Рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательная математика» (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 10
имени В.И. Фадеева
город-курорт Анапа Краснодарского края
Принята Утверждено
на заседании педагогического Директор МБОУ ООШ №10
совета школы ________________
__________________________ В.В.Демяшев
Рабочая программа внеурочной деятельности
по учебному предмету «Математика»
«Увлекательная математика»
Рабочую программу составила
Лазько А.А.
учитель математики
Пояснительная записка.Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года, № 1577;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 №03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03- 296;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189, с изменениями и дополнениями от 22 мая 2019 года;
Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, а именно ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.
Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека. Известно, что человеку в его практической деятельности приходится решать не только неоднократно повторяющиеся задачи, но и новые в нестандартных условиях. Необходимо учиться находить пути к решению проблем. Развитию творческого мышления учащихся, делать некоторые открытия позволяет внеурочная деятельность «Увлекательная математика». Она создает условия для развития интеллекта и креативности каждого ученика. Чтобы выполнить задания, ученик должен не только и не столько знать программный материал, сколько уметь делать выводы на основе сравнений, выявлять закономерности, уметь воображать, фантазировать.
Настоящая программа включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой как тем, кто станет учеными, инженерами и будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной профессиональной деятельности.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательная математика» предназначена для обучающихся 5-х классов (10-11 лет)
Программа рассчитана на 1 год обучения (по 1 часу в неделю), в объёме 34 учебных часов. Срок реализации программы сентябрь – май.
Цель программы: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1) в направлении личностного развития:
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие математических способностей и интереса к математическому творчеству;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• развитие логического и критического мышления, способности к умственному эксперименту
2) в метапредметном направлении:
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условии для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
3) в предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Формы организации учебных занятий: комбинированное тематическое занятие:
Выступление учителя или обучающегося.
Самостоятельное решение задач по избранной теме.
Разбор решения задач (обучение решению задач).
Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, проведение математических игр и развлечений.
Ответы на вопросы учащихся.
Конкурсы и соревнования по решению математических задач, игры.
Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой.
Просмотр видеофильмов по математике.
Методы работы:
индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися с последующим коллективным обсуждением;
решение классических и нетрадиционных задач;
дидактические игры.
На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и выступлению перед аудиторией.
Оценка эффективности занятий производится по следующим показателям:
степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий;
познавательная активность на занятиях;
результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические и графические) средства; способность планировать ответ и ход решения задач, интерес к теме;
оригинальность ответа.
Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на межпредметной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы курса «Увлекательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
понимание причин успеха в учебной деятельности;
умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
представление об основных моральных нормах.
Обучающийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;
осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
различать способы и результат действия;
адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
формулировать проблему;
строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
различать обоснованные и необоснованные суждения;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать участие в совместной работе коллектива;
вести диалог, работая в парах, группах;
допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
координировать свои действия с действиями партнеров;
корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль совместных действий;
совершенствовать математическую речь;
высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Обучающийся получит возможность научиться:
критически относиться к своему и чужому мнению;
уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
принимать самостоятельно решения;
содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Задачи на движение.(6 часов)
Одновременное начало противоположно направленных движений. Разновременное начало противоположно направленных движений. Одновременное начало однонаправленного движения.
Разновременное начало однонаправленных движений. Движение тел по течению и против течения. Математическое соревнование (повторение)
Числовые ребусы. Головоломки. (3 часа)
Арифметические ребусы и закономерности. Решение задач. История софизмов. Математические софизмы.
Математические головоломки.
Задачи Пуассона (5 часа)
Знакомство с биографией Симеона Дени Пуассона. Решение задач на переливание, взвешивание.
Задачи на четность (чередование, разбиение на пары).(3)
Решение задач на чередование. Решение задач на разбиение на пары. Решение задач на четность и нечетность.
Задачи на проценты и части.(6 часов)
Нахождение части числа. Задачи на нахождение числа по его части. Задачи на нахождение части от числа и нахождение числа по его части. Основные понятия о процентах. Выражение процентов в виде числа. Нахождение процентов от числа. Исторические сведения. Нахождение несколько процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
Задачи Дирихле (4 часа)
Принцип Дирихле. Разбор формулировки принципа Дирихле, доказательство принципа методом от противного. Примеры различных задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. Самостоятельное решение задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. Обсуждение решений. Малая олимпиада
Круги Эйлера.(4 часа)
Знакомство с биографией Леонарда Эйлера. Истинность высказываний и круги Эйлера. Применение кругов Эйлера для решения логических задач. Изображение условия задач в виде кругов Эйлера. Решение задач. Составление задач и их решение.
Геометрические построения.(4 часа)
Построение фигур одним росчерком карандаша. Равносоставленные фигуры. Геометрические задачи на разрезание и перекраивание фигур. Геометрия: лист Мебиуса. Математическая игра (итоговое занятие).
Тематическое планирование внеурочной деятельности.
№ | Наименование разделов, тем | Всего, час |
Задачи на движение | 6 | |
1 | Одновременное начало противоположно направленных движений. | 1 |
2 | Разновременное начало противоположно направленных движений. | 1 |
3 | Одновременное начало однонаправленного движения. | 1 |
4 | Разновременное начало однонаправленных движений. | 1 |
5 | Движение тел по течению и против течения. | 1 |
6 | Математическое соревнование (повторение) | 1 |
Числовые ребусы, софизмы, головоломки | 3 | |
1 | Арифметические ребусы и закономерности. Решение задач | 1 |
2 | История софизмов. Математические софизмы. | 1 |
3 | Математические головоломки | 1 |
Задачи Пуассона | 5 | |
1 | Задача Пуассона (задачи на переливания) | 1 |
2 | Задача Пуассона (задачи на переливания) | 1 |
3 | Задача Пуассона (задачи на взвешивание) | 1 |
4 | Задача Пуассона (задачи на взвешивание) | 1 |
5 | Игра «Математический бой» | 1 |
Задачи на четность (чередование, разбиение на пары) | 3 | |
1 | Решение задач на чередование | 1 |
2 | Решение задач на разбиение на пары | 1 |
3 | Решение задач на четность и нечетность | 1 |
Занимательные задачи на проценты и части | 4 | |
1 | Решение задач на проценты | 1 |
2 | Решение классических задач на части | 1 |
3 | Решение задач на сплавы и смеси | 1 |
4 | Математический турнир | 1 |
Задачи Дирихле | 4 | |
1 | Принцип Дирихле. Разбор формулировки принципа Дирихле, доказательство принципа методом от противного. | 1 |
2 | Примеры различных задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. | 1 |
3 | Самостоятельное решение задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. Обсуждение решений. | 1 |
4 | Малая олимпиада | 1 |
Круги Эйлера | 4 | |
1 | Знакомство с биографией Леонарда Эйлера. Истинность высказываний и круги Эйлера. | 1 |
2 | Применение кругов Эйлера для решения логических задач. Изображение условия задач в виде кругов Эйлера. | 1 |
3 | Решение задач | 1 |
4 | Составление задач и их решение | 1 |
Геометрические задачи | 5 | |
1 | Построение фигур одним росчерком карандаша. | 1 |
2 | Равносоставленные фигуры. | 1 |
3 | Геометрические задачи на разрезание и перекраивание фигур. | 1 |
4 | Геометрия: лист Мебиуса | 1 |
5 | Математическая игра (итоговое занятие) | 1 |
Общее количество часов | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата | |
план. | факт. | |||
| Задачи на движение | 6 | | |
1 | Одновременное начало противоположно направленных движений. | 1 | | |
2 | Разновременное начало противоположно направленных движений. | 1 | | |
3 | Одновременное начало однонаправленного движения. | 1 | | |
4 | Разновременное начало однонаправленных движений. | 1 | | |
5 | Движение тел по течению и против течения. | 1 | | |
6 | Математическое соревнование (повторение) | 1 | | |
| Числовые ребусы, софизмы, головоломки | 3 | | |
7 | Арифметические ребусы и закономерности. Решение задач | 1 | | |
8 | История софизмов. Математические софизмы. | 1 | | |
9 | Математические головоломки | 1 | | |
| 3. Задачи Пуассона | 5 | | |
10 | Задача Пуассона (задачи на переливания) | 1 | | |
11 | Задача Пуассона (задачи на переливания) | 1 | | |
12 | Задача Пуассона (задачи на взвешивание) | 1 | | |
13 | Задача Пуассона (задачи на взвешивание) | 1 | | |
14 | Игра «Математический бой» | 1 | | |
| 4.Задачи на четность (чередование, разбиение на пары) | 3 | | |
15 | Решение задач на чередование | 1 | | |
16 | Решение задач на разбиение на пары | 1 | | |
17 | Решение задач на четность и нечетность | 1 | | |
| 5.Занимательные задачи на проценты и части | 4 | | |
18 | Решение задач на проценты | 1 | | |
19 | Решение классических задач на части | 1 | | |
20 | Решение задач на сплавы и смеси | 1 | | |
21 | Математический турнир | 1 | | |
| 6.Задачи Дирихле | 4 | | |
22 | Принцип Дирихле. Разбор формулировки принципа Дирихле, доказательство принципа методом от противного. | 1 | | |
23 | Примеры различных задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. | 1 | | |
24 | Самостоятельное решение задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. Обсуждение решений. | 1 | | |
25 | Малая олимпиада | 1 | | |
| 7.Круги Эйлера | 4 | | |
26 | Знакомство с биографией Леонарда Эйлера. Истинность высказываний и круги Эйлера. | 1 | | |
27 | Применение кругов Эйлера для решения логических задач. Изображение условия задач в виде кругов Эйлера. | 1 | | |
28 | Решение задач | 1 | | |
29 | Составление задач и их решение | 1 | | |
| 8.Геометрические задачи | 5 | | |
30 | Построение фигур одним росчерком карандаша. | 1 | | |
31 | Равносоставленные фигуры. | 1 | | |
32 | Геометрические задачи на разрезание и перекраивание фигур. | 1 | | |
33 | Геометрия: лист Мебиуса | 1 | | |
34 | Математическая игра (итоговое занятие) | 1 | | |
| Общее количество часов | 34 | | |
Перечень учебно-методического обеспечения.
Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. – М.: Илекса, 2011.
Вакульчик П.А. Сборник нестандартных задач. – Минск: БГУ, 2001.
Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.- Чел.: «Взгляд», 2005г.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.
Екимова М.А., Кукин Г.П. задачи на разрезание. – М.: МЦНМО, 2005.
З. Н .Альхова, А.В.Макеева. Внеклассная работа по математике. – Саратов: ОАО “Издательство “Лицей”, 2002. – 285 с.
Л.М.Фридман. Как научиться решать задачи. Книга для учащихся. – М: Просвещение, 2005.
А.В.Фарков. Математические олимпиады. Учебно-методический комплект ко всем программам по математике за 5–6-е классы. – М.: Издательство “ЭКЗАМЕН”, 2006. – 190 с.
Е.Г.Козлова. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МИРОС, 1995. – 124 с.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку. 5-6 кл. – М.: Просвещение, 2001.
Интернет ресурсы:
1. http://www. zaba. ru/all. html - математические олимпиады и олимпиадные задачи.
2. http://znaemna5.ucoz. ru/index/primery_reshenija_zadach_na_chetnost_i_nechetnost/0-69 - знаешь математику на 5!
3. http://phizmat. /2010-05-22-08-03-23/922-olimpiada-delimost-ostatki-1 - олимпиадные задачи по математике
14