Программа курса внеурочной деятельности в 3 классе «Занимательная математика»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Арбатская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО ______/ Смирнова М.А./ Протокол №____ от « ____»________2016г |
«Согласовано» Зам. директора по УВР _________/ Кокина Н.П. «____»___________2016г |
«Утверждено" Приказом №_____ от «___»________2016г Директор МБОУ ________/Сипкина А.А. |
Программа
курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
по общеинтеллектуальному направлению
3 класс
Автор – составитель:
Смирнова М.А., учитель
начальных классов
МБОУ «Арбатская СОШ»
Категория: 1 к/к
Стаж работы:28 лет
Арбаты 2016-17г
I. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» по общеинтеллектуальному направлению составлена на основании следующих документов:
Учебного плана МБОУ Арбатская СОШ на 2016- 2017уч.год.
Авторской программы учителя начальных классов МОУ СОШ № 49
Злобиной Натальи Александровны
Программа курса «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Цель курса: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
Задачи курса:
Обучающие:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
развитие памяти, личностной сферы.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать познавательную активность учащихся, интерес к математики;
развивать смекалку и сообразительность, внимание и сообразительности;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Программа рассчитана на учащихся 3 класса.
Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, математические игры, дидактический и раздаточный материал, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические сказки.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Использование информационно – коммуникативных технологий в ходе занятий
Использование мультимедийных презентаций.
Использование Интернет ресурсов при организации учебно – познавательной деятельности на занятиях.
Использование электронных тренажеров .
Межпредметные связи (литература, русский язык, изобразительное искусство, музыка, ИКТ)
Этнокультурный компонент (НРК) представлен задачами о птицах и животных Хакасии, хакасскими ребусами, загадками.
Формы проведения занятий
В практике работы используются следующие формы:
-индивидуальные и групповые;
-практические и теоретические;
-беседы;
-игры с мячом;
-работа с конструкторами;
- конкурсы знатоков;
-игровые занятия;
-игры-состязания, КВН.
-игра - соревнование.
Режим и место проведения занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Занятия проводятся в учебном классе, в библиотеке, в кабинете математики, информатики.
Формы подведения итогов работы.
Формой подведения итога курса «Занимательная математика» является «Конкурс знатоков».
Основные методы и технологии
информационно коммуникативные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
технология развивающего обучения.
технология разноуровневого обучения.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
II. Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Средством достижения этих результатов служит организация парно-групповой работы.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в методических рекомендациях даны такие варианты проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
– выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10; 100
– решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b; а • х = b; а : х = b; х:а = b;
– решать задачи в 2–3 действия;
– находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;
– находить периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул;
– чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;
– узнавать и называть объемные фигуры: куб, шар, пирамиду;
– записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;
– читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
– решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
– составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
– заполнять магические квадраты размером 3х3;
– находить число перестановок не более чем из трех элементов;
– находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
– находить число пар, один элемент которых принадлежит одному
множеству, а другой – второму множеству;
– проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
– объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;
– решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
– уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.
Универсальные учебные действия:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
III. Тематическое планирование.
На изучение курса «Математика для любознательных» в 3 классе отводится 34 часа,
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
|||
Всего |
Теория |
практика |
|||
1 |
Как люди научились считать. Разные системы счисления. |
1 |
10 мин. |
30 мин. |
|
2 |
Математика – это интересно. |
1 |
10 мин. |
30 мин. |
|
3 |
Числа – великаны. Загадки – смекалки. |
1 |
15 мин. |
25 мин. |
|
4 |
Танграм: древняя китайская головоломка. |
1 |
15 мин. |
25 мин. |
|
5 |
Сообрази. Узнай цифру. |
1 |
15 мин. |
25 мин. |
|
6 |
Путешествие точки. |
1 |
15 мин. |
25 мин. |
|
7 |
Волшебная линейка |
1 |
15мин. |
25 мин. |
|
8 |
Праздник числа 10 |
1 |
15 мин. |
25 мин. |
|
9 |
Семь чудес света |
1 |
15 мин. |
25 мин. |
|
10 |
Конструирование многоугольников из деталей танграма |
1 |
15 мин. |
25 мин. |
|
11 |
Разрезание клетчатых фигур. Правило крайнего. |
1 |
10 мин. |
30 мин. |
|
12 |
Игра - соревнование «Весёлый счёт» |
1 |
10 мин. |
30мин. |
|
13 |
Игры с кубиками |
1 |
10 мин. |
30мин. |
|
14 |
Математическая викторина |
1 |
15 мин. |
25 мин. |
|
15-16 |
Лего - конструкторы |
2 |
15 мин. |
25 мин. |
|
17 |
Весёлая геометрия |
1 |
15 мин. |
25 мин. |
|
18 |
Математическая карусель |
1 |
15 мин. |
25 мин. |
|
19 |
Математическое путешествие |
1 |
10 мин. |
30 мин. |
|
20 |
Уголки |
1 |
10 мин. |
30 мин. |
|
21 |
Игра в магазин. Монеты. |
1 |
10 мин. |
30 мин. |
|
22 |
Конкурс Знатоков математики |
1 |
15 мин. |
25 мин. |
|
23 |
Весёлые задания |
1 |
15 мин. |
25 мин. |
|
24-25 |
Спичечный конструктор |
2 |
15 мин. |
25 мин. |
|
26 |
Прятки с фигурами |
1 |
10 мин. |
30 мин. |
|
27 |
Математический КВН |
1 |
10 мин. |
30 мин. |
|
28 |
Математические игры |
1 |
10 мин. |
30 мин. |
|
29 |
Математический аукцион |
1 |
15 мин. |
25 мин. |
|
30 |
Игры с кубиками |
1 |
15 мин. |
25 мин. |
|
31-32 |
Числовые головоломки |
2 |
15 мин. |
25 мин. |
|
33 |
Час весёлой математики
|
1 |
15 мин. |
25 мин. |
|
34 |
Конкурс знатоков |
1 |
40 мин. |
||
Итого |
34 ч. |
IV. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
-
Компьютер с мультимедийной установкой.
Раздаточный материал (кроссворды, ребусы, головоломки)
Использование таблиц, опорных схем, динамических раздаточных пособий по математике.
V. Календарно-тематическое планирование.
№ |
Тема |
Основное содержание занятия |
Кол-во часов |
Формы и методы работы |
Вид деятельности |
Дата проведения |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
По плану |
Факт |
||
1 |
Как люди научились считать. Разные системы счисления. |
Древние люди. Зарубки на палках. Арабские числа и египетские. НРК. Хакасский счет. Математические пирамиды. |
1 |
математ.игры, легенда,
|
фронтальная, групповая |
||||
2 |
Математика – это интересно. |
Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 *3 клетки). |
1 |
математ.игры, считалки |
парная |
||||
3 |
Числа – великаны. Загадки – смекалки. |
Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Игра «Не собьюсь!». |
1 |
математ.игры, ребусы |
фронтальная, парная |
||||
4 |
Танграм: древняя китайская головоломка. |
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. |
1 |
математ.игры, считалки |
индивдуальная |
||||
5 |
Сообрази. Узнай цифру. |
Царство математики. Игра «узнай цифру». |
1 |
математ.игры, |
фронтальная, групповая |
||||
6 |
Путешествие точки. |
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов». |
1 |
математические головоломки, занимательные задачи |
фронтальная, парная |
||||
7 |
Волшебная линейка |
Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. |
1 |
математические головоломки, занимательные задачи |
индивдуальная |
||||
8 |
Праздник числа 100 |
Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. |
1 |
математ.игры, |
индивдуальная |
||||
9 |
Семь чудес света |
Это интересно. Игра «Какой ряд дружнее? |
1 |
математ.игры, |
фронтальная, групповая |
||||
10 |
Конструирование многоугольников из деталей танграма |
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. |
1 |
математические головоломки, занимательные задачи |
индивдуальная |
||||
11 |
Разрезание клетчатых фигур. Правило крайнего. |
Работа в парах. Игра «Не подведи друга». Решение задач НРК. |
1 |
математ.игры, |
парная |
||||
12 |
Игра - соревнование «Весёлый счёт» |
Найти, показать и назвать числа по порядку (от 100 до 200). Числа от 100 до 20 0расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. |
1 |
фронтальная, парная |
|||||
13 |
Игры с кубиками |
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. |
1 |
математ.игры, |
фронтальная, групповая |
||||
14 |
Математическая викторина |
«Угадай задуманное число», «Любимая цифра», «Угадай возраст и дату рождения», «Сравнение прямой и кривой». |
1 |
математ.игры, |
индивдуальная |
||||
15
|
Лего - конструкторы |
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. |
1 |
математ.игры, |
парная |
||||
16 |
Лего - конструкторы |
Выполнение постройки по собственному замыслу. |
1 |
конструктор |
фронтальная, парная |
||||
17 |
Весёлая геометрия |
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. |
1 |
Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», |
фронтальная, групповая |
||||
18 |
Математическая карусель |
Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи. НРК |
1 |
математические головоломки, занимательные задачи |
индивдуальная |
||||
19 |
Математическое путешествие |
Сложение и вычитание в пределах 100. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. |
1 |
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Игры с набором «Карточки-считалочки» |
парная |
||||
20 |
Уголки |
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. |
1 |
Весёлые задачи, ребусы. |
фронтальная, парная |
||||
21 |
Игра в магазин. Монеты. |
Сложение и вычитание в пределах 1000. |
1 |
Весёлые задачи, ребусы.игры |
фронтальная, групповая |
||||
22 |
Конкурс Знатоков математики |
Игра «Кто хочет стать математиком?» Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». |
1 |
математ.игры, |
индивдуальная |
||||
23 |
Весёлые задания |
В гостях у Незнайки. Весёлые задачи, ребусы. |
1 |
Весёлые задачи, ребусы. |
парная |
||||
24
|
Спичечный конструктор |
Построение конструкции по заданному образцу. |
1 |
математ.игры |
фронтальная, парная |
||||
25 |
Спичечный конструктор |
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. |
1 |
математ.игры |
фронтальная, групповая |
||||
26 |
Прятки с фигурами |
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». |
1 |
Весёлые задачи, ребусы. |
индивдуальная |
||||
27 |
Математический КВН |
Групповая работа, игра – соревнование. |
1 |
парная |
|||||
28 |
Математические игры |
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». |
1 |
математ.игры, |
фронтальная, групповая |
||||
29 |
Математический аукцион |
Секреты задач. Решение нестандартных задач. НРК. |
1 |
парная |
|||||
30 |
Игры с кубиками |
Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго – числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль. |
1 |
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь» |
индивдуальная |
||||
31 |
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. |
1 |
Весёлые задачи, ребусы. |
фронтальная, групповая |
||||
32 |
Числовые головоломки |
Заполнение числового кроссворда (судоку). |
1 |
Весёлые задачи, ребусы |
фронтальная, парная |
||||
33 |
Час весёлой математики
|
Командная игра. «Построй башню», загадки, задачи, блиц – опрос. Работа в группах, оценивание подборки материала. |
1 |
загадки, задачи, блиц – опрос. |
парная |
||||
34 |
Конкурс знатоков |
|
1 |
Весёлые задачи, ребусы. загадки, задачи, блиц – опрос. |
индивдуальная |
||||
Всего |
34 ч |
VI . Список литературы.
1.Доржиева Л.А, Стромилова Л.М. «Организация внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС»;
2.Кочурова Е.Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников»;
3.В.Волина « Праздник числа» М, 1995;
4.Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000;
5.Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989;
6.Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993;
7.Голубина Т.С. «Чему научит клеточка». М. Издательство «Мозаика-синтез» 2001г.;
8.Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «1000 упражнений для подготовки к школе». ООО Издательство «Астрель». 2007г.;
9..Цифровые образовательные ресурсы сети Интернет.