Внеурочная деятельность «Встреча с прекрасным»

1
0
Материал опубликован 15 October 2021

Муниципальное образование Гулькевичский район с. Отрадо – Кубанское

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 15 имени Героя Советского Союза

Михалько Василия Пимоновича с. Отрадо – Кубанского

муниципального образования Гулькевичский район Краснодарского края



УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от ____________20___года протокол № 1

Председатель ________Е.В.Копачевская








Рабочая программа


Внеурочной деятельности «Встреча с прекрасным»


Уровень образования   среднее общее образование 7-8 класс


Количество часов   68


Учитель   Аксюкова Наталья Николаевна


Программа разработана в соответствии   с  ФГОС ООО МБОУ СОШ№15  и  примерной программы по истории, авторской программы А.А. Данилова «История России» 5-9 классы, М., «Просвещение», 2013г.




                                              

                                                                        

                                                             


















Пояснительная записка

          Рабочая программа составлена на основе: ФГОС ООО; примерной программы по истории, авторской программы А.А. Данилова «История России» 5-9 классы, М., «Просвещение», 2013г.

       Программа курса «История русской культуры X-XVII в.в.» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, основной образовательной программы  основного общего образования учреждения средней общеобразовательной школы №15, согласно которой,   высокий духовно-нравственный потенциал русского искусства позволяет рассматривать отечественную художественную традицию как ведущую в культурологическом образовании учащихся общеобразовательных учреждений. 

Курс носит интегрированный характер, включающий в себя сведения о разных видах искусства.

  Цель курса: формирование у учащихся представлений о русской культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.

       Предлагаемая программа предназначена для учащихся 7,8 классов. В отношении к содержанию базового гуманитарного образования изучение истории русской культуры является расширением общего историко-обществоведческого образования, в частности по основам традиционно русской культуры. Рассчитана на 34 учебных часов (1 час в неделю) в 7 классе и 34 учебных часа в 8 классе, в соответствии с 34 учебными неделями в году. Т.о. всего 68 часов.

        В последнее время Российская историческая наука претерпела множество изменений, в результате которых произошла перестройка сложившихся концепций советской историографии и устоявшихся традиций, державших Российскую науку многие десятилетия в жёстких рамках. Это позитивный шаг в исторической науке. Но вместе с тем, вызывают тревогу изменения в обществе, связанные с влиянием на неокрепшие молодые умы бездушной и зачастую некачественной продукции культуры американского образца. В то же время богатейшие духовные и культурные ценности русского народа с его многовековой историей зачастую остаются без должного внимания. Поэтому сейчас, когда Россия начинает возвращаться к своим истокам и культурным традициям, необходимо показать учащимся, что накопленный десятками поколений русских людей опыт, их взгляд на мир, нравственные и духовные ценности, нашли наиболее яркое воплощение в произведениях материальной и духовной культуры изучаемого периода.  В центре внимания изучения художественной культуры находится человек- творец,

рассматриваются особенности профессии архитектора, живописца, скульптора, ювелира.

         Основу содержания изучаемого материала составляют памятники искусства - архитектурные сооружения, иконы, предметы быта и прикладного творчества. Курс отличается строгой гуманитарной ориентированностью.  Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

          Программа предполагает три различных подхода к изучению памятников культуры, составляющих основу курса.

         Первый - эстетический, ориентированный на эмоциональное восприятие человека. Он позволяет ввести учеников в своеобразный мир искусства, развить чувство прекрасного. Второй подход, знаково-смысловой, ориентирован на рациональное мышление. Он раскрывает глубинный смысл, заложенный творцом и эпохой в памятник культуры.    Например, расшифровка символики древнерусской живописи, объяснение иконографии художественных образов и т. д. Третий подход рассчитан на привычку детей работать руками, вот почему курс рассматривает такие вопросы, как материал и конструкции в архитектуре, способы изготовления фрески и мозаики, секреты древних ювелирных техник.

 Задачи курса:

-формирование ориентации на непреходящие духовно- нравственные ценности русской

культуры;

-формирование культурологической компетентности учащихся в области знаний  о традиционной культуре России в исторической ретроспективе и в современности;

-сформировать и закрепить мотивацию изучения гуманитарных предметов;

-показать русскую художественную культуру как целостность, вобравшую исторический

опыт русского народа, его миропонимание и отразившую русский национальный

менталитет;

-дать представление об истоках и основных этапах исторического развития русской

художественной культуры;

-на материале конкретных произведений архитектуры, живописи, декоративно

прикладного искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления

великих русских мастеров;

- воспитание патриотических чувств; 

-прививать любовь к Отечеству, гордость за его культуру, определенное отношение к

собственной стране;

-сформировать у ребенка социально-нравственные представления;

-сформировать познавательные и речевые умения;

-развитие качеств личности, таких как доброта, внимание, активность, отзывчивость,

ответственность.

Обучение осуществляется в единстве познавательного, развивающего и воспитательного компонентов.

Познавательный компонент предполагает ознакомление учащихся с основами древнерусской художественной культуры.

Развивающий аспект заключается  в усовершенствовании навыков письменной и устной

речи, развитии логического и креативного мышления, навыков самостоятельных исследований, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, формирование умений самостоятельного получения знаний, развитие коммуникативно-речевых умений.

Воспитательный компонент создаёт условия для развития интереса к исследованиям,

творческому труду, навыкам общения, развития интереса и уважения  к истории и

культуре своей страны, воспитанию патриотизма, бережному отношению к культурному и

историческому наследию, для осознанного формирования собственной культурной среды.

При организации занятий предполагаются следующие формы обучения: лекционные, практические, игровые, самостоятельная поисковая деятельность, групповая

и индивидуальная работа, экскурсия.

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Виды познавательной деятельности учащихся предполагаемые содержанием данного курса:

·  Работа с историческим текстом.

·  Составление таблиц, кроссвордов.

·  Коммуникативная (отработка навыков групповой работы).

·  Оценочно- смысловая.

·  Игровая.

·  Проектная.

Основные методы работы:

1. Лекция.

2. Эвристическая беседа.

3. Подготовка и обсуждение творческих работ.

4. «Мозговой штурм» и др. приёмы развития критического мышления .

5. Работа с иллюстрациями.

6. Анализ исторической литературы и источников.


Содержание тем занятий внеурочной деятельности

«Встреча с прекрасным. МХК»

В результате изучения курса учащиеся должны:

·  называть, характеризовать особенности древнерусской

художественной культуры;

·  уметь характеризовать творчество выдающихся русских

иконописцев;

·  уметь объяснить, используя примеры, православную традицию

в творчестве русских архитекторов и художников;

·  знать основные термины и понятия, изучаемые в курсе;


·  уметь поводить поиск дополнительной информации и

систематизировать материал;

·  взаимодействовать при работе в группе, 

·  использовать приобретённые знания в практической

деятельности.


УМК 

1.  Ю.С.Рябцев, С.И.Козленко. История русской культуры X-XVIIвв.: пособие для уч-

ся общеобразовательных учреждений. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013.

2.  Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XI-XVIIвв.:

Учеб.пособие.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.

3.  Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: Художественная жизнь и

быт XI-XVIIвв. – М., 2010.

4.Анисимов, Е. История России от Рюрика до Путина. Люди, события, даты / Е. Анисимов. - СПб.: Питер, 2013. - 592 c.

5.  Биншток, Ф.И. История государственного управления в России: Учебное пособие / Ф.И. Биншток.. - М.: ИЦ РИОР, 2012. - 125 c.

6. Вурста, Н.И. История России: Даты, события, личности / Н.И. Вурста.. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 191 c.

7. Вишняков, С.А. Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное кул / С.А. Вишняков. - М.: Флинта, 2012. - 64 c.

8. Михайлова, И.Б. И здесь сошлись все царства...: Очерки по истории государева двора в России XVI в.: повседневная и праздничная культура, семантика этикета и обрядности / И.Б. Михайлова. - СПб.: Д. Буланин, 2010. - 648 c.


Литература для учащихся


  1. Культурология. История мировой культуры. Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 607 c.
  2. Садохин, А.П. История мировой культуры: Учебное пособие / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 975 c.
  3. Огаркова, Н.А. Придворная музыкальная культура в России XVIII в. / Н.А. Огаркова. - СПб.: Планета музыки, 2014. - 64 c.
  4. Огаркова, Н.А. Придворная музыкальная культура в России XVIII века: Учебно-методическое пособие., стер / Н.А. Огаркова. - СПб.: Лань, 2016. - 64 c.
  5.  Вишняков, С.А. Культура России от Древней Руси до наших дней (культуроведение России): Учебное пособие / С.А. Вишняков. - М.: Флинта, 2010. - 72 c.
  6. Вишняков, С.А. Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство: Учебное пособие / С.А. Вишняков. - М.: Флинта, 2012. - 64 c


СОГЛАСОВАНО                                                   СОГЛАСОВАНО

Протокол №1 заседания                                        Заместитель директора

методического объединения                                 по УВР                

учителей обществоведения                                  _________   __________                                        

СОШ № 15                                                             ____________20__года

от______20_____года                                                         

_______    ________________












СОГЛАСОВАНО

 Заместитель директора по УВР

 МБОУ СОШ № 15 им В.П.Михалько

  ________________Муравлева Е.Р.

  «____»__________20__года



Муниципальное образование Гулькевичский район с. Отрадо – Кубанское

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15  имени Героя Советского Союза

Михалько Василия Пимоновича с. Отрадо – Кубанского муниципального образования Гулькевичский район Краснодарского края




КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ


Название программы: рабочая программа «Встреча с прекрасным»


Количество часов по программе 34


Класс    7
Уровень базовый


Учитель  Аксюкова Наталья Николаевна



  •       Планирование составлено на основе рабочей программы  учителя Аксюковой Н.Н., утверждённой решением педагогического совета  МБОУ СОШ №15 им Героя Советского Союза  Михалько Василия Пимоновича    № 1 от 30.08.2017г.
















Тема урока


Основные понятия и термины


Дата


Прим.


1


Ведение.

Особенности и

периодизация

древнерусской культуры        

Культура. Художественная культура. Бытовая культура. Культура Средних веков. Религиозная культура. Искусство. Искусства изобразительные и

неизобразительные. Виды искусства. Архитектура.

Живопись. Скульптура. Декоративное искусство. 



таблица



Архитектура.

 Формула Витрувия». Конструкция. Строительный материал. Плинфа. Белый камень. Кирпич. Фундамент. Стена. Арка. Столп. Кровля. Свод. Купол. Пропорции. Композиция. Фасад. Интерьер. Архитектурный декор. Арктурный пояс. Изразец. Храм. Апсида. Закомара. Кокошники. Световой барабан. Глава. Портал. Галерея. Лестничная башня. Притвор. Придел. Хоры. Алтарь. Диаконник. Жертвенник. Ризница. Престол. Амвон. Деревянное зодчество. Терем. Хоромы. Изба. Сруб (клеть). Венец. Подклеть. Окно красное. Окно волоковое. Шатёр. Слеги. Курицы. Охлупень. Конёк. Водотечник. Лемех. Наличник. Ставни. Причелина. Половица. Порог. Притолока. Потолок. Монастырь. Святые ворота. Надвратный храм. Трапезная. Братский корпус. Келья. Настоятельский дом. Отшельник. Вериги. Ряса. Клобук. Послушник (рясофор). Пострижение. Монашеский обет. Чернец (инок). Монастырская братия. Монастырский устав. Игумен (игуменья). Архимандрит. Келарь. Казначей. Будильник. «Вклад на помин души». Средневековый город и крепость. Город. Посад. Торг. Лавка. Торговые ряды. Гостиный двор. Слобода. Улица. Мостовая. Двор. Палаты. Кремль. Острог. Городня. Вал. Ров. Проездная башня. Предмостное укрепление. Подъёмный мост. Боевая площадка. Забрало. Зубцы. Бойница.


Проект











Сообщения





Рисунок


2


Язык древнерусской архитектуры

3


Первые столетия русского зодчества

4


Деревянное зодчество средневековой Руси

5

Московский Кремль

6


Русский средневековый

 монастырь

7


Русский средневековый город

8


 Опыт творческой деятельности


Живопись.

Живопись. Мозаика. Фреска. Иконопись. Книжная миниатюра. Художественная школа. Строгановская школа. Иконописная артель. Изограф. Обратная перспектива. Свет. Цвет. Рисунок. Линия. Пропорция. Композиция. Иконография. Иконографический канон. Иконописный подлинник. Символ. Атрибут. Икона. Доска иконная. Паволока. Левкас. Темпера. Олифа. Иконостас. Чины иконостаса: местный, праздничный, деисусный, пророческий, праотеческий. Царские врата. Смальта. «Доличное письмо». «Личное письмо». Записи. Иконный оклад. Житийная икона. Мерная икона.




сообщения


Язык древнерусской живописи

10


Древнерусская иконопись

11 


Мозаики и фрески Древней Руси

12 


 Феофан Грек и Андрей Рублёв

13 


От Дионисия до Симона Ушакова

14

Повторительно-обобщающий урок



Декоративное искусство

Ювелирное искусство. Чернь. Зернь. Скань (филигрань). Эмаль (финифть). Братина. Ковш. Чаша. Кубок. Чарка. Потир. Кадило. Книжный оклад. Иконный оклад. Панагия. Костюм и украшения. Порты. Рубаха. «Подоплёка». Кафтан. Зипун. Ферязь. Шуба. Козырь. Пояс. Кушак. Горлатая шапка. Тафья. Сапоги. Лапти. Онучи. Оборы. Пуговицы. Сарафан. Понёва. Венец. Кика. «Большой наряд царя». Саккос. Митра. Колты. Оружие. Виды доспехов: кольчуга, юшман, бахтерец, зерцало. Шлем. Шишак. Бармица. Щит. Меч. Нож. Секира (топор). Сабля. Бердыш. Копьё. Рогатина. Рожон. Лук и стрелы. Колчан. Налуч. Саадачный прибор. Самострел. «Большой воинский наряд» царя. Тюфяк. Пищаль. Кремневый замок. Книга. Кириллица. Глаголица. Берестяная грамота. Писало. Пергамент. Гусиное перо. Миниатюра книжная. Заставка. Концовка. Инициал. Орнамент. Устав. Полуустав. Скоропись. Вязь. Титло. Книжный оклад. Лицевая рукопись.





кроссворд

15 


Ювелирное искусство средневековой Руси

16

Древнерусский костюм

17 


Старинное Русское оружие

18


Письменность и книга Древней Руси

 19

Опыт творческой деятельности



Быт средневековых крестьян

Крестьянский труд. Натуральное хозяйство. Пахота. Боронование. Сев. Жатва. Обмолот. Веяние. Овин. Ток. Гумно. Амбар. Сусеки. Покос. Страда. Скотоводство. Огородничество. Собирательство. Рыболовство. Охота. Прядение. Ткачество. Шитьё. Плетение. «Помочь». Капустник. Соха. Борона. Коса. Серп. Грабли. Вилы. Цеп. Прялка. Жилище. Утварь. Изба. Сени. Русская печь. Красный угол. Бабий кут. Печь. Кочерга. Ухват. Ступа и пест. Помело. Рукомойник. Лохань. Полати. Лавка. Скамья. Стол. Сундук. Хозяйственный двор. Хлев. Конюшня. Сарай. Сенник. Погреб. Баня. Трапеза. Постное и скоромное. Квашня. Калач. Блины. Пряник. «Жаворонок». Кулич. Колобок. Каша. Полба. Толокно. Кутья. Щи. Уха. Братчина.  Крестьянская семья. Патриархальная семья. Большак. Сватовство. Сваха. Смотрины. Сговор. Девичник. Приданое. Венчание. Свадебные чины: «князь», «княгиня», «тысяцкий», «дружка», «бояре», « поезжане», «постельничий». Свадебный пир. Крестины. Народные праздники. Языческие и христианские праздники. Рождество. Рождественские святки. Гадание. Колядование. Славление. Ряженые. Масленица. Дни масленичной недели: «встреча», «заигрыши», «лакомки», «разгул», «тёщины вечёрки», «золовкины посиделки», «прощеное воскресенье». Иван Купала. Новый год. Пасха.





Творческая работа

20 


 Трудовая деятельность крестьян

21 


22


Крестьянские жилище и утварь

Крестьянская трапеза


23


 Семейная жизнь крестьян

24 


Русские народные праздники

25

Опыт творческой деятельности



Быт средневековых

царей

Венчание на царство. Царь. Государственный герб. Царский титул. Царские регалии: бармы, венец, держава, скипетр, крест, цепь, трон. «Помазанник Божий». «Чертожное место». Государев двор. Царский дворец. Царева половина: сени, передняя, престольная,

опочивальня, молельня. Хозяйственные дворы:

кормовой, сытный, хлебный, житный, конюшный.

Приказ Большого дворца. Приказы Ловчий и

Сокольничий. Придворные должности и чины:

конюший, дворецкий, постельничий, стольник,

кравчий, казначей, печатник, рында, сокольничий,

сокольник. Семейная жизнь царей. «Государева

радость». Свадебный поезд. «Сенник». «Государская всемирная радость». Царские пиры. Пир. Буфетная. «Посылки еды». Местничество. Музыка.  Духовная музыка, её жанры и виды. Знаменный распев. Партесное

пение. Историческая песня. Светская музыка. Семейно-бытовая песня. Скоморохи. Певцы-сказители. Гусли, домра, балалайка, гудок, бубен. Посольский обычай. «Великие послы», «лёгкие послы», гонцы. Посольские дары.   




кроссворд












Защита

творческих работ


26


Царский быт и его

особенности

27


Государев двор и

домашняя жизнь царя

28


Парадные выходы и

выезды царя

29

 30

Развлечения царей.

Царская охота

31

Царская свадьба

32

Воспитание царских детей Царские пиры. Музыка

33


Русский посольский

обычай

34


Повторительно-

обобщающее занятие










СОГЛАСОВАНО

 Заместитель директора по УВР

 МБОУ СОШ № 15 им В.П.Михалько

  ________________Муравлева Е.Р.

  «____»__________20__года



Муниципальное образование Гулькевичский район с. Отрадо – Кубанское

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15  имени Героя Советского Союза

Михалько Василия Пимоновича с. Отрадо – Кубанского муниципального образования Гулькевичский район Краснодарского края




КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ


Название программы: рабочая программа «Встреча с прекрасным »


Количество часов по программе 34


Класс    8
Уровень базовый


Учитель  Аксюкова Наталья Николаевна



  •       Планирование составлено на основе рабочей программы  учителя Аксюковой Н.Н., утверждённой решением педагогического совета  МБОУ СОШ №15 им Героя Советского Союза  Михалько Василия Пимоновича    № 1 от 30.08.2017г.




















тема

Основные понятия и термины


Кол-во

часов


Дата


таблица


1.

Введение.

Культура. Художественная культура. Бытовая культура. Культура Средних веков. Религиозная культура. Искусство. Искусства изобразительные и

неизобразительные. Виды искусства. Архитектура.

Живопись. Скульптура. Декоративное искусство. 


1


Проект













Зодчество.

 Формула Витрувия». Конструкция. Строительный материал. Плинфа. Белый камень. Кирпич. Фундамент. Стена. Арка. Столп. Кровля. Свод. Купол. Пропорции. Композиция. Фасад. Интерьер. Архитектурный декор. Арктурный пояс. Изразец. Храм. Апсида. Закомара. Кокошники. Световой барабан. Глава. Портал. Галерея. Лестничная башня. Притвор. Придел. Хоры. Алтарь. Диаконник. Жертвенник. Ризница. Престол. Амвон. Деревянное зодчество. Терем. Хоромы. Изба. Сруб (клеть). Венец. Подклеть. Окно красное. Окно волоковое. Шатёр. Слеги. Курицы. Охлупень. Конёк. Водотечник. Лемех. Наличник. Ставни. Причелина. Половица. Порог. Притолока. Потолок. Монастырь. Святые ворота. Надвратный храм. Трапезная. Братский корпус. Келья. Настоятельский дом. Отшельник. Вериги. Ряса. Клобук. Послушник (рясофор). Пострижение. Монашеский обет. Чернец (инок). Монастырская братия. Монастырский устав. Игумен (игуменья). Архимандрит. Келарь. Казначей. Будильник. «Вклад на помин души». Средневековый город и крепость. Город. Посад. Торг. Лавка. Торговые ряды. Гостиный двор. Слобода. Улица. Мостовая. Двор. Палаты. Кремль. Острог. Городня. Вал. Ров. Проездная башня. Предмостное укрепление. Подъёмный мост. Боевая площадка. Забрало. Зубцы. Бойница.

6


Сообщения








Формула Витрувия

1



Первые столетия русского каменного зодчества

1



Деревянное зодчество средневековой Руси (Дом без единого гвоздя)

1



Московский Кремль

1



Русский средневековый монастырь

1


Рисунок


Русский средневековый город

1




Живопись.

Живопись. Мозаика. Фреска. Иконопись. Книжная миниатюра. Художественная школа. Строгановская школа. Иконописная артель. Изограф. Обратная перспектива. Свет. Цвет. Рисунок. Линия. Пропорция. Композиция. Иконография. Иконографический канон. Иконописный подлинник. Символ. Атрибут. Икона. Доска иконная. Паволока. Левкас. Темпера. Олифа. Иконостас. Чины иконостаса: местный, праздничный, деисусный, пророческий, праотеческий. Царские врата. Смальта. «Доличное письмо». «Личное письмо». Записи. Иконный оклад. Житийная икона. Мерная икона.

2






Язык древнерусской живописи

1


сообщения


Древнерусская иконопись. Мозаики и фрески  Древней Руси. Феофан Грек и Андрей Рублёв. От Дионисия до Симона Ушакова.

1



Художественное ремесло.

2



Ювелирное искусство средневековой Руси. Старинное русское оружие.

1



Письменность и книга в средневековой Руси.

1



Крестьянский быт.

3



Древнерусский костюм. Трудовая деятельность крестьян.

1



Крестьянское жилище и утварь. Крестьянская трапеза.

Ювелирное искусство. Чернь. Зернь. Скань (филигрань). Эмаль (финифть). Братина. Ковш. Чаша. Кубок. Чарка. Потир. Кадило. Книжный оклад. Иконный оклад. Панагия. Костюм и украшения. Порты. Рубаха. «Подоплёка». Кафтан. Зипун. Ферязь. Шуба. Козырь. Пояс. Кушак. Горлатая шапка. Тафья. Сапоги. Лапти. Онучи. Оборы. Пуговицы. Сарафан. Понёва. Венец. Кика. «Большой наряд царя». Саккос. Митра. Колты. Оружие. Виды доспехов: кольчуга, юшман, бахтерец, зерцало. Шлем. Шишак. Бармица. Щит. Меч. Нож. Секира (топор). Сабля. Бердыш. Копьё. Рогатина. Рожон. Лук и стрелы. Колчан. Налуч. Саадачный прибор. Самострел. «Большой воинский наряд» царя. Тюфяк. Пищаль. Кремневый замок. Книга. Кириллица. Глаголица. Берестяная грамота. Писало. Пергамент. Гусиное перо. Миниатюра книжная. Заставка. Концовка. Инициал. Орнамент. Устав. Полуустав. Скоропись. Вязь. Титло. Книжный оклад. Лицевая рукопись.

1





кроссворд






Семейная жизнь крестьян. Русские народные праздники.

1



Царский быт.

3



Обряд венчания на царство. Государев  двор.

1



Торжественные выходы и выезды царя. Русский посольский обычай.

1



Царская свадьба. Воспитание царских детей.

1



Культура первой половины 18 века.

Крестьянский труд. Натуральное хозяйство. Пахота. Боронование. Сев. Жатва. Обмолот. Веяние. Овин. Ток. Гумно. Амбар. Сусеки. Покос. Страда. Скотоводство. Огородничество. Собирательство. Рыболовство. Охота. Прядение. Ткачество. Шитьё. Плетение. «Помочь». Капустник. Соха. Борона. Коса. Серп. Грабли. Вилы. Цеп. Прялка. Жилище. Утварь. Изба. Сени. Русская печь. Красный угол. Бабий кут. Печь. Кочерга. Ухват. Ступа и пест. Помело. Рукомойник. Лохань. Полати. Лавка. Скамья. Стол. Сундук. Хозяйственный двор. Хлев. Конюшня. Сарай. Сенник. Погреб. Баня. Трапеза. Постное и скоромное. Квашня. Калач. Блины. Пряник. «Жаворонок». Кулич. Колобок. Каша. Полба. Толокно. Кутья. Щи. Уха. Братчина.  Крестьянская семья. Патриархальная семья. Большак. Сватовство. Сваха. Смотрины. Сговор. Девичник. Приданое. Венчание. Свадебные чины: «князь», «княгиня», «тысяцкий», «дружка», «бояре», « поезжане», «постельничий». Свадебный пир. Крестины. Народные праздники. Языческие и христианские праздники. Рождество. Рождественские святки. Гадание. Колядование. Славление. Ряженые. Масленица. Дни масленичной недели: «встреча», «заигрыши», «лакомки», «разгул», «тёщины вечёрки», «золовкины посиделки», «прощеное воскресенье». Иван Купала. Новый год. Пасха.

3



Просвещение в петровское время. Строительство и архитектура в петровское время.

1


Творческая работа


Рождение живописи нового времени.

1




Культура Елизаветинского времени. Архитектура.

1




Культура второй половины 18 века.

4




Культура Екатерининского времени. Архитектура.

1




кроссворд















Культура Екатерининского времени. Живопись.

Венчание на царство. Царь. Государственный герб. Царский титул. Царские регалии: бармы, венец, держава, скипетр, крест, цепь, трон. «Помазанник Божий». «Чертожное место». Государев двор. Царский дворец. Царева половина: сени, передняя, престольная, опочивальня, молельня. Хозяйственные дворы:

кормовой, сытный, хлебный, житный, конюшный. Приказ Большого дворца. Приказы Ловчий и Сокольничий. Придворные должности и чины: конюший, дворецкий, постельничий, тольник,

кравчий, казначей, печатник, рында, сокольничий, сокольник. Семейная жизнь царей. Государева

радость». Свадебный поезд. «Сенник». «Государская всемирная радость». Царские пиры. Пир. Буфетная. «Посылки еды». Местничество. Музыка.  Духовная музыка, её жанры и виды. Знаменный распев. Партесное

пение. Историческая песня. Светская музыка. Семейно-бытовая песня. Скоморохи. Певцы-сказители. Гусли, домра, балалайка, гудок, бубен. Посольский обычай. «Великие послы», «лёгкие послы», гонцы. Посольские дары.   

1



Скульптура в России в 18 веке.

1



Русский театр 18 века.

1



Быт вельмож и императоров.

2



Костюм и мода 18 века. Мир дворянской усадьбы. Жизнь вельмож.

1



Коронация российских императоров. Императорский двор. Придворная жизнь и развлечения.

1



Культура первой половины 19 века.

2



Архитектура первой половины 19 века. Русский город нового времени.

1




Живопись первой половины и середине 19 века.

1





Жизнь и быт дворян.

11


Защита

творческих работ



Культура второй половины 19 века.

2




Товарищество передвижников. Живопись второй половины 19 века.

1




Мамонтовский художественный кружок. Мир искусства.

1





Жизнь и быт купцов.

2




Русское купечество- его жизнь и быт.

1





Купцы- меценаты и коллекционеры.

1




Итоговое повторение.


1



















Комментарии
Комментариев пока нет.