена в логике химического практикума, согласуемого с содержанием программы химии общеобразовательной школы. Содержит практические работы, не означенные в школьной программе, но соответствующие уровню учебного материала 8- 11 классов. Необходимо обогащение материальной базы химического кабинета оборудованием – мини – экспресс лабораторией «Пчелка У/почва», экспресс лабораторией для определения показателей качества воды НКВ – 1, тестерами для экспресс исследования почвы, воды и пищевых продуктов производства ООО «Крисмас +».
Для работы по программе необходимо лабораторное оборудование и химические реактивы, имеющиеся в арсенале школьного химического кабинета. Об успешном освоении программы можно судить по выступлениям учащихся на семинарах, конференциях, заинтересованности учащихся.
Содержание программы
Введение. Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Оказание первой помощи. 1 ч.
Знакомство с химической посудой и лабораторным оборудованием. 1 ч.
Основы химического анализа. Предмет и значение аналитической химии. Методы химического анализа. 4 ч.
Анализ воды. 4 ч.
Анализ почвы. Состав и значение почвы. 5 ч.
Знакомство с минеральными удобрениями. Состав и свойства минеральных удобрений. 4 ч.
Анализ пищевых продуктов. 7 ч.
Анализ молока и молочных продуктов. Требования к качеству молока и молочных продуктов. 5 ч.
Во время занятий в "Агролаборатории" по темам «Анализ воды», «Анализ почвы» учащиеся изучают загрязненность воды и почвы солями тяжелых металлов, органическими веществами. По теме «Анализ пищевых продуктов» проводят анализ овощей и фруктов на содержание нитратов. Содержание загрязняющих веществ в воде, почве и продуктах питания сравнивают с ПДК, установленными гигиеническими нормативами, требованиями ГОСТ. Таким образом, учащиеся получают сведения о загрязняющих веществах, законах, охраняющих природу, также приобретают умения проводить исследования воды, почвы и пищевых продуктов.
Практические работы проводятся в химическом кабинете и лаборатории.
Для проведения практических работ учителем разработаны инструктивные карточки. В ней указана тема работы, необходимое оборудование, реактивы, поэтапная инструкция практической работы и таблица для заполнения результатов исследования. По итогам практической работы учащиеся делают выводы.
Пример № 1 инструктивной карты по теме «Определение нитрат – ионов в продуктах питания и водных средах»:
Оборудование: тест – система для экспресс – оценки содержания нитрат – ионов в продуктах питания и водных средах, скальпель или маленький нож, терка, фарфоровые чаши или чашки Петри.
Проведение исследования:
1. Подготовить исследуемые образцы овощей или фруктов, помыть, вытереть.
Крестообразно разрезать и выжать сок или измельчить до кашицеобразной консистенции.
Кусочек индикаторной полоски размером 5*5 мм опустить в сок или кашицу.
Через 3 минуты вынуть тест – полоску из сока и сравнить с образцами на контрольной шкале.
Сделать вывод о содержании нитратов в продуктах.
Оценка результатов:
Показатели | Образец | ||
№1 | №2 | №3 | |
Содержание нитрата | | | |
Качество продукта | | | |
Пример № 2 инструктивной карты работы «Обнаружение тяжелых металлов в почвах».
Цель работы: Ознакомление с методами обнаружения тяжелых металлов в почве
Информация. В земной коре и в почве встречаются все химические элементы, в том числе так называемые «тяжелые» металлы: ртуть, свинец, кадмий, медь, железо и др. В результате деятельности человека происходит поступление тяжелых металлов в биосферу. Загрязнение водоемов, почвы и продуктов питания тяжелыми металлами представляет серьезную угрозу для здоровья людей.
Оборудование из комплекта: воронка стеклянная, колба коническая на 50 мл, палочка стеклянная, пробирки, стакан на 50 мл, фильтр бумажный, штатив для пробирок, тест-системы «Феррум-тест», «Купрум-тест».
Ход работы:
Получение почвенной вытяжки: поместите в стакан на 50 мл почву на 1/3 его высоты. Хорошо перемешайте содержимое стакана палочкой с резиновым наконечником в течение 3-5 мин. Отфильтруйте содержимое стакана в колбу на 50 мл.
Фильтрат разделите на 3 пробирки.
Проводите обнаружение ионов железа Fe+3 в фильтрате, используя тест-системы «Феррум-тест», от индикаторной полоски отрезаем кусочек не менее 5*5 мм. Опустить индикатор в исследуемый фильтрат на 5- 10 сек. Через 3 минуты сравните цвет индикатора с образцами на контрольной шкале.
Проводите обнаружение ионов железа Fe+2 в фильтрате, используя тест-системы «Феррум-тест», от индикаторной полоски отрезаем кусочек не менее 5*5 мм. Опустить индикатор в исследуемый фильтрат на 5- 10 сек. Через 3 минуты сравните цвет индикатора с образцами на контрольной шкале.
Проводите обнаружение ионов меди Cu+2 в фильтрате, используя тест-системы «Купрум-тест»:от индикаторной полоски отрезаем кусочек не менее 5*5 мм. Опустить индикатор в исследуемый фильтрат на 5- 10 сек. Через 3 минуты сравните цвет индикатора с образцами на контрольной шкале.
Результат исследования:
Показатели | Содержание ионов тяжелых металлов | ||
№1 | №2 | №3 | |
Концентрация ионов железа +2 | | | |
Концентрация ионов железа +3 | | | |
Концентрация ионов меди +2 | | | |
Вывод о загрязнении почвы ионами тяжелых металлов | | | |
Об эффективности проведенной внеурочной деятельности учащихся по химии свидетельствуют некоторые значимые результаты:
Умение учащихся проводить практические работы с веществами с соблюдением правил безопасности, ставить эксперимент.
Заинтересованность учащихся внеурочной деятельностью, развитием их самостоятельности и активности.
Успешное участие учащихся в конкурсе Джуниор Скилс и Ворлд Скилс по компетенции "Химический лабораторный анализ":
Улусный этап Джуниор Скилс, компетенция «Лабораторный химический анализ», 2017 г., 10 + участие, 14+ - 3 место.
Улусный конкурс Ворлд Скилс по компетенции «Лабораторный химический анализ», 2018 г., 2 место.
Владение учащихся навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, их участие с докладами в различных НПК:
Всероссийская НПК «Ларионовские чтения», доклад «Изучение качества молока», 3 м., 2017 г.
Всероссийская открытая НПК школьников и педагогов «Кочневские чтения», секция «Химия», доклад «Влияние химических загрязнителей на растения», лауреат, 2017 г.
Всероссийская НПК «Открой в себе ученого», доклад «Влияние химических загрязнителей на растения», 2 м., 2018 г.
Участие учащихся в мастер - классах, открытых уроках, фестивалях по темам внеурочной деятельности:
Республиканские агрочтения в с. Дирин Чурапчинского улуса, мастер – класс «Агролаборатория», 2018 г.
Выбор профессии – 2 выпускника школы поступили в медицинский колледж по специальности «Медицинский лабораторный анализ».
Республиканские педагогические чтения «Агрокомпонентное обучение учащихся как составляющая в деятельности агропрофилированных школ РС (Я)», выступление с докладом «Работа по проекту «Агролаборатория» как практикоориентированное обучение в агропрофилированной школе», 3 место, сертификат.
Список литературы
Жихарева, М.Г. Проектная деятельность при обучении химии / М.Г. Жихарева // Первое сентября: химия. – 2006. – № 22.
Литвинова О. В. Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время / О. В. Литвинова, И. А. Шенбергер, И. Б. Фомичёва // Молодой ученый. — 2014. — №2.
Литвинова Т.Н., Тлехузок С.К.. Познавательная химия для начинающих // Химия в школе. – 2009. – № 7.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе.- М.: Просвещение, 1977.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. - № 7.
Пак М., Лямин А. Н. Формирование универсальных учебных действий школьника при обучении химии // Концепт. – 2012. – № 6 (июнь).