Игра-путешествие «Дорога в жизнь»
Внеурочное мероприятие
Игра – путешествие «Дорога в жизнь»
Разработала и провела:
воспитатель
Сафронова Людмила Михайловна
г. Тверь, 2019
Цель: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через актуализацию имеющихся знаний и совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям и возможностям каждой личности.
Задачи:
образовательные:
-расширить кругозор обучающихся о мире профессий
- повысить учебную мотивацию обучающихся
-расширение знаний об основах выбора профессии, о мире профессионального труда
-актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.
Воспитательные:
-воспитание сплоченности, чувства коллективизма
- раскрыть творческий потенциал обучающихся
- воспитывать уважительное отношение к труду, к людям разных профессий.
Коррекционно-развивающие
- формировать трудовые и коммуникативные навыки работы в команде, взаимодействия друг с другом.
- развитие стремления к познанию нового о мире профессий
-развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, объяснять)
- обогащать речь обучающихся профессиональной лексикой, развивать мышление, внимание, память.
-коррекция эмоционально — волевой сферы
Методы и приемы: словесный, наглядный, проблемно – поисковый. Практический, индивидуально – дифференцированный подход.
Формы организации воспитательной деятельности: групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; столы, карточки с заданиями. На доске оформление:
«Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы»
А.П. Чехов.
Предварительная работа: беседы, видео просмотры, экскурсии, тематические занятия, заучивание стихов и песен.
(Слайды 1- 3)
Ход мероприятия
Организационный момент.
Приветствие.
Эмоциональный настрой.
Проблемная ситуация
Воспитатель: здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости, мне очень приятно видеть вас всех на нашем мероприятии. Ребята, вы сейчас стоите на пороге взрослой жизни. Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются все старшеклассники - это выбор будущей профессии! Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в жизнь.
(Слайд 3)
2.Беседа
Воспитатель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду. Послушайте легенду.
«Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".
- Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.
- Почему? (ответы учащихся)
Воспитатель: В ответах каждого рабочего прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе. Чтобы труд приносил вам радость и удовлетворение, чтобы вы могли гордиться своей работой, а не считать ее обузой, нужно правильно выбрать профессию.
- А что вы понимаете под словом профессия? (Слайд 4)
ответы учащихся
Профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.
- Так же есть такое понятие как специальность. А что вы понимаете под этим словом?
ответы учащихся
Специальность (лат. specialis — особый, особенный; от species — род, вид) Вид занятий в рамках одной профессии
3.Проблемная ситуация.
Воспитатель: Я знаю, что вы уже все определились с выбором профессии. Чтобы выбор был правильным, надо соблюсти 3 условия:
1 условие «Хочу»
- Что вы понимаете под ним?
«хочу» профессия должна приносить радость и доход
- 2 условие «Могу»
- Что понимается под этим условием?
«могу» у человека должны быть способности и возможности
- 3 условие «Надо»
- Как вы думаете, что скрывается под этим условием?
«надо» профессия должна быть нужна обществу, т.е. востребована на рынке труда
Воспитатель: Пройдет совсем немного времени и вам придётся выбрать свой путь в жизни. И этот путь начнётся с перекрёстка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог – именно столько сегодня существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг вашего общения, и интересы, и счастье в жизни. Несмотря на то, что все профессии кажутся привлекательными, каждый человек выбирает себе дело по душе, по своему здоровью. Скоро вам предстоит окунуться в этот взрослый мир и выбрать свое место в нем.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы проведем мероприятие, где вам необходимо будет проявить свое знание профессий, логическое мышление, память и внимание.
Работать мы будем в командах - «Профессионалы», и «Специалисты». Вы будете не соревноваться друг с другом, а повышать свою компетентность в мире профессий. Надеюсь, что наша встреча позволит вам закрепить, уточнить и расширить свои представления о мире профессий. Необходимо помнить, что самое главное – сплочённость, дисциплина и умение принимать совместные решения. Итак, в путь по занимательному миру профессий. Сегодня мы с вами совершим путешествие в город Мастеров на поезде.
(Поезд на доске)
— Ребята, кто управляет поездом? (машинист)
— Сегодня машинистом буду я, а главный вагон будет называться МИР.
-- Кто еще работает в поезде во время пути? (проводник)
--Сколько в поезде проводников? (столько же сколько вагонов)
--Каждый из вас будет проводником. Свой вагон я назвала МИР, давайте дадим названия вашим вагончикам.
--Чтобы дать название каждому вагону, назовите профессию, которая начинается с первой буквы, написанной на ваших вагонах.
(Дети называют, затем записывают и вывешивают свои вагончики на доску магнитами)
П – портной, повар
Р – рыбак, рабочий
О – окулист, орнитолог
Ф – фермер
Е – егерь
С – столяр
С – стоматолог
И – инженер, иллюзионист
Й –
-- Итак, отправляемся в путешествие на поезде под названием МИР ПРОФЕССИЙ.
1 станция «Синонимы»
(Слайды 5 - 6)
Воспитатель: В мире существует множество профессий. Вам предлагается, используя синонимы (слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение), назвать представителей указанных профессий.
Например, шофер – водитель.
педагог – учитель, воспитатель, наставник, профессор
врач – доктор, медик, фельдшер, знахарь, целитель
стоматолог – врач, дантист, зубной техник
портной, портниха – швец, швея, костюмер, брючник
летчик – пилот, штурмовик
повар – кок, кулинар, шеф-повар
торговец – купец, коммерсант, бизнесмен
фокусник - иллюзионист, факир, циркач
стюардесса - бортпроводница
экскурсовод – гид, проводник, вожак
адвокат – юрист, защитник, заступник
вокалист – певец, исполнитель, бек -вокалист
художник – живописец, иконописец, пейзажист
балетмейстер – хореограф, танцмейстер, постановщик
2 станция «Детективы»
(Слайды 7 – 11)
Воспитатель: Ребята, что знаете о профессии «Детектив»?
Детективы - люди, занимающиеся расследованием преступлений (в полиции или частным образом), сыщики.
Детектив – это человек, который может по одной маленькой зацепке восстановить облик преступника, картину событий.
В обязанности детектива входит сбор улик и предоставление их судебным органам.
Задание: Каждая команда должна провести расследование и установить, какой профессии разыскивается человек. Внимание, разыскивается
1. Человек этой профессии должен на глаз и на ощупь определить качество и степень готовности изделий. Нужна хорошая память, чтобы помнить, какого цвета и формы должны быть изделия. Ему необходимо развитое обоняние и вкусовая чувствительность. (Повар, кондитер)
2. Его профессионализм заключается, прежде всего, в умении сделать рассказ интересным, увлечь им слушателей. Знакомит туристов с достопримечательностями городов. Ему требуется хорошее здоровье и физическая выносливость, ведь иногда приходится целый день быть на ногах, преодолевать большие расстояния. (Экскурсовод)
3. Этому человеку специальное образование для работы не требуется. Работа посменная, время зависит от работы заведения. Бывают и ночные смены. Работа связана с физическими нагрузками, потому как вся смена на ногах. Должен знать названия блюд и напитков. Разбираться в рецептуре, должен быть готов рассказать об их составе и вкусе. Принимает заказы посетителей, разносит блюда напитки, убирает посуду, получает расчет с клиентов. (Официант)
4. Человек этой профессии работает в одну смену, обычно время чередуется: один день с 8:00 до 14:00, другой с 14:00 до 19:00, поскольку люди этой профессии меняют друг друга (утро, обед)
Организует время препровождения детей: игры, прогулки, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Следит за безопасностью жизни ребёнка. (Воспитатель)
Воспитатель: Наш поезд прибывает на станцию «Рассуждалки»
3 станция: «Рассуждалки»
(Слайды 12 – 13)
- Она - балерина, он - балерин.
(Нет, танцовщик. А слово «балерин» носит шутливый характер.)
- Она - стюардесса, он - стюардесс.
(Нет, стюард)
Она - проводница, он - проводник. (Да.)
- Он - пилот, она - пилотка.
(Нет, она тоже пилот.)
- Он - водолаз, она - водолазка.
(Нет, она тоже водолаз. А водолазка - это тонкий обтягивающий свитер с высоким воротом.)
- Он - матрос, она - матроска.
(Нет, она тоже матрос. А матроска - это матросская блуза с большим прямым отложным воротником.)
- Он - поэт, она - поэтика.
(Нет, она - поэтесса. А поэтика - это раздел науки о литературе, изучающий поэтическое творчество.
- Она - конькобежка, он - конько бегун.
(Нет, конькобежец.)
- Она - швея, он - швец.
(Да, но «швец» - устаревшее слово, сейчас его называют портным.)
- Он - машинист, она - машинистка.
(Да, если имеется ввиду специалист, печатающий на машинке. Нет, если имеется ввиду специалист по вождению поездов или механик, управляющий транспортной или другой самодвижущейся машиной, механическим устройством; в этом случае она тоже машинист.)
- Он - строитель, она - стройка.
(Нет, она тоже строитель. А стройка — это объект, где работают строители)
- Он - маляр, она - малярия.
(Нет, она – малярша)
- Он - электрик, она - электричка.
(Нет, она тоже электрик. А электричка - это вид транспорта)
- Он - штукатур, она - штукатурка.
(Нет, она тоже штукатур, а штукатурка - это строительная смесь)
4 станция: «Словарь профессий»
(Слайд 14)
Воспитатель: Ребята, на доске вы видите название профессий. На ваших столах, лежат карточки с определением этих профессий. Ваша задача подобрать правильный ответ.
Верстальщик – он занимается компьютерной версткой рекламных или издательских материалов
Инкассатор — это профессионал забирает и перевозит выручку (деньги) из магазинов в банк.
Кинолог - специалист по разведению, дрессировки собак, собаковед.
Корректор - человек, который исправляет ошибки в текстах перед их напечатанием.
Суфлёр - человек, который подсказывает текст артисту.
Фитодизайнер - человек, который составляет композиции, картины из цветов и растений.
5 станция: «Угадай-ка»
Воспитатель: Внимание! Нужно угадать название профессии по словам, которые имеют к ней отношение.
1. Город, рисунок, конструкции, здания, строительство, проект, чертеж, план. (Слайд 15)
Архитектор.
2. Смелость, сила, охрана, закон, безопасность, погоня, правопорядок, преступник. (Слайд 16)
Полицейский.
3. Тишина, фонд, знания, каталоги, столы, эрудиция, читатели, книги. (Слайд 17)
Библиотекарь.
4. Костюм, грим, премьера, аплодисменты, сцена, зрители, театр. (Слайд 18)
Артист.
5. Прогулка, хоровод, сон, утренник, игра, дети, детский сад. (Слайд 19)
Воспитатель.
6. клиент, стиль, красота, краска, ножницы, шампунь, волосы. (Слайд 20)
Парикмахер.
(Слайд 21)
Физминутка «Профессии» (повар, водитель, парикмахер)
Ну-ка, дайте нам продукты (кладут ладошка на ладошку)
Мясо, яйца, сухофрукты (загибают пальчики)
И получится тогда
Очень вкусная еда (гладят по животику)
На педаль нажали смело (имитируют нажим на педаль)
Посмотрели вправо, влево (поворачивают голову)
И поехали вперед
К тем, кто нас, конечно, ждет (едут по кругу, держа в руках воображаемый руль)
Быстро голову помыли (имитируют мытье головы шампунем)
Расчесали, посушили (сначала пальцами рук расчесывают голову, потом поглаживают)
Взяли ножницы, расческу (показывают пальцами рук ножницы и расческу)
Вот и сделали прическу (руки в стороны, как бы красуясь)
6 станция: «Литературная» (Слайд 22)
Воспитатель: Кем по профессии был отец трех сыновей в сказке «Кот в сапогах»?
(Мельником.)
- Человек какой профессии в сказке Шарля Перро спас Красную Шапочку и ее бабушку?
(Дровосек)
- Кем по профессии был Джузеппе в сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»?
(Столяром)
(Слайд 23)
- Кем по профессии был Стекляшкин в сказке «Незнайка на Луне»?
(Астрономом)
-Какая врачебная специальность была у Доктора Айболита?
(Ветеринар)
- Кем работала фрекен Бок в сказке «Малыш и Карлсон»?
(Домработницей, а по определению Карлсона - домомучительницей)
7 станция: «Фотография» (Слайды 24- 26)
Воспитатель: Внимание на экран! По четырем фотографиям отгадайте профессию.
8 станция: «Ребусы» (Слайды 27 - 28)
Воспитатель: Внимание на экран!
Водолаз.
Врач.
9 станция «Таинственные слова» (Слайд 29)
Воспитатель: Внимание на экран! Зашифрованы слова, обозначающие профессии. Переставьте буквы так, чтобы получились названия профессий.
АШРЁТХ - шахтер
ПКИТОЛН - плотник
КЬРОТА - токарь
РОТЛЯС - столяр
САРЕЬСЛ - слесарь
ЯШВЕ – швея
Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Слушайте, смотрите, мотайте на ус –
Выбирайте работу по душе и на вкус!
Сценка «Выбор профессии»
(Слайд 30)
Дети исполняют песню "Главная профессия – быть человеком!"
12