12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Сергеевна28





Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новоивановская средняя общеобразовательная школа»

Свободненского района Амурской области


Рассмотрена

На заседании методического объединения

Протокол

Согласована

Заместителем директора по учебно-воспитательной работе

МОУ Новоивановской СОШ


Утверждена

Приказом директора МОУ

Новоивановской СОШ

от 31.08.2022г № 107








Программа

внеурочной деятельности

курс: «Развитие функциональной грамотности обучающихся 10 -11 классов»

на 2022 – 2023 учебный год









с. Новоивановка

2022г



Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе программы курса «РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ», Самара, ГАУ ДПО Самарской области «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования 2019

Модуль «Читательская грамотность» О.Ю. Ерофеева, к.п.н., зав. кафедрой преподавания языков и литературы СИПКРО, Н.А. Родионова, к.ф.н., доцент кафедры преподавания языков и литературы СИПКРО

Модуль «Математическая грамотность» С.Г. Афанасьева, к.п.н, доцент кафедры физико-математического образования

Модуль «Естественно-научная грамотность» А.А.Гилев, к.ф.-м.н., и.о.зав.кафедрой физико-математического образования

Модуль «Креативное мышление». Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Г.С. Ковалёва, О.Б. Логинова, Н.А. Авдеенко, С.Г. Яковлева] ; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - 2е изд

Целеполагание

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Задачи

Программа нацелена на развитие:

- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. (математическая грамотность);

- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знаниядляраспознанияипостановкивопросов,дляосвоенияновыхзнаний,для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;

- способности понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность); способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Программа реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и Креативное мышление).

Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного часа в неделю.

Количество часов– 68.

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

Планируемые результаты внеурочной деятельности 10- 11класс

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Основы читательской грамотности

- оценивать форму и содержание

текста в рамках предметного содержания

- оценивать форму и содержание

текста в рамках метапредметного содержания

- интерпретировать и оценивать математические данные в контексте лично значимой ситуации

- интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации

- интерпретировать и оценивать

личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках

предметного содержания

- интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках

метапредметного содержания

- оценивать финансовые проблемы в различном контексте

- оценивать финансовые проблемы,

делать выводы, строить прогнозы,

предлагать пути решения.

– формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования в общем культурном пространстве;

– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;

– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Выпускник получит возможность научиться:

самостоятельно ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

построению жизненных планов во временной перспективе;

при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

организовывать исследование с целью проверки гипотез, делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, выступающий, эксперт и т. д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности

В сфере отношения обучающихся к себе, своему здоровью, познанию себя:

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

В сфере отношения обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

В сфере отношения обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания;

готовность обучающихся противостоять коррупции.

В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

В сфере отношения обучающихся к окружающему миру, к живой природе:

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, осознание значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в получении научных знаний об устройстве мира и общества;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; осознание ответственности за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологически направленной деятельности;

эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

В сфере трудовых и социально-экономических отношений:

уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности;

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Основы математической грамотности

Основы естественнонаучной грамотности

Креативное мышление






Содержание внеурочной деятельности, 10-11 класс

Название раздела

Содержание

Форма организации

Вид деятельности

Основы читательской грамотности

Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально – делового стиля. Деловые ситуации в текстах.

Применение информации из текста в изменённой ситуации. Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры.

Формирование читательских умений с опорой на текст и вне текстовые знания. Электронный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах.

Критическая оценка степени достоверности, содержащейся в тексте информации. Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты.

Поисковые и научные исследования

Диспут

Познавательная


Основы математической грамотности

Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Применение формул в повседневной жизни. Формулировка ситуации на языке математики. Применение математических понятий, фактов. Интерпретация, использование и оценивание математических результатов.

Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы.

Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические зависимости.

Поисковые и научные исследования

Диспут

Познавательная


Основы естественнонаучной грамотности

Применение естественнонаучных знаний для объяснения различных явлений. Распознавание, использование и создание объяснительных моделей и представлений. Научное обоснование прогнозов о протекании процесса или явления. Объяснение принципа действия технического устройства или технологии.

Анализ, интерпретация данных. Преобразование одной формы представления данных в другую. Распознавание допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах. Оценивание c научной точки зрения аргументов и доказательств из различных источников. Анализ, интерпретация данных. Преобразование одной формы представления данных в другую. Распознавание допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах. Оценивание c научной точки зрения аргументов и доказательств из различных источников.

Поисковые и научные исследования

Диспут

Познавательная


Креативное мышление

Общее представление о креативности. Понятие «творчество», творчество и креативность. Основные аспекты проблемы креативности. Проявление креативности.

Основные подходы к определению креативности, её описанию и исследованию. Место и роль креативности среди компетенций «4К». Роль креативности в профессиональной деятельности. Креативные технологии Приемы и способы генерирования идей. «Мозговой штурм» как способ продуцирования креативных идей.

Технология Э. де Боно «Шесть шляп». Технология «Оpenspace». Технология «Круговорота» Ч. Лендри. Игра как универсальное средство развит




Тематическое планирование, 10 класс


Название темы

Количество часов

Основы Креативное мышление

8

Основы читательской грамотности

8

Основы математической грамотности

9

Основы естественнонаучной грамотности

9

Итого

34


Тематическое планирование, 11класс


Название темы

Количество часов

Основы Креативное мышление

8

Основы читательской грамотности

8

Основы математической грамотности

9

Основы естественнонаучной грамотности

9

Итого

34









Календарно-тематическое планирование 10 класс



п/п

Раздел, тема

Дата

План

Факт

10 класс

Модуль «Основы читательской грамотности» (8 ч.)

1

Уровни понимания и обработки текстов Уровни понимания текстов



2

Развернутые полуразвернутые и свернутые тексты



3

Виды семантической переработки текстов



4

Тексты репродуктивного типа и преднамеренная переработка текста. Пересказ



5

Интертекстуальные явления в обработке и переработке текстов



6

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.



7

Степень обработки и варьирования вербальной и визуальной информации в тексте



8

Свободная ориентация и восприятие тестов разных стилей.



9

Практикум. Определение композиционных частей прозаического текста разных жанров, стилей, направлений.



Модуль «Креативное мышления» (8 ч.)

1

Понятие «творчество». Проблема творчества в историческом аспекте. Творчество и креативность



2

Основные подходы к определению понятия «творчество». Черты характера, определяющие творческую личность.



3

Основные аспекты креативности



4

Проявления креативности: гибкость мышления, оригинальность мышления, воображение, чувство креативного процесса.



5

Биологический подход к изучению креативности. Когнитивный подход к изучению креативности. Возможности стимуляции креативности на когнитивном уровне.



6

Общее представление о креативности, описание подходов к её определению. Виды креативности.



7

Особенности проявления творческого потенциала субъекта в различных областях жизнедеятельности, знания и бизнеса



8

Новейшие разработки в исследованиях креативности. Основные критерии креативности



Модуль «Основы математической грамотности» ( 9 ч.)

1

Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Применение математических понятий, фактов.



2

Применение формул в повседневной жизни.



3

Формулировка ситуации на языке математики.



4

Интерпретация, использование и оценивание математических результатов.



5

Представление данных в виде таблиц.



6

Простые и сложные вопросы.



7

Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов.



8

Решение стереометрических задач.



9

Вероятностные, статистические зависимости.



Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9ч .)

1

Применение естественнонаучных знаний для объяснения различных явлений.



2

Распознавание, использование и создание объяснительных моделей и представлений.



3

Научное обоснование прогнозов о протекании процесса или явления.



4

Объяснение принципа действия технического устройства или технологии.



5

Преобразование одной формы представления данных в другую



6

Распознавание допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах.



7

Оценивание c научной точки зрения аргументов и доказательств из различных источников



8

Объяснение принципа действия технического устройства



9

Анализ, интерпретация данных.



11 класс

Модуль «Основы читательской грамотности» (8 ч.)

1

Читательская грамотность в современном мире.



2

Понятие информационной культуры



3

Деловая игра «Умеете ли вы читать?»



4

Создание текстов с учетом требований информационной грамотности.



5

Разновидности и жанры научных текстов и их переработанных вариантов



6

Электронные книги и библиотеки: назначение, возможности.



7

Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы.



8

Практикум. Интерпретация информационных текстов и медиатекстов.



Модуль «Креативное мышления» (8 ч.)

1

Креативные технологии как современные способы и методы, способствующие максимальному развитию творческих способностей и возможностей.



2

Приемы и способы генерирования идей



3

«Мозговой штурм» как способ продуцирования креативных идей



4

Технология Э. де Боно «Шесть шляп».



5

Пять основных стадий модели «Круговорота». Ключевая стадия - повышение способности города генерировать новые идеи



6

Творчество, креативность. Искусство, музыка, живопись, драма, социум и человек. Р



7

Игра как универсальное средство развития креативности



8

Творчество как способ развития креативности



Модуль «Основы математической грамотности» ( 9 ч.)

1

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.



2

Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем.



3

Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа



4

Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары).



5

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.



6

Графы и их применение в решении задач.



7

Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство.



8

Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах.



9

Обобщение по модулю «Основы математической грамотности»



Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» ( 9 ч.)

1

Применение естественнонаучных знаний для объяснения        различных        явлений



2

Распознавание, использование и создание объяснительных моделей



3

Научное обоснование прогнозов о протекании процесса



4

Объяснение принципа действия технического устройства



5

Оценивание c научной точки зрения аргументов и доказательств из различных источников.



6

Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.



7

Химические изменения состояния вещества



8

Наследственность биологических объектов



9

Экологические системы. Практикум





2


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.