Тема урока мужества «Война вошла в мальчишество моё»

2
0
Материал опубликован 4 October 2020

Тема урока мужества
«Война вошла в мальчишество моё»


Цели:

- Активизировать интерес к истории Великой Отечественной войны;

-Содействовать формированию представлений о мужестве, стойкости и героизме мальчишек и девчонок, вставших на защиту своей страны;

-Воспитывать чувство благодарности за подвиг маленьких защитников Отечества.

Оборудование: выставка книг о войне, интерактивная доска.

Ход мероприятия:

Видеоклип « Невыученный урок»

Дети читают стихотворение.

А может, не было войны… И людям всё это приснилось:

Опустошённая земля, расстрелы и концлагеря,

Хатынь и братские могилы?

А может, не было войны… И у станков не спали дети,

И бабы в гиблых деревнях не задыхались на полях,

Ложась плечом на стылый ветер?

А может, не было войны?  И «шмайсер» - детская игрушка,

Дневник, залитый кровью ран, был не написан Анной Франк,

Берлин не слышал грома пушек?

А может, не было войны, и мир себе её придумал?

«Но почему же старики так плачут в мае от тоски?»-

однажды ночью я подумал.

А может, не было войны, и людям это всё приснилось?

     Ведущий. Война… Это слово нам не приснилось. Оно слышится в каждом доме, когда листают старые фотографии и смотрят на портреты родных и близких людей. Оно слышится и тогда, когда за окошком бушует май, и природа вступает в самую прекрасную свою пору – цветения. Оно слышится и тогда, когда убелённые сединами мужчины и женщины встречаются вместе и вспоминают свою такую трудную и, несмотря ни на что, прекрасную молодость,  детство. Они плачут и вспоминают своих друзей, свою любовь, свою войну.


слайд № 1, презентация  «Война вошла в мальчишество моё»


Ведущий. Сегодня речь пойдёт о ваших ровесниках, о тех, кто из-за школьной парты бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонад, о тех, кто шагнул и не вернулся.  Удивительное поколение! Оно росло, овеянное романтикой революции и Гражданской войны. Любимым фильмом был «Чапаев», любимой книгой – «Как закалялась сталь». Спасение челюскинцев, покорение полюса, события в Испании – вот чем жили они в детстве. Сегодня поговорим о тех, кто 22 июня 1941 года повзрослел, кого война лишила детства. И многие не доживут до Победы 1945 года.


(фонограмма «До свиданье, мальчики »)


Девушка в белом платье.

Тогда ещё не знали мы, со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае…

Ранним солнечным утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна,

Прозвучало  впервые для юных

Это страшное слово «война».


Война – какое слово страшное!

Звучит оно в сердцах людей

Набатом памяти и вечности.

Как это слово объяснить,

Ребятам, живущим в 21 веке,

В эпоху видиков, компьютеров и теликов?

Сейчас мне надо рассказать о том

Что много лет тому назад

На нашу Родину нагрянула беда – война!

Ну, как же объяснить весь этот ужас,

Когда мальчишки и девчонки,

Похожие на вас, ушли на фронт?


Звучит клип песни «До свиданье, мальчики! ».


Ведущий: Сегодня мы не будем говорить о взрослых. Мы поговорим о судьбах ваших ровесников – военном поколении детей, о том, как и чем жили, как боролись с врагом, за что умирали. Эти ребята стали взрослыми в одночасье -22 июня 1941 года, и с той минуты несли на своих хрупких плечах все тяготы войны наравне с взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанском движении, терпели голод и унижения в концлагерях, гибли от фашистских пуль, их рабский труд использовали на заводах и фермах Германии.

А мы не стали памяти перечить,

И, вспомнив дни далёкие, когда

Упала нам на маленькие плечи

Огромная не детская беда.

Была земля и жёсткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война…


Ведущий:

Дети войны… Они рано и быстро взрослели, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. Мальчишки и девчонки встали у заводских станков делать снаряды для фронта, набивали мешки песком для бомбоубежищ, помогали ухаживать в госпиталях за ранеными воинами, набивали патронами пулемётные ленты, собирали боеприпасы для солдат. Этим дети тоже приближали нашу Победу.

Ведущий: Юные герои. Мальчишки и девчонки, ставшие вровень со взрослыми. О них сложены песни, написаны книги, их именами названы улицы, корабли. Сколько им было от роду? Десять – четырнадцать. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась на рассвете.

Война вошла в мальчишество моё.

Да, в десять лет мы были дети,

Но жёсткий, в горьких складках рот.

Я жил на Волге в сорок третьем,

Бежал не с фронта, а на фронт.

Я скорбь свою умело прятал.

Я видел скорбную страну

И только в мае сорок пятом

Наплакался за всю войну.

Ведущий: Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей. Фашизм – это когда на детей напускают овчарок. «Собаки рвали детей.… А немцы хохотали», - вспоминает Аня Павлова, которой было 9 лет, когда началась война. «Сядем над разорванным ребёнком и ждём, когда сердце у него остановится… Снегом присыплем. Вот ему и могилка до весны».

Ведущий: Фашизм – когда дети становились донорами для немецких солдат. Кровь брали до тех пор, пока ребёнок не умирал. Трудно осознать, что творили фашисты в лагерях смерти. Детей гнали из концлагеря в концлагерь. Они напоминали подбитых птенцов. В глазах страх. Маленькие старички с истощёнными телами, обтянутые кожей.

Мальчик: Нас заставляли работать по 15 – 20 часов – на лямках возить гружённые разным грузом повозки. Часто приходилось возить трупы. А когда мы выбивались из сил, нас раздевали догола и обливали холодной водой на морозе, били палками.

Ведущий: В концлагерях было уничтожено свыше двух с половиной миллионов детей. Наверное, не только материнское сердце – само небо разрывалось от боли, глядя на страдания детей в страшных лагерях смерти… Что есть у матерей дороже их детей? Что есть дороже у любого народа? А кто посчитает сколько детей убила война, которая убивает дважды. Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был придти в этот мир.

Видеоклип «Детство, опалённое войной»


Ведущий: Мальчишки… Девчонки… Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями, матерями. Сражались повсюду. И не на миг не дрогнули их юные сердца! В те дни рано взрослели дети, ваши ровесники: они не играли в войну, они жили по её суровым законам.

Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те, кому в 41-м было чуть побольше, чем вам сегодня, те, кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги. И мы с благодарностью вспоминаем, тех мальчишек и девчонок, что шли вперед, и падали и пели. Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети Герои Советского Союза: Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик, Володя Казначеев, Валя Зенкина, Аркадий Каманин, Юта Бондаровская, Галя Комлева, Костя Кравчук, Лара Михеенко, Вася Коробко, Саша Бородулин, Витя Хоменко, Надя Богданова, Лида Вашкевич, Таня Савичева и многие другие.

Давайте же вспомним некоторых из них.


Видеоклип « Дети – герои»


Ведущий: 9 мая всё человечество отметит День Великой Победы. Никогда и никто не забудет Великой Отечественной войны, не забудет, какой ценой досталась победа, как не забываем тех, кто отдал жизнь ради неё.

Войну мы вспоминаем не за тем,

Чтоб лишний раз победой похвалиться,

Мы просто повторяем вся и всем:

Подобного не должно повториться.

Ведущий: «Никто не забыт. Ничто не забыто» - пусть эта замечательная традиция нашего народа станет традицией и вашей жизни. Наш долг не забывать тех, кому мы обязаны сегодняшним днём.

 Видеоклип «Рисуют мальчики войну»)



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.