12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Корчакова2685
Россия

Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы»


Взаимодействие семьи и школы в современном образовательном процессе

В статье рассмотрены особенности выстраивания взаимоотношений семьи и школы в современных условиях, перспективы развития на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Современная социально-педагогическая ситуация, сложившаяся под воздействием всемирной глобализации и других причин, вызывает необходимость во всестороннем исследовании и анализе. Мы понимаем, что мир, который был несколько лет назад (даже не несколько десятилетий), значительно отличается от того, что происходит сейчас. Эта стремительность во многом вызывает серьезные опасения, нас волнует вопрос: «Как будут выстраиваться взаимоотношения между людьми, между важнейшими институтами воспитания семьи и школы?»

                                               t1629546532aa.gif
Исследователи отмечают, что развитие личности ребенка зачастую скрыто от нас, оно носит стихийный характер, на что, безусловно, влияет нахождение детей в глобальном информационном пространстве. Эта ранняя социализация в сети Интернет часто не поддается контролю со стороны близких ребенку людей, прежде всего родителей, чье воспитательное влияние существенно снижается [3, с. 34]. В связи с этим возрастают требования к школе, поэтому школа и семья должны идти по пути сотрудничества. Именно социальное партнерство можно рассматривать как «современный способ выхода из возникающих конфликтов и более эффективный способ достижения социальными субъектами своих целей» [1, с. 47].

Можно остановиться на нескольких формах взаимодействия:

1) информирование родителей по широкому кругу актуальных вопросов (педагогических, психологических, юридических и т.д.);

2) просвещение по ряду важных вопросов (педагогических, психологических, юридических и т.д.). Проведение индивидуальных и групповых консультаций, родительских собраний (в том числе дистанционных), «круглых столов», семинаров, дистанционное общение с использованием различных платформ и т.п. с привлечением специалистов;

3) вовлечение родителей в образовательный процесс (совместная организация мероприятий, праздников, поездок, экскурсий, социальных акций, конкурсных программ; организация родительского комитета, совета отцов и т.п.);

4) взаимодействие с использованием информационно-коммуникационных технологий (мессенджеры, сообщества в социальных сетях, личная веб-страница учителя, образовательные платформы, сайт школы и т.п.).

Использование наряду с традиционными формами современные формы взаимодействия позволяет обеспечить оперативность поступления той или иной информации, быть на связи в любое время, видеть реакцию родителей, выявлять их запросы. Информационно-коммуникационные технологии помогают оптимизировать воспитательно-образовательный процесс и способствуют развитию отношений между родителями и школой.

Положительные результаты в этом взаимодействии можно ожидать лишь в тех случаях, когда обе стороны заинтересованы в нем. В. А. Сухомлинский большое внимание уделял в своих работах взаимоотношениям семьи и школы, которые он именовал «содружеством». Он писал: «Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя — школа и семья — не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания» [2, с. 377]

Таким образом, школа и семья должны осознавать важность взаимодействия, мы должны быть союзниками.


Использованные источники

1. Грибоедова Т. П., Костюкова, Т. А. Семья и школа: готовность к социально-образовательному партнерству. // Вестник ТГПУ. – 2008. – Выпуск 3 (77). – С. 47 – 50. / [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-i-shkola-gotovnost-k-sotsialno-obrazovatelnomu-partnerstvu/viewer (дата обращения: 21.08.2021).

2. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Избранные произведения : в 5 т. Киев : Радянська школа, 1979. Т. 1.

3. Эрлих, О. В. Взаимодействие семьи и школы в новых социально-педагогических условиях. // Человек и образование. – 2007. – № 2 (51). – С. 34 – 37. / [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-semi-i-shkoly-v-novyh-sotsialno-pedagogicheskih-usloviyah/viewer (дата обращения: 21.08.2021).


Результаты проверки на плагиат

t1629546532ab.pngt1629546532ac.png

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.