Программа на тему «Внеурочная деятельность – важнейший компонент образовательного процесса в школе»

1
0
Материал опубликован 4 August 2020

Пояснительная записка к презентации

 

 

t1596617368aa.pngМБОУ « Лицей «ДЕРЖАВА ».

Учитель начальных классов Ледихова Людмила Викторовна

Внеурочная деятельность – важнейший компонент образовательного процесса в школе. «Всеми возможными способами нужно воспламенять в

детях горячее стремление к знанию и к учению»

Я.А. Каменский

«Интерес к учению появляется только тогда,

когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»

В.А.Сухомлинский

Качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. В этих условиях одной из актуальных проблем общества является формирование конкурентно способной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему. Одним из приоритетных направлений образовательной политики становится развитие детской одарённости.

Приобретать знания – храбрость

Приумножать их – мудрость

А умело применять – великое

искусство.

/Восточная мудрость/

Факультативные занятия.

Работая с относительно небольшим числом 10-15 заинтересованных учащихся, преподаватель в большей мере, чем на уроке, может осуществлять дифференцированный подход, подбирать задания в зависимости от склонностей и особенностей учеников.

Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческих способностей учащихся. Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод, который современная дидактика рассматривает как воспитательный в системе методов. Исследовательский характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода учащегося к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него и его товарищей задачи.

В «Лицее «ДЕРЖАВА» с недавнего времени существует программа «Эффективный школьник». Наши учителя Панфилова Лариса Владимировна, Резникова Любовь Викторовна , Никитина Анна Юрьевна и я разработали эту программу. Курс «Эффективный школьник» рассчитан для детей 1-4 классов. Курс состоит из трёх разделов: «Культура речи», «Эвристическое мышление, «Я познаю мир». Программа рассчитана на 5 часов в неделю, на 4 часа в неделю.

«Эвристическое мышление» . Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами эвристического мышления на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение заданий, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учёбе. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Культура русской речи».

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Культуре русской речи” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Экологическое воспитание и краеведение должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритета. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

 

Программа курса «Я познаю мир» разработана в целях экологического воспитания учащихся. Она поможет формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины, получить все необходимые знания по экологии и о природе родного края, воспитанию бережного отношения к природе, любви и бережному отношению ко всему живому.

«Эвристическое мышление»

1 класс:

Состоит из разделов «Математика – это интересно», «Математическая карусель», «Математический серпантин», «В царстве смекалки», «Занимательные задачи», «Математическая копилка».

На занятиях используются игры с числами, ребусы, танграм, конструирование из танграма, игры-путешествия, математические кроссворды и т. д.

Во 2 классе программа курса усложняется, но темы адаптированы под возраст учеников: «Что дала математика людям?», «Из истории математики», «Очень важную науку постигаем мы без скуки», «Стихи, задачи – смекалки, занимательные задания», «Логически-поисковые задания», «Путешествие в конструирование» , «Развитие познавательных способностей».

3 класс - «Секреты чисел», «Энциклопедия фокусов в математике», «Все о цифрах», «В стране геометрии» .

4 класс – «Математика – царица наук» , «Решай, отгадывай, считай», «Секреты чисел» .

Планируемые результаты.

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры.

Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Раздел «Культура речи»

1 класс.

Темы : ««В стране слов», «В гостях у сказки», «В стране «Читай-ка» .

2 класс

«Волшебница речь», «В гостях у дедушки Этикета» , «Путешествие на машине времени»

3класс.

«Слова из бабушкиного сундучка», « Как делаются слова» , «Как зарубить на носу» , «Факты о словах» , «Знакомство с жителями страны Речь»

4 класс.

«Путешествия по Стране Слов» (22 часа), «Интересное словообразование» (10 часов), «Секреты орфографии» (10 часов), . «Занимательная лингвистика» (18 часов)

Планируемые результаты.

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Я познаю мир (75 часов).

1 класс.

«Мой край родной» (14 часов), «Природа родного края» (17 часов), «Народные умельцы» (6 часов), «Растения моего края» (3 часа), «Загадки нашего края» (14 часов), «Жизнь дана на добрые дела» ( 4 часа), «Устное народное творчество» ((3 часа ), «Мои земляки» ( 5чсов), «История на карте» (6 часов).

2 класс.

«Планета Земля» (10 часов), «Голубая планета» (12 часов), «Зелёная планета» (30 часов), «Живая планета» (23 часа).

3 класс.

«Введение в экологию» (4 часа), «Волшебный мир» (10 часов), «О чем шепчут деревья?» (7 часов), «Загадки животного мира» ( 7 часов), «Разговор о правильном питании» (25 часов).

4 класс .

« Край, в котором я живу»(8 часов), « О чем шепчут деревья ?» (4 часа), « Загадки животного мира» (5 часов), « Мы спасем этот мир» ( 5 часов), «Разговор о правильном питании» ( 8 часов).

Планируемые результаты.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться, с уважением относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Китайская мудрость гласит: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Наша задача, как учителей, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на факультативных и стимулирующих занятиях учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.

Понятно, что заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так сделаете только хуже. Мы создаём правильную мотивацию у учащихся. Чтобы создать мотивацию нужно понимать, зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.

Когда у школьника есть цель и понятие, зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.

Благодаря курсу «Эффективный школьник» учащиеся приобретают интерес и желание учиться и не испытывают трудности в усвоении учебного материала. Мы помогаем детям почувствовать вкус к учебе, стать успешными учениками.

t1596617368ab.jpg

Ожидаемый результат. 

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов: 

× приобретение учащимися социального опыта; 

× формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; 

× приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. 

Трудности, конечно же, возникают, но я вижу, как с нашей помощью раскрываются физические и творческие способности учащегося, формируется школьный коллектив, меняются в лучшую сторону нравственные ориентиры ребят. А это и является главным в воспитании , ведь в современной школе РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ученика главная цель образования.

Я верю в детей, заинтересована в их судьбе. Для меня ребенок -развивающаяся человеческая личность. Ученик и учитель должны действовать вместе, быть сотоварищами. Я за требовательность без принуждения, основанную на доверии. И, считаю, что замена принуждения желанием, порождает успех.

Список литературы.

Архипова О. В. Жизнь после уроков : радость познания // Дополнительное

образование и воспитание.

Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности

"Всему учит детство" // Дополнительное образование и воспитание.

Боровик В. Г. Как взаимодействуют образовательные учреждения общего и

дополнительного образования // Народное образование.

Витовтова М. С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности

учителя // Народное образование.

Дорожков А. А. Создание единого воспитательно-развивающего пространства

лицея : принципы, условия, механизмы // Воспитание и дополнительное

образование.

Жигулина Е. А. Математика во внеурочное время // Дополнительное образование и

воспитание

Косенкова Е. Ю. Инструментально-диагностическое обеспечение внеурочной

деятельности. Обзор итогов областного тематического круглого стола

Воспитание и дополнительное образование.

Косенкова Е. Ю. Новое качество внеурочной образовательной деятельности : опыт

инструментально-диагностического измерения // Воспитание и дополнительное

образование.

Куприянов Б. В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность : две

большие разницы // Народное образование.

14 Леонтович А. В. Научно-практическое образование становится прочной основой

внеурочной деятельности // Народное образование.

15 Любишина Т. Н. Внеурочная деятельность первоклассников // Дополнительное

образование и воспитание.


Портфолио ученика как средство реализации требований и идей
DOCX / 33.49 Кб

 

Предварительный просмотр презентации

МБОУ лицей «ДЕРЖАВА» г.Обнинск Воспитательные результаты внеурочной деятельности. Перспективные модели и программы. Театральная деятельность учащихся Учитель начальных классов Ледихова Л.В.

Цели: раскрыть творческие возможности детей, создать условия реализации этих возможностей; научить детей действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние; формировать думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Задачи: развивать творческие возможности детей, инициативу; воспитание в детях добра, любви к ближнему, внимание к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающим; прививать культуру речи; обучать детей навыкам действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом.

 

Тест по теме «Устное народное творчество» 1. Что не относится к устному народному творчеству: А) потешка; Б) поговорка; В) роман; Г) рассказ. 2. Определи зачин: А) «жили-были…»; Б) «стали они жить-поживать»; В) «конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». 3. Определи концовку сказки: А) «за тридевять земель»; Б) «я там был, мёд-пиво пил…»; В) «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…»; Г)) «конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». 4. Определи, к какому виду сказок относится сказка «Сивка-Бурка»: А) волшебная; Б) о животных; В) бытовая.

5) Что не является волшебным предметом в народной сказке: А) шапка-невидимка; Б) игрушка-погремушка; В) скатерть-самобранка; Г) ковёр-самолёт. 6. Что такое пословица? А) это рифмованное предложение; Б) повествовательное предложение; В) маленькое народное произведение; Г) словосочетание. 7. Найди продолжение пословицы: «Была бы охота-…»: А) будет ладиться работа; Б) сам себя губит; В) гуляй смело. 8. К какому жанру устного народного творчества можно отнести строчки: «Приди, Весна красная, приди, Весна, с радостью…»: А) песенки-заклички; Б) докучные сказки; В) потешки; Г) поговорки.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.