Программа курса внеурочной деятельности в 3 классе «Занимательная математика»

2
0
Материал опубликован 18 January 2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Арбатская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель МО

______/ Смирнова М.А./

Протокол №____ от

« ____»________2016г

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________/ Кокина Н.П.

«____»___________2016г

«Утверждено"

Приказом №_____

от «___»________2016г

Директор МБОУ

________/Сипкина А.А.

 

Программа

курса внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

по общеинтеллектуальному направлению

3 класс

Автор – составитель:

Смирнова М.А., учитель

начальных классов

МБОУ «Арбатская СОШ»

Категория: 1 к/к

Стаж работы:28 лет

Арбаты 2016-17г

 

I. Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» по общеинтеллектуальному направлению составлена на основании следующих документов:

Учебного плана МБОУ Арбатская СОШ на 2016- 2017уч.год.

Авторской программы учителя начальных классов МОУ СОШ № 49

Злобиной Натальи Александровны

 

Программа курса «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Цель курса: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

Задачи курса:

Обучающие:

формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

развитие памяти, личностной сферы.

 

Воспитывающие:

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

развивать познавательную активность учащихся, интерес к математики;

развивать смекалку и сообразительность, внимание и сообразительности;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Программа рассчитана на учащихся 3 класса.

 

Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, математические игры, дидактический и раздаточный материал, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические сказки.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.

Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Использование информационно – коммуникативных технологий в ходе занятий

Использование мультимедийных презентаций.

Использование Интернет ресурсов при организации учебно – познавательной деятельности на занятиях.

Использование электронных тренажеров .

Межпредметные связи (литература, русский язык, изобразительное искусство, музыка, ИКТ)

Этнокультурный компонент (НРК) представлен задачами о птицах и животных Хакасии, хакасскими ребусами, загадками.

Формы проведения занятий

В практике работы используются следующие формы:

-индивидуальные и групповые;

-практические и теоретические;

-беседы;

-игры с мячом;

-работа с конструкторами;

- конкурсы знатоков;

-игровые занятия;

-игры-состязания, КВН.

-игра - соревнование.

Режим и место проведения занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Занятия проводятся в учебном классе, в библиотеке, в кабинете математики, информатики.

Формы подведения итогов работы.

Формой подведения итога курса «Занимательная математика» является «Конкурс знатоков».

Основные методы и технологии

информационно коммуникативные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

технология развивающего обучения.

технология разноуровневого обучения.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

II. Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Средством достижения этих результатов служит организация парно-групповой работы.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на занятии.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в методических рекомендациях даны такие варианты проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

– выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10; 100

– решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b; а • х = b; а : х = b; х:а = b;

– решать задачи в 2–3 действия;

– находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;

– находить периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул;

– чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;

– узнавать и называть объемные фигуры: куб, шар, пирамиду;

– записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;

– читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;

– решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

– составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);

– заполнять магические квадраты размером 3х3;

– находить число перестановок не более чем из трех элементов;

– находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);

– находить число пар, один элемент которых принадлежит одному

множеству, а другой – второму множеству;

– проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

– объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;

– решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

– уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.

Универсальные учебные действия:

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

III. Тематическое планирование.

На изучение курса «Математика для любознательных» в 3 классе отводится 34 часа,

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

практика

1

Как люди научились считать. Разные системы счисления.

1

10 мин.

30 мин.

2

Математика – это интересно.

1

10 мин.

30 мин.

3

Числа – великаны. Загадки – смекалки.

1

15 мин.

25 мин.

4

Танграм: древняя китайская головоломка.

1

15 мин.

25 мин.

5

Сообрази. Узнай цифру.

1

15 мин.

25 мин.

6

Путешествие точки.

1

15 мин.

25 мин.

7

Волшебная линейка

1

15мин.

25 мин.

8

Праздник числа 10

1

15 мин.

25 мин.

9

Семь чудес света

1

15 мин.

25 мин.

10

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

15 мин.

25 мин.

11

Разрезание клетчатых фигур. Правило крайнего.

1

10 мин.

30 мин.

12

Игра - соревнование «Весёлый счёт»

1

10 мин.

30мин.

13

Игры с кубиками

1

10 мин.

30мин.

14

Математическая викторина

1

15 мин.

25 мин.

15-16

Лего - конструкторы

2

15 мин.

25 мин.

17

Весёлая геометрия

1

15 мин.

25 мин.

18

Математическая карусель

1

15 мин.

25 мин.

19

Математическое путешествие

1

10 мин.

30 мин.

20

Уголки

1

10 мин.

30 мин.

21

Игра в магазин. Монеты.

1

10 мин.

30 мин.

22

Конкурс Знатоков математики

1

15 мин.

25 мин.

23

Весёлые задания

1

15 мин.

25 мин.

24-25

Спичечный конструктор

2

15 мин.

25 мин.

26

Прятки с фигурами

1

10 мин.

30 мин.

27

Математический КВН

1

10 мин.

30 мин.

28

Математические игры

1

10 мин.

30 мин.

29

Математический аукцион

1

15 мин.

25 мин.

30

Игры с кубиками

1

15 мин.

25 мин.

31-32

Числовые головоломки

2

15 мин.

25 мин.

 

33

Час весёлой математики

 

1

15 мин.

25 мин.

34

Конкурс знатоков

1

 

40 мин.

 

Итого

34 ч.

   

 

IV. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

  • Компьютер с мультимедийной установкой.

    Раздаточный материал (кроссворды, ребусы, головоломки)

    Использование таблиц, опорных схем, динамических раздаточных пособий по математике.

V. Календарно-тематическое планирование.

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

По плану

Факт

1

Как люди научились считать. Разные системы счисления.

Древние люди. Зарубки на палках. Арабские числа и египетские. НРК. Хакасский счет. Математические пирамиды.

1

математ.игры,

легенда,

 

фронтальная,

групповая

   

2

Математика – это интересно.

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 *3 клетки).

1

математ.игры,

считалки

парная

   

3

Числа – великаны. Загадки – смекалки.

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Игра «Не собьюсь!».

1

математ.игры,

ребусы

фронтальная,

парная

   

4

Танграм: древняя китайская головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

1

математ.игры,

считалки

индивдуальная

   

5

Сообрази. Узнай цифру.

Царство математики. Игра «узнай цифру».

1

математ.игры,

фронтальная,

групповая

   

6

Путешествие точки.

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

1

математические головоломки, занимательные задачи

фронтальная,

парная

   

7

Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

1

математические головоломки, занимательные задачи

индивдуальная

   

8

Праздник числа 100

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

1

математ.игры,

индивдуальная

   

9

Семь чудес света

Это интересно. Игра «Какой ряд дружнее?

1

математ.игры,

фронтальная,

групповая

   

10

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

1

математические головоломки, занимательные задачи

индивдуальная

   

11

Разрезание клетчатых фигур. Правило крайнего.

Работа в парах. Игра «Не подведи друга».

Решение задач НРК.

1

математ.игры,

парная

   

12

Игра - соревнование «Весёлый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 100 до 200). Числа от 100 до 20 0расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

1

 

фронтальная,

парная

   

13

Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

1

математ.игры,

фронтальная,

групповая

   

14

Математическая викторина

«Угадай задуманное число», «Любимая цифра», «Угадай возраст и дату рождения», «Сравнение прямой и кривой».

1

математ.игры,

индивдуальная

   

15

 

Лего - конструкторы

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций.

1

математ.игры,

парная

   

16

Лего - конструкторы

Выполнение постройки по собственному замыслу.

1

конструктор

фронтальная,

парная

   

17

Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

1

Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске»,

фронтальная,

групповая

   

18

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи. НРК

1

математические головоломки, занимательные задачи

индивдуальная

   

19

Математическое путешествие

Сложение и вычитание в пределах 100. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

1

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Игры с набором «Карточки-считалочки»

парная

   

20

Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

1

Весёлые задачи, ребусы.

фронтальная,

парная

   

21

Игра в магазин. Монеты.

Сложение и вычитание в пределах 1000.

1

Весёлые задачи, ребусы.игры

фронтальная,

групповая

   

22

Конкурс Знатоков математики

Игра «Кто хочет стать математиком?» Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

1

математ.игры,

индивдуальная

   

23

Весёлые задания

В гостях у Незнайки. Весёлые задачи, ребусы.

1

Весёлые задачи, ребусы.

парная

   

24

 

Спичечный конструктор

Построение конструкции по заданному образцу.

1

математ.игры

фронтальная,

парная

   

25

Спичечный конструктор

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

1

математ.игры

фронтальная,

групповая

   

26

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

1

Весёлые задачи, ребусы.

индивдуальная

   

27

Математический КВН

Групповая работа, игра – соревнование.

1

 

парная

   

28

Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

1

математ.игры,

фронтальная,

групповая

   

29

Математический аукцион

Секреты задач. Решение нестандартных задач. НРК.

1

 

парная

   

30

Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго – числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.

1

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь»

индивдуальная

   

31

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

1

Весёлые задачи, ребусы.

фронтальная,

групповая

   

32

Числовые головоломки

Заполнение числового кроссворда (судоку).

1

Весёлые задачи, ребусы

фронтальная,

парная

   

33

Час весёлой математики

 

Командная игра. «Построй башню», загадки, задачи, блиц – опрос.

Работа в группах, оценивание подборки материала.

1

загадки, задачи, блиц – опрос.

парная

   

34

Конкурс знатоков

 

1

Весёлые задачи, ребусы. загадки, задачи, блиц – опрос.

индивдуальная

   
   

Всего

34 ч

     

VI . Список литературы.

1.Доржиева Л.А, Стромилова Л.М. «Организация внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС»;

2.Кочурова Е.Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников»;

3.В.Волина « Праздник числа» М, 1995;

4.Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000;

5.Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989;

6.Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993;

7.Голубина Т.С. «Чему научит клеточка». М. Издательство «Мозаика-синтез» 2001г.;

8.Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «1000 упражнений для подготовки к школе». ООО Издательство «Астрель». 2007г.;

9..Цифровые образовательные ресурсы сети Интернет.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации