Программа и КТП «Встречи с Прекрасным»

3
1
Материал опубликован 15 December 2017 в группе

Программа внеурочной деятельности «Встреча с Прекрасным»

Пояснительная записка

Эстетическое воспитание – необходимая составляющая учебного процесса в школе. Оно обеспечивает целостность и, во многом, эффективность образовательных и воспитательных мероприятий, способствует гармоничному интеллектуальному, эмоционально-чувственному, творческому – личностному становлению ребенка. Эстетическое воспитание необходимо для формирования нравственных идеалов и ценностей, расширения знаний о природе, обществе, человеке, оно участвует в формировании мировоззрения – цельного, способного глубоко и объективно воспринимать и оценивать окружающую действительность. Методы эстетического воспитания направлены на развитие мышления и воображения, воли, организованности, ответственности, эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, креативности и других личностных качеств. В итоге, основной целью эстетического воспитания является гармоничная личность – всесторонне развитый, «культурный», высоконравственный человек, способный к эффективной самореализации, постоянному творческому саморазвитию и комплиментарному социальному взаимодействию.

Как отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.), формировать личность и эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Поэтому для школы создание и внедрение программ по эстетическому воспитанию детей является актуальным и востребованным как детьми, так и их родителями и педагогами.

Культуросообразный подход постулируется сегодня как необходимая составляющая образовательного процесса в школе. Именно он позволяет сформировать такие важные составляющие культуры школьника как:

овладение культурным наследием прошлого, эмоционально- и рационально-осознанное отношение к современной культуре;

эмоционально-чувственная отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, в жизни, в природе, в быту, в поведении и деятельности, а также способность отслеживать, выражать (эмоционально и рационально) и контролировать свои чувства;

знание и понимание проявленности эстетического в искусстве и окружающей действительности; художественная грамотность, способность формулировать адекватные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни;

наличие эстетического идеала, высоконравственной системы ценностей;

интерес и стремление к эстетическому освоению мира, развитию творческих способностей;

потребность и умение строить жизнь «по законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с природой, обществом, отдельными людьми; практическое участие в создании прекрасного в жизни.

Такие ученые, как А.И. Арнольдов, В.С. Библер, Е.А. Вавилин, Ю.Г. Волков, Э.В. Ильенков, Л.Н. Каган и другие показали колоссальное значение культуры в обогащении духовного мира личности. В этой связи образование выступает для ребенка как посредник в освоении культурного опыта и как условие для духовного роста. И потому на современном этапе культуросообразный подход к образованию ратифицирован.

Искусство является сутью и главным методом эстетического воспитания. В своих разнообразных проявлениях и формах искусство пробуждает в людях чуткость к прекрасному, потребность вносить художественное начало (эстетический и нравственный идеал) в повседневную жизнь. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в этой форме познания и отражения действительности сконцентрирован творческий – исторический и личностный – опыт человечества, духовное богатство культур и эпох. Искусство дает огромный материал для самопознания и изучения окружающей действительности. Поэтому в планировании и осуществлении программ по эстетическому воспитанию необходимым помощником для педагогов являются, конечно, музеи и выставочные центры, поскольку именно в них аккумулируются не только произведения культуры, в том числе искусства, но и опыт эстетического образования и воспитания подрастающего поколения.

Программа «Встречи с Прекрасным» имеет эстетическую, шире – духовно-нравственную, направленность и представляет собой форму организации внеурочной деятельности младших школьников. Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы обусловлена необходимостью решения задачи формирования гармоничной и высоконравственной, социально-активной и творческой личности, которая стоит перед системой образования.

Приоритетной целью программы является развитие художественно-творческой активности детей младшего школьного возраста в процессе эстетического восприятия высококачественных репродукций шедевров мировой живописи

Достижение цели реализуется в решении следующих задач:

Создание условий для проявления художественно-творческой активности, интенсивного духовного развития ребенка, развитие мотивации личности ребенка к познанию, творчеству, самосовершенствованию.

Развитие интереса к окружающему миру и его понимание через знакомство с образами окружающей действительности в изобразительном искусстве.

Развитие положительного эмоционально-осознанного отношения к художественным образам, воплощенным в полотнах великих художников; освоение языка изобразительного искусства.

Формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и повседневной действительности, формирование эстетических вкусов, нравственно-эстетических идеалов личности.

Социально-культурная адаптация детей.

Использование художественных репродукций в обучающем и воспитательном процессе решает несколько задач1:

  1. культурно-просветительская (формирование и развитие эстетических потребностей, приобщение к ценностям отечественной и зарубежной живописи, шедеврам классического и современного изобразительного искусства);

    воспитательных (формирование эстетических принципов и идеалов личности и общества, толерантности, патриотизма, культуры межнационального общения через ознакомление с шедеврами мировой живописи, воспитания чувства красоты и эмоционального восприятия);

    оздоровительных (реабилитация, ускорение процесса выздоровления, снятие психоэмоционального напряжения и т.д.);

    образовательных (обучение, раскрытие творческого потенциала личности, социально-культурная адаптация, социализация).

Применение высококачественных художественных репродукций, а также фото пейзажей различных стран мира, а также Прикамья (в частности, родного города и села) позволяет привлекать в орбиту образовательных и воспитательных возможностей лучшие образцы мировой культуры, знакомить детей с ее различными формами (в частности, искусством), историей и культурной родного края, а посредством фоторепродукций показывать уникальность, многообразие и красоту природы. Таким образом, программа помогает детям успешно осваивать культурное пространство современной жизни, учиться видеть красоту и многообразие мира, непрерывно обогащать свой интеллектуальный и эмоциональный опыт, активно воспринимать и осваивать общечеловеческие ценности культуры, развивать творческие способности, эмоциональную сферу и интеллект.

Даная программа предусматривает следующие формы и методы работы. Реализация содержания программы «Встречи с прекрасным» осуществляется путем проведения виртуальных экскурсий. Методической базой проведения экскурсий являются приемы музейной педагогики, основанные на диалоге и индивидуальном подходе. В целом, каждое занятие организуется, как художественная деятельность детей в музейном пространстве. Экскурсии проводятся в форме беседы, путешествия, с обязательным введением интерактивных элементов, в качестве которых могут быть использованы разнообразные задания (решение эстетических задач, творческие задания, викторины, конкурсы и др.), игры-упражнения, например, следующие:

«Вопросы-ответы» закрепляют эмоционально-познавательные впечатления детей, формируют потребность в повторном посещении музея.

«Игры-конструирования» - эмоции, пейзаж (собрать зимний, летний, осенний, весенний пейзажи), пазлы.

«Ролевые игры» - отдельным детям или группе предлагается выполнение особых ролей, например, экскурсовода, художника, зрителя и др.

«Живая картина» - воссоздание сюжетного и эмоционального контекста картины с использованием основных атрибутов героев произведения.

«Игра-раскраска» - предлагаются готовые шаблоны, которые раскрашиваются детьми.

«Найди картину» - из предложенного набора репродукций картин детям необходимо выбрать одну или несколько по параметрам, предложенным им экскурсоводом.

«Игра с лоскутками» - из красочных кусочков ткани собирается то, или изображение, чаще пейзаж.

Использование поисково-исследовательских, эвристических, проблемных приемов в проведении занятий, их игровая форма повышают эмоциональную отзывчивость детей, позволяет им поддерживать интеллектуальный тонус, обеспечивают внимание, что помогает в наиболее эффективном усвоении материала и, как следствие, в решении поставленных методических задач. Дополнительным фактором, стимулирующим художественно-творческую активность школьников, является особая «музейная» среда КДЦ.

Таким образом, построение и реализация программы внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста «Встречи с Прекрасным» осуществляется по ряду методических принципов, важнейшими из которых являются принципы креативности, гуманизации, диалогичности, культуросообразности, системности, доступности, междисциплинарной интеграции. Одной из содержательных особенностей программы является наличие регионального компонента.

Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:

повышение степени эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности школьника,

общее культурное развитие,

повышение художественно-творческой активности детей младшего школьного возраста,

удовлетворение запроса средних образовательных школьных учреждений и родителей на дополнительные программы для образования и эстетического воспитания детей.

Учащиеся должны знать:

Основы визуальной культуры.

Роль и значение музея в культуре.

Принципы музейной культуры.

Основные музейные ценности.

Особенности выразительного языка, материалы и средства различных форм искусства.

Жанрово-видовую специфику изобразительного искусства.

Особенности художественного процесса.

Основные этапы развития культуры и искусства.

Особенности культуры родной страны и города.

Выдающихся деятелей культуры мира, России, родного края.

Общечеловеческие принципы нравственности, «законы» красоты.

Учащиеся должны уметь:

Наблюдать и анализировать увиденное (в том числе, при отсутствии действия).

Видеть и понимать проявления внутреннего мира человека, его мыслей, переживаний.

Воспринимать сюжет и действие через восприятие эмоционального состояния персонажей.

Обращать внимание на суть (основную идею) и детали, видеть их роль частного в общем.

Делать обобщенные выводы, формулировать и излагать самостоятельные суждения.

Понимать и интерпретировать художественные образы.

Понимать, анализировать и оценивать жизненные ситуации, взаимоотношения между людьми, находить пути для взаимопонимания.

Комбинировать зрительные впечатления, создавая новый образ, новую реальность.

Творчески воспринимать окружающий мир

Видеть многозначность предметов, явлений, смыслов.

Видеть и создавать красоту реальной действительности .

Формой подведения итогов реализации Программы является конкурс творческих работ «Встречи с прекрасным».

В реализации данной программа могут участвовать школьники 1-2 класса. В связи с этим процесс внеурочной деятельности детей может быть спланирован на один и/или два учебных года. Программа рассчитана на 67 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю в 1 и 2 классах: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа.

Длительность каждого занятия, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, составляет для детей 1-2 класса 45 минут (1 академический час).

Календарно-тематическое планирование и содержание программы

1 класс

№ п/п

Тема

Кол-во ч.

Сроки проведе-ния

Содержание

Зрительный ряд

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1)

1.

Дом, где живет Красота

1

сентябрь

Знакомство с музеем. Музей – «дом муз». Когда и зачем появились музеи. Коллекционирование и особенности музейной коллекции. Музейный экспонат и экспозиция. Понятие о картине. Подлинники и репродукции. Правила поведения в музее.

Ролевая игра: зритель в музее.

Обзорное путешествие по Чусовскому КДЦ, коллекция минералов.

КРАСОТА ВОКРУГ НАС (3)

2.

Дом, где я живу: красота планеты

1

сентябрь

Разнообразие и красота природных ландшафтов. Растительность и животный мир разных стран мира. Яркие краски планеты. Ответственность человека перед природой. Сохранение красоты и чистоты планеты. Видеопутешествие в Таиланд (или Ирландию, Антарктиду и т.д.)

Фотопейзажи Таиланда (Африки, Новой Зеландии, Ирландии, Исландии – по наличию выставки в экспо-зиции Центра).

3.

Лето красное прошло

1

сентябрь

Лето в нашей жизни. Рассказы о прошедшем лете. Радости лета: за что мы любим лето. Настроение лета. Темы летних картин. Летние краски.

Практическое задание. Вхождение в картину: рассматривание через «подзорную трубу».

Шишкин И.И. «Рожь»;

Четевериков «А.А. Начало лета»

Казанцев В.Г. «Конец лета»;

Смирнов-Русецкий Б.А. «Луг зеленый»;

Кустодиев Б.М. «Загородная прогулка».

4.

Какие краски любит осень?

1

сентябрь

Осень – особое время года. Красота осенней природы. Краски осеннего пейзажа. Настроение осени. Художественные способы выражение пейзажного образа осени. Значение цвета в живописи.

Практическое задание. Раскрашиваем осенний пейзаж.

Шишкин И.И. «Осенний пейзаж. Парк в Павловске»;

Поленов В.Д. «Золотая осень»;

Остроухов И.С. «Золотая осень»;

Грицай А.М. «Прошел легкий дождь»;

Гораевский А.Г. «Грибы. Этюд»;

Иванов Е.Т. «Натюрморт с овощами».

ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ (20)

Пейзаж (4)

5.

Знакомство с пейзажем. Виды пейзажа

1

октябрь

Понятие «пейзажный жанр», «художники-пейзажисты». Индивидуальное восприятие художниками реальной природы в пейзаже. Виды пейзажа.

Практическое задание. Собираем различные виды пейзажа из деталей.

Шишкин «Сестрорецкий бор»;

Айвазовский И.К. «Среди волн»;

Воробьев С.М. «Пейзаж с индюками»;

Писсаро К. «Бульвар Монмартр в Париже»;

Рерих С.Н. «Пейзаж».

6.

Горный

пейзаж (творчество Н.К. Рериха)

1

октябрь

Красота гор. Яркие

краски, настроение горных пейзажей. Человек и горы. Н.Рерих – художник-путешественник. Горные пейзажи в творчестве мастера. Легенды о горах.

Видеопутешествие в горы.

Практическое задание. Игра «Цветные лоскутки».

«Канченджанга», «Жемчуг

исканий», «Гуру-Гури-Дхар», «Сокровенное (Сокровище гор)»; «Красные кони (Кони счастья)».

7.

Настроение природы. Времена года

1

октябрь

Красота и разнообразие окружающей природы. Жизнь природы – смена состояний, времен года. Эмоциональное восприятие природы человеком, художником. Воздействие природы на наши чувства, настроение. Наше переживание природы. Стихи о временах года. Художественные способы передачи настроения природы. Цвета времен года.

Просмотр видеофильма «Времена года»

Практическое задание. Подбираем краски к пейзажу.

Айвазовский И.К. «Буря у берегов Ниццы»;

Кустодиев Б.М. «Морозный день»;

Судковский Р.Г. «Лодка»;

Грабарь И.Э. «Золотые листья»;

Рылов А.А. «Зеленый шум»;

Левитан И.И. «Тихая обитель».

8.

Наш город Чусовой

1

октябрь

История города и его современная жизнь. Исторические и культурные места Чусового. Выдающиеся земляки. Особенности природы.

Фотопейзажи Чусового – панорама Чусового, сквер молодежи, Парк культуры и отдыха, музей Ермака, мост через Чусовую.

Портрет (3)

9.

Знакомство с портретом. Виды портрета

1

ноябрь

Понятия «портретный жанр», «эмоциональное восприятие». История портрета. Виды портрета. Содержание портрета: внешность и настроение, характер человека на портрете. Красота человеческой личности. Человек и

его внутренний мир. Способы выражения внутреннего состояния. О чем может рассказать на портрете художник.

Практическое задание. Составляем из деталей лица образ с разным настроением.

Тропинин В.А. «Кружевница»;

Брюллов К.П. «Всадница»;

Боровиковский В.Л. «Портрет Павла 1»

Маковский К.Е. «Девушка в костюме Флоры»;

Рембрандт «Ночной дозор».

10.

Художники о детях

1

ноябрь

История становления жанра «детский портрет». Детские одежда, занятия и игры на картинах. Характеры и настроение детей на картинах художников.

Практическое задание: Подбираем музыку к картинам (определяем настроение).

Вишняков И.Я. «Портрет С.-Э. Фермор»;

Маковский К.Е. «На попечении бабушки (Бабушкины сказки)»;

Кустодиев Б.М. «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой»;

Лемох К.В. «Варька»;

Журавлев Ф.С. «Девочка с курами».

11.

Женские образы в живописи

1

ноябрь

Женские образы в истории мировой живописи. Реальные и мифологические женские образы. Женщина-мать. Женщина-героиня.

Практическое задание. Собираем «женский образ» с использованием деталей одежды (конструктор).

Серебрякова З.Е. «Автопортрет»;

Рерих С.Н. «Портрет Е.И. Рерих»;

Рерих С.Н. «Портрет Рошан Вадшифдар»;

Боровский «Портрет Марии Лопухиной»;

Рембрандт «Флора»;

Савицкий М.А. «Партизанская мадонна».

Натюрморт (2)

12.

Прекрасное в обычном (знакомст-во с натюр-мортом)

1

ноябрь

Понятие «натюрморт». Виды натюрморта. Красота предметного мира. Композиция и ритм, роль цвета, света и тени.

Практическое задание: Собираем натюрморт из пазлов.

Хруцикий И.Ф. «Цветы и плоды»;

Чехонин С.В. «Натюрморт с васильками» ;

Сычков Ф.В. «Алма-атинские яблоки»;

Кампидольо М. «Плоды и цветы»;

Сезан П. «Фрукты».

13.

«Жизнь вещей» в русском и западно-европей-ском искусстве

1

декабрь

Предметы, которые окружают человека. Искусство натюрмортного жанра: наблюдательность, чувство композиции, умение работать с цветом и тенью, умение видеть красоту обычном. О чем рассказывает натюрморт. Образ

хозяина вещей в натюрморте. Художники – мастера натюрморта. Практическое задание. Составляем натюрморт из реальных предметов по определенной теме (например, «Дары осени» или «Чаепитие».)

Скифский гребень с изображением батальной сцены (из коллекции Эрмитажа - фото);

Часы-павлин (из коллекции Эрмитажа - фото);

Коровин К.А. «Натюрморт. Розы»;

Грабарь И.Э. «Цветы и фрукты на рояле»;

Жуковский С.Ю. «Перед террасой».

Бытовой жанр (3)

14.

Живопись быта

1

декабрь

Понятие жанра «бытовая картина». Художники о повседневной жизни. Содержание, темы бытовых картин. Живописная история русского быта.

Практическое задание: Выбраем из предложенных картин картины бытового жанра.

Прянишников И.М. «Дети на рыбалке»;

Сычков В.Ф. «С гор»;

Маковский К.Е. «За чаем»;

Маковский А.В. «На пасеке»;

Суриков В.И. «Взятие снежного городка».

15

Живопис-ная история русского быта в картине Федотова П.А. «Сватовст-во майора»

1

декабрь

Жизнь и творчество П.А. Федотова. История создания картины «Сватовство майора». Сюжет и действующие лица. Основная идея картины.

Практическое задание

Игра «Живая картина».

Федотов П.А. «Сватовство майора».

16.

Сказка о веселом художнике (Кустодиев Б.М.)

1

январь

Жизнь и творчество художника. Восприятие художником красоты в жизни. Праздники и будни русского народа в картинах художника. Особые цвета и краски.

Практическое задание. Рисуем бытовую картину.

«Масленица»;

«Яблоневый сад»;

«Купчиха за чаем»;

«Морозный день»;

«Троицин день».

Сказочный жанр (2)

17.

В гостях у сказки. Художник-сказочник В.Н. Васнецов

1

январь

Сказка в истории культуры. Многообразие сказок. Почему мы любим сказки. Герои сказок. Жизненность сказочных образов. Понятие «сказочный жанр».

Индивидуальные особенности сказочного образа в картинах различных художников.

Русские сказки в творчестве В.Н. Васнецова. Сказочный «почерк» художника.

Практическое задание. Собираем пазлы из открыток на сказочную тематику.

Врубель М.А. «Царевна-лебедь»;

Рерих Н.К. «Святогор»;

Нестеров М.В. «Два лада»;

Васнецов В.М «Аленушка»,

«Иван-царевич на сером волке», «Ковер-самолет».

18.

Древние легенды о добре и красоте

1

январь

Легенда и реальность. Вымысел и истина в легенде. Символы-тайны в легендах. Мудрость легенд. Легенды в творчестве мастеров живописи.

Практическое задание. Находим картину по описанию.

Боттичелли «Рождение Венеры»;

Рерих Н.К. «Матерь Мира»;

Рерих Н.К. «Звезда героя»;

Кандинский В.В. «Всадник. Георгий Победоносец»;

Рерих С.Н. «Канченджанга».

Исторический жанр (2)

19.

Историчес-кие события на полотнах художни-ков

1

февраль

Понятие «исторический жанр». Сюжеты исторических картин. Назначение исторической картины. Нравственный смысл сюжетов и образов исторических полотен.

Практическое задание. Кроссворд.

Суриков В.И. «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы»;

Ткаченко М.С. «Бой брига «Меркурий» с турецкими кораблями»;

Репин И.Е. «Запорожцы».

20.

Тема подвига в творчестве мастеров живописи

1

февраль

Беседа о подвиге и героизме. Что значит быть героем. Многоликость подвига. Место подвига в жизни. Героические качества человека.

Практическое задание.

Викторина

Рерих С.Н. «Подвиг»;

Рерих Н.К. «Сергий Радонежский», «Поход Игоря», Триптих «Жанна Д’Арк» ;

Икона «Борис и Глеб».

Идеалы добра в библейских сюжетах и образах (4)

21.

Библейские сюжеты в искусстве

1

февраль

Библия – книга книг. Основные библейские сюжеты и герои. Идеалы нравственности в библейских историях. Представление о «библейском жанре» в искусстве.

Различие представление библейских сюжетов и

образов в разные эпохи. Индивидуальные особенности художественного восприятия библейских сюжетов.

Практическое задание.

Подбираем картины к названиям.

«Рождество»,

Иванов «Явление Христа народу»;

Крамской «Христос в пустыне»;

Ван Эйк Я. «Гентский алтарь»;

Микеланджело «Мадонна Брюгге».

22.

Древнерус-ское искус-ство (ико-нопись)

1

февраль

Искусство Древней Руси. Понятие «иконы». Мир иконы. Что изображено на иконе. Сюжеты икон.Процесс создания иконы. Материалы и краски иконы. Цвета. Каноны иконописного искусства. Особенности образов икон А. Рублева. Прослушивание музыкальных отрывков хорового пения, колокольного звона.

Видеофильм о работе иконописца.

Практическое задание.

Выбираем из предложенных материалов те, которые использовали бы иконописцы.

Иконы «Богоматерь Владимирская»; «Богородица Великая Панагия (Ярославская Оранта)»; «Спас Нерукотворный», «Преображение»;

А. Рублев «Троица».

23.

Библейские сюжеты в творчестве Поленова В.Д.

1

март

Жизнь и творчество В.Д. Поленова. Библейские сюжеты картин Поленова. Особенности художественного восприятия и изображения.

«В Назарете», «Возвестила радость плачущим», «Привели детей», «Христос и грешница».

24.

Образ Мадонны в творчестве мастеров эпохи Возрожде-ния

1

март

Богородица и Мадонна. Место образа Мадонны в европейской живописи. Сюжетные линии создания образа Мадонны.

Мадонна - идеальный образ красоты. Воплощение образа матери в образе Мадонны. Индивидуальные особенности художественного

воплощения образа Мадонны в творчестве Рафаэля и Леонардо да Винчи.

Рафаэль «Сикстинская мадонна», «Мадонна в кресле»;

Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», «Благовещение»; Боттичелли «Мадонна с гранатом».

ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (8)

Линия и форма в природе и изобразительном искусстве (2)

25.

Рассказ-чица Линия, или что скрывает Форма

1

март

Красота и многообразие линий и форм в окружающем мире, природе. Взаимодействие линии и формы. Движение и выразительность линий в живописи. Выражение чувств и эмоций с помощью линии.

Практическое задание. «Играющие линии» (настроение линий).

Боттичелли «Весна»;

Рерих Н.К. «Путь»;

Шишкин И.И. «Среди долины ровныя…»;

Рылов А.А. «На голубом просторе»;

Сезанн П. «Натюрморт с драпировкой».

26.

Сказка о волне и художнике (И.К. Айвазовс-кий)

1

апрель

Творческий путь И.К. Айвазовского. Многоликое море. Небо и море в пейзажах художника. Цветовая палитра картин Айвазовского. Линия и ритм в морских пейзажах Айвазовского. Просмотр видеофильма об Айвазовском.

Практическое задание. Викторина.

«Ниагарский водопад», «Девятый вал», «Рыбаки на берегу моря», «Спокойное море», «Бухта Золотой Рог. Турция»

Цвет и фактура в природе и изобразительном искусстве (2)

27.

Весенние краски в творчестве русских пейзажис-тов

1

апрель

Понятия «основной» и «составной» цвет, «тон» и «оттенок». Многообразие состояний природы. Изменение в природе и настроении весной. Цвет в окружающей нас жизни. Выражение чувств и настроений с помощью цвета. Цветовая палитра весенних картин.

Практическое занятие: Смешиваем цвета (с использованием цветных стекол и карандашей). Решаем эстетические задачи.

 

Саврасов А.К. «Грачи прилетели»;

Смирнов-Русецкий Б.А. «Весна»;

Четвериков А.А. «Майские березы»;

Жуковский С.Ю. «Ранней весной», «Подснежники».

28.

Красота и разнообра-зие пред-метного мира через фактуру (фактура в изобрази-тельном искусстве)

1

апрель

Понятие «фактура». Фактура предметов окружающего мира. Фактура в изобразительном искусстве. Художественные средства передачи фактуры окружающего мира в живописи.

Практическое задание:

«Видящие руки» (с закрытыми глазами описываем фактуру предмета).

Ван Бейрен А. «Фрукты»;

Третьяков Н.С. «Натюрморт с попугаем»;

Рембрандт «Персей и Андромеда»;

Брюллов К.П. «Портрет сестер Шишмарёвых»

Мир глазами художника (3)

29.

Художники о космосе

1

апрель

Мир, Вселенная, Космос. Беспредельность мира. Красота Вселенной. Земля – наш дом. История освоения космоса. Юрий Гагарин – первый космонавт. Сотрудничество в освоении космоса. Русские космонавты.

Практическое задание. Кроссворд.

Рерих Н.К. «Звезда героя»;

Смирнов-Русецкий Б.А. «Млечный путь»;

Плотнов А.И. «Ю.А. Гагарин»;

Леонов А.А. «Возвращение «Востока»;

Соколов А.К. «Домой».

 

30.

В мастерской художника

 

май

Занятие проходит с участием профессионального художника. Понятие о художнике и его работе. Особенности художественного восприятия мира. Каждый человек – художник.

Как создается картина. Мольберт, холст, кисти, краски. Рама, подрамник.

«Урок живописи»: наблюдение за работой профессионального художника. Материалы и инструмента художника.

31.

«Мы – художни-ки!»

1

май

Практическое задание. Рисуем картину.

 

32.

Путешест-вие в Эрмитаж

1

май

Петербург – музей под открытым небом. История Эрмитажа. Залы и выставки музея, основные коллекции.

Виртуальное путешествие в Эрмитаж.

Фоторепродукции здания и интерьеров Эрмитажа. Внешний вид и внутреннее убранство.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ (1)

33.

«Красота в моем мире»

1

май

Праздничная викторина, подведение итогов.

 

2 класс

№ п/п

Тема

Кол-во ч.

Сроки проведе-ния

Содержание

Зрительный ряд

Мир музея (2)

1.

О значении и роли музея в жизни человека.

1

сентябрь

Виды музеев. Многообразие музеев и коллекций. Назначение музеев в культуре. Как «живут» экспонаты в музее. Зачем человек ходит в музей. Музеи Ульяновска.

«Пир Бабура в саду Джехан-Ара в Герате в гостях у Бади аз-Заман» (индийская миниатюра из собрания ГМ искусства народов Востока);

Шишкин И.И. «Утро в сосновом лесу» (ГТГ);

Брюллов К.П. «Последний день Помпеи» (ГРМ);

Рембрандт «Возвращение блудного сына» (Эрмитаж);

Микеланджело. Роспись плафона Сикстинской капеллы (Ватикан);

Писемский А.А. «Маки» (Ульяновский ОХМ)

2.

Путешествие в знаменитые музеи России и мира.

1

сентябрь

Знаменитые музеи мира: Ватикан, галерея Уффици, Лувр, Эрмитаж, Третьяковская галерея. История создания этих музеев. Особенности коллекции. Знаменитые шедевры. Видеопутешествие по музеям мира.

Внешний вид и интерьеры музеев. Музейные залы.

КРАСОТА В МОЕМ МИРЕ (13)

3.

Красота вокруг

1

сентябрь

Красота вокруг нас. Понятие «красоты». Многоликая красота. Красота природы. Человек – создатель красоты. Отражение красоты мира в искусстве. Что пишут художники.

Беседа: Что красивого вы увидели сегодня?

Ван Гог В. «Куст»;

Герасимов А.М. «Придорожные цветы»; Коровин К.А. «Фруктовая лавка»;

Кузнецов П.В. «Натюрморт. Цветы в мастерской у бухарского профессора живописи»; Моне К. «Дама в саду»; Рерих С.Н. «Куда держишь путь, брат»;

Суриков В.И. «Милосердный

самаритянин».

Красота живой и неживой природы

Красота камня

4.

Царство камней и самоцветов

1

сентябрь

Красота мира камней. «Жизнь» минерала. Назначение и использование минералов и самоцветов в жизни человека. Легенды о самоцветах.

Практическое задание. Сочинением сказку о минералах с использованием карточек-

«подсказок».

Выставка минералов: яшма, лазурит, гипс, горный хрусталь, малахит, аметист.

5.

Камни на склоне (творчество художника Б.А. Смирнова-Русецкого)

1

октябрь

Жизнь и творчество художника. Тематика его работ. Особенности живописной манеры. Корелия, Сортавала в картинах мастера. Красота камня.

Практическое задание. Рисуем камни.

Выставка Смирнова-Русецкого Б.А.

6.

Минералы Пермского края

1

октябрь

Особенности минералов Пермского края. Месторождения минералов в Пермском крае. Полезные минералы. Практическое задание. Рассматриваем минералы под микроскопом.

Окаменелости: аммониты, белемниты, окаменевшее дерево. Гипс, кремень.

Любование природой

7.

Мечты о Космосе (живопис-ные полотна, посвящен-ные космичес-кой тематике)

1

октябрь

Многогранность понятия «космос». Космос в науке, философии, искусстве. Легенды о Космосе. Макрокосм и микроксм. Космос в живописи: темы и выразительные средства. Просмотр

мультфильма «Фаэтон»

Практическое задание. Викторина

Соколов А.К. «Фобос» исследует Фобос»;

Леонов А.А. Соколов А.К. «Зодиакальный свет»;

Рерих Н.К. «Белый и горний»;

Рерих Н.К. «Звезда утра»;

Фотопейзаж «Гималаи».

8.

Дом, в котором я живу – на основе фотовыста-вок

1

октябрь

Разнообразие и красота природных ландшафтов. Культурное многообразие планеты. Культура и быт народов разных стран мира. Видеопутешествие по миру.

Фотовыствки Германии, Венгрии, Ирландии и др (по наличию).

9.

Художники о природе – пейзажный жанр. Сказ о лесном художнике И.И. Шишкине

1

ноябрь

Пейзажный жанр в живописи. Особенности русского пейзажа 19 века. Красота русской природы в картинах художников. Лесной художник Шишкин. Неповторимость лесных пейзажей Шишкина. Правдивость в изображении, природы, утонченный импрессионизм, детализированность и точность как характерные особенности пейзажей Шишкина.

Практической задание: собираем картины Шишкина из пазлов.

Каменев Л.Л. «Пейзаж»;

Коровин К.А. «Крым. Гурзуф»;

Шишкин И.И. «Дубовая роща», «Березовая роща», «Первый снег».

Красота человека

10.

Титаны эпохи Возрожде-ния.

1

ноябрь

Эпоха Возрождения о назначении человека. Представления о красоте человеческого духа и тела. Библейские сюжеты – истории о могучей красоте человека. Титаны Возрождения - воплощение представлений о колоссальных возможностях и талантах личности. Жизнь и творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля

Рафаэль «Преображение», «Сикстинская мадонна»;

Микеланджело «Страшный суд»;

Леонардо да Винчи «Джоконда», «Тайная вечеря».

11.

Жизнь

человека на портрете. Костюм как часть жизни

1

ноябрь

Человек и эпоха.

Эмоциональное состояние и способы его живописного отражения. История костюма. Костюм как отражение эпохи, жизни и характера челвоека. Детали костюма. Мода и костюм. Особенности женского, детского и мужского костюма

Практическое задание. Раскрашиваем костюм.

Произведения Рубенса,

Рембрандта, Ван Дейка (по наличию выставки в экспозиции Центра)

12.

Духовный подвиг во имя людей

1

декабрь

Качества подвига и подвижника. Легко ли совершить подвиг. Образ святых в творчестве мастеров живописи. Место подвига в жизни.

Просмотр мультфильма «Лебеди непрядвы».

Нестеров М. Триптих «Детство Сергия Радонежского»;

Рерих Н.К. «Франциск Азиский», «Будда-победитель», «И мы трудимся»;

Рерих С.Н. «Розы Сердца».

13.

Труд как основа жизни.

1

декабрь

Значение труда в жизни человека.

Отображение темы труда в живописи. Многообразие профессий. Профессия и профессионализм. Значение выбора профессии в жизни человека.

Фирсов И.И. «Юный живописец»;

П. Пикассо «Девочка на шаре»;

Кипренский О.А. «Портрет А.С. Пушкина»;

Рерих С.Н. «Дочери моря», «Огни усилий».

Красота созданного человеком мира

14.

Празднич-ная красота повседнев-ности. Красота вещей.

1

декабрь

Разнообразие форм предметного мира. Композиция, фактура, тональное решение в натюрмортах. Взаимодействие предметов в пространстве. Влияние предметного мира на человека. Назначение предметов. Красота в обычном, повседневном.

Практическое задание. Волшебный мешочек.

Рерих С.Н. «Мои соседи»; Шинсой Ито «Цветение белой сливы (Хакубаи)»; Фотонатюрморт - Волкова И.В. «Подарок»; Фотопейзаж «Ирландия. Японский садик»;

Герасимов А.М. «Пионы».

15.

Интерьер в живописи

1

январь

Роль среды в жизни человека. Эстетическая ценность окружающей среды. Понятие «интерьер». Различные

виды интерьеров. Взаимодействие функциональности и красоты в различных интерьерах. Взаимовлияние интерьера и человека.

Практическое задание. Рисуем интерьер своей комнаты.

Ван Эйк Я. «Мадонна в храме»;

фоторепродукции - Библитека Лауренциано и Сискстинская капелла

(Ватикан), интерьеры Эрмитажа;

Федотов П.А. «Сватовство майора».

ВИДЫ ИСКУССТВА (11)

16.

Что такое искусство? Эпохи Красоты

1

январь

Понятие «искусство». Основные виды искусства, их общие черты и отличительные особенности. Эмоциональная природа и содержание искусства. Неотделимость человека от искусства. История культуры: основные эпохи, направления, художественные школы.

Видеопутешествие по истории живописи.

Икона «Богоматерь Донская»;

Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (фото скульптуры); Фотопейзажи – «Санкт Петербург. Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе», «Париж. Вид Эйфелевой башни», «Шанхай»

Живопись

Особенности живописного видения мира

17.

Импрессио-низм в мировой живописи.

1

январь

Живопись – особый вид искусства. «Живое видение» живописи. Особое видение мира в импрессионизме. Художественный язык импрессионизма. Сюжета картин художников-импрессионистов. Русский импрессионизм. Творчество К.А. Коровина.

Практическое задание. Раскрашиваем пейзаж точками.

Ренуар О. «Девушка с веером»;

Моне К. «Руанский собор вечером»;

Жуковский С.Ю. «Лесная дорога»;

Грабарь И.Э. «Яблоки»; Коровин К.А.«Париж ночью», «Розы».

18.

Яркие краски Индии в творчестве С.Н. Рериха

 

февраль

Жизнь и творчество С.Н. Рериха. Колорит индийской природы на полотнах Рериха. Цветовая палитра живописца. Сюжеты «индийских» картин С. Рериха.

Практическое задание. Раскрашиваем пейзаж С. Н. Рериха

Выставка С.Н. Рериха

Предмет живописного искусства

19.

Реализм в живописи

 

февраль

Различные сферы применения живописи и ее виды. Реализм как направление живописи. Становление и развитие реалистической живописи. Темы и выразительные средства реализма. Нравственный пафос реалистического искусства. Русский реализм. Художники-передвижники.

Практическое задание.

Собираем картину из пазлов.

Репин И.Е. «Бурлаки на Волге»;

Крамской И.Н. «Портрет Н.А. Некрасова»;

Шишкин И.И. «Ручей в лесу»;

Саврасов А.К. «Лунная ночь. Болото».

20.

Мифологи-ческие и библейские сюжеты в мировой живописи

 

февраль

Особенности живописи на мифологические и религиозные сюжеты. Тематическая специфика.

Практическое задание. Раскрасим фрагменты картины и объединим вместе.

Ванлоо «Отдых Дианы»;

Мельци Ф. «Флора»;

Пуссен Н. «Танкред и Эрминия»;

Микеланджело «Мадонна Дони», фрески «Сотворение мира»

Графика

21.

Графика как особый вид искусства

 

февраль

Понятие «графика» и «художники-графики». Виды искусства графики. Инструменты и материалы художника-графика. Изобразительные возможности и средства графики. Роль линии в графике.

Щедрин С.Ф. «Пейзаж с руинами»;

Эйхлер Б. «Вид Москвы, снятый с балкона императорского дворца по правую сторону»;

работы с выставки А. Дюрера (или др. – по наличию в экспозиции Центра).

22.

Выдающиеся мастера графики в мировом искусстве (на примере выставок А. Дюрера, П. Брейгеля старшего, В. ван Гога и др.)

 

март

Место графики среди видов искусства. Мастера графики. Почему художники –живописцы обращаются к созданию графических работ. Истории создания произведений графики.

Практическое задание.

Рисуем графику.

Выставка А. Дюрера (или П. Брейгеля старшего, В. ван Гога и др. – по наличию в экспозиции Центра)

Скульптура

23.

Умение показать суть как особен-ность искусства скульптуры

 

март

Скульптура как особый вид изобразительного искусства. Виды скульптуру. Средства и материалы скульптора. Объем. Совершенство с каждой точки зрения.

Практическое задание: «Видящие руки» (угадываем предмет с закрытыми глазами).

Фоторепродукции - Фальконе «Амур»

Гудон Ж.А. «Вольтер»

Роден «Вечная весна»

Статуя Зевса;

Скульптура (по наличию в экспозиции Центра)

24.

Скульптура в мировом искусстве

1

март

Творческая биография Микеланджело-скульптора. Особенности мастерства скульптора. «Муки и радости»

Практическое задание. Знакомство с различными скульптурными материалами.

Выставка Микеланджело. Фоторепродукции – «Давид», «Пьета», «Моисей (фрагмент гробницы папы Юлия II)», Гробницы Лоренцо и Джованни Медичи

Архитектура

25.

Особеннос-ти мастерства архитекто-ра. Архитектура в нашей жизни

1

март

Понятие архитектуры. Формы архитектуры. Правила архитектуры Витрувия: красота, польза, прочность. Профессия архитектора. Архитектурная среда нашей жизни.

Практическое задание: угадай, что не хватает.

Маковский К.Е. «Мечеть в Каире»;

Поленов В.Д. «Московский дворик»;

фотопейзажи - «Бавария. Замок Нойванштайн», «Таиланд. Банкок» «Ярославская область. Ростов. Вид на озеро Неро» .

26.

Выдающи-еся мировые шедевры архитекту-ры

1

апрель

Многообразия и красота архитектурных форм в истории культуры.

В.Д. Поленов. «Большие пирамида Хеопса и Хефрена»;

фотопейзажи - «Рим. Собор Святого Петра», «Индия. Агра. Мавзолей Тадж-Махал», «Китай. Великая Китайская стена»

ТЕМА ПАТРИОТИЗМА В ЖИВОПИСИ (3)

27.

И ныне живы русские традиции

1

апрель

Культура и быт русского народа. Обычаи и традиции. Современность традиций и важность их сохранения. Русские народные традиции, запечатленные на полотнах художников.

Практическое задание. «Найди картину»

Рерих Н.К. «Заморские гости»;

Кустодиев Б.М. «Купчиха за чаем»;

Сычков Ф.В. «Катание с гор»;

Клевер Ю.Ю. «Зима»;

Пимченко Н.К. «Святочные гадания»;

Маковский К.Е «Под венец»

28.

Герои и

подвижни-ки

1

апрель

Беседа о том, что такое

подвиг. Можем ли мы быть героями? Герои и подвижники на картинах художников. Нравственный пафос героической живописи.

Великая отечественная война в живописи.

Рерих Н.К. «Магомет-

пророк», «Воин Света (Светлый витязь)», «Мадонна Лаборис»;

Нестеров М.В. «Три старца»;

Поленов В.Д. «Решили идти в Иерусалим»; выставка «Великая Отечественная война в живописи».

29.

Слава России

1

апрель

В чем заключается слава страны. Люди, которые прославили Россию. Герои русской истории: выдающие личности и простые люди. Воинская слава России.

Просмотр мультфильма об Илье Муромце.

Практическое задание. Оживление картины

Васнецов В. Н. «Богатыри»;

Н.К. Рерих «Ярослав мудрый», «Русская война (Александр Невский);

Айвазовский И.К. «Синопский бой»,

Толяндр А. «Портрет Петра I»;

Суриков В.И. «Переход Суворова через Альпы».

СИМБИРСКИЙ КРАЙ В ИСТОРИИ РОССИИ (3)

30.

Выдающи-еся личности Пермского края (историчес-кий аспект)

1

май

Направления деятельности известных людей Пермского края.

Практическое задание. Викторина

Выставка «Пермский край в истории России».

31.

Красота родной природы в картинах живопис-цев

1

май

Архитектура и живописные места Ульяновска. Творчество Д.И. Архангельского. А. Пластов - художник-подвижник. Любовь художника к родной природе и родному краю. «Сенокос».

Практическое задание. Раскрасим растение (растения с картины А. Пластова «Сенокос»).

Гравюра старого Симбирска; фоторепейзажи Поволжья; Акварели Д.И. Архангельского. Пластов А.А «Сенокос», «Жатва», «Лето».

32.

«Единство, скреплен-ное веками»

1

май

Культура и быт коренных народов среднего Поволжья: русских, татар, чуваш,

мордвы. Будни и праздники, традиции и обычаи, народный эпос, история народов.

Практическое задание: «Живая картина»

Национальные сюжеты в живописи художников

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ (2)

33.

«Красота в моем мире»

2

май

Праздничное подведение итогов. Конкурс творческих работ.

 

Литература и методические материалы

Лысюк В.Г., Ефимов П.Г. Художественный образ и его пластическое воплощение. – СПб, 2001.

Маслова С.Г., Соколова Н.Д. Мы входим в мир прекрасного. - Учебное пособие для воспитателей детских садов. – СПб, СпецЛит. 2000.

Музейная педагогика в школе. Вып. 2,3. – Спб, СпецЛит, 2000, 2002.

Образовательная деятельность художественного музея. Труды российского научного практического центра по проблемам музейной педагогики. Вып. 5,6. – СПб, 1997.

Платонова О.В., Жвитиашвили Н.Ю. Арттерапия в художественном музее. – Учебное место для студентов художественно-гуманитарных факультетов вузов. – СПб, СпецЛит, 2000.

Рассказы художников о детях. Хрестоматия для учащихся. Вып.1 – СПб, 1999.

Соколова Н.Д., Столяров Б.А., Бельфор Н.Н. Мир музея. - Учебное пособие для учителей средней школы. – СПб, СпецЛит. 2000.

Столяров Б.А., Бойко А.Г. Концепция и программа эстетического воспитания молодежи в условиях взаимодействия школы и музея. – СПб, Борей Арт, 2001.

Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. – Учебное пособие для студентов гуманитарно-художественных факультетов вузов. – СПб, СпецЛит, 1999.

Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей, преподавателей дошкольных образовательных учреждений, родителей младших школьников и дошкольников «Времена года», выпуск 1,2. – Самара, Издательский дом «Агни», 2008.

Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей, преподавателей дошкольных образовательных учреждений, родителей младших школьников и дошкольников «Детские образы в живописи». – Самара, Издательский дом «Агни», 2008.

Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей, преподавателей дошкольных образовательных учреждений, родителей младших школьников и дошкольников «Жанры живописи», выпуск 1,2. – Самара, Издательский дом «Агни», 2008.

Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей, преподавателей дошкольных образовательных учреждений, родителей младших школьников и дошкольников «Космос человечеству», выпуск 1,2. – Самара, Издательский дом «Агни», 2008.

1 Возможности применения репродукций мировой живописи в образовательном процессе подробно рассматриваются в исследовании Ландберг О.А., Пурнис Н.Е., Соловьевой Е.А. «Использование репродукций шедевров мировой живописи в решении практических задач (развития, адаптации, реабилитации)»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо!

17 December 2017