Внеурочное занятие по финансовой грамотности «Бюджет семьи. Доходы и расходы» (6 классы)
Внеурочное занятие по финансовой грамотности
Тема: «Бюджет семьи. Доходы и расходы»
Цель занятия: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете.
Задачи:
Выявить основные источники семейного бюджета.
Раскрыть содержательную сторону экономических понятий (доходы и расходы) через решение практических задач.
Развивать экономическую и финансовую грамотность по ведению семейного бюджета.
Планируемые результаты:
Личностные:
проявлять познавательный интерес к новому материалу;
бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Предметные:
умело составлять и распределять бюджет семьи;
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о роли денег в семье и обществе;
Метапредметные:
понимание цели своих действий;
составление простых планов с помощью учителя;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителя.
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Ключевые слова: деньги, банковская карта, бюджет, расходы, доходы.
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: презентация в программе MSPowerPoint, карточки для индивидуальной и групповой работы
Ход занятия:
1. Оргмомент.
-Если у тебя хорошее настроение, то постарайся сделать так, чтобы у твоего соседа появилась радость на душе и улыбка на устах.
2. Актуализация опорных знаний
-Ребята, сегодня на занятие я принесла вам вот такой предмет.
Демонстрирую копилку.
- Что это такое?
- Для чего же нужна эта копилка?
- Ребята, а какие деньги можно положить в копилку?
- Ребята, смотрите, у нас в копилке что-то лежит. Давайте достанем и посмотрим.
- Как можно назвать эти деньги?
- Банкноты. А как называются деньги, которые лежат у нас в копилке?
- Такие деньги называются «наличными». Ещё бывают и «безналичные» деньги. Их у нас нет в кошельке или в копилке, но на самом деле они хранятся на пластиковой карте (нужно показать пластиковые карты).
- Как вы думаете, что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или безналичные (пластиковые карты)?
- А в чем неудобство пластиковой карты?
3. Подведение к теме занятия.
- Ребята, где сейчас ваши родители?
- Подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу?
- А для чего вашей семье нужны деньги?
- Чтобы узнать, зачем же они нам нужны мы поиграем в одну очень интересную игру. Поиграем?
- Итак, игра «Зачем нам нужны деньги?». Объясняю вам, как нужно играть: я буду бросать мяч по очереди и спрашивать вас: «Зачем нам нужны деньги?», а вы будете отвечать, хорошо? Начинаем: зачем нам нужны деньги?»:
- чтобы покупать игрушки;
- чтобы покупать продукты;
- чтобы платить за квартиру;
- чтобы сходить в игровой центр;
- чтобы заплатить за проезд на транспорте;
- чтобы покупать подарки и т.д.
(Если дети затрудняются, то можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций. Например:
- Если мы едем на маршрутном такси, то мы платим?
- Если мы захотели подарить Маше игрушку, то мы будем платить за игрушки? И т.д.)
- Молодцы!
- Ребята, перед вами ребус, отгадайте, что здесь зашифровано?
(Демонстрирую картинки: бегемот, юнос, дикобраз, жираф, ехидна, тюлень.)
(На доску повесить 1-е слово схемы-модели: бюджет)
- Как вы думаете, что означает слово «бюджет»?
Цель нашего занятия: узнать, что такое бюджет, из чего он состоит.
4. Изучение нового
- Сейчас вашему вниманию будет предложен мультфильм, где вы точно услышите, что такое «бюджет» и из чего он состоит.
Просмотр мультфильма «Богатый Бобренок», 10 серия «Бюджет».
(Дети отвечают на вопрос Бобренка)
- У каждой семьи есть свой семейный бюджет.
(На доску повесить 2-е слово схемы-модели: семейный бюджет)
- Как вы думаете, что это такое?
(Дети читают)
- Итак, что делают родители, чтобы пополнить бюджет семьи?
- Как называют заработанные ими деньги?
- Да, зарплату люди получают за свой труд.
- А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, которые уже не работают?
- А почему они получают деньги, ведь они же не работают?
- Вот вы, например, сейчас пока ещё тоже не работаете, но за свою хорошую учёбу вы получаете хорошие отметки. После школы пойдёте учиться какой-либо профессии и, если будете с этим хорошо справляться – вам за отличную учёбу будут платить стипендию.
- Кто запомнил, из каких частей состоит семейный бюджет?
(На доску повесить 3-е слово схемы-модели: доходы и расходы).
Работа со схемой.
- Если семейный бюджет мы представим в виде тучки, то те капельки воды, которые в неё попадают, как вы думаете, как будут называться? (Доходы)
- Что будет происходить с нашей тучкой (бюджетом)?
- А как мы назовём капельки, которые в виде дождя из неё вытекают? (Расходы)
- Что будет происходить с нашей тучкой (бюджетом)? (Дети приводят примеры)
- Что может произойти с тучкой (бюджетом) если наши расходы будут превышать доходы? (Дефицит бюджета)
- Так, за чем мы должны следить в семейном бюджете?
- Что для этого надо делать?
-Теперь постараемся определить, где доходы, а где расходы. Я вам буду называть доход или расход, а вы должны определить, что это и показать определенный цвет. (Красный – расход, зеленый – доход)
папа получил зарплату
покупка телевизора
оплата коммунальных услуг
покупка продуктов
детское пособие
покупка велосипеда
оплата школьного питания
бабашка получила пенсию
покупка книг
лечение дедушки
мама получила премию
проезд в транспорте
Расходы — это денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи.
Расходы также бывают запланированные и незапланированные.
Физкультминутка «Семья».
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я –
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
Закрепление. Дифференцированная работа:
Фронтально:
- Определите запланированные и незапланированные расходы семьи. Для этого соедините линией вид расхода с нужной корзиной.
Оплата детского сада | Запланированные Незапланированные | Покупка новой одежды |
Оплата жилья | Оплата кружка ребёнка | |
Покупка бензина для машины | Оплата продуктов питания | |
Ремонт одежды (сломалась на куртке молния) | Лечение | |
Поход в кино | Подарок на день рождения друга | |
Оплата телефона | Поломка телевизора |
Индивидуально:
- Определите запланированные и незапланированные расходы своей семьи
1 ученик:
Соедини стрелками запланированные и незапланированные доходы в семье:
Расходы | |
Оплата продуктов питания | Запланированные |
Оплата телефона | |
Подарок на день рождение друга | |
Ремонт одежды (сломалась на куртке молния) | Незапланированные |
Оплата жилья | |
Посещение ресторана |
2 ученик:
Соедини стрелками запланированные и незапланированные доходы в семье:
Расходы | |
Оплата детского сада | Запланированные |
Оплата продуктов питания | |
Поход в кино | |
Поломка телевизора | Незапланированные |
Оплата лекарств, в случае болезни | |
Покупка новой компьютерной игры |
3 ученик:
Соедини стрелками запланированные и незапланированные доходы в семье:
Расходы | |
Обучение | Запланированные |
Отдых в санатории | |
Покупка новой одежды | |
Оплата кружка ребёнка | Незапланированные |
Оплата продуктов питания | |
Покупка бензина для машины |
5. Практическая работа над новым материалом.
Работа в группах
- Вам сейчас предстоит рассчитать бюджет семьи Петровых на месяц, состоящей из 4 человек. Что им можно посоветовать?
Доходы | Расходы |
60 000 Зарплата родителей 3 000 Пособие на детей 5 000 Арендная плата за гараж 5 000 Премия папы за отличную работу 2 000 Банковский % по вкладу за год Итого: (75 000р.) | 25 000 Продукты питания 14 000 Одежда, обувь 5 000 Квартплата, свет, вода, Интернет 2 000 Оплата детского сада 1 000 Проезд 2 000 Посещение игровых аттракционов 4 000 Плата за кредит Итого: (53 000р.) |
- Вам сейчас предстоит рассчитать бюджет семьи Сидоровых на месяц, состоящей из 3 человек. Что им можно посоветовать?
Доходы | Расходы |
50 000 Зарплата родителей 3 000 Стипендия сына Итого: (53 000р.)
| 20 000 Продукты питания 13 000 Одежда, обувь, бытовая химия 7 000 Оплата жилья, телефонов, интернета 2 000 Расходы на транспорт 2 000 Досуг, отдых 10 000 Покупка нового телефона 10 000 Оплата услуг образования Итого: (64 000р.) |
- Какие доходы являются постоянными, а какие – непостоянными? Смогут ли семьи отложить деньги на летний отдых?
6. Этап контроля и самоконтроля
- Давайте вспомним понятия, которые связаны с темой занятия. В этом нам поможет кроссворд. Закончите предложения:
Мама, папа, я – наша дружная …Семья
Дети получают детское …Пособие
Родители получают на работе …Зарплата
То, что тратит семья …Расходы
Её получают бабушки и дедушки…Пенсия
Бывает государственный, семейный…Бюджет
Назовите одним словом: зарплата, премия, пенсия, пособие …Доходы
7. Рефлексия
- Какое слово спряталось? Правильно, спасибо за внимание, за хорошую работу.
8. Домашнее задание
- Нарисуйте, как, по-вашему, выглядит семейный бюджет.
Использованная литература и интернет-ресурсы:
Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.
Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. в 2- х частях. Ч.2/ С.Н. Федин. – М.: ВИТА_ПРЕСС, 2015. – (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»). - ISBN0000000
Финансовая грамотность: учебное пособие для начальной школы: в 4 частях / А.А. Козлова, М.А. Лангер, А.В. Пловникова и др.; стихи М.А. Лангер; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2018.
https://www.youtube.com/watch?v=4psDQptbECY