Внеурочная деятельность учащихся: содержание, формы работы. Система работы учителя русского языка и литературы с одаренными детьми. Из опыта работы учителя русского языка и литературы
Внеурочная деятельность учащихся: содержание, формы работы.
Система работы учителя русского языка и литературы с одаренными детьми.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 46 г. Челябинска» Трубкиной Елены Григорьевны.
Внеурочная деятельность — это дополнительная образовательная деятельность детей, которая предполагает разные форматы их обучения вне уроков. Любой внеурочный вид деятельности имеет общую задачу — помощь в освоении детьми основных образовательных программ (личностных, предметных и межпредметных).
Минобразования в 2022 году выпустило методические рекомендации, где разъясняет педагогам, как правильно организовать занятия детей вне уроков.
Главная цель внеурочной деятельности заключается в том, чтобы каждый ребенок успешно освоил образовательную программу за счет расширения культурной, предметной и информационной среды, в которой он получает образование.
Дополнительное образование детей строится с учетом культурных, этнических и национальных особенностей региона, на основе индивидуальных потребностей и особенностей детей.
Отличия урочной и внеурочной деятельности
В чем основные отличия внеурочных занятий от урочных:
Содержание занятий не следует общим программам обучения — сначала учитываются особенности детей и их семей, и только потом формируется план курса.
Посещение внеурочных занятий — дело добровольное, так как это дополнительное образование. Важна заинтересованность и активность ребенка.
Занятия проходят в неформальной обстановке, а педагог выступает партнером детей, активно направляет их в нужное русло. Для этого учитель должен обладать высоким уровнем профессионализма и даром убеждения.
Ученики могут переходить из одной группы в другую, подбирая для себя оптимальные занятия по возрасту участников и по тематике.
Внеурочный формат позволяет осуществлять объединение детей в группы по разным признакам: например, разного возраста, имеющих отклонения, с физическими недостатками, одаренных, склонных к девиации.
Время занятий не пересекается с основными уроками, чаще всего они проходят после них.
Внеурочное обучение не ограничивается пространством учебного класса — педагог может планировать занятия на прогулках, в библиотеке, актовом зале, в различных местах, где дети получают новые знания и интеллектуально-культурные достижения.
Количество занятий не является четко регламентированным и зависит от потребностей детей.
Реализация внеурочных форматов дает широкие возможности для организации совместной деятельности взрослых и детей и развития у них партнерских взаимоотношений.
На внеурочных занятиях нет домашней работы.
В целом такие занятия всегда динамичны и интересны детям, так как педагог не ограничен рамками обычного урока и может проявлять фантазию при построении программы дополнительного обучения.
Внеурочная деятельность: формы работы.
Есть две основных формы занятий: в учебном кабинете и выездные.
Первые могут быть тематическими (занятие строится вокруг одной темы), интегрированными (тема одна, но видов деятельности 2-3), игровыми (получение знаний и ценностей происходит в игре).
Выездные занятия часто организуют в следующих формах:
походы (спортивные, культурные, туристические);
поездки и экскурсии;
практические занятия на местности;
экспедиции;
отработка навыков в полевых условиях.
На выездном занятии задача педагога — заранее посетить выбранное место занятия, продумать маршрут, и, конечно же, его содержание. При этом важно, чтобы школьники могли легко добраться до этого места и не имели проблем при возвращении домой.
Большую роль играет и рефлексия, когда педагог берет у детей обратную связь и просит их поделиться впечатлениями от поездки, полученными эмоциями и ощущениями.
Основные виды и формы организации внеурочной деятельности по направлениям
В новом ФГОС закреплено значение внеурочной деятельности в образовании школьников. Интересно, что, согласно документу, приоритет не в том, чтобы ученик узнал много нового, а в том, чтобы он научился принимать решения, действовать, чувствовать.
Также во ФГОС названы основные направления внеурочной деятельности, которые тесно взаимосвязаны с ее формами и видами. Назовем эти направления и конкретные виды деятельности.
Направление спорта и заботы о здоровье:
соревнования по разным видам спорта;
просветительские беседы о здоровье;
праздники (день здоровья, спартакиады);
оздоровительные лагеря;
длительные прогулки и походы на природу;
гимнастика, физкультминутки и другие активности.
Общеинтеллектуальное направление:
научные конференции;
проектная работа и моделирование;
уроки в библиотеке;
недели определенных предметов;
квизы и брейн-ринги;
олимпиады;
экскурсионные маршруты.
Общекультурное направление:
участие в школьных, районных, региональных выставках;
организация классных часов по культурно-эстетическим тематикам;
организация творческих выставок с работами детей;
экскурсии в театры, музеи.
Духовно-нравственное направление:
тематические классные часы;
фестивали патриотических песен, строевые сборы;
оформление стенгазет на тематику боевых подвигов соотечественников;
проведение соревнований по спортивно-военной подготовке;
встречи с ветеранами войн и т.д.
Социальное направление:
экологическое акции (посадка деревьев, кормление птиц, изготовление кормушек);
уход за растениями и животными;
работа на школьном участке и огороде;
уборка территории школы, района.
Педагогические приемы во внеурочной деятельности
Организуя разные формы внеурочной деятельности, я использую различные средства и приемы для того, чтобы наладить с учениками продуктивное и доверительное взаимодействие.
Словесно-логические приемы. Главный инструмент педагога — убеждение словом, что вызывает у школьников ответные эмоции.
Формы работы:
проблемные дискуссии;
беседы на разные темы;
лекции на разные темы;
интерактивные конференции.
В любой из этих форм важно наладить диалог с детьми и взаимовыгодный обмен информацией.
Игровые и досуговые приемы. Игра — важный элемент в досуге ребенка и одновременно один из главных приемов воспитания. Их преимущество в том, что игры могут быть совершенно разными:
творческие игры;
конкурсы;
квизы;
обсуждение книг, фильмов, театральных постановок;
спектакли и концерты;
походы в формате квеста;
экскурсии и т.д.
Образно-художественные формы. Главный секрет этой группы приемов в том, что они вызывают у детей разнообразные эмоции, которые они переживают коллективно, желательно с эстетическим уклоном.
Формы работы:
праздники, концерты, выставки;
коллективные творческие дела.
Трудовые приемы во внеурочной деятельности. Ребенка учу трудовым навыкам для того, чтобы он осознал роль своей личности в социуме, был заинтересован в итоге труда и приобрел важные для жизни навыки. Желательно приучать детей к труду с начальных классов.
Форматы работы могут быть разными:
организация дежурств по классу, в столовой;
дежурные по библиотеке;
дежурные по библиотеке;
уход за растениями;
трудовые десанты;
работа на школьном участке.
Психологические приемы. Я применяю методы психотерапии (коллективно или индивидуально), практической психологии, и использует на внеклассных занятиях элементы психологического тренинга.
Это могут быть разнообразные дискуссии, тренинги, лекции, консультации, а также психологические упражнения.
Актуальность
Урок по понятным причинам не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, что необходимо для активной практики владения русским языком. Именно внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации учащихся в творческой и исследовательской деятельности. На практико-ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного исследователя, составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной проектной деятельности алгоритму. Еще одной из причин использования ВДУ является возможность удержать интерес к предмету «Русский язык» у обучающихся, высокомотивированных к изучению русского языка, с высоким уровнем интеллекта, с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Система работы учителя русского языка и литературы с одаренными детьми.
1. Словарная работа на уроках русского языка в средней школе является одной из составных частей многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирования у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом должна быть первоосновной, на которой строятся занятия по русскому языку. Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая. Дети должны уметь правильно находить лексическое значение слова в словарях, которые находятся в кабинете, и на справочном портале «Грамота.ру». Современные дети знают не все лексические значения слов, поэтому ребенку нужно объяснять слова, которые он не знает. В школьных программах по русскому языку для 5-9 классов придается большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. Восполнить этот недостаток возможно проведением внеклассной работы по русскому языку, которая должна побуждать узнавать нечто новое о русскому языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.
Очень помогает в работе учебно-практическое пособие «Лексика и фразеология: внеурочная работа по русскому языку» Н.В.Глухих, И.Г.Казачук, Т.В.Соловьевой. Там представлены задания и упражнения по лексике и фразеологии русского языка, направленные на активизацию мыслительной деятельности, расширение лингвокультурного кругозора, формирование навыков самостоятельной поисковой деятельности. Для оптимизации работы учителя большая часть заданий сопровождается ответами. В конце пособия находится список изданий и пособий, с помощью которых учащиеся могут сами подобрать ответы к заданиям.
Более 10 лет я использую учебное пособие для учащихся 5-9 классов Т.В.Соловьевой «Словарик современного школьника», которое помогает организовать работу по обогащению и активизации словаря учащихся. Разнообразная лексическая информация усваивается в ходе выполнения различных упражнений. Систематическая работа по «Словарику..» способствует формированию лингвистической компетенции, оказывает положительное влияние на грамотность и развитие речи учащихся.
Для словарной работы по литературе рекомендую коллегам книгу Юрия Александровича Федосюка «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта 19 века». Материал этой книги я использую на уроках литературы и для подготовки учащихся к интеллектуальным играм. На протяжении десятилетий автор собирал колоссальный материал, отражающий материальную и духовную культуру русского народа через забытые или непонятные современному читателю слова. В качестве примеров-иллюстраций автор использует произведения русских писателей-классиков 18-19 веков.
Хочется отметить увлекательность рассказа о том, как жили в старину наши предки и реальность исторического комментария, который помогает понять содержание произведений.
Здесь вы можете найти
1.Народный календарь
Церковный календарь
Старый и новый стиль
Праздники и посты
2.Родство, свойство, обращение
Термины родства и свойства
Смешение терминов
«Духовное родство»
Условные обращения
Отмирающие слова
Обращение между близкими и друзьями
Официальные и полуофициальные обращения
«Слово-ер-с»
Иные формы обращения
3. Меры и веса
Меры длины
Меры площади
Меры веса
Меры емкости для сыпучих товаров
Меры объема жидкости
Температурная шкала
4. Деньги и ценные бумаги
От полушки до катеринки
Два курса
Все цвета радуги
Ценные бумаги
5. Земли и власти
Столицы, губернии, области и т.д.
2)Часто я использую такую форму проектной деятельности, как «Портрет одного слова», с которой познакомилась на семинаре А.Г.Нарушевича. Учащимся предлагается список слов, с которыми они работают по плану.
Слово рассматривается с разных сторон:
Этнографическая страница - Описание понятия в русской культуре.
Лексикографическая страница -Сопоставление толкования данного слова в различных толковых словарях русского языка.
Этимологическая страница -Сбор сведений о происхождении слова, использование этимологических словарей и справочников.
Словообразовательная страница – определить, какие новые слова образуются от изучаемого слова.
Фразеологическая страница - Подбор пословиц, поговорок из фразеологических словарей, включающих описываемое слово.
Искусствоведческая страница – подбор фольклорных или литературных произведений, произведений живописи и музыки, кинофильмов.
Наиболее подробно этапы работы со словом можно посмотреть в книге
Нарушевич А.Г. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: уч. пособие/ А.Г. Нарушевич / -Ростов н/Д: Легион, 2013. -78 с.
Лэпбук - тематическая книга-папка, в которой в сжатом виде собран весь материал на заданную тему. Основа – папка или другая прочная картонная основа, на которую наклеены кармашки, окошки, стрелочки, замочки и другие подвижные детали. В этом году учащиеся 6-х классов делали лэпбук по русскому языку по теме «Имя числительное. Челябинск в цифрах» и литературе по повести «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» после прочтения повести и посещения спектакля.
Буктрейлер – короткий видеоролик, рассказывающий о какой – либо книге, который должен передать сюжет, привлечь внимание зрителей и вызвать интерес к чтению произведения. Такие ролики делают учащиеся, которые владеют современными технологиями, они снимают их к современным книгам и классике.
Скетчбук – блокнот или альбом для быстрых рисунков и набросков, которые используются для визуализации идеи произведения или героев. Особенно подходит для творческих детей, ведь рисунок- графическая речь, которая отражает увиденное и услышанное, самочувствие и характеристики личности.
Проект «Знатоки фразеологии». Учащиеся делятся на группы по изучению ФЕ: заимствованные (из Библии, мифов), собственно русские, старославянские. Затем знакомят остальных с результатами своих трудов. Для закрепления учимся угадывать ФЕ в игре «Перевертыши» или, если есть рисующие дети, по рисункам.
3.Лото «Закончи пословицу» или «Собери пословицу».
Учащиеся делятся на группы, выбирают тематику пословиц, отбирают материал, изготавливают лото (делят пополам). Затем предлагают другим участникам .
4.Работа с социальными партнерами:
- районные детские библиотеки (посещаем мероприятия, посвященные юбилеям писателей, книг, историческим событиям)
- Челябинская областная универсальная научная библиотека ( посещаем отделы краеведения, редких книг, музей-центр, отдел электронных ресурсов, региональный центр Президентской библиотеки, квесты, акцию «Библионочь»)
- театры
- музеи, выставки,
- творческие встречи с писателями и интересными людьми
- выездные экскурсии по области
Организация внеурочной деятельность позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения ребенка.