Игра – путешествие «Дорогой добра»
Игра – путешествие «Дорогой добра»
Внеклассное мероприятие для начальных классов
Составила и провела: Шавлова Людмила Алексеевна – старшая вожатая
Тема: Путешествие на остров «Дорогою добра…»
Цель: формирование в сознании детей понятия «доброта»;
Задачи:
1.Воспитывать честность, скромность, вежливость, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, гуманное отношение к природе;
2.Расширить знания о доброте и её роли в жизни человека;
3. Пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков;
Форма мероприятия: игра – путешествие.
Оборудование: презентация «Игра-путешествие», запись песни М. Минкова «Дорогою добра», запись песни «Волна» группы «Барбарики», фото и рисунки детей о животных, сделанные кормушки.
Организационный момент
Старшая вожатая: Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком. Прослушайте стихотворение , и вы поймёте , о чём сегодня пойдёт разговор.
Качество это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это качество -
Наших сердец ДОБРОТА.
(Слайд 1 Карта –путешествия по островам)
Старшая вожатая: Мы отправимся с вами в увлекательное путешествие на корабле «Смелый» на необитаемый остров. Задача наша не простая: мы будем делать по пути остановки на других островках, а там нас ждут испытания. Если мы их выдержим, то доберёмся до конца нашего путешествия и поможем сделать остров обитаемым.
Капитан корабля: Прошу членов команды подняться на борт корабля, но есть условие , вы должны придумать предложения , что значит доброта.
Учащиеся по группам отвечают:
Добро – то, что хорошо, полезно, приятно.
Доброта – отзывчивость, дружеское расположение к людям.
Добрый – готовый помочь людям.
Доброта – это свет, согревающий душу человека
1ведущий: Путешествуя, мы с вами посетим: остров Добрая земля, остров «Зверята», Мыс доброй надежды и конечный остров «Нелюдимый»
Звучит гонг, и 1 куплет песни «Дорогою добра»
Ведущий: Вы послушали песню. О чём она? (о добре, о друзьях…. )
- Как вы думаете, чему же будет посвящено наше мероприятие? (Доброте)
Да, сегодня мы будем говорить о доброте.
2.Основная часть
Доброта. Добро. Что же это такое ребята?
(Ответы детей:
Добро – то, что хорошо, полезно, приятно.
Доброта – отзывчивость, дружеское расположение к людям.
Добрый – готовый помочь людям, отзывчивый человек.)
Старшая вожатая: Итак, первая наша остановка - остров « Добрая земля»
Здесь вас ждёт первое задание: Посмотрите на ваши проекты, которые вы сделали о нашем родном Нижнедевицке (Слайд 3– фото - все ученики с проектами «Моя малая родина»)
1 задание: Каждый придумает предложение о своём селе, которое отражает заботу всех жителей о природе и достопримечательностях нашей малой родины - села Нижнедевицк.
Ответы детей:
- В Нижнедевицке построили большой спорткомплекс «Атлант»
- Посадили в парке 30 осинок и елей
- Для детей открыли аттракционы в парке и фонтан
- Речка Девица стала чистая
- Дом Пионеров отремонтировали, и там работают 15 кружков
Вожатая: Молодцы , ребята, всё это и многое другое отражено на фото в ваших проектах. Это говорит о том, что взрослые заботятся о вас, чтобы вы занимались, становились сильнее и добрее. А природа-мать радуется такому отношению, дарит нам своё тепло.
Угадайте по фотографии, где мы видим эти природные уголки, вы ходите мимо них и видите каждый день.
(Слайд 5 – 6, природа на улицах нашего села, дети угадывают сюжеты, на какой улице этот природный уголок) .
Вожатая: Молодцы, ребята, угадали все уголки природы нашего села. А на 2х последних фото вы видите, как наши ученики заботятся о чистоте около гимназии, а весной сами сажают цветы и ухаживают за ними.
Капитан: Отправляемся дальше, и на нашем пути Остров «Зверята».
2 Ведущий: Это необычайный остров, здесь живут «братья наши меньшие». Без них планета наша погибла бы, потому что они делают баланс в природе. Ребята, на фото вы видите много домашних зверей, это ваши питомцы. А как вы ухаживаете за ними? (Ответы детей). Домашних животных вы знаете и любите, а сейчас мы узнаем, что вы знаете про лесных жителей планеты.
Я буду описывать какое- то животное, а вы отгадайте. Каждая команда получает своё задание.
«Я очень большой, около двух метров высотой, а мой вес — 350 кг. У меня коричневая шерсть, маленькие уши и хвост. Я могу ходить на задних лапах и вскарабкиваться на деревья в поисках пищи. А ем я рыбу, ягоды, могу полакомиться муравьями, червями и личинками жуков. (Медведь)
3 ведущий Я живу на Крайнем Севере. Питаюсь рыбой и тюленями. Очень люблю море. Толстый слой жира под кожей и длинная белая шерсть предохраняют меня от переохлаждения. А мои лапы похожи на ласты, поэтому я хорошо плаваю и не боюсь заплывать далеко в море». (Белый медведь)
«Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть.». (Лиса)
2 ведущий «Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик.». (Заяц)
«У меня очень красивые рога, но каждую зиму мне приходиться их сбрасывать. Тело покрыто красивыми мелкими светлыми крапинками. Шерсть хорошо предохраняет от морозов, а широкие копыта не позволяют мне проваливаться в снегу. Я горжусь хорошим зрением, а мой слух и нюх позволяют без особого труда обнаружить опасность». (Олень)
3 ведущий: «Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела, служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза». (Белка)
«У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. Питаюсь мясом, но иногда, когда не удается ничего найти, перебиваюсь растительной пищей — ягодами. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Но зимой, чтобы прокормиться, мы собираемся в стаи». (Волк)
4ведущий: Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло.
Доброе слово и кошке приятно
Жизнь дана на добрые дела
5 ведущий: Мы видим, что у всех кто-то дома живёт, и каждый из нас по доброму относится к ним. Знайте, ребята, добро всегда приносит радость окружающим людям.
Старшая вожатая: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Послушайте небольшое стихотворение, которое говорит о нашем отношении ко всему живому на Земле:
Помни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
Твори добро, чтобы любя,
Добро тебя нашло.
Зла не верши, чтоб и тебя
Не погубило зло.
Словами, мыслями, делами
Твори добро, борись со злом.
Всегда, везде, где только сможешь,
А главное - в себе самом.
Представьте: Если каждый из нас, хотя бы одному зверьку поможет когда-то , живыми останутся 150 миллионов животных на нашей Земле.
Капитан: продолжаем наше путешествие и приближаемся к Мысу доброй надежды.
1ученик
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!
Доброе утро: Солнцу и птицам!
Доброе утро: Улыбчивым лицам!
2ученик
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера!
3ученик
- Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.
- Здравствуй! - улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
4 ученик
- Добрый день – тебе сказали.
-Добрый день! – Ответил ты.
Вас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Старшая вожатая: Ребята, как вы думаете, кто живёт на этом острове, и о ком эти строки? Правильно, мы поговорим сейчас об отношении друг к другу, к старшим и младшим, т. е. о нас, людях. Как мы поступаем, что мы говорим, и правильное ли понимание «доброты» у нас с вами.
Но сначала послушайте небольшую притчу:
В одной семье жил старенький дедушка. Невестка однажды сказала: «Послушай, муж. Отец-то всю еду на пол роняет, только успеваю крошки убирать. Хватит ему с нами за столом сидеть. Пусть за печкой ест. А я ему деревянную ложку и миску куплю, чтоб хорошую посуду не бил.»
Сын: Как скажешь, жена. Тебе виднее.
С тех пор старик все время сидел за печкой один. Ел из деревянной миски деревянной ложкой. И суп его был соленым-соленым. Потому что состоял наполовину из его горьких слез.
Однажды мать увидела, что ее маленький сын принес из сарая деревянную чурочку и начал ножиком что-то из чурочки вырезать. Целый день сидел.
Мать: Слышишь, отец. Сын- то у нас какой трудолюбивый. На улицу к ребятам не идет. Весь день что-то строгает.
Отец: Он видит, что я целыми днями тружусь, вот и берет с меня пример.
Решила мать спросить у своего сына о том, что он так усердно делает.
Мать: Расскажи, сынок мой дорогой, что ты такое хорошее мастеришь?
Внук: Ложки деревянные да миски.
Мать: Неужто у нас в доме посуда кончилась?
Внук: Посуда не кончилась, но вы- то старыми станете, из каких мисок я вас кормить буду? А эти не разобьете и не уроните, когда я вам за печку еду приносить буду.
Только тогда сын с невесткой поняли, что они натворили. Посадили они дедушку за стол, стали его пирогами да киселем угощать, совета спрашивать, заботами своими делиться. Слава богу, вовремя спохватились.
Старшая вожатая: выскажетесь о морали данного отрывка. (Ответы детей)
Правильно вы всё понимаете, и это радует. Прослушайте стихотворение, которое прочтёт Аня Рубцова
«Букет для бабули»
Наконец- то все заснули,
Не подсмотрят мой секрет,
Потому что для бабули
Нарисую я букет.
Розы, астры, маргаритки
Ярко вспыхнут на открытке.
Напишу я бабушке,
Как ее люблю,
Что ее оладушки
Я всегда хвалю.
Хорошо, что все заснули,
За окном уже рассвет.
Я люблю тебя, бабуля,
И дарю тебе букет!
Слайд 7 (отношение к старшим)
Вожатая: А как вы относитесь к старшим, расскажите о каком –либо своём поступке или друга. (2-3 ученика рассказывают)
Надеюсь, что наш разговор на этом острове заставит вас задуматься, как много значит доброе отношение к пожилым, что вы будете стремиться понять их и оказывать посильную помощь. Давайте любить, уважать и ценить пожилых. Будьте чуткими, заботливыми, добрыми людьми!
Ведь самое нелепое на свете,
Самая ужасная беда -
Когда старость обижают дети,
Позабыв о прошлом навсегда!
Но о прошлом этом забывая,
Вспоминайте все же каждый раз:
Старость - беспощадная, лихая,
Впереди у каждого из нас!
Капитан: И вот мы приближаемся к остову «Одинокий»
Но посмотрите, земля покрыта туманом, не слышно пения птиц, не видно зверей. Как-то страшно здесь и очень тихо.
Старшая вожатая: Давайте сделаем так, ребята, чтобы
солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца, добротой своей согревают не только друг друга, но и всё вокруг.
Я раздам вам конверты со словами доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, наглый, внимательный, жадный, крикливый.
Вам нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям. Возьмите лучики с добрыми словами и наклейте их, посмотрите какое получилось яркое, доброе солнышко.
Слайд 8 (картинка «Яркое , улыбающееся солнце»)
Ребята, а чего не хватает на нашей картине? Конечно, на этой земле должны петь птицы, цвести сады, потому что природа тоже радуется доброте. Весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы все погибнут.
Возьмите свой кормушки, над которыми вы трудились целую неделю, и развесьте на нашем острове, чтобы он стал обитаемым, ведь сюда обязательно прилетят птицы, а вы им будете приносить корм.
Дети развешивают свои кормушки в саду около гимназии.
Слайд 9 (Кормушки, сделанные дома руками детей и родителей )
3.Рефлексия
Звучит песня ««Давайте, друзья, всегда друг другу желать добра»
На фоне мелодии учитель говорит:
Ребята, дует теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Вы улыбаетесь. Значит, и вы можете быть волшебниками, ведь главное волшебство – это доброта. Благодаря вашим добрым мыслям, желаниям, поступкам мы и проплыли по морю Доброты, добрались до Острова «Дикий», и теперь здесь поют птицы, ярко светит солнце, вышли звери из чащи леса и остров стал обитаем.
Посмотрите, каким он стал теперь (Слайд-10)
Добрые дела творят чудеса!
Перед тем, как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Расстаемся мы сейчас,
Добрый путь вам! В добрый час!
Слайд 11 (Пожелание доброго дня и пути)