12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гусева Анна Владимировна2689
Стаж работы в школе 23 года. Категория высшая.
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
0

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» 10-11 класс

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12» г. Магнитогорска













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

10-11 класс



Составитель учитель истории и обществознания

Гусева Анна Владимировна























Магнитогорск





Пояснительная записка

Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые знания и умения, которые в последующем позволят ему принимать рациональные финансовые решения, решать возникающие финансовые проблемы, своевременно распознавать финансовые мошенничества.

Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов является логичным продолжением целостной программы повышения финансовой грамотности, нашедшей своё отражение в учебно-методических комплектах, разработанных для учащихся 2–9 классов.

Однако данный курс вполне может рассматриваться и как самостоятельный, поскольку учащиеся 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать предлагаемые темы. В выпускных классах можно изучать темы, которые подростками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. В основе курса «Финансовая грамотность» для 10–11 классов лежит системно-деятельностный подход, в нём отражены личностные и метапредметные результаты, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Это позволяет вписать образовательный курс в систему общего образования для организации внеурочного обучения по программам финансовой грамотности.

Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов тесно переплетается с общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе. Благодаря этому педагог может добиться от учащихся не только более глубокого понимания курса, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащиеся – осознать, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизни.

Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике, математике, обществознанию и другим общеобразовательным предметам. Наиболее тесно образовательный курс финансовой грамотности связан с обществознанием. Ввиду того что ЕГЭ по обществознанию содержит в себе вопросы экономического блока, включающие различные аспекты финансовой грамотности, рабочая тетрадь, входящая в состав учебно-методического комплекта, разработана с учётом типовых заданий экзамена.

Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе и учитывает международный опыт реализации программ повышения финансовой грамотности.

Так, в курсе предлагается раскрытие ключевых вопросов, связанных с функционированием финансовых институтов и взаимодействием с ними. Поскольку учащиеся только начинают вступать в отношения с финансовыми институтами, в рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и др. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.

Курс направлен на формирование умений находить и анализировать информацию финансового характера, ориентироваться в ассортименте предлагаемых финансовых продуктов, осуществлять их выбор, адекватный потребностям и возможностям индивидуума. Также курс предполагает формирование умений в области прогнозирования возможных последствий от принимаемых финансовых решений и умений по выявлению мошеннических схем при осуществлении финансовых операций.

Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов разбит на тематические модули, изучение которых обеспечит освоение широкого спектра финансовой информации по вопросам, наиболее интересующим молодых людей в этом возрасте. Поскольку модули подготовлены с учётом тех конкретных практических задач, которые придётся решать молодым людям на определённом этапе их жизни, это позволит учащимся выстроить собственную образовательную траекторию и получить углублённые знания именно по тем финансовым проблемам, которые они посчитают наиболее полезными для себя. В качестве дополнительного материала при глубоком изучении учащимися отдельных вопросов финансовой грамотности могут быть использованы учебные пособия, подготовленные в рамках целостной программы повышения финансовой грамотности: «Страхование», «Фондовый рынок», «Банки», «Финансовые риски и финансовая безопасность», «Пенсия и пенсионные накопления».


Цели и планируемые результаты изучения курса.

Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 10–11 классов посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу личных финансов, а также умений и компетенций, способствующих эффективному взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью достижения финансового благосостояния.


Планируемые результаты обучения

Требования к личностным результатам освоения курса:

способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;

сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;

готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов по вопросам управления личными финансами, достигать в нём взаимопонимания;

готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой жизни;

сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как условию достижения финансового благополучия;

способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.


Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;

умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем;

умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

умение определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их использования;

умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.

Требования к предметным результатам освоения курса:

владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций; страхование; договор на услуги по страхованию; медицинское страхование; автострахование; страхование жизни; страховой случай; фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации; налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пеня по налогам; пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления; бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурный предприниматель; финансовое мошенничество; финансовые пирамиды;

владение знанием:

об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях и ограничениях использования заёмных средств;

об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов;

о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета;

о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и их специфике;

о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них;

об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;

об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;

об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;

о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов.


Содержание программы элективного курса

«Основы финансовой грамотности» (10-11 класс)


Программа курса рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в 10 классе в год, 33 часа в 11 классе в год)


10 класс

Тема 1. Банковская система: услуги и продукты (6ч.)

Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские карты, электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть.

Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (6ч.)

Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности.

Тема 3. Страхование: что и как надо страховать. (4ч).

Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика. О пенсионной грамотности.

Тема 4. Собственный бизнес. (4ч)

Формы предпринимательства в РФ. Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. Составление бизнес-плана. Расходы и доходы в собственном бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен.

Тема 5. Основы налогообложения. (6ч.)

Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.

Тема 6. Личное финансовое планирование. (7ч)

Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов. Итоговый контроль по курсу.

Итоговое обобщение 1 час





Содержание элективного курса «Финансовая грамотность» (10-11 класс)

11 класс

Тема 1. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления» (8 ч)

Факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении, существование риска в разного рода пенсионных программах; важность пенсионных накоплений в России. Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах; формула расчета размера пенсии.

Формирование навыков выбора негосударственного пенсионного фонда на рынке пенсионного обеспечения согласно целевым критериям.

Формирование навыков поиска актуальной и достоверной информации, решение задач на расчет размера пенсии по формуле.



Тема 2. «Собственный бизнес: как создать и не потерять» (10 ч.)

Бизнес; финансовые риски и неудачи бизнеса; алгоритм бизнес-плана; самообразования для развития бизнеса, стартап, бух.учет, уставной капитал, доходы, расходы, прибыль, налогообложение, бизнес идеи.

Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Маркетинг, менеджмент.



Тема 3. «Риски в мире денег: как защититься от разорения» (6 ч)

Способы сохранности денег; финансовые риски в современной экономической ситуации; финансовая подушка безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; финансовые пирамиды и как не попасться на «хорошие» предложения.

Защита и безопасность личной информации в сети Интернет (быть осторожным с паролями, пин-кодами и др.); поиск актуальной информации на сайтах компаний и государственных служб; сопоставление и анализ полученной информации из различных источников.



Тема 4. «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду» (8 ч)

Основные задачи и принципы страхования; страховые продукты в различных сферах жизни; преимущества и последствия заключения договоров на страхование; виды страхования; различие обязательного и добровольного страхования; поиск и интерпретация актуальной информации в сфере страхования; чтение договоров страхования.

Итоговое обобщение 1 час





Тематический план элективного курса «Основы Финансовой грамотности» (10-11 класс)


Название раздела

10 класс

Банковская система: услуги и продукты

6

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов.

6

Страхование: что и как надо страховать

4

Собственный бизнес.

4

Основы налогообложения.

6

Личное финансовое планирование.

7

Итоговое занятие

1

Итого:

34


Название раздела

11 класс

Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

8

Собственный бизнес: как создать и не потерять

10

Риски в мире денег: как защититься от разорения

6

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

8

Итоговое занятие

1

Итого:

33 ч

Всего:

67 ч




Календарно – тематическое планирование по элективному курсу

Наименование раздела

Тема урока

Кол-во

ч

Д\з

Дано по плану

Дано по факту

1

Банковская система: услуги и продукты

Основные понятия кредитования. Виды кредитов.

1

Ответить на вопросы



2


Основные понятия кредитования. Виды кредитов.

1

Доклад



3


Основные понятия кредитования. Виды кредитов.

1

Повторение



4


Условия кредитов.

1

Ответить на вопросы



5


Условия кредитов.

1

Доклад



6


Что такое кредитная история заемщика?

1

Повторение



7

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов.

Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов.

1

Ответить на вопросы



8


Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов.

1

Ответить на вопросы



9


Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов.

1

Повторение



10


Виды депозитов.

1

Ответить на вопросы



11


Виды депозитов.

1

Доклад



12


Условия депозитов.

1

Ответить на вопросы



13

Страхование: что и как надо страховать

Виды страхования в России.

1

Ответить на вопросы



14


Страхование имущества.

1

Доклад



15


Личное страхование.

1

Доклад



16


Страховые продукты.

1

Ответить на вопросы



17

Собственный бизнес.

Валютный курс.

1

Ответить на вопросы



18


Валютный курс.

1

Доклад



19


Банковские карты.

1

Ответить на вопросы



20


Банковские карты.

1

Доклад



21

Основы налогообложения.

Налоговый кодекс РФ.

1

Ответить на вопросы



22


Виды налогов в РФ.

1

Доклад



23


Налоговые льготы в РФ.

1

Доклад



24


Обязанность и ответственность налогоплательщиков.

1

Ответить на вопросы



25


Налоговый инспектор.

1

Доклад



26


Экскурсия в налоговую инспекцию.

1

Ответить на вопросы



27

Личное финансовое планирование.

Роль денег в нашей жизни.

1

Ответить на вопросы



28


Семейный бюджет.

1

Ответить на вопросы



29


Личный бюджет.

1

Доклад



30


Личные финансовые цели.

1

Презентация



31


Составление личного финансового плана.

1

Презентация



32


Защита своего личного финансового плана

1

Презентация



33


Обобщение изученного материала

1

Подготовка к тесту



34

Итоговое обобщение

Тестирование

1

Работа над ошибками







Календарно – тематическое планирование по элективному курсу

Наименование раздела

Тема урока

Кол-во

ч

Д\з

Дано по плану

Дано по факту

1

Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

Что такое пенсия и кому она положена

1

Ответить на вопросы



2


От чего зависит размер пенсии и как его увеличить

1

Доклад



3


Как выбрать программу пенсионного накопления

1

Повторение



4


Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»

1

Ответить на вопросы



5


Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах

1

Доклад



6


Творческое занятие – эссе «Пенсионеры — это самое дорогое, что есть у государства». (М. Гуськов)

1

Повторение



7


Решение практических задач и тестов

1

Ответить на вопросы



8


Диспут «Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь её потерять». (Г. Форд)

1

Ответить на вопросы



9

Собственный бизнес: как создать и не потерять

Как создать стартап

1

Повторение



10


Как разработать реальный бизнес-план

1

Ответить на вопросы



11


Расходы и доходы в собственном бизнесе

1

Доклад



12


Налогообложение малого и среднего бизнеса

1

Ответить на вопросы



13


Кто может помочь в создании стартапа

1

Ответить на вопросы



14


С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

1

Доклад



15


Игра «Создаём свой бизнес», часть I: подготовительный этап

1

Ответить на вопросы



16


Игра «Создаём свой бизнес», часть II: этап игрового моделирования

1

Ответить на вопросы



17


Коммуникативный семинар «Легко ли создать свой бизнес сегодня?»

1

Доклад



18


Круглый стол «Ключ к успеху бизнеса — в инновациях, которые, в свою очередь, рождаются креативностью». (Д. Гуднайт)

1

Ответить на вопросы



19

Риски в мире денег: как защититься от разорения

Какие бывают финансовые риски.

1

Доклад



20


Что такое финансовое мошенничество. И как строятся финансовые пирамиды.

1

Ответить на вопросы



21


Как управлять инвестиционными рисками

1

Доклад



22


Коммуникативный семинар «Как избежать мошенничества в сфере финансов?»

1

Доклад



23


Семинар «Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство». (Б. Авербах)

1

Ответить на вопросы



24


Решение практических задач и тестов. Обобщение по теме «Риски в мире денег: как защититься от разорения»

1

Доклад



25

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

Управление рисками и страхование

1

Ответить на вопросы



26


О правильном страховании

1

Ответить на вопросы



27


Идентификация рисков и выбор страховой защиты

1

Ответить на вопросы



28


Как правильно выбрать страховщика и не переплатить за страхование

1

Доклад



29


Как правильно заключить договор страхования и защитить свои права при страховом случае

1

Презентация



30


Коммуникативный семинар «Критерии выбора страховой компании».

1

Презентация



31


Игра «Хочу застраховать жизнь и здоровье»

1

Презентация



32


Обобщение изученного материала

1

Подготовка к тесту



33

Итоговое обобщение

Тестирование

1

Работа над ошибками






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.