Статья «Мотивационный компонент обучающей деятельности в современной школе»

2
0
Материал опубликован 8 January 2023 в группе

Мотивационный компонент обучающей деятельности в современной школе

Челышева Юлия Николаевна,

МБОУ Абрамовская СШ им. А.И.Плотникова

Мотив – это внутреннее побуждение к осуществлению какой-либо деятельности. В современной школе мотивационный компонент приобретает все большее значение, поскольку парадигма образования смещается от самого содержания учебной деятельности к личностным особенностям обучающегося, которые ставятся во главу угла.

Можно выделить внешнюю и внутреннюю мотивацию. Внешняя - связана прежде всего с социальным заказом общества. Очень часто мне приходилось слышать, что ребенок говорил, что тот или иной предмет является не интересным, он не хочет посещать занятия, выполнять задания учителя, поскольку не собирается выбирать его в качестве учебной дисциплины для прохождения государственной итоговой аттестации. Как правило, успеваемость по этим предметам значительно ниже по сравнению с «приоритетными». На формирование внешней мотивации большое влияние оказывают родители (как непосредственные участники образовательных отношений), помогая осуществлять профориентацию, направляя своего ребенка в выборе трудовой траектории. Сделать это можно в процессе эвристической беседы, на основании личного примера, рассказав о жизненных ситуациях, в которых могут пригодиться те или иные навыки и знания. Именно это дает возможность изменения установки «надо», «обязан» в сознании ребенка на «хочу», «стремлюсь», дает стимул к дальнейшему росту и самосовершенствованию. Моя учительница часто повторяла мне и моим одноклассникам: «Научить нельзя – можно научиться». Только придя в педагогическую профессию, я поняла значение этих слов. Своеобразным внешним мотивом служит и средний балл аттестата, который в настоящий момент является качественным и количественным показателем успешности ученика в учебной деятельности. Оценить внешнюю мотивацию можно в ходе бесед с ребятами и родителями, проведения различных исследований, составления карты интересов (методика Айзенка) и т.д. Этот функционал лежит в сфере деятельности классного руководителя или школьного психолога. Учитель-предметник также может это оценить, проводя рефлексию в конце каждого урока, анкетирование, применив различные методики оценки психологического состояния обучающихся (например сигнальные карточки настроения или «7 шляп»), или просто задав вопросы «Чего вы хотите?», «Как бы вы видели обычный урок?», «Какие усилия вы готовы прилагать для достижения цели?», «Почему для вас важно достичь результата?». Эти вопросы могут стать основой успешных взаимоотношений и в конечном итоге способствовать формированию познавательного интереса, внутренней мотивации, собственных личностных потребностей в развитии. И в них же отражается немаловажная роль самого обучающегося в достижении образовательного результата, создании ситуации успеха в результате многократно повторяющейся деятельности. Без его усилий невозможно говорить о чем-то стоящем, даже если родители наймут например целую армию репетиторов или уроки будет вестись самый лучший учитель со множеством знаний и регалий. Хотя и роль педагога величайшая, его личный опыт и методическая грамотность может стать отличной основой для личностного роста и СОразвития ученика и педагога. Формированию познавательного интереса может способствовать проведение нестандартных уроков, использование современных педагогических технологий, рассмотрение примеров из «жизни замечательных людей», внимательное отношение к психологическому климату на уроке – вот далеко неполный перечень методического инструментария творческого педагога.

Таким образом, мотивация - это сложная психолого-педагогическая характеристика учебной деятельности, которая формируется при непосредственном воздействии и взаимодействии ВСЕХ участников образовательных отношений и является качественной характеристикой успешности КАЖДОГО из них.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.