12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Омельченко Елена Ивановна324
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 28 имени С.А.Тунникова посёлка Мостовского МО Мостовский район
Россия, Краснодарский край, посёлок Мостовской

Аннотация внеурочного мероприятия по предмету «Литературное чтение»

Мероприятие подготовила и провела: Омельченко Елена Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 28 им. С.А. Тунникова поселка Мостовского

Участники мероприятия: учащиеся 1 кл.

Мероприятие посвящено творчеству детской писательницы и поэтессы И.П. Токмаковой

Название мероприятия: «Страна чудес Ирины Токмаковой»

Форма проведения: Литературное путешествие

Цель: познакомить учащихся с творчеством И.П. Токмаковой.

Задачи:

образовательная: формировать у детей устойчивый интерес к чтению;

развивающая: развивать творческие способности учеников;

воспитательная: побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

Предварительная работа: ученики получают задание выучить наизусть стихотворения и подготовить сообщения по теме.

Оборудование: портрет И.П. Токмаковой, выставка книг, мультимедийный проектор, видеофрагмент «Ирина Токмакова читает свои стихи», плакаты со словами, рисунки сказочных героев.

План:

I. Создание эмоционального настроя

II. Сообщение темы и целей мероприятия

III. Рассказ о жизни и творчестве Ирины Петровны Токмаковой

Беседа

Игра

IV. Просмотр видеофрагмента

V. Стихи-игры: вопросы, загадки

VI. Знакомство с книгами И.П. Токмаковой

Знакомство с книгой «Аля, Кляксич и буква А»

Знакомство с книгой «Может, Нуль не виноват?»

VII. Заключительное слово

Методическая разработка внеурочного мероприятия по предмету «Литературное чтение» представляет собой сценарий в форме литературного путешествия по творчеству детской писательницы и поэтессы И.П. Токмаковой «Страна чудес Ирины Токмаковой».

Сценарий мероприятия предназначен для работы с детьми младшего школьного возраста, предполагает участие детей 7-8 лет.

В представленной разработке раскрыт удивительный дар И.П. Токмаковой, обладающей многогранным талантом не только поэта, писателя, но и великолепного детского психолога.

Разработка составлена в соответствии с «Положением о проведении краевого конкурса «Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников посредством детской литературы» в 2019 году».

В разработке раскрываются методы и приёмы работы над литературным произведением в начальной школе. Использованы активные методы обучения:

нетрадиционное начало: эмоциональный настрой;

постановка и решение логических задач;

использование видеоматериала;

использование игровых моментов;

участие детей в изложении материала.

Учащиеся заинтересовались творчеством предложенного автора.

Адресуется учителям начальных классов при проведении внеурочных мероприятий по предмету «Литературное чтение».

Внеурочное мероприятие по предмету «Литературное чтение»

Литературное путешествие «Страна чудес Ирины Токмаковой»

Цель: познакомить учащихся с творчеством И.П. Токмаковой.

Задачи: формировать у детей устойчивый интерес к чтению; побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга; развивать творческие способности учеников.

Оборудование: портрет И.П. Токмаковой, выставка книг, мультимедийный проектор, видеофрагмент «Ирина Токмакова читает свои стихи», плакаты со словами, рисунки сказочных героев.

Ход мероприятия:

I. Создание эмоционального настроя

Учитель: Ребята, давайте с вами поиграем. А помогут нам в этом стихи. Для начала - прочистим горлышко с помощью шотландской песенки «Спляшем!». Я начну читать стихотворные строчки, а вы дружно заканчивайте словами «Спляшем, Пэгги, спляшем!»

У Пэгги жил весёлый гусь,

Он знал все песни наизусть.

Ах, до чего ж весёлый гусь!

Спляшем, Пэгги, спляшем!

У Пэгги жил смешной щенок,

Он танцевать под дудку мог.

Ах, до чего ж смешной щенок!

Спляшем, Пэгги, спляшем!

У Пэгги старый жил козёл,

Он бородой дорожки мёл.

Ах, до чего ж умён козёл!

Спляшем, Пэгги, спляшем!

- А теперь разомнём ножки - топайте той ножкой, какой я попрошу.

Звучит стихотворение «Аист».

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,

После - правою ногой,

После - левою ногой.

Вот тогда придёшь домой!

- Давайте поиграем в угадалки - на каждый вопрос «Угадай, зачем?» предложите ответ.

Звучит армянская народная песенка «Воробьи».

Я насыпал проса.                   Приходила кошка.

Угадай, зачем?                       Угадай, зачем?

Прилетели воробьи.               Взял я в руки палку.

Угадай, зачем?                        Угадай, зачем?

II. Сообщение темы и целей мероприятия

Учитель: А вы хотите узнать, кто написал для вас эти забавные, весёлые стихи, для всех ребятишек - девчонок и мальчишек? Сегодня у нас интересная встреча с творчеством детской писательницы и поэтессы. 

Расшифруйте слова, уберите ненужные буквы и узнаете имя и фамилию.

SQИRPDZИLHQWATFODSKMZQAWYKOGBA

- Какие произведения Ирины Токмаковой вы читали?

- Стихи И.П. Токмаковой легко запоминаются, они музыкальны и по ним написаны песни. Книги переведены на семнадцать языков мира.

«С самого детства я поняла, что детям необходима забота и ласка. Иначе им не выжить. Накормить и одеть – мало. Детей надо любить». И.П. Токмакова

Сегодня я приглашаю вас в путешествие по Стране чудес Ирины Петровны Токмаковой. И девизом нашего путешествия будут слова, сказанные самой Ириной Петровной: «Только доброе пророчится, только радость впереди…»

III. Рассказ о жизни и творчестве Ирины Петровны Токмаковой

Беседа

Ученик: И.П. Токмакова родилась 3 марта 1929 года в городе Москве. Токмакова - наш современник. В 2019 г. детской писательнице, поэтессе, переводчице Ирине Петровне Токмаковой исполнилось бы 90 лет.

Весёлые и серьёзные, тёплые и добрые стихи, сказочные повести, переводы и «весёлые учебники» - всё творчество Ирины Петровны посвящено детям дошкольного и младшего школьного возраста.

Учитель: Если вы захотите узнать, где начинается река, нужно надеть удобные ботинки, хорошенько уложить рюкзак и пойти вдоль берега навстречу речному течению. Настойчивые люди, в конце концов, находят ручеёк, или родник, или едва заметный источник, где родилась первая капля.

С поэтами труднее. Поэты происходят как чудеса, и совершенно невозможно разобрать – откуда чудо. Давайте попробуем разобраться, как в детской литературе появилась чудесная Ирина Токмакова.

Ученик 1: Может быть, виноват во всём был папа Ирины Петровны – Пётр Карпович, очень занятый своей работой инженер-электрик. Он с дочкой ни во что не играл, зато иногда сажал её, совсем маленькую, к себе на коленку и читал почему-то так:

Не пленяйся бранной славой,
О, красавец молодой!.. –

или какое-нибудь другое стихотворение своего любимого Пушкина.

Ученик 2: А может, виновата мама, Лидия Александровна? Она была не просто детский врач, она заведовала «Домом подкидышей», куда ещё в тридцатые годы привозили маленьких детей, брошенных родителями. А уж во время войны...

Ученик 3: Но ведь не обязательно же всякая девочка, видевшая в двенадцать лет горе маленьких сирот, становится потом детским писателем. Значит, всему причиной – случай.

Учитель: О себе Ирина Петровна рассказывает в автобиографической повести «Сосны шумят». Она вспоминает своё детство со сладкой болью...

«Москва начала 30-х годов. Трамваи, лошади, заливистые трели милицейских свистков на перекрёстках. Ни метро ещё пока нет, ни троллейбусов. По булыжной мостовой грохочут телеги с грузами, мчатся извозчичьи пролётки.

Дворники ходят с мётлами и большими железными совками - подбирают конские «яблоки». Но не всегда поспевают сделать это сразу. Поэтому над Москвою носятся тучи галок: непереваренный овёс служит отличным кормом для птиц.

А иногда в московском небе появлялся самолёт-этажерка. И если он летел низко, то это было целое событие, и, услышав его характерное урчание, надо было срочно выбежать во двор и прокричать:

Ироплан, ироплан,

Посади меня в карман,

А в кармане пусто,

Выросла капуста!

Мальчишки бегали по улицам с железными обручами от бочек. Железные обручи придерживались загнутой на конце проволокой. Надо было бежать быстро, чтобы обруч не падал. Ах, как весело они играли!»

Мать писательницы заведовала распределителем для детей-сирот. Вместе со своей мамой в одном из них была и школьница Ира.

Ирина Петровна всегда была отличницей: школу закончила с золотой медалью, имея особые успехи в литературе и английском языке; поступив без экзаменов на филфак МГУ, с отличием его закончила; обучение в аспирантуре совмещала с работой гидом-переводчиком.

Если бы не приехал в Россию по делам господин Боргквист, энергетик из Швеции, ничего бы и не было. Он бы не познакомился с молодой переводчицей, не узнал бы, что она любит шведскую поэзию, не прислал бы ей в подарок для маленького сына книжку шведских детских народных песенок... Ирина Петровна решила перевести эти шведские песенки на русский язык. Так увидела свет первая книга И.П. Токмаковой «Водят пчёлы хоровод» (1961) - перевод шведских народных песенок. Особенно маленькому сыну Васе понравилась песенка про Пера-простака.

Игра

Давайте поиграем в это стихотворение. Вы повторяйте слова «Фаллери-лери-ли!». Они написаны на плакате, чтобы вы их не забыли.

Пер-простак

Пошёл на рынок Пер-простак,

Фаллери-лери-ли!

Пошёл на рынок Пер-простак,

Фаллери-лери-ли!

Корову отдал он за так,

Фаллери-лери-ли!

Купил он скрипку за пятак,

Фаллери-лери-ли!

Теперь на ней играет так:

Фаллери-лери-ли!

Учитель: Ну и что? Посмотрели бы картинки и поставили на полку. Однако тут появляется главный виновник, Лев Алексеевич Токмаков. Он сразу всё – и муж, и замечательный художник-график, и большой знаток детских книг. Когда жена перевела для сына несколько шведских песенок, он отнёс их в издательство, и в ту же минуту Ирина Токмакова вошла в русскую детскую литературу так, будто была там всегда.

Ирина Токмакова пишет не только стихи, но и рассказы, повести, сказки и даже пьесы.

- Итак, ребята, что пишет Ирина Токмакова?

t1574865601aa.jpg

Просмотр видеофрагмента

- А вот сейчас я предлагаю вам познакомиться с поэтессой лично, она вам прочитает сама свои стихотворения.

t1574865601ab.jpg

Стихи-игры: вопросы, загадки

Учитель: Весёлые, звонкие стихи Ирины Токмаковой часто превращаются в забавную игру: можно отгадывать загадки, составлять кроссворды, фантазировать…

Ученик 1:

Из шариков пушистых

Над пёстрым летним лугом

Летят парашютисты

Вдогонку друг за другом.

Едва земли коснутся-

Уснут, как на диванчике,

А по весне проснутся И будут…. Одуванчики.

Ученик 2:

Живёт в зоопарке

Двугорбый верблюд,

Верблюды не просят

Изысканных блюд,

Не клянчат ситро и тянучки.

Верблюды едят…? Колючки

Знакомство с книгами И.П. Токмаковой

Учитель: Сколько Ирина Петровна написала звонких, добрых стихов - она не считала. А вот книг у неё - сто!

Так как английский язык и немало других языков Ирина Петровна знала отлично, она свободно общалась с героями замечательных книг писателей Европы, Америки, Австралии. Она перевела на русский язык и познакомила российских ребят: с мифами и легендами викингов; с легендами Старой Англии; с Робин Гудом и Маугли.

Знакомство с книгой «Аля, Кляксич и буква А»

Ученик 1: Оказывается, есть у Ирины Петровны враг. Он появился впервые в книжке «Аля, Кляксич и буква А». (В руках у ученика книга «Аля, Кляксич и буква А».) Это Кляксич. А сама знаменитая книжка похожа и на сказку, и на игру, и на учебник, и на... настоящий увлекательно-познавательный детектив — с погонями, выстрелами, злодеями и добрыми, отзывчивыми героями.

Ученик 2: Отвратительный Кляксич пробрался в Азбуку. Он ссорит буквы друг с другом, он их ненавидит, хочет их всех заменить своими родственниками - кляксами. Он выгнал из Азбуки букву А, поставил на её место жирную кляксу - свою племянницу - и теперь гоняется по Азбуке за буквой Я, кричит: «Я хозяин Азбуки!»

Ученик 3: И тогда девочка Аля и буква А решили взять папину чернильную резинку и промокашку из тетрадки, отправиться в Азбуку, разыскать Кляксича и стереть его. Правильно!

Ученик 4: А с какими интересными жителями познакомилась Аля в Азбуке? У каждого - кроме имени - прозвище (и соответствующий характер): у буквы Д - Добрая Дуня, у буквы Ф - Филин Федя, у буквы Т - Тютя, у буквы X - Хитрюга, у буквы И - Тимофей.

Тимофей - самая трудолюбивая буква в Алфавите. Тимофей занимается хозяйством: подстригает усики у гороха, чешет брюшко тыкве, вышивает крестиком и ставит самовар.

Ученик 5: У каждой буквы - своя песенка и свои любимые слова. Угадайте, какая буква может распевать такую песенку:

Сонная сорока сидела на сосне.

Снегири и сойки снились ей во сне.

«Скорей!» - сердились сойки.

«Спешим!» - снегирь свистел.

Сороку стукнул по спине,

И сон с неё слетел.

Ученик 6: А злющая буква К перешла на сторону Кляксича. Вооружилась до зубов и стала настоящим разбойником. Хотите знать, почему?

Эта буква К долго работала в Букваре, а теперь Букварь написали новый. Взяли туда букву К помоложе. А эта обиделась. Кляксич обещал ей поставить кляксу на новую К. А пока буква К всем угрожает и выкрикивает слова, которые были в букваре на её странице:

Ни с места!

Кира мыла раму!

У Киры косы!

Кира ушла в кино!

Учитель: Наконец, после многочисленных приключений наши герои добрались до буквы Э, которая рассказала им о судьбе буквы Я.

Букву Я прятало слово «заяц». Когда Кляксич всё-таки догадался, где буква Я, он погнался за зайцем. Ему бы никогда не удалось догнать зайца, но тот бежал так быстро, что буква Я не сумела удержаться при такой скорости и выскочила из слова. Тут Кляксич её и схватил! Он составил какую-то заколдованную надпись, которую невозможно прочесть. Кто прочтёт её, тот и освободит букву Я.

Вот эта надпись.

(Показать на плакате в зеркальном отображении надпись: «Буква Я свободна!».)

- Итак, буква Я свободна! А что же Кляксич? Кляксича изловить не удалось. Он сбежал, он покинул Азбуку вместе с дружками Помаркой и Опиской и всё не унимается. Поэтому Ирине Петровне пришлось писать новую книжку, в которой родственники Кляксича - Помарка и Описка, а также Вреднюга - продолжали безобразничать в учебниках Русского языка (книга «Аля, Кляксич и Вреднюга»), а потом и ещё одну книжку - «Аля, Антон и Перепуг».

Знакомство с книгой «Может, Нуль не виноват?»

Учитель: Когда смотришь на учебники, то они с виду такие скучные. А как туда попадёшь, так в них, оказывается, все живые, такая идёт своя, занятная жизнь! Не верите? А зря!

Вот какие интересные события произошли в учебнике математики для 1 класса и в сказке «Может, Нуль не виноват?» (В руках у учителя книга «Может, Нуль не виноват?».)

Из условия задачи пропал солдат-пехотинец, и условие нарушилось. А без солдата нельзя решить задачу - ответ не сойдётся. Солдатика необходимо отыскать. Ведь когда в математике начинается беспорядок, тогда над людьми берут верх двойки.

Поэтому пришлось нашей знакомой девочке Але, её другу Антону и Единице отправиться в страну Математика для 1 класса и искать солдатика. Как вы думаете, ребята, с кем могли встретиться наши герои в математической стране и какие удивительные превращения здесь происходят? (Ответы детей.)

- Отгадайте, какие цифры скрываются за следующими прозвищами:

Гусь - (2), Тришка - (3), Дыдва - (4), Семьпятниц - (7)

- У цифры 4 было прозвище Дваждыдва. Минус такому длинному прозвищу позавидовал и попытался отнять. Но оно порвалось. «Дваж» осталось у Минуса, а «дыдва» - у Четвёрки. Но «Дваж» ему оказалось совершенно ни к чему, он его потом вернул, да оно как-то обратно не пристало. Вот так и осталось - Дыдва.

У семёрки такое прозвище потому, что у неё семь пятниц на неделе. Так говорят о тех, кто часто и легко меняет свои решения.

Знаете, кто в Математике для 1 класса самый добрый? Плюс! Он всем что-нибудь прибавляет. Такой у него характер.

Ученик:

Лучше нету, чем прибавить,

Всем подарки подарить,

Рассмешить и позабавить,

Сделать, сладить, смастерить.

Дать воробышкам пшена,

Дать дождинкам имена,

Огонёк - полену в печке,

Ну, а грядке - семена.

Учитель: Ведь если к двум конфетам прибавить ещё одну конфетку, так будет сразу три. А это вкуснее! Ведь если к трём песенкам прибавить ещё одну, будет четыре, так это веселее! Если к двум тучкам прибавить две тучки, будет четыре, а это прохладнее в жаркий день. Так?

А знаете, кто самый вредный в математике для 1 класса? Минус! Братец Плюса! Тот у всех отнимает. Это он украл пехотинца, потому что очень хотел, чтобы настоящий пехотинец научил его шагать строевым шагом. «Может быть, меня когда-нибудь тоже пригласят на парад», - думал Минус. Конечно, Минуса ждало наказание: его хотели превратить в обыкновенное Тире и переселить в какую-нибудь очень скучную книжку без картинок. Но Минус обещал исправиться: «Я понял. Я был не прав. В математике нельзя так самовольничать. Извините меня».

Заключительное слово

Учитель: Перелистнулись странички книг, которые я очень хотела вам показать. Наш разговор тоже подошёл к концу.

Какое чувство осталось у вас на душе?

- Конечно, это чувство теплоты и радости, потому что книги И.П. Токмаковой именно такие: тёплые и весёлые. Не хотите потерять эти ощущения? Тогда поспешите в библиотеку!

Пройдя по всем остановкам нашего литературного путешествия, я хочу вам напомнить, что чтение – это тоже мир путешествий, приключений, это новые встречи с героями, историями и событиями.

Ученик:

Мне книги открывают целый мир, 
За шагом шаг иду, за словом слово. 
На севере могу я побывать 
И в тропиках, там, где растут бананы. 
Какая радость – открывать, читать 
Рассказы, сказки, повести, романы! 
Могу узнать, что было век назад, 
И что когда-нибудь, наверно, будет. 
О многом книги людям говорят, 
Во многом книги помогают людям.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.