Программа курса внеурочной деятельности «Увлекательная математика» 5-9 классы
Приложение №2
к образовательной программе
основного общего образования
МБОУ СОШ №30
Программа курса внеурочной деятельности
«Увлекательная математика»
5-9 классы
Срок реализации программы – 5 лет
Составили: Мальцева Ю.Ю.,учитель математики
высшей квалификационной категории.
Озерск
Содержание программы
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3)тематическое планирование
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся и поддержания интереса к математике вводится данный курс «Увлекательная математика», способствующий развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм. Данный курс направлен на расширение знаний обучающихся, повышения уровня математической подготовки.
Программа данного курса предназначена для обучающихся 5- 9 классов.
Цель курса
Для успешного обучения в среднем звене, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления:
высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификация и др.;
высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения задачи;
высокий уровень организованности и целенаправленности, проявляющейся в ориентации на выделение существенного, в использовании обобщённых схем анализа
Цели курса.
Развивать логическое мышление и способности обучающихся к математической деятельности
Расширить знания обучающихся о методах и способах решения текстовых задач.
Повысить уровень умения решать текстовые задачи.
Формировать умения решать нестандартные задачи.
Развивать устойчивый интерес обучающихся к изучению математики.
Задачи курса.
Познакомить обучающихся со стандартными и нестандартными способами решения текстовых задач.
Предоставить обучающимся возможность проанализировать свои способности к математической деятельности.
Развитие у обучающихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой.
Расширение и углубление представлений обучающихся о практическом значении математики в различных областях и отраслях.
Методы и приемы обучения:
Укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
Знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
Иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий
Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.
Дидактические игры.
Данный курс направлен на:
-развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;
-последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;
-формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;
-формирование обще учебных умений и навыков;
-развитие общих геометрических представлений учащихся;
-развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.
В данном курсе дополнительно рассматриваются некоторые темы, которые вызывают наибольшие затруднения при изучении математики в 5 – 9 классах: задачи на движение, логические задачи, практические геометрические задания.
Изучение курса «Увлекательная математика» в 5 – 9 классах направлено на достижение определённых результатов обучения.
К важнейшим результатам обучения относятся следующие:
в личностном направлении:
развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления;
развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении:
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
развитие умений работать с учебным математическим текстом;
формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
в предметном направлении:
овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.
В результате изучения данного курса обучающиеся научатся:
Применять теорию в решении задач.
Применять полученные математические знания в решении жизненных задач.
Определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы.
Решать задачи на движение.
Воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы.
Использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации.
Анализировать полученную информацию.
Использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора, формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
Иллюстрировать некоторые вопросы примерами.
Использовать полученные выводы в конкретной ситуации.
Пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.
Выполнять геометрические задания на клетчатой бумаге.
Выполнять и составлять некоторые математические ребусы, решать зашифрованные примеры.
Решать числовые и геометрические головоломки
Планировать свою работу; последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения; фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи
содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
5 – 6 класс
«Наглядная геометрия».
5 класс.
Тема | Содержание изучаемого материала | Формы и виды деятельности |
1. Геометрия и геометрические фигуры. Исторические сведения. | Систематизировать представления о простейших геометрических фигурах и их свойствах. | Подбор и обсуждение материала. |
2. Простейшие геометрические фигуры и их взаимное расположение. | Систематизировать представления о простейших геометрических фигурах и их свойствах. | Практическое занятие. |
3. Линии. Прямая, части прямой, ломаная. | Систематизировать представления о простейших геометрических фигурах и их свойствах. | Практическое занятие. |
4. Пентамино. | Познакомиться с понятием пентамино. | Практическое занятие. |
5. Параллельность и перпендикулярность. Лабораторная работа. | Систематизировать представления о простейших геометрических фигурах и их свойствах. | Лабораторная работа. |
6. Сравнение отрезков. Середина отрезка. Длина отрезка (измерение, вычисление, единицы измерения) | Ввести операции сравнения, измерения отрезков. Формировать понятие о расстоянии между двумя точками. | Практическое занятие. |
7-8. Четырехугольники. Многоугольники. Периметр многоугольника. Лабораторная работа. | Ввести операции сравнения, измерения отрезков. Формировать понятие о расстоянии между двумя точками. | Лабораторная работа. |
9. Оригами. | Ввести операции сравнения, измерения отрезков. Формировать понятие о расстоянии между двумя точками. | Практическое занятие. |
10. Куб, его элементы. Развертки | Изучить свойства куба и его элементов. | Практическое занятие. |
11. Свойства куба. | Изучить свойства куба и его элементов. | Подбор и обсуждение материала. |
12. Практическая работа по изготовлению моделей куба. | Закрепить свойства куба и его элементов. | Практическая работа по изготовлению моделей куба. |
13. Игра «Танграм». | Закрепить свойства куба и его элементов. | Игра. |
14 – 15. Окружность и круг. Элементы окружности и круга: радиус, хорда, диаметр, дуга, сектор, сегмент. Взаимное расположение окружностей. Построение центра окружности. | Сформировать правильные представления о геометрических фигурах – окружность и круг и о геометрических телах – шар и сфера. | Подбор и обсуждение материала. |
16. Деление окружности на равные части. Практическая работа. | Сформировать правильные представления о геометрических фигурах – окружность и круг и о геометрических телах – шар и сфера. | Практическая работа. |
17. Длина окружности. Площадь круга. Творческая лабораторная работа. | Сформировать правильные представления о геометрических фигурах – окружность и круг и о геометрических телах – шар и сфера. | Творческая лабораторная работа. |
18 – 19. Сфера и шар. | Сформировать правильные представления о геометрических фигурах – окружность и круг и о геометрических телах – шар и сфера. | Практическая работа. |
20 -21. Угол. Виды углов. Сравнение углов. Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла с помощью циркуля и линейки. | Расширить и систематизировать знания учащихся об углах. | Практическая работа. |
22 – 23. Измерение углов. Сумма углов треугольника. | Расширить и систематизировать знания учащихся об углах. | Практическая работа. |
24. Центральный угол. Вписанный угол. | Расширить и систематизировать знания учащихся об углах. | Практическая работа. |
25. Построение прямоугольника, квадрата. Лабораторная работа. | Расширить и систематизировать знания учащихся об углах. | Лабораторная работа. |
26. Виды треугольников. Равные треугольники. Построение треугольников. | Расширить знания о треугольниках. Отработать навык построения треугольников по трём заданным элементам. Рассмотреть виды пирамид. | Подбор и обсуждение материала. |
27. Тетраэдр. Пирамида. Развертки. | Расширить знания о треугольниках. Отработать навык построения треугольников по трём заданным элементам. Рассмотреть виды пирамид. | Практическая работа. |
28. Практическая работа по изготовлению моделей. | Отработать навык построения треугольников по трём заданным элементам. | Практическая работа по изготовлению моделей. |
29. Параллелограмм. «Родственники» параллелограмма. Трапеция. | Рассмотреть виды параллелограммов, их свойств. Изучить свойства прямоугольного параллелепипеда. | Подбор и обсуждение материала. |
30. Площадь. Понятие равновеликих фигур. Площадь прямоугольника, квадрата. | Рассмотреть виды параллелограммов, их свойств. Изучить свойства прямоугольного параллелепипеда. | Практическая работа. |
31. Задачи на разрезание и перекраивание фигур. | Рассмотреть виды параллелограммов, их свойств. Изучить свойства прямоугольного параллелепипеда. | Практическая работа. |
32. Прямоугольный параллелепипед. Элементы, свойства, развертки. | Рассмотреть виды параллелограммов, их свойств. Изучить свойства прямоугольного параллелепипеда. | Практическая работа. |
33. Площадь поверхности и объем прямоугольного параллелепипеда. | Рассмотреть виды параллелограммов, их свойств. Изучить свойства прямоугольного параллелепипеда. | Практическая работа. |
34. Итоговый тест по геометрии за курс 5 класса | Подведение итогов за год. | Итоговый тест. |
6 класс.
Тема | Содержание изучаемого материала | Формы и виды деятельности |
1. Смежные углы. Свойство смежных углов. | Ввести понятия смежных и вертикальных углов. Рассмотреть задачи на нахождение смежных и вертикальных углов. | Подбор и обсуждение материала. |
2. Решение задач по теме «Смежные углы» | Ввести понятия смежных и вертикальных углов. Рассмотреть задачи на нахождение смежных и вертикальных углов. | Практическое занятие. |
3. Вертикальные углы. Свойство вертикальных углов. | Ввести понятия смежных и вертикальных углов. Рассмотреть задачи на нахождение смежных и вертикальных углов. | Практическое занятие. |
4. Решение задач по теме «Вертикальные углы» | Ввести понятия смежных и вертикальных углов. Рассмотреть задачи на нахождение смежных и вертикальных углов. | Практическое занятие. |
5. Построение параллельных и перпендикулярных прямых | Систематизировать знания учащихся о параллельных и перпендикулярных прямых, ввести понятие расстояния от точки до прямой, рассмотреть взаимное расположение прямой и окружности. | Лабораторная работа. |
6 – 7. Расстояние от точки до прямой | Систематизировать знания учащихся о параллельных и перпендикулярных прямых, ввести понятие расстояния от точки до прямой, рассмотреть взаимное расположение прямой и окружности. | Практическое занятие. |
8. Взаимное расположение прямой и окружности | Систематизировать знания учащихся о параллельных и перпендикулярных прямых, ввести понятие расстояния от точки до прямой, рассмотреть взаимное расположение прямой и окружности. | Лабораторная работа. |
9 – 10. Углы, образующиеся при пересечении параллельных прямых секущей | Систематизировать знания учащихся о параллельных и перпендикулярных прямых, ввести понятие расстояния от точки до прямой, рассмотреть взаимное расположение прямой и окружности. | Практическое занятие. |
11. Топология. | Получить представление об одном из разделов геометрии «топологии». | Практическое занятие. |
12. Лист Мебиуса. Решение задач | Получить представление об одном из разделов геометрии «топологии». | Подбор и обсуждение материала. |
13. Графы. | Получить представление об одном из разделов геометрии «топологии». | Практическая работа. |
14. Решение задач по теме «Графы» | Получить представление об одном из разделов геометрии «топологии». | Игра. |
15. Правильный треугольник, квадрат | Рассмотреть понятие правильного многоугольника, его виды, построение правильных многоугольников. | Подбор и обсуждение материала. |
16. Правильный пятиугольник, шестиугольник, многоугольник | Рассмотреть понятие правильного многоугольника, его виды, построение правильных многоугольников. | Практическая работа. |
17. Решение задач | Рассмотреть понятие правильного многоугольника, его виды, построение правильных многоугольников. | Творческая лабораторная работа. |
18. Правильные многогранники. | Рассмотреть понятие правильного многогранника, его виды, построение разверток правильных многогранников. | Практическая работа. |
19. Построение развертки правильного тетраэдра, куба. | Рассмотреть понятие правильного многогранника, его виды, построение разверток правильных многогранников. | Практическая работа. |
20. Построение развертки октаэдра, додекаэдра | Рассмотреть понятие правильного многогранника, его виды, построение разверток правильных многогранников. | Практическая работа. |
21. Построение развертки икосаэдра | Рассмотреть понятие правильного многогранника, его виды, построение разверток правильных многогранников. | Практическая работа. |
22 – 23. Осевая симметрия. | Рассмотреть виды симметрии, фигуры, обладающие симметрией. | Лабораторная работа. |
24 – 25. Центральная симметрия | Рассмотреть виды симметрии, фигуры, обладающие симметрией. | Подбор и обсуждение материала. |
26 – 27. Зеркальная симметрия | Рассмотреть виды симметрии, фигуры, обладающие симметрией. | Практическая работа. |
28 – 29. Выполнение рисунков по координатам | Систематизировать знания, умения и навыки по теме «Координатная плоскость». | Практическая работа по изготовлению моделей. |
30. Решение задач на нахождение длины отрезка | Систематизировать знания, умения и навыки по теме «Длина. Площадь. Объем» | Подбор и обсуждение материала. |
31. Решение задач на нахождение площадей фигур | Систематизировать знания, умения и навыки по теме «Длина. Площадь. Объем» | Практическая работа. |
32 – 33. Решение задач на нахождение объемов фигур | Систематизировать знания, умения и навыки по теме «Длина. Площадь. Объем» | Практическая работа. |
34. Итоговый тест по геометрии за курс 6 класса | Подведение итогов за год. | Итоговый тест. |
6 класс
«За страницами учебника математики».
№ | Тема | Содержание изучаемого материала | Формы и виды деятельности |
1 | Вводное занятие. | Повторение пройденного за 5 класс. | Математический кроссворд |
2 – 3 | Устный счет. Свойства чисел. | Вспомнить правила устного счёта и свойства чисел. | Устный счет |
4 – 5 | Числовые ребусы. Головоломки. | Рассмотреть числовые и геометрические головоломки. Научить сопоставлять различные факты, выделять одинаковые и разные соотношения закономерности | Игра – соревнование |
6 – 7 | Задачи-шутки. Отгадывание чисел. | Рассмотреть числовые и геометрические головоломки. Научить сопоставлять различные факты, выделять одинаковые и разные соотношения закономерности | Математический театр |
8 – 9 | Задачи на размещение и разрезание. | Рассмотреть три широко распространённых типа логических задач и выяснить, как следует подходить к их решению. | Практическое занятие |
10 – 11 | Задачи со спичками. | Рассмотреть три широко распространённых типа логических задач и выяснить, как следует подходить к их решению. | Практическое занятие |
12 – 13 | Четность, делимость чисел. | Чёт-нечёт. Простые соображения, связанные с чётностью, могут давать в некоторых случаях ключ к решению достаточно сложных задач. Рассмотреть способ решения таких задач. | Работа в группах |
14 – 15 | Логические задачи. | Рассмотреть три широко распространённых типа логических задач и выяснить, как следует подходить к их решению. Чаще всего встречается тип задач, в которых на основании серии посылок, требуется сделать определённые выводы. Не менее распространена и другая разновидность логических задач, которые принято называть задачами «о мудрецах». Третья разновидность популярных логических задач составляют задачи о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. | Инсценировки |
16 – 17 | Переливание, взвешивание. | Рассмотреть задачи на переливание жидкостей, которые могут решаться с конца, а также могут решаться путём проб. | Практическое занятие |
18 – 20 | Задачи на части и отношения. | Рассмотреть способы решения задач на отношения. | Математический бой |
21 – 22 | Методы решения творческих задач | В процессе знакомства с математической дисциплиной, называемой «Комбинаторика», рассмотреть несложные вероятностные задачи и комбинаторные задачи с квадратами. | «Мозговой штурм» |
23 – 24 | Круги Эйлера. | Один из величайших математиков Петербургской академии Леонард Эйлер написал более 850 научных работ. В одной из них и появились эти круги. Эйлер писал тогда, что «они очень подходят для того, чтобы облегчить наши размышления». Наряду с кругами в подобных задачах применяют прямоугольники и другие фигуры. Рассмотреть задачи, решаемые с помощью «кругов Эйлера». | Работа в парах |
25 – 26 | Принцип Дирихле. | Рассмотреть задачи, которые можно решить, применяя принцип Дирихле. Принцип Дирихле следует показать на примере: «Если есть 10 клеток, в которых надо разместить более, чем 10 зайцев, то в какой-то клетке будет более, чем один заяц». Принцип этот очевиден, но применить его не всегда легко, так как далеко не все улавливают смысл задачи. | Круглый стол |
27 | Старинные задачи | Рассмотреть способы решения старинных задач. | Игра «Что? Где? Когда?» |
28 – 29 | Его сиятельство «Граф». | Изучить понятие «граф». | Урок - конкурс |
30 – 31 | Геометрия вокруг нас. | Научить выполнять простейшие чертежи на клетчатой бумаге, рисовать орнаменты. Развивать наблюдательность, глазомер, способность к конструированию. | Проекты |
32 – 33 | Проценты в современной жизни | Изучить как понятие «процент» применяется в нашей жизни. | Деловая игра |
34 | Защита проектов. | Подведение итогов года. |
7 класс
«Решение нестандартных задач».
№ | Тема | Содержание изучаемого материала | Формы и виды деятельности |
1 | Восстановление знаков действий. | Вспомнить правила устного счёта и свойства чисел. | Математический кроссворд |
2 – 3 | Восстановление цифр натуральных чисел | Вспомнить правила устного счёта и свойства чисел. | Устный счет |
4 – 5 | Числовые ребусы | Рассмотреть числовые и геометрические головоломки. Научить сопоставлять различные факты, выделять одинаковые и разные соотношения закономерности | Игра – соревнование |
6 – 7 | Чётные и нечётные числа | Чёт-нечёт. Простые соображения, связанные с чётностью, могут давать в некоторых случаях ключ к решению достаточно сложных задач. Рассмотреть способ решения таких задач. | Математический театр |
8 – 9 | Признаки делимости | Отработка и систематизация применения признаков делимости | Практическое занятие |
10 – 11 | Задачи на делимость | Рассмотреть некоторые свойства делимости целых чисел, которые необходимы при решении задач. | Практическое занятие |
12 – 13 | Разные задачи на делимость | Рассмотреть некоторые свойства делимости целых чисел, которые необходимы при решении задач. | Работа в группах |
14 – 16 | Деление с остатком | Отработка навыков применения теоремы о делении с остатком | Инсценировки |
17 – 20 | Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное | Применение навыков нахождения НОД и НОК при решении задач | Практическое занятие |
21 - 24 | Перестановка и зачёркивание цифр в натуральном числе | Рассмотреть числовые и геометрические головоломки. Научить сопоставлять различные факты, выделять одинаковые и разные соотношения закономерности | Математический бой |
25 – 26 | Последние цифры натурального числа | Рассмотреть задачи, которые можно решить несколькими способами, - в виде степени натурального числа с натуральным показателем, или суммы, или произведения натуральных чисел | Круглый стол |
27 – 29 | Степень с натуральным показателем | Решение задач на степени целых, главным образом натуральных чисел с натуральными показателями. | Урок - конкурс |
30 – 33 | Разные задачи с целыми числами | Решение задач на степени целых, главным образом натуральных чисел с натуральными показателями. | Проекты |
34 | Защита проектов. | Подведение итогов года. | Защита проектов |
8 класс
«Решение текстовых задач».
№ | Тема | Содержание изучаемого материала | Формы и виды деятельности |
1 | Текстовые задачи и техника их решения. | Изучить основные приёмы и методы решения текстовых задач. | Устный опрос по задачам, реферат |
2 – 4 | Движение по течению и против течения. | Отработать навыки решения задач на движение по течению и против течения. | Практическая работа |
5 - 7 | Равномерное и равноускоренное движение по прямой. | Изучить и отработать навыки равномерного и равноускоренного движения по прямой. | Практическая работа |
8- 10 | Движение по окружности. | Изучить и отработать способы решения задач на движение по окружности. | Работа в парах |
11 - 13 | Графический способ решения задач на движение. | Отработать применение графического способа решения задач на движение. | Творческий отчёт |
14 - 16 | Задачи на сплавы, смеси, растворы. | Практическое применение задач на сплавы, смеси, растворы. | Практическая работа |
17 - 19 | Практикум по решению задач. | Отработка всех типов задач. | Математическое сочинение |
20 -21 | Задачи на работу. | Вспомнить и отработать все правила решения задач на работу | Работа в парах |
22 -23 | Практикум по решению задач. | Отработка всех типов задач. | Практическая работа |
24 - 25 | Зачёт по теме: «Задачи на работу». | Отработка всех типов задач. | Урок - конкурс |
26 -27 | Задачи на проценты. | Вспомнить и отработать навыки решения задач на проценты. | Работа в парах |
28 -29 | Задачи с экономическим содержанием. | Вспомнить и отработать навыки решения задач с экономическим содержанием. | Деловая игра |
30 -31 | Формула сложных процентов. | Изучить формулу сложных процентов. | Практическая работа |
32 -33 | Практикум по решению задач. | Отработка всех типов задач. | «Мозговой штурм» |
34 | Итоговое занятие. | Подведение итогов за год. | Математический калейдоскоп. |
9 класс
«За страницами учебника математики».
№ | Тема | Содержание изучаемого материала | Формы и виды деятельности |
1 | Натуральные, рациональные, действительные числа. Дроби. | Отработка и систематизация знаний по теме: «Действия с числами». | Мини-лекция, практикум |
2 | Алгебраические выражения | Отработка и систематизация знаний по теме: «Алгебраические выражения». | Проверка домашнего задания, проверка самостоятельно решенных задач. Практикум. |
3 | Дробно-рациональные выражения | Отработка и систематизация знаний по теме: «Дробно – рациональные выражения». | Проверка домашнего задания, проверка самостоятельно решенных задач. Практикум. |
4-6 | Уравнения и системы уравнений | Отработка и систематизация знаний по теме: «Решение уравнений и систем уравнений». | Проверка домашнего задания, проверка самостоятельно решенных задач. Практикум. Самостоятельная работа. |
7-9 | Неравенства и системы неравенств | Отработка и систематизация знаний по теме: «Неравенства и системы неравенств». | Проверка домашнего задания и самостоятельно решенных задач. Практикум. Самостоятельная работа. |
10-13 | Функции и их графики | Отработка и систематизация знаний по теме: «Функции и графики». | Проверка домашнего задания и самостоятельно решенных задач. Практикум. Самостоятельная работа. |
14-18 | Текстовые задачи | Отработка всех типов задач. | Проверка домашнего задания, проверка самостоятельно решенных задач. Практикум. Самостоятельная работа. |
19-21 | Элементы статистики и теории вероятностей | Вспомнить и отработать все правила решения задач на работу | Проверка домашнего задания, проверка самостоятельно решенных задач. Практикум. Самостоятельная работа. |
22-25 | Треугольники. | Отработка всех типов задач. | Проверка домашнего задания, проверка самостоятельно решенных задач. Практикум. Самостоятельная работа. |
26-28 | Многоугольники | Отработка всех типов задач. | Проверка домашнего задания, проверка самостоятельно решенных задач. Практикум. Самостоятельная работа. |
29-31 | Окружность. | Вспомнить и отработать навыки решения задач по теме: «Окружность». | Проверка домашнего задания, проверка самостоятельно решенных задач. Практикум. Самостоятельная работа. |
32-33 | Декартовы координаты на плоскости | Вспомнить и отработать навыки решения задач с помощью декартовой системы координат. | Проверка домашнего задания, проверка самостоятельно решенных задач. Практикум. |
34 | Пробный вариантов ГИА | Подведение итогов за год | Итоговый тест. |
Календарно-тематическое планирование по курсу
5 - 6 класс
«Наглядная геометрия».
5класс
№ | Дата | Содержание | Примечание (коррекция) |
1 | | Геометрия и геометрические фигуры. Исторические сведения. | |
2 | | Простейшие геометрические фигуры и их взаимное расположение. | |
3 | | Линии. Прямая, части прямой, ломаная. | |
4 | | Пентамимо. | |
5 | | Параллельность и перпендикулярность. Лабораторная работа. | |
6 | | Сравнение отрезков. Середина отрезка. Длина отрезка (измерение, вычисление, единицы измерения) | |
7 | | Четырехугольники. Многоугольники. | |
8 | | Периметр многоугольника. Лабораторная работа | |
9 | | Оригами. | |
10 | | Куб, его элементы. Развертки | |
11 | | Свойства куба. | |
12 | | Практическая работа по изготовлению моделей куба. | |
13 | | Игра «Танграм». | |
14 | | Окружность и круг. Элементы окружности и круга: радиус, хорда, диаметр, дуга, сектор, сегмент. | |
15 | | Взаимное расположение окружностей. Построение центра окружности. | |
16 | | Деление окружности на равные части. Практическая работа. | |
17 | | Длина окружности. Площадь круга. Творческая лабораторная работа. | |
18 | | Сфера. | |
19 | | Шар. | |
20 | | Угол. Виды углов. Сравнение углов. | |
21 | | Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла с помощью циркуля и линейки. | |
22 | | Измерение углов. | |
23 | | Сумма углов треугольника. | |
24 | | Центральный угол. Вписанный угол. | |
25 | | Построение прямоугольника, квадрата. Лабораторная работа. | |
26 | | Виды треугольников. Равные треугольники. Построение треугольников. | |
27 | | Тетраэдр. Пирамида. Развертки. | |
28 | | Практическая работа по изготовлению моделей. | |
29 | | Параллелограмм. «Родственники» параллелограмма. Трапеция. | |
30 | | Площадь. Понятие равновеликих фигур. Площадь прямоугольника, квадрата. | |
31 | | Задачи на разрезание и перекраивание фигур. | |
32 | | Прямоугольный параллелепипед. Элементы, свойства, развертки. | |
33 | | Площадь поверхности и объем прямоугольного параллелепипеда. | |
34 | | Итоговый тест по геометрии за курс 5 класса | |
6 класс
№ | Дата | Содержание | Примечание (коррекция) |
1 | | Смежные углы. Свойство смежных углов. | |
2 | | Решение задач по теме «Смежные углы» | |
3 | | Вертикальные углы. Свойство вертикальных углов. | |
4 | | Решение задач по теме «Вертикальные углы». | |
5 | | Построение параллельных и перпендикулярных прямых. | |
6 | | Расстояние от точки до прямой. | |
7 | | Нахождение расстояния от точки до прямой. | |
8 | | Взаимное расположение прямой и окружности. | |
9 | | Углы, образующиеся при пересечении параллельных прямых секущей. | |
10 | | Углы, образующиеся при пересечении параллельных прямых секущей. | |
11 | | Топология. | |
12 | | Лист Мебиуса. Решение задач. | |
13 | | Графы. | |
14 | | Решение задач по теме «Графы». | |
15 | | Правильный треугольник, квадрат. | |
16 | | Правильный пятиугольник, шестиугольник, многоугольник. | |
17 | | Решение задач. | |
18 | | Правильные многогранники. | |
19 | | Построение развертки правильного тетраэдра, куба. | |
20 | | Построение развертки октаэдра, додекаэдра. | |
21 | | Построение развертки икосаэдра. | |
22 | | Осевая симметрия. | |
23 | | Осевая симметрия. | |
24 | | Центральная симметрия. | |
25 | | Центральная симметрия. | |
26 | | Зеркальная симметрия. | |
27 | | Зеркальная симметрия. | |
28 | | Выполнение рисунков по координатам. | |
29 | | Выполнение рисунков по координатам. | |
30 | | Решение задач на нахождение длины отрезка. | |
31 | | Решение задач на нахождение площадей фигур. | |
32 | | Решение задач на нахождение объемов фигур. | |
33 | | Решение задач на нахождение объемов фигур. | |
34 | | Итоговый тест по геометрии за курс 6 класса. | |
6 класс
«За страницами учебника математики».
№ | Дата | Содержание | Примечание (коррекция) |
1 | | Вводное занятие. | |
2 | | Устный счет. Свойства чисел. | |
3 | | Устный счет. Свойства чисел. | |
4 | | Числовые ребусы. Головоломки. | |
5 | | Числовые ребусы. Головоломки. | |
6 | | Задачи-шутки. Отгадывание чисел. | |
7 | | Задачи-шутки. Отгадывание чисел. | |
8 | | Задачи на размещение и разрезание. | |
9 | | Задачи на размещение и разрезание. | |
10 | | Задачи со спичками. | |
11 | | Задачи со спичками. | |
12 | | Четность, делимость чисел. | |
13 | | Четность, делимость чисел. | |
14 | | Логические задачи. | |
15 | | Логические задачи. | |
16 | | Переливание, взвешивание. | |
17 | | Переливание, взвешивание. | |
18 | | Задачи на части и отношения. | |
19 | | Задачи на части и отношения. | |
20 | | Задачи на части и отношения. | |
21 | | Методы решения творческих задач | |
22 | | Методы решения творческих задач | |
23 | | Круги Эйлера. | |
24 | | Круги Эйлера. | |
25 | | Принцип Дирихле. | |
26 | | Принцип Дирихле. | |
27 | | Старинные задачи | |
28 | | Его сиятельство «Граф». | |
29 | | Его сиятельство «Граф». | |
30 | | Геометрия вокруг нас. | |
31 | | Геометрия вокруг нас. | |
32 | | Проценты в современной жизни | |
33 | | Проценты в современной жизни | |
34 | | Защита проектов. | |
7 класс
«Решение нестандартных задач».
№ | Дата | Содержание | Примечание (коррекция) |
1 | | Восстановление знаков действий. | |
2 | | Восстановление цифр натуральных чисел | |
3 | | Восстановление цифр натуральных чисел | |
4 | | Числовые ребусы | |
5 | | Числовые ребусы | |
6 | | Чётные и нечётные числа | |
7 | | Чётные и нечётные числа | |
8 | | Признаки делимости | |
9 | | Признаки делимости | |
10 | | Задачи на делимость | |
11 | | Задачи на делимость | |
12 | | Разные задачи на делимость | |
13 | | Разные задачи на делимость | |
14 | | Деление с остатком | |
15 | | Деление с остатком | |
16 | | Деление с остатком | |
17 | | Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное | |
18 | | Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное | |
19 | | Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное | |
20 | | Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное | |
21 | | Перестановка и зачёркивание цифр в натуральном числе | |
22 | | Перестановка и зачёркивание цифр в натуральном числе | |
23 | | Перестановка и зачёркивание цифр в натуральном числе | |
24 | | Перестановка и зачёркивание цифр в натуральном числе | |
25 | | Последние цифры натурального числа | |
26 | | Последние цифры натурального числа | |
27 | | Степень с натуральным показателем | |
28 | | Степень с натуральным показателем | |
29 | | Степень с натуральным показателем | |
30 | | Разные задачи с целыми числами | |
31 | | Разные задачи с целыми числами | |
32 | | Разные задачи с целыми числами | |
33 | | Разные задачи с целыми числами | |
34 | | Защита проектов. | |
8 класс
«Решение текстовых задач».
№ | Дата | Содержание | Примечание (коррекция) |
1 | | Введение в спецкурс. | |
2 | | Задачи на движение (12ч). Задачи на движение по воде. | |
3 | | Решение задач на движение по течению. | |
4 | | Решение задач на движение против течения. | |
5 | | Решение задач на движение. | |
6 | | Равномерное движение по прямой. | |
7 | | Равноускоренное движение по прямой. | |
8 | | Графический способ решение задач. | |
9 | | Графический способ решения задач на движение. | |
10 | | Практикум по решению задач. | |
11 | | Практикум по решению задач. | |
12 | | Обобщающий урок по теме: «Решение задач на движение». | |
13 | | Творческий отчёт по теме: «Задачи на движение». | |
14 | | Задачи на сплавы, смеси, растворы (6ч.). Задачи на сплавы. | |
15 | | Задачи на смеси. | |
16 | | Задачи на растворы. | |
17 | | Решение задач на смеси, сплавы, растворы. | |
18 | | Практикум по решению задач. | |
19 | | Зачёт по теме: « Задачи на сплавы, смеси, растворы». | |
20 | | Задачи на работу (6ч.). Задачи на работу. | |
21 | | Решение задач на работу. | |
22 | | Решение разного вида задач на работу. | |
23 | | Решение задач. | |
24 | | Практикум по решению задач. | |
25 | | Зачёт по теме: «Задачи на работу». | |
26 | | Задачи на проценты (8ч.). Задачи на проценты. | |
27 | | Решение задач на проценты. | |
28 | | Задачи с экономическим содержанием. | |
29 | | Решение задач с экономическим содержанием. | |
30 | | Формула сложных процентов. | |
31 | | Решение задач с использованием формулы сложных процентов. | |
32 | | Решение задач. | |
33 | | Практикум по решению задач. | |
34 | | Итоговое занятие. | |
9 класс
«За страницами учебника математики».
№ | Дата | Содержание | Примечание (коррекция) |
1 | | Натуральные, рациональные, действительные числа. Дроби. | |
2 | | Алгебраические выражения | |
3 | | Дробно-рациональные выражения | |
4 | | Уравнения и системы уравнений | |
5 | | Уравнения и системы уравнений | |
6 | | Уравнения и системы уравнений | |
7 | | Неравенства и системы неравенств | |
8 | | Неравенства и системы неравенств | |
9 | | Неравенства и системы неравенств | |
10 | | Функции и их графики | |
11 | | Функции и их графики | |
12 | | Функции и их графики | |
13 | | Функции и их графики | |
14 | | Текстовые задачи | |
15 | | Текстовые задачи | |
16 | | Текстовые задачи | |
17 | | Текстовые задачи | |
18 | | Текстовые задачи | |
19 | | Элементы статистики и теории вероятностей | |
20 | | Элементы статистики и теории вероятностей | |
21 | | Элементы статистики и теории вероятностей | |
22 | | Треугольники | |
23 | | Треугольники | |
24 | | Треугольники | |
25 | | Треугольники | |
26 | | Многоугольники | |
27 | | Многоугольники | |
28 | | Многоугольники | |
29 | | Окружность | |
30 | | Окружность | |
31 | | Окружность | |
32 | | Декартовы координаты на плоскости | |
33 | | Декартовы координаты на плоскости | |
34 | | Решение пробных вариантов ГИА | |