12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вологжина Надежда Дмитриевна984
Россия, Иркутская обл., Иркутск
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»
4

Внеурочное занятие по финансовой грамотности "Бюджет семьи. Доходы и расходы"

Внеурочное занятие по финансовой грамотности

Тема: «Бюджет семьи. Доходы и расходы»

Цель занятия: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете.

Задачи:

Выявить основные источники семейного бюджета.

Раскрыть содержательную сторону экономических понятий (доходы и расходы) через решение практических задач.

Развивать экономическую и финансовую грамотность по ведению семейного бюджета.

Планируемые результаты:

Личностные:

проявлять познавательный интерес к новому материалу;

бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи;

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Предметные:

умело составлять и распределять бюджет семьи;

понимание и правильное использование экономических терминов;

представление о роли денег в семье и обществе;

Метапредметные:

Регулятивные результаты:

понимание цели своих действий;

составление простых планов с помощью учителя;

адекватное восприятие предложений товарищей, учителя.

Познавательные результаты:

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные результаты:

умение слушать собеседника и вести диалог;

умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Ключевые слова: деньги, банковская карта, бюджет, расходы, доходы.

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: презентация в программе MSPowerPoint, карточки для индивидуальной и групповой работы

Ход занятия:

1. Оргмомент.

-Если у тебя хорошее настроение, то постарайся сделать так, чтобы у твоего соседа появилась радость на душе и улыбка на устах.

2. Актуализация опорных знаний

-Ребята, сегодня на занятие я принесла вам вот такой предмет.

Демонстрирую копилку.

- Что это такое?

- Для чего же нужна эта копилка?

- Ребята, а какие деньги можно положить в копилку?

- Ребята, смотрите, у нас в копилке что-то лежит. Давайте достанем и посмотрим.

- Как можно назвать эти деньги?

- Банкноты. А как называются деньги, которые лежат у нас в копилке?

- Такие деньги называются «наличными». Ещё бывают и «безналичные» деньги. Их у нас нет в кошельке или в копилке, но на самом деле они хранятся на пластиковой карте (нужно показать пластиковые карты).

- Как вы думаете, что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или безналичные (пластиковые карты)?

- А в чем неудобство пластиковой карты?

3. Подведение к теме занятия.

- Ребята, где сейчас ваши родители?

- Подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу?

- А для чего вашей семье нужны деньги?

- Чтобы узнать, зачем же они нам нужны мы поиграем в одну очень интересную игру. Поиграем?

- Итак, игра «Зачем нам нужны деньги?». Объясняю вам, как нужно играть: я буду бросать мяч по очереди и спрашивать вас: «Зачем нам нужны деньги?», а вы будете отвечать, хорошо? Начинаем: зачем нам нужны деньги?»:

 - чтобы покупать игрушки;

- чтобы покупать продукты;

- чтобы платить за квартиру;

- чтобы сходить в игровой центр;

- чтобы заплатить за проезд на транспорте;

- чтобы покупать подарки и т.д.

(Если дети затрудняются, то можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций. Например:

- Если мы едем на маршрутном такси, то мы платим?

- Если мы захотели подарить Маше игрушку, то мы будем платить за игрушки? И т.д.)

- Молодцы!

- Ребята, перед вами ребус, отгадайте, что здесь зашифровано?

(Демонстрирую картинки: бегемот, юнос, дикобраз, жираф, ехидна, тюлень.)

(На доску повесить 1-е слово схемы-модели: бюджет)

- Как вы думаете, что означает слово «бюджет»?

Цель нашего занятия: узнать, что такое бюджет, из чего он состоит.

4. Изучение нового

- Сейчас вашему вниманию будет предложен мультфильм, где вы точно услышите, что такое «бюджет» и из чего он состоит.

Просмотр мультфильма «Богатый Бобренок», 10 серия «Бюджет».

(Дети отвечают на вопрос Бобренка)

- У каждой семьи есть свой семейный бюджет.

(На доску повесить 2-е слово схемы-модели: семейный бюджет)

- Как вы думаете, что это такое?

(Дети читают)

- Итак, что делают родители, чтобы пополнить бюджет семьи?

- Как называют заработанные ими деньги?

- Да, зарплату люди получают за свой труд.

- А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, которые уже не работают?

- А почему они получают деньги, ведь они же не работают?

- Вот вы, например, сейчас пока ещё тоже не работаете, но за свою хорошую учёбу вы получаете хорошие отметки. После школы пойдёте учиться какой-либо профессии и, если будете с этим хорошо справляться – вам за отличную учёбу будут платить стипендию.

- Кто запомнил, из каких частей состоит семейный бюджет?

(На доску повесить 3-е слово схемы-модели: доходы и расходы).

Работа со схемой.

- Если семейный бюджет мы представим в виде тучки, то те капельки воды, которые в неё попадают, как вы думаете, как будут называться? (Доходы)

- Что будет происходить с нашей тучкой (бюджетом)?

- А как мы назовём капельки, которые в виде дождя из неё вытекают? (Расходы)

- Что будет происходить с нашей тучкой (бюджетом)? (Дети приводят примеры)

- Что может произойти с тучкой (бюджетом) если наши расходы будут превышать доходы? (Дефицит бюджета)

- Так, за чем мы должны следить в семейном бюджете?

- Что для этого надо делать?

-Теперь постараемся определить, где доходы, а где расходы. Я вам буду называть доход или расход, а вы должны определить, что это и показать определенный цвет. (Красный – расход, зеленый – доход)

папа получил зарплату

покупка телевизора

оплата коммунальных услуг

покупка продуктов

детское пособие

покупка велосипеда

оплата школьного питания

бабашка получила пенсию

покупка книг

лечение дедушки

мама получила премию

проезд в транспорте

Расходы — это денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи. 

Расходы также бывают запланированные и незапланированные.

Физкультминутка «Семья».

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я –
Вот и вся наша семья!
(загибают поочередно пальцы на руке)

Закрепление. Дифференцированная работа:

Фронтально:

- Определите запланированные и незапланированные расходы семьи. Для этого соедините линией вид расхода с нужной корзиной.

Оплата детского сада

Запланированные

t1671027502aa.png

Незапланированные

t1671027502aa.png

Покупка новой одежды

Оплата жилья

Оплата кружка ребёнка

Покупка бензина для машины

Оплата продуктов питания

Ремонт одежды (сломалась на куртке молния)

Лечение

Поход в кино

Подарок на день рождения друга

Оплата телефона

Поломка телевизора


Индивидуально:

- Определите запланированные и незапланированные расходы своей семьи

1 ученик:

Соедини стрелками запланированные и незапланированные доходы в семье:

Расходы


Оплата продуктов питания

Запланированные

Оплата телефона

Подарок на день рождение друга

Ремонт одежды (сломалась на куртке молния)

Незапланированные

Оплата жилья

Посещение ресторана

2 ученик:

Соедини стрелками запланированные и незапланированные доходы в семье:

Расходы


Оплата детского сада

Запланированные

Оплата продуктов питания

Поход в кино

Поломка телевизора

Незапланированные

Оплата лекарств, в случае болезни

Покупка новой компьютерной игры

3 ученик:

Соедини стрелками запланированные и незапланированные доходы в семье:

Расходы


Обучение

Запланированные

Отдых в санатории

Покупка новой одежды

Оплата кружка ребёнка

Незапланированные

Оплата продуктов питания

Покупка бензина для машины

5. Практическая работа над новым материалом.

Работа в группах

- Вам сейчас предстоит рассчитать бюджет семьи Петровых на месяц, состоящей из 4 человек. Что им можно посоветовать?

Доходы

Расходы

60 000 Зарплата родителей

3 000 Пособие на детей

5 000 Арендная плата за гараж

5 000 Премия папы за отличную работу

2 000 Банковский % по вкладу за год

Итого:

(75 000р.)

25 000 Продукты питания

14 000 Одежда, обувь

5 000 Квартплата, свет, вода,

Интернет

2 000 Оплата детского сада

1 000 Проезд

2 000 Посещение игровых

аттракционов

4 000 Плата за кредит

Итого: (53 000р.)

- Вам сейчас предстоит рассчитать бюджет семьи Сидоровых на месяц, состоящей из 3 человек. Что им можно посоветовать?

Доходы

Расходы

50 000 Зарплата родителей

3 000 Стипендия сына

Итого:

(53 000р.)

20 000 Продукты питания

13 000 Одежда, обувь, бытовая

химия

7 000 Оплата жилья, телефонов,

интернета

2 000 Расходы на транспорт

2 000 Досуг, отдых

10 000 Покупка нового телефона

10 000 Оплата услуг образования

Итого: (64 000р.)

- Какие доходы являются постоянными, а какие – непостоянными? Смогут ли семьи отложить деньги на летний отдых?

6. Этап контроля и самоконтроля

- Давайте вспомним понятия, которые связаны с темой занятия. В этом нам поможет кроссворд. Закончите предложения:

Мама, папа, я – наша дружная …Семья

Дети получают детское …Пособие

Родители получают на работе …Зарплата

То, что тратит семья …Расходы

Её получают бабушки и дедушки…Пенсия

Бывает государственный, семейный…Бюджет

Назовите одним словом: зарплата, премия, пенсия, пособие …Доходы

7. Рефлексия

- Какое слово спряталось? Правильно, спасибо за внимание, за хорошую работу.

8. Домашнее задание

- Нарисуйте, как, по-вашему, выглядит семейный бюджет.


Использованная литература и интернет-ресурсы:

Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2010.

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.

Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. в 2- х частях. Ч.2/ С.Н. Федин. – М.: ВИТА_ПРЕСС, 2015. – (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»). - ISBN0000000

Финансовая грамотность: учебное пособие для начальной школы: в 4 частях / А.А. Козлова, М.А. Лангер, А.В. Пловникова и др.; стихи М.А. Лангер; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2018.

https://www.youtube.com/watch?v=4psDQptbECY


Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.