12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елизарова Александра Павловна20

Муниципальное учреждение дополнительного образования

"Центр "Олимпия" Дзержинского района Волгограда"










Открытое занятие по теме:

" Авторские песни военно-патриотического направления"

(в рамках интегрированного занятия по программе кружка

"Школа Сталинградских поколений" )

12-15 лет






Подготовила:

Елизарова Александра Павловна

Педагог дополнительного образования,

руководитель клуба авторской песни

"Душа компании"

Адрес:

г. Волгоград, ул. 51-ой Гвардейской 46,

Центр "Олимпия"










5 мая 2022г.


Цели урока: 

1. На примере авторских песен воспитанников клуба, используя классический репертуар бардовской песни, сформировать представление учащихся о героических подвигах, мужественных защитниках нашей Родины. Показать, какой ценой нам дарована жизнь и мирное небо над головой.

2. Доказать с помощью исследования, как музыка русского народа поднимала в человеке дух патриотизма.

Задачи:

формирование гражданской позиции, любви к своей Родине, уважение к старшему поколению ;

развитие творческого мышления и воображение учащихся; посредством слушания и анализа музыкальных произведений;

обогащение духовного мира, путем приобщая воспитанников к классическим произведениям бардовской песни героико-патриотической тематики;

развитие умения работать в коллективе.


Музыкальный материал:

"Вспомните ребята" (В. Берковский, Д. Сухарев)

"Нам нужна одна победа" (Б. Окуджава)

"Последний бой" (М. Ножкин)

"Дети-герои" (А. Домникова)

День Победы” (Д. Тухманов, В. Харитонов)


Структура урока:


Организационный момент:

Мотивация;
– Проблемная ситуация;
– Слушание и осмысливание;
– Закрепление нового материала;
– Выполнение музыкального задания;
– Оценивание.


Виды деятельности учащихся:

1. Слушание музыки;
2. Вокально-хоровая работа;
3. Анализирование  музыкальных произведений.


Методы обучения:

Словесный;

Наглядно-слуховой;

Стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковой ситуации;

Анализ, сравнение, обобщение.

Оборудование: видеофрагменты из документальных фильмов, аудиозаписи песен, портреты исполнителей, гитара, фортепиано, компьютер, презентация, мультимедийный проектор.


Ход урока:

1. Вход в класс под звуки песни Виктора Берковского "Вспомните, ребята".

2. Организационный момент.

3. Беседа о музыкальном образе на примере песни Виктора Берковского "Вспомните, ребята".

4. Исполнение песни "Нам нужна одна Победа" (воспитанниками клуба "Душа компании")

5. Научно-исследовательская деятельность учащихся.


Цель: определение трех этапов времени создания песен о войне (до военной эпохи, военного времени, после войны).

Исполнение песни "Нам нужна одна победа" (Б. Окуджавы) )воспитанниками клуба "Душа компании" (под гитару)

5а. Творческое Задание 1 по командам.

Показ видеофрагментов из кинофильма: “Белорусский вокзал”

6. Разучивание песни Михаила Ножкина "Последний бой"

6а. Творческое Задание 1 по командам.

7. Исполнение патриотической песни собственного сочинения Домниковой Амалией "Дети-герои" (под гитару)

8. Итог урока.

9. Выход из класса под звуки песни “День Победы” (Д. Тухманов, В. Харитонов)

Сценарий урока:

1. Вход учителя в класс.

2. Организационный момент: вход учащихся под песню Виктора Берковского и Дмитрия Сухарева "Вспомните, ребята" (на экране клип песни) (видеоряд 1)

3. Беседа о прозвучавшей музыке.

У – Ребята, какая песня сейчас прозвучала? Вы смогли запомнить некоторые строки из припева?

Д - Прозвучала песня "Вспомните, ребята"

У - Верно, песня так и называется "Вспомните, ребята". А написали ее выдающиеся авторы, известные барды Виктор Берковский и Дмитрий Сухарев.

Я хочу прочесть вам авторский комментарий к этой песне, написанный Виктором Берковским:

"Мы с Митей Сухаревым - дети военного поколения. И мой отец, и отец Мити воевали. Мы росли в атмосфере безотцовщины; жизнь была очень непростая, полуголодная. Но весь народ был объединён одной целью: нужна победа. И слово «Родина» не казалось затасканным патриотическим трафаретом, а как раз и было той идеей, что всех объединяла, за которую боролся весь народ. Нам повезло: и мой, и Митин отец вернулись живые, правда, сильно покалеченные…

В моей памяти сохранилась картина: колонна призывников, в которой шагает на вокзал мой отец, — а с обеих сторон колонны идут жёны, матери, дети солдат. И мы с мамой идём в этом сопровождении…" (С) 1978 г.

Как вы считаете, о чем песня и какой музыкальный образ создали авторы в этой песне?

Д - Песня о том, как призывают солдат на войну. Образ песни драматический, лирический, эпический, лиро-эпический.

У - Какие еще музыкальные образы Вы знаете?

Д - Сказочный, комический.

У - Как Вы думаете, в какое время была создана эта песня? До войны, во время войны, после войны?

Д- песня была написана после войны. Эта как бы "песня-воспоминание" о трагических событиях.

4. Исполнение песни "Нам нужна одна Победа"

Д- А сейчас я попрошу воспитанников нашего клуба "Душа компании" исполнить еще одну патриотическую песню, которая возможно многим из вас знакома. Это песня "Нам нужна одна победа", написанная Булатом Окуджавой в 1970 году к фильму “Белорусский вокзал”

(Показ видеофрагментов из кинофильма: “Белорусский вокзал” )

(видеоряд 2)

У - вам понравилось, как ребята исполняют эту песню?

Д - Да!

У - Давайте с вами немного распоемся, прежде чем начнем ее разучивать..

1. Дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, распевки под пианино.

2. Исполнение мелодии песни с закрытым ртом, либо как вокализ.

3. Разучивание и исполнение песни "Нам нужна одна победа"- 1 куплет и припев.

5. Научно-исследовательская деятельность учащихся по группам. Класс разделить на три команды по рядам.

5а. Задание 1 : Выбрать из предложенного списка:

песни, написанные до войны;

песни, написанные во время войны;

песни, написанные после войны.

Список самых известных песен военно-патриотического содержания:

К. Симонов, М. Блантер "Жди меня"

Н. Богословский, В. Агатов “Темная ночь”

В. Лебедев-Кумач, А. Александров “Священная война”

М. Исаковский, М. Блантер "В лесу прифронтовом"

К. Листов “Землянка”

А. Фатьянов, В. Соловьев-Седой "Соловьи"

Д.Тухманов, В. Харитонов “День Победы”

А. Новиков “Смуглянка”

Р. Гамзатов “Журавли”

М. Блантер “Катюша”

У - Ребята, как вы считаете, какая из этих известных песен была написана самой первой во время войны?

Д - “Священная война”

У - Вы правы! Но почему вы так решили?

Д- Так как песня начинается словами “Вставай страна огромная”

Вывод:

У - Как Вы думаете, нужны ли были такие песни в годы войны? Зачем? Какую важную роль сыграли эта песни во время войны?

Д - Творческий ответ уч-ся.

У - Какие музыкальные образы создавали авторы и композиторы в своих песнях?

Д- Песни придавали солдатам уверенность, песни поддерживали боевой дух солдат, они призывали народ объединиться на борьбу с врагом.

6. Разучивание песни Михаила Ножкина "Последний бой"

Послушайте еще одну песню. Учитель и воспитанники клуба "Душа компании" исполняют песню под аккомпанемент гитары. "Последний бой" (М. Ножкин)

Далее воспитанники сами рассказывают учащимся о создании песни. О том, что сам автор, сочинивший ее в 1968 году во время съемок фильма "Освобождение" и исполнил роль командира штурмовой роты. ребята обсуждают характер, образ и содержание песни.

У - Как Вы думаете, чем помогали такие песни на фронте? Могли ли он поднять боевой дух солдат?

Д - Ребята, как на вас воздействовала эта песня, к чему она призывала советских людей? 

У - Эта песня призывает сражаться советских людей, защищать свою Родину, она поднимает дух народа. Солдаты должны были знать, за что они воюют. За свою мать, жену, детей, за Родину. Встреча с родными и любимыми приближали к ним победу.

Вывод: Военно-патриотические песни придавали силы бойцам, приближали их к победе!

6а. Задание 2: (выполняется так же 3-мя командами)

У- А сейчас мы узнаем, кто из вас лучше всех знает военно-патриотические песни. Я буду включать фрагменты известных песне, а ваша задача продолжить их, когда я остановлю фонограмму.


Звучат песни:


1. Песня "Катюша"

"Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой..."

(продолжают учащиеся)


2. Песня "Журавли"

"Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей..."

(продолжают учащиеся)

3. Песня "Смуглянка"

"Как-то летом на рассвете
Заглянул в соседний сад,
Там смуглянка-молдаванка
Собирает виноград..."

(продолжают учащиеся)


4. Песня "Землянка"

"Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза..."

(продолжают учащиеся)


5. Песня "Темная ночь"

"Тёмная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают..."

(продолжают учащиеся)


6. Песня "Священная война"

"Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой..."

(продолжают учащиеся)


7. Песня "Случайный вальс"

"Ночь коротка,
Спят облака,
И лежит у меня на ладони
Незнакомая ваша рука..."

(продолжают учащиеся)


8. Песня "Пилоты"

"Потому, потому, что мы - пилоты!
Небо - наш, небо - наш родимый дом!..."

(продолжают учащиеся)


9. Песня Огонек"

"На позиции девушка

Провожала бойца,

Темной ночью простилася

На ступеньках крыльца..."

(продолжают учащиеся)


10. Песня "День Победы"


"Этот День Победы -
Порохом пропах.
Это праздник
С сединою на висках..."

(продолжают учащиеся)


Выполнение творческого задания (по группам)


7. Исполнение патриотической песни собственного сочинения Домниковой Амалией "Дети-герои" (под гитару)


У- И в завершении нашего урока, у меня есть для вас сюрприз. Это выступление воспитанницы клуба "Душа компании" Домниковой Амалии со своей авторской песней "Дети-герои". Амалия является представителем "Школы сталинградских поколений", членом секции "Поколения сталинградцев, ВООВ "Дети Сталинграда". Амалия занимается гитарой уже

7 лет, и 5 из них она пишет песни собственного сочинения. Она является обладателем гран-при и лауреатом всероссийских и международных фестивалей. Давайте поддержим Амалию аплодисментами и послушаем о чем ее новая авторская песня.


(исполнение пени под гитару)



8. Итог урока:

У - Ребята! давайте вспомним, какие песни прозвучали на нашем уроке сегодня? Ведь сегодня вы вспомнили много песне, которые были у вас на слуху, а также узнали много новых военно-патриотических композиций.

Д- (перечисление песен)

У - Нужны ли они были в то трудное для нашего народа время? До песен ли было?

Д -Песня - это своеобразный помощник и надежда на то, что все будет хорошо! Они были необходимы каждому человеку, так как поднимали настроение, сближали расстояние между солдатами и их родными. Защитники нашей Родины знали, что их ждут, в них верят и надеются на Победу, чтобы с ними не случилось, и это придавало им огромную силу. А песни помогали пройти через весь этот ужас, пережитый советским солдатом.

У - Какую роль сыграли эти песни в победе Великой Отечественной войны?

Д - Колоссальную роль. Песня-призыв “Священная война” объединила людей и сплотила, песни "Катюша", “Темная ночь”, “Огонек” помогали выжить солдатам в трудные минуты. Бойцы знали, что воюют они за своих родных и близких людей, и поэтому нужна была только Победа! А песня "Нам нужна была одна победа", которую мы выучили сегодня на уроке, это яркое тому подстверждение.

У - Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением, написанным во время войны в 1941 году.


"Жди меня, и я вернусь…"

(Константин Симонов)

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

1941 г.

В дальнейшем стихотворение стало популярной песней, которую исполняли на фронте и в тылу. (музыку написал уже известный вам композитор

М. Блантер)


9. Выход из класса. Звучит песня “День Победы” (Д. Тухманов,

В. Харитонов)

Дата проведения: 20 мая 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.