Конспект занятия на тему «Вода — друг, вода — враг»
Тема занятия. Вода -друг, вода - враг.
Цель: показать значение воды в жизни людей и природы.
Задачи
Образовательные: дать представление детям о роли воды в жизни человека и природы, о опасных проявлениях стихийных водных явлений; познакомить с водоемами республики, расширить общий кругозор;
Развивающие: развивать умение выделять главное, существенное в учебном материале, сравнивать, делать выводы, способствовать развитию творческой активности;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам.
Ход занятия
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Я прочитаю загадки, а вы по отгадкам скажете о чем мы будем говорить на занятии :
В тихую погоду — нет нас нигде,
А ветер подует — бежим по воде. (Волны)
Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
Нет ног, но на месте она не стоит,
Ложе есть, но не спит,
Не котёл, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Нет рта, но она никогда не молчит. (Река)
Кто бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой? (Ручей)
Ни в огне не горит,
Ни в воде не тонет. (Лёд)
День и ночь кричит,
А голос не устаёт. (Водопад)
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи —
Нет опоры для ноги. (Болото)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)
3. Постановка учебной задачи.
Тема нашего занятия: Вода -друг, вода - враг.
Как вы понимаете слово друг?
Ответы детей
У друга одно лексическое значение. Этим словом обозначают человека близкого к тебе душой, который может всегда выслушать, поговорить, помочь советом и делом, никогда не будет тебя осуждать, защитит словом и делом.
Скажите дети- вода друг для человека? Ответы детей. А что хорошего , доброго делает вода для людей .Ответы детей.
- Первое из природных богатств, с которым встречается человек – это вода. Она становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. Человек как-нибудь обойдётся без золота, алмазов, но без воды он не сможет жить.
- Зачем же вода так нужна человеку? Ответы детей. (Пить, умываться, купаться, готовить еду).
- Сколько времени человек может жить без воды? Ответы детей. (Месяц, неделю, несколько дней).
- Без пищи человек может прожить 2 месяца, а вот без воды – не более 4 – 5 дней. А знаете почему?
- Организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. При недостатке воды, происходит обезвоживание и человек погибает через несколько дней. За сутки человек употребляет от 2 до 6 литров воды.
Издавна человек селился у мест с реками, водоемами. Наличие воды помогало выжить в самых суровых условиях. Человек пил, готовил еду, мылся, выращивал съедобные растения. Река помогала людям защититься от врагов, ездить и перевозить разные грузы, открывать новые земли.
4. Новый материал.
Ребята , а в нашей Республике есть реки и водоемы .Назовите известные вам реки. Ответы детей: Терек, Ардон, Фиагдон, Белая (Урсдон), Урух. В Северной Осетии насчитывают до70 больших и малых рек.
А где рождаются наши реки? Ответы детей.
Большинство рек республики имеют горное происхождение, и берут свое начало с горных ледников. Терек главная река Северной Осетии он начинается от ледника горы Зилга-хох и впадает в Каспийское море. Все другие реки нашей республики являются притоками Терека. Приток- река впадающая в главную реку. Крупные реки из них: Ардон, Фиагдон, Белая (Урсдон), Урух( Ираф).
5.Показ презентации.
В нашей Республике есть озера, водопады, родники и минеральные источники. Огромными запасниками чистой воды являются ледники.
Как используют люди природные воды? Ответы детей.
Люди пользуются водой в быту: купание, уборка, стирка, приготовление пищи...
Воды орошают пахотные земли, используют для нужд производства (фабрики и заводы).
Снабжают жителей электрической энергией(ГЭС). В республике несколько гидроэлектростанций. Строится самая большая ГЭС- Зарамагская, и15 малых ГЭС.
6.Физминутка
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
А может вода нести вред природе и людям? В определенные моменты вода становится опасной.
Показ презентации.
Плавая в незнакомых реках и водоемах можно утонуть.
Весной лед тает, река становится полноводной и разливается в местах где образуются преграды ее течению. Вода затапливает плодородные земли, леса, поля, дома людей.
Обильные ливневые дожди затапливают улицы и дома в городе.
Длительные и обильные дожди вызывают развитие селей и оползней в природе.
Зимой мокрые осадки выпадая на землю замерзают. Дороги превращаются в каток, создавая аварийные ситуации на дорогах. Обледенелые растения становятся хрупкими и легко ломаются.
Из-за природных явлений тают и сходят горные ледники. Они несут большие разрушения в природе и опасность людям.(Колка)
Большой вред природе и людям несет дождь с градом. Градины летящие с большой скоростью пробивают стекла, пластиковые панели, ломают ветви молодых растений, уничтожают урожай культурных растений.
Подводные землетрясения рождают огромные волны в океане с большой разрушительной силой- цунами.
Как предотвратить опасные ситуации на воде.
НЕ плавать в незнакомых местах, одному без взрослых.
Городским властям проводить меры по очистке русла рек от наносного материала(песок, гравий) , укреплять берега рек и водоемов.
Строит водоотводящие системы в населенных пунктах.
Нужно нам беречь воду ? Что нужно делать для этого? Что мы можем сделать для сохранения чистоты воды ?
Ответы детей.(Экономить бытовую воду. Не бросать мусор в водоемы. Не засорять берега рек и водоемов мусором).
7.Закрепление.
Викторина: Как называется главная река Осетии? С каких мест берут начало реки в Осетии? Какой искусственный водоем есть в городе Владикавказ? Куда впадает река Терек? Какие горные ледника вы знаете? В чем различие родника от минерального источника(пресная вода и насыщенная мин. солями и газом).Что такое водопад? Какие водопады в Республике вы знаете? Чем болото отличается от озера? Чем град отличается от ледника.
Игра. На карточках написаны названия ледников и водоемов. Дети должны сказать какому водному источнику они относятся Цейский. - ледник, Мидаграбинский- водопад,
Ардон- река...
8. Рефлексия.
Деятельность обучающихся
- Я узнал…
- Я понял, что…
- Я почувствовал …
- Было интересно…
- Меня удивило …
- Мне захотелось…
- Я поработал сегодня…
- дети заканчивают предложения, тем самым подводят итог своей работы.
Творческое задание. Нарисуй любой водоем нашего края. Составь небольшой рассказ по рисунку.