12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ситалова Олеся Александровна162
Россия, Воронежская обл., Лиски


Урок по химии в 9 классе по теме: «Вода. Вода в жизни человека»

Цель урока: сформировать понятие вода, рассмотреть состав, физические и химические свойства воды, её нахождение в природе; составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства воды; устанавливать причинно-следственные связи между химической связью, её физическими и химическими свойствами; выполнять расчёты по химическим формулам, протекающих с участием воды.

Задачи:

Сформировать представление учащихся о воде, её составе, физических и химических свойствах, её нахождении в природе и значении для человека, о способах очистки воды.

Стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, проведению эксперимента, наблюдению, анализу индивидуальных достижений, умению делать выводы.

Обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся.

Личностные результаты: сформированность ответственного отношения к учению; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Предметные результаты: определять состав воды по формуле; распознавать опытным путем растворимые и нерастворимые соли; определять с помощью опытов физические и химические свойства воды; соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов; очищать воду различными способами; определять значение воды в жизни человека.

Оборудование: вода, хлорид натрия, карбонат кальция, фенолфталеин, металлический натрий, канцелярская скрепка, бумажные цветы, перманганат калия, безводный сульфат меди (2), оксид кальция, минеральная и дистиллированная вода, стеклянная посуда, фильтровальная бумага, жидкое мыло, проектор, ноутбук, презентация, интерактивная доска, ЭОР.

Этапы урока

Содержание урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов


I.

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Здравствуйте. Посмотрите на доску и разгадайте ребус.

Какая тема нашего урока? (Вода)

Посмотрите на следующий слайд, что здесь изображено? (Вода в жизни человека)

t1604377732aa.jpg

Запишите в рабочий лист нашу тему: «Вода. Вода в жизни человека» (слайды 1-4)

Существует мнение, что вода – самое необыкновенное вещество в мире.
Однако воды на Земле много, она есть повсюду. Согласны ли вы с этим утверждением? Какой вопрос у вас возникает? (слайд 5)

Можно ли утверждать, что вода – самое необыкновенное вещество на земле?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами разделимся на группы и каждая группа будет работать над заданиями.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

5. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.


II.

Поиск решения.


Класс делится на группы:

1. Итак, наша первая группа – «Теоретики».

Учащийся группы рассказывает учащимся о строении молекулы (угловое строение, угол 104, 5, связи О-Н являются полярными, молекула воды – диполем. Между молекулами воды водородная связь, в молекуле воды – ковалентная полярная) (учащиеся делают записи в рабочем листе урока, видеофрагмент) (слайды 7-9)

2. Итак, наша вторая группа – «Физики- экспериментаторы»

Учащийся группы рассказывает учащимся про физические свойства воды (агрегатное состояние, температура кипения и плавления, максимальная плотность, высокая теплота плавления и теплота парообразования, высокая удельная теплоёмкость, высокое поверхностное натяжение вязкость, гидрофильные и гидрофобные вещества (учащиеся делают записи в рабочем листе урока) (слайд 10, техника безопасности, опыт со скрепкой и цветам, растворение солей в воде, растворение перманганата калия в воде)

3.Группа – «Химики - экспериментаторы».

Учащийся группы рассказывает учащимся о химических свойствах воды. Учащиеся проводят опыты и делают соответствующие выводы (фотосинтез, взаимодействие с оксидом кальция, металлическим натрием и приготовление медного купороса (учащийся) – демонстрационные опыты (учащиеся делают записи в рабочем листе урока) (слайды 11-14).

4.Группа – «Биологи».

Учащийся группы рассказывает учащимся о круговоротах воды в природе, о значении воды для организма человека (два видеофрагмента, изучение состава минеральной воды, дистиллированной, учащиеся делают записи в рабочем листе урока) (слайд 15-18)

5.Группа – «Экологи»

Учащийся группы рассказывает учащимся о загрязнении воды, о способах очистки сточных вод (работа с картой, ознакомление с бытовым фильтром, фильтрация воды из озера «Богатое», видеофрагмент, учащиеся делают записи в рабочем листе урока) (слайды 19-21)


Учащиеся отвечают на вопросы по группам, заполняют рабочий лист урока.

– Как ответим на вопрос урока?


Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.





Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


III. Самостоятельное применение знаний.


Задание

1 вариант

1.    Укажите соединение, в котором водород имеет степень окисления +1.

NaH

BaH2

H2O

H2

2. Является реакцией горения:

1) СuО + Н2 = Сu + Н2О; 2) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2;

3) Zn + S = ZnS; 4) 4Р + 5О2 = 2Р2О5

3. Вещества, хорошо растворимые в воде, называют:

1) гидрофильными; 2) гидропроводными;

3) гидрофобными; 4) текучими.

4. Расставьте коэффициенты, назовите окислитель и восстановитель:

Mg + H2O = Mg(OH)2 + H2

Вычислите массовую долю водорода в воде (в %)

(Ответы: 1) 3; 2) 4; 3) 1; 4) Mg + 2H2O = Mg(OH)2 + H2

(Mg – воостановитель; H+ в H2O – окислитель); 5) 11 %)

2 вариант

Укажите соединение, в котором водород имеет степень окисления

1

HCl

CaH2

NH3

H2

2. Как распознать кислород среди других газов?

1) по окраске; 2) по помутнению известковой воды;

3) по вспыхиванию тлеющей лучинки; 4) по запаху

3.Химическая связь в молекуле воды:

1) ионная 2) ковалентная полярная

3) ковалентная неполярная 4) водородная

4. Расставьте коэффициенты, назовите окислитель и восстановитель:

F2 +H2O = HF+ O2   

5.Вычислите массовую долю кислорода в воде (в %)

(Ответы: 1) 2; 2) 3; 3) 2; 4) 2F2 +2H2O = 4HF+ O2   

F2 – окислитель; O-2 в H2O – восстановитель); 5) 89%)

Задание

Используя понятия, характеризующие тему «Вода», составьте кластер


t1604377732ab.gif

(Ответ: бесцветная, прозрачная, при н.у. жидкая и т.д.)



ΙV.

Итог урока.

– Сделайте вывод по уроку.

Домашнее задание: учебник О.С. Габриелян п. 20 упр. 1-3 (устно), 5 (письменно), 7 (повышенной сложности, письменно); п. 21 упр. 2, 6, 8 (устно)

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?




 

Все понял

Частично понял

Ничего не понял

1. Строение молекулы воды

 

 

 

2. Водородная связь

 

 

 

3. Физические свойства воды

 

 

 

4. Химические свойства воды

 

 

 

5. Круговорот воды




6. Загрязнение и очистка воды




7. Доволен ли ты своей работой?

 

 

 







Представлена презентация для урока "Вода. Вода в жизни человека"/data/files/a1604378247.docx (5 группа "Экологи" (для урока "Вода. Вода в жизни человека"))/data/files/o1604378198.docx (4 группа "Биологии" (для урока "Вода. Вода в жизни человека")/data/files/p1604378141.docx (3 группа "Химики" (для урока "Вода.Вода в жизни человека"))/data/files/w1604378099.docx (2 группа "Физики" (к уроку "Вода. Вода в жизни человека")/data/files/w1604378051.docx (1 группа "Теоретики" (к уроку "Вода. Вода в жизни человека")/data/files/e1604377967.docx (Рабочий лист для урока "Вода. Вода в жизни человека")

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.