Программа внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности обучающихся 10 -11 классов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новоивановская средняя общеобразовательная школа»
Свободненского района Амурской области
Рассмотрена На заседании методического объединения Протокол
| Согласована Заместителем директора по учебно-воспитательной работе МОУ Новоивановской СОШ | Утверждена Приказом директора МОУ Новоивановской СОШ от 31.08.2022г № 107 |
Программа
внеурочной деятельности
курс: «Развитие функциональной грамотности обучающихся 10 -11 классов»
на 2022 – 2023 учебный год
с. Новоивановка
2022г
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы курса «РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ», Самара, ГАУ ДПО Самарской области «Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования 2019
Модуль «Читательская грамотность» О.Ю. Ерофеева, к.п.н., зав. кафедрой преподавания языков и литературы СИПКРО, Н.А. Родионова, к.ф.н., доцент кафедры преподавания языков и литературы СИПКРО
Модуль «Математическая грамотность» С.Г. Афанасьева, к.п.н, доцент кафедры физико-математического образования
Модуль «Естественно-научная грамотность» А.А.Гилев, к.ф.-м.н., и.о.зав.кафедрой физико-математического образования
Модуль «Креативное мышление». Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Г.С. Ковалёва, О.Б. Логинова, Н.А. Авдеенко, С.Г. Яковлева] ; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - 2е изд
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи
Программа нацелена на развитие:
- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. (математическая грамотность);
- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знаниядляраспознанияипостановкивопросов,дляосвоенияновыхзнаний,для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;
- способности понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность); способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Программа реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и Креативное мышление).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного часа в неделю.
Количество часов– 68.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
Планируемые результаты внеурочной деятельности 10- 11класс
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться | |||
Основы читательской грамотности | - оценивать форму и содержание текста в рамках предметного содержания - оценивать форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания - интерпретировать и оценивать математические данные в контексте лично значимой ситуации - интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации - интерпретировать и оценивать личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания - интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания - оценивать финансовые проблемы в различном контексте - оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать пути решения. | – формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе; – восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования в общем культурном пространстве; – отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей; – оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели; – находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека; – вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества; – самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы; – адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков; – адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ); – адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов. | Регулятивные УУД Выпускник научится: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; построению жизненных планов во временной перспективе; при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. Познавательные УУД Выпускник научится: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Выпускник получит возможность научиться: ставить проблему, аргументировать ее актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез, делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. Коммуникативные УУД Выпускник научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, выступающий, эксперт и т. д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Выпускник получит возможность научиться: учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности | В сфере отношения обучающихся к себе, своему здоровью, познанию себя: ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; В сфере отношения обучающихся к России как к Родине (Отечеству): российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (гербу, флагу, гимну); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. В сфере отношения обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания; готовность обучающихся противостоять коррупции. В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей. В сфере отношения обучающихся к окружающему миру, к живой природе: мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, осознание значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в получении научных знаний об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; осознание ответственности за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологически направленной деятельности; эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. В сфере трудовых и социально-экономических отношений: уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. |
Основы математической грамотности | ||||
Основы естественнонаучной грамотности | ||||
Креативное мышление |
Содержание внеурочной деятельности, 10-11 класс
Название раздела | Содержание | Форма организации | Вид деятельности |
Основы читательской грамотности | Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально – делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Применение информации из текста в изменённой ситуации. Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры. Формирование читательских умений с опорой на текст и вне текстовые знания. Электронный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Критическая оценка степени достоверности, содержащейся в тексте информации. Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты. | Поисковые и научные исследования Диспут | Познавательная |
Основы математической грамотности | Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Применение формул в повседневной жизни. Формулировка ситуации на языке математики. Применение математических понятий, фактов. Интерпретация, использование и оценивание математических результатов. Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические зависимости. | Поисковые и научные исследования Диспут | Познавательная |
Основы естественнонаучной грамотности | Применение естественнонаучных знаний для объяснения различных явлений. Распознавание, использование и создание объяснительных моделей и представлений. Научное обоснование прогнозов о протекании процесса или явления. Объяснение принципа действия технического устройства или технологии. Анализ, интерпретация данных. Преобразование одной формы представления данных в другую. Распознавание допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах. Оценивание c научной точки зрения аргументов и доказательств из различных источников. Анализ, интерпретация данных. Преобразование одной формы представления данных в другую. Распознавание допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах. Оценивание c научной точки зрения аргументов и доказательств из различных источников. | Поисковые и научные исследования Диспут | Познавательная |
Креативное мышление | Общее представление о креативности. Понятие «творчество», творчество и креативность. Основные аспекты проблемы креативности. Проявление креативности. Основные подходы к определению креативности, её описанию и исследованию. Место и роль креативности среди компетенций «4К». Роль креативности в профессиональной деятельности. Креативные технологии Приемы и способы генерирования идей. «Мозговой штурм» как способ продуцирования креативных идей. Технология Э. де Боно «Шесть шляп». Технология «Оpenspace». Технология «Круговорота» Ч. Лендри. Игра как универсальное средство развит | | |
Тематическое планирование, 10 класс
Название темы | Количество часов |
Основы Креативное мышление | 8 |
Основы читательской грамотности | 8 |
Основы математической грамотности | 9 |
Основы естественнонаучной грамотности | 9 |
Итого | 34 |
Тематическое планирование, 11класс
Название темы | Количество часов |
Основы Креативное мышление | 8 |
Основы читательской грамотности | 8 |
Основы математической грамотности | 9 |
Основы естественнонаучной грамотности | 9 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ п/п | Раздел, тема | Дата | ||
План | Факт | |||
10 класс Модуль «Основы читательской грамотности» (8 ч.) | ||||
1 | Уровни понимания и обработки текстов Уровни понимания текстов | | | |
2 | Развернутые полуразвернутые и свернутые тексты | | | |
3 | Виды семантической переработки текстов | | | |
4 | Тексты репродуктивного типа и преднамеренная переработка текста. Пересказ | | | |
5 | Интертекстуальные явления в обработке и переработке текстов | | | |
6 | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. | | | |
7 | Степень обработки и варьирования вербальной и визуальной информации в тексте | | | |
8 | Свободная ориентация и восприятие тестов разных стилей. | | | |
9 | Практикум. Определение композиционных частей прозаического текста разных жанров, стилей, направлений. | | | |
Модуль «Креативное мышления» (8 ч.) | ||||
1 | Понятие «творчество». Проблема творчества в историческом аспекте. Творчество и креативность | | | |
2 | Основные подходы к определению понятия «творчество». Черты характера, определяющие творческую личность. | | | |
3 | Основные аспекты креативности | | | |
4 | Проявления креативности: гибкость мышления, оригинальность мышления, воображение, чувство креативного процесса. | | | |
5 | Биологический подход к изучению креативности. Когнитивный подход к изучению креативности. Возможности стимуляции креативности на когнитивном уровне. | | | |
6 | Общее представление о креативности, описание подходов к её определению. Виды креативности. | | | |
7 | Особенности проявления творческого потенциала субъекта в различных областях жизнедеятельности, знания и бизнеса | | | |
8 | Новейшие разработки в исследованиях креативности. Основные критерии креативности | | | |
Модуль «Основы математической грамотности» ( 9 ч.) | ||||
1 | Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Применение математических понятий, фактов. | | | |
2 | Применение формул в повседневной жизни. | | | |
3 | Формулировка ситуации на языке математики. | | | |
4 | Интерпретация, использование и оценивание математических результатов. | | | |
5 | Представление данных в виде таблиц. | | | |
6 | Простые и сложные вопросы. | | | |
7 | Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. | | | |
8 | Решение стереометрических задач. | | | |
9 | Вероятностные, статистические зависимости. | | | |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9ч .) | ||||
1 | Применение естественнонаучных знаний для объяснения различных явлений. | | | |
2 | Распознавание, использование и создание объяснительных моделей и представлений. | | | |
3 | Научное обоснование прогнозов о протекании процесса или явления. | | | |
4 | Объяснение принципа действия технического устройства или технологии. | | | |
5 | Преобразование одной формы представления данных в другую | | | |
6 | Распознавание допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах. | | | |
7 | Оценивание c научной точки зрения аргументов и доказательств из различных источников | | | |
8 | Объяснение принципа действия технического устройства | | | |
9 | Анализ, интерпретация данных. | | | |
11 класс Модуль «Основы читательской грамотности» (8 ч.) | ||||
1 | Читательская грамотность в современном мире. | | | |
2 | Понятие информационной культуры | | | |
3 | Деловая игра «Умеете ли вы читать?» | | | |
4 | Создание текстов с учетом требований информационной грамотности. | | | |
5 | Разновидности и жанры научных текстов и их переработанных вариантов | | | |
6 | Электронные книги и библиотеки: назначение, возможности. | | | |
7 | Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы. | | | |
8 | Практикум. Интерпретация информационных текстов и медиатекстов. | | | |
Модуль «Креативное мышления» (8 ч.) | ||||
1 | Креативные технологии как современные способы и методы, способствующие максимальному развитию творческих способностей и возможностей. | | | |
2 | Приемы и способы генерирования идей | | | |
3 | «Мозговой штурм» как способ продуцирования креативных идей | | | |
4 | Технология Э. де Боно «Шесть шляп». | | | |
5 | Пять основных стадий модели «Круговорота». Ключевая стадия - повышение способности города генерировать новые идеи | | | |
6 | Творчество, креативность. Искусство, музыка, живопись, драма, социум и человек. Р | | | |
7 | Игра как универсальное средство развития креативности | | | |
8 | Творчество как способ развития креативности | | | |
Модуль «Основы математической грамотности» ( 9 ч.) | ||||
1 | Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. | | | |
2 | Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. | | | |
3 | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа | | | |
4 | Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). | | | |
5 | Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. | | | |
6 | Графы и их применение в решении задач. | | | |
7 | Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. | | | |
8 | Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. | | | |
9 | Обобщение по модулю «Основы математической грамотности» | | | |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» ( 9 ч.) | ||||
1 | Применение естественнонаучных знаний для объяснения различных явлений | | | |
2 | Распознавание, использование и создание объяснительных моделей | | | |
3 | Научное обоснование прогнозов о протекании процесса | | | |
4 | Объяснение принципа действия технического устройства | | | |
5 | Оценивание c научной точки зрения аргументов и доказательств из различных источников. | | | |
6 | Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. | | | |
7 | Химические изменения состояния вещества | | | |
8 | Наследственность биологических объектов | | | |
9 | Экологические системы. Практикум | | |
2