Эффективные формы дистанционного обучения в школе
Эффективные формы дистанционного обучения в школе
Малышкина Виктория Юрьевна
Учитель английского языка
ОГБОУИ «Смоленский фельдмаршала Кутузова кадетский корпус»
город Смоленск
Пандемия коронавируса внесла серьезные коррективы во все сферы жизнедеятельности человека, не обойдя стороной и систему образования. Неожиданно за считанные дни дистанционное обучение стало реальностью для каждого школьника и студента. Несмотря на то, что каждый современный учитель имеет ПК и смартфон, а школьники являются представителями «цифрового поколения», переход на "дистанционку" стал настоящим испытанием для всех. В кротчайшие сроки педагоги были вынуждены освоить, разработать и внедрить новые методы и формы подачи учебного материала.
Дистанционное школьное обучение, наряду с традиционным, состоит из множества компонентов, основными из которых являются:
1. Взаимодействие учеников и учителя (объяснение нового материала, практические занятия и т.д.).
2. Организация деятельности и самоподготовки школьников.
3. Контроль знаний.
Дистанционно взаимодействие преподавателя и учащихся затруднено из-за отсутствия живого общения, но может осуществляться в формате онлайн-конференций посредством "Сферум", Zoom или Skype. Все платформы удобны и доступны для педагога, но с 2021 года Zoom перестал сотрудничать с государственными образовательными учреждениями России, что стало толчком к внедрению нового аналогичного отечественного сервиса "Сферум". Его преимущества:
- большое количество участников (до 100 человек) и время продолжительности;
- наличие инструментов управления интерфейсом исключительно у учителя (организатора видеоконференции);
- интерактивность (возможность оставлять заметки, наличие интерактивной доски и др.);
- функция видеозаписи – необходима для рефлексии, а также для просмотра урока отсутствующими или опоздавшими;
- интеграция с сервисом "Моя школа" и свободный доступ к учебному материалу от Министерства просвещения РФ.
Организацию деятельности школьников и учет успеваемости преподавателю удобно осуществлять и контролировать через бесплатную платформу Google Classroom. После создания аккаунта и собственного курса (урока), ученики могут присоединиться к нему, введя уникальный код, который раздается учителем.
Достоинства Google Classroom:
- общедоступность, простота авторизации;
- публикация заданий, теоретического материала;
- проверка работ и выставление оценок онлайн;
- общение преподавателя и ученика через комментарии в Ленте;
- удобные функции «Календарь» и «Список дел», где педагог может отслеживать количество учеников, выполнивших задание, должников, а также корректировать сроки сдачи работ.
Наиболее эффективным современным способом контроля знаний в дистанционном обучении является тестирование. Оно позволяет надежно определить качество изученного материала с минимальными временными затратами учителя на проверку знаний и выполняет три важные функции:
- диагностическую – выявление уровня умений и навыков по предмету;
- образовательную – стимулирование учащихся к активизации знаний, самоподготовке, наличие в тестах наводящих вопросов, совместная работа над ошибками;
- воспитательную – периодичность проведения тестовых работ дисциплинирует учеников, делает их ответственными, побуждая к более качественной самостоятельной работе.
Дистанционно разработать и провести тестирование можно при помощи бесплатных онлайн-конструкторов: Learningapps, OnlineTestPad и MyTestXPro. Эти программы благодаря звуковым и графическим эффектам открывают для педагогов большие возможности по созданию контрольных заданий для разных возрастных групп (викторины, кроссворды, опросы и т.д.), а также содержат уже готовые шаблоны.
Рассылка тестовых заданий осуществляется с компьютера учителя дистанционно через Интернет при помощи уникальной ссылки или QR-кода. После выполнения теста учащимися преподаватель имеет возможность сразу ознакомиться с результатами и статистическими данными. Это позволяет систематически контролировать знания в течение учебного года.
В заключение хотелось бы отметить, что дистанционное обучение – неотъемлемая часть современного образования, которому нужно уделять особое внимание, так как оно открывает множество дополнительных возможностей и отвечает времени. Для достижения наибольшей эффективности при таком типе обучения учителю необходимо использовать все вышеперечисленные формы одновременно. Во избежание трудностей в дальнейшей работе, педагогу следует постепенно внедрять некоторые методы и средства дистанционного обучения в традиционное образование.
Источники:
- Карпова, И.П. Исследование и разработка подсистемы контроля знаний в распределительных автоматизированных обучающих системах: диссертация … канд.тех.наук: 05.13.13 / И.П. Карпова. – М.: МГИЭМ, 2002.
- Полат, Е.С. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций в России / Е.С.Полат, А.Е.Петров.
- https://vesti.ua/lite/hi-tech/dlya-raboty-i-lyubvi-kak-polzovatsya-prilozheniem-zoom-dlya-videokonferentsij
- https://obrmos.ru/go/go_scool/news/go_go_scool_news_sferum.html