Конспект урока в 7 классе «Час Мужества»

2
0
Материал опубликован 16 March 2016

МКОУ «Каменная средняя общеобразовательная школа»

С. Каменное Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Учитель Леонтьева Лидия Геннадьевна.

 

Урок литературы в 7 классе по теме

«Час Мужества. Стихотворения о Великой Отечественной войне».

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: смешанный.

Форма урока: Час Мужества

Цель урока: знакомство учащихся с лирикой о Великой Отечественной войне, имеющей огромное значение для патриотического воспитания молодого поколения.

Задачи урока:

  • Обучающая: через сравнительный анализ стихотворений о Великой Отечественной войне формировать представления о лирике военного и послевоенного периодов, помочь понять значение этой лирики в воспитании чувств патриотизма и формировании такого качества личности истинного патриота, как мужество.
  • Развивающая: развивать умения выразительно читать и анализировать лирическое произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать связную речь, зрительную и слуховую память учащихся.
  • Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма.

Методы обучения:

Словесный

Наглядный

Частично-поисковый

Проблемный

Формы обучения:

Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, коллективная

Приёмы деятельности учителя: организация: проблемно-поисковой работы учащихся, самостоятельной работы учащихся, оценка работы, рефлексия

Используемая технология: ИКТ

Ожидаемый результат урока:

Учащиеся должны

знать: особенности лирики о Великой Отечественной войне военного и послевоенного периода; понимать: значение этой лирики в воспитании чувств патриотизма и формировании такого качества личности истинного патриота, как мужество; уметь: различать лирику военного и послевоенного периода по мотивам, настроению и чувствам лирического героя.

Оборудование: ноутбук, колонки, компьютер, презентация к уроку, оформление на доске: «Урок Мужества», строчка «И помнит мир спасённый», проблемный вопрос: «Помнит ли мир спасённый?», фонохрестоматия к учебнику 7 класса (стихотворение «Мужество» А. Ахматовой, «Москвичи» Е. Винокурова (песня), распечатанные стихотворения для анализа.

 

Структура урока

п/п

Этап

Время

1

Организационный момент

4

2

Актуализация знаний

4

3

Подготовка к изучению новой темы

8

4

Формирование новых знаний

10

5

Применение новых знаний

14

6

Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.

5

 

Ход урока (45 минут)

Структурный компонент

Время (мин.)

Действия учителя

Действия учеников

1.Оргмомент Задача: создание мотивации к действиям на уроке

4 мин.

- Здравствуйте, ребята! В рамках празднования Дня защитника Отечества, мы проводим урок литературы, форма которого получила название благодаря известному стихотворению Анны Андреевны Ахматовой. Давайте его послушаем! (слушаем стихотворение «Мужество» А. Ахматовой) (слайд 1).

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь

Не горько остаться без крова –

И мы сохраним тебе, русская речь,

Великое русское слово.

-Час Мужества пробил на наших сердцах! Итак, сегодня мы проводим Час Мужества (слайд 2), в рамках которого мы прикоснёмся к лирике о Великой Отечественной войне. Анализируя стихотворения известных поэтов, подумаем, что общего и различного в стихотворениях о войне, написанных во время войны и послевоенный период, а также попытаемся понять, каково значение этой лирики для поколения, живущего сегодня. Запишем тему урока в тетради.

Слушают стихотворение.

Учащиеся слушают и записывают тему урока.

2.Актуализация знаний

Задача: проверить часть домашнего задания (что есть мужество?)

4 мин.

Начать наш разговор мне бы хотелось с определения слова МУЖЕСТВО. Дома я вас просила продолжить данное начало; «Мужество – это…» давайте посмотрим, что у каждого из вас получилось?

- так или иначе, но каждый из вас, ребята, по-своему, дал определение понятию мужество. (слайд 3) Это действительно качество личности, способной в ответственный момент на подвиг ради других людей. И именно это качество было так необходимо во время войны.

Учащиеся зачитывают своё продолжение.

3.Подготовка к изучению новой темы Задача: прочитать два стихотворения (военного и послевоенного периода), вызвать интерес учащихся к изучению стихотворений о войне, созданных во время войны и после войны

8 мин.

Раздаю распечатанные стихотворения «В землянке» А. Суркова и «Я знаю…» А. Твардовского. Предлагаю прочитать два стихотворения. (слайд 4)

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,

Между нами снега и снега...

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти — четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови!

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

1942

Задаю вопросы:

Как вы думаете, какое из этих стихотворений написано в то время, когда шла война. Почему вы так думаете. Какие слова и строчки доказывают правоту ваших слов?

(слайд 5) Читаю наизусть.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...

1966

А когда, по вашему мнению, написано второе стихотворение: во время войны или уже после? Подтвердите свои ответы словами или строчками из стихотворения.

- Подвожу итоги сказанного учащимися: эти стихотворения действительно написаны в разное время: в одном мы видим реалии войны (холодная землянка, смерть рядом, далёкая любимая), в другом – время послевоенное (лирический герой- вернувшийся с войны солдат, испытывает чувство вины перед теми, кто остался там).

Учащиеся читают стихотворение (по желанию)

Учащиеся отвечают на вопросы, работая с текстом стихотворения, подтверждают свои ответы.

Учащиеся отвечают на вопросы, работая с текстом стихотворения, подтверждают свои ответы и слушают учителя.

4.Формирование новых знаний Задача: дать представление о лирике военного и послевоенного периода, об особенности каждого периода

10 мин.

Вся лирика о Великой отечественной войне делится на военную и послевоенную. Обратимся к таблице (слайд 6).

Учащиеся слушают

Учащиеся ещё раз перечитывают стихи, находят особенности военной и послевоенной лирики, подчёркивают слова, средства образной выразительности.

Военная

Послевоенная

(1941 – 1945)

Стихи, написанные во время войны (в передышке между боями, в дороге, бессонной ночью) под впечатлением от увиденного на войне, прочувствованного. Основной мотив – душевный настрой на борьбу с врагом, на победу, на веру в любовь и поддержку близких, за которых можно и жизнь отдать

(1945 - наши дни)

Стихи, написанные после войны под впечатлением анализа военных событий, раздумий о войне, рассказов фронтовиков, посещений мест боевой славы. Основной мотив – обращение к потомкам, чтобы помнили ту войну, вина перед теми, кто не вернулся, не дожил до Победы, ушёл, унеся с собою целый уникальный мир; вина перед матерями и вдовами

Раздаю учащимся готовые таблицы и прошу ещё раз обратиться к стихотворениям Суркова (1942 год) и Твардовского (1966 год).

- Найдите особенности лирики военной и послевоенной и основные мотивы стихотворений.

- Корректирую высказывания учащихся (если понадобится коррекция).

Особенности военной (землянка, форме настоящего времени: вьётся, поёт) и послевоенной лирики (другие не пришли с войны – прошедшее время глаголов. Остались там, мог, но не сумел сберечь).

Мотив веры в любимую (тепло от негасимой любви), мотив вины за то, что вернулись не все. Молодцы! (словесно поощряю работу учащихся)

5.Применение новых знаний Задача: проверить вторую часть домашнего задания – выразительное чтение стихотворений о войне наизусть, проанализировать данные стихотворения, применяя новые знания

14 мин.

- А сейчас, когда мы знаем особенности лирики военного и послевоенного периодов, я вас попрошу выразительно рассказать стихотворения и отрывки из стихотворений, которые вы учили дома. А также с опорой на таблицу попытаться самостоятельно проанализировать свои произведения. (слайд 7)

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась

1.К. Симонов «Ты помнишь, Алёша» 1941 год. Стих-ие написано под впечатлением картин отступления советских войск по Смоленском. Образы женщин, стариков, оставшихся в деревнях, которые вскоре займут фашисты. Но жители не проклинают солдат, они молятся за них и говорят: «Мы вас подождём».

(слайд 8)

2. Что может враг? Разрушить и убить.

И только-то?

А я могу любить,

а мне не счесть души моей богатства,

а я затем хочу и буду жить,

чтоб всю ее,

как дань людскому братству,

на жертвенник всемирный положить.

Отрывок из поэмы Ольги Берггольц «Твой путь». Апрель 1945 года. Образ врага, способного только разрушать и убивать, в то время как лирическая героиня способна на любовь, способна поделиться богатством своей души. Она будет жить, чтобы рассказывать о войне всему людскому братству, всему миру.

3.(слайд 9)

Я помню этот тяжкий бой:

В ту ночь два раненых солдата

Бежали тайно из санбата

К себе домой - к передовой.

Всю ночь гремел железный гром,

А утром тех солдат убило,

И рота их похоронила

На высоте, в песке сыром.

А вы, в невинной простоте,

Поете в тишине негромко

О "безымянной высоте

У незнакомого поселка".

Я нюхал тех сражений дым,

Я видел слева смерть и справа,

И это все дает мне право -

Я обращаюсь у молодым:

- Мальчишки, вам по двадцать лет

И вы - ровесники Победы,

Но смысл ее - не в трубной меди,

Поверьте мне, не в этом. Нет!

петь можно и о высоте,

О том, как падает ракета,

Но надо быть - на высоте,

Когда понадобится это...

1965.

Стихотворение Юрия Разумовского «Я обращаюсь к молодым». Это послевоенная лирика, так как в ней звучит мотив – обращение к потомкам. Главное, призывает молодых автор, быть готовым отстоять свою Родину, как это сделали отцы. Но надо быть - на высоте,

Когда понадобится это...

(омонимы высота - место сражения и высота - внутреннее состояние человека сближают два поколения в их исторической памяти).

Высота, о которой говорит автор, и есть мужество как качество, так необходимое человеку, чтобы встать на защиту своей страны.

4.(слайд 10)

В полях за Вислой сонной

Лежат в земле сырой

Сережка с Малой Бронной

И Витька с Моховой.

А где-то в людном мире

Который год подряд

Одни в пустой квартире

Их матери не спят.

Свет лампы воспаленной

Пылает над Москвой

В окне на Малой Бронной,

В окне на Моховой.

И помнит мир спасённый,

Мир вечный, мир живой,

Серёжку с Малой Бронной

И Витьку с Моховой.

1953

Стихотворение Евгения Винокурова «Москвичи» написано после войны. Лирический герой чувствует вину перед матерями молодых парней, не вернувшихся с войны.

- Это стихотворение, как и многие произведения военной лирики, стало песней. Я предлагаю вам послушать песню «Москвичи» и особенно обратить внимание на заключительные строчки, которые в рассказанном отрыве не прозвучали (включаю песню) (слайд 11)

Учащиеся выходят к доске, читают стихотворение наизусть и анализируют его.

Учащиеся слушают.

6. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание Задача: проверить усвоение темы, оценить работу учащихся,

Получить ответ на проблемный вопрос: «Помнит ли мир спасённый?» - Помним ли мы и надо ли помнить?

Дать инструкцию по выполнению домашнего задания: сочинение-рассуждение «Нужны ли Часы Мужества на уроках литературы сегодня»?

5 мин.

- И помнит мир спасённый, мир вечный, мир живой – Эти строчки являются очень важными для понимания смысла нашего Часа Мужества (открываю запись этих строчек на доске).

- А вы, ребята, как думаете, помнит ли мир спасённый о тех, кто погиб, чтобы жили мы? (слайд 12) Прежде чем я услышу ваши рассуждения. Хочу показать вам несколько видеофрагментов. Думаю, вы поймёте, почему я решила вам именно это показать (включаю видеофрагменты).

- да, ребята, мир спасённый, это мир, в котором мы с вами живём. С одной стороны – это мир, в котором весело играют дети, утром спешат на работу, а вечером с работы – взрослые, учёные совершают великие открытия и несут мирную службу пограничники, мир, где в космических кораблях устремляются к непознанному космонавты…

Но есть и другой мир, тоже спасённый теми, кто не вернулся с войны, и сегодня представители этого мира, к огромному всеобщему стыду, устраивают акты вандализма у Вечного Огня, оскверняют церкви и памятники и живут по лжезаконам лжепатриотов, которые пропагандируют сегодня идеи фашизма. Сегодня это происходит в братской нам стране Украине, и это страшно.

- Так что же, по вашему мнению, необходимо делать, чтобы «Мир спасённый» всё-таки помнил?

Нужно читать лирику о войне, так как значение её в воспитании патриотических чувств огромно.

Словесно поощряю ответы учащихся.

- А сейчас откройте дневники. Поставим оценки за выразительное чтение и анализ стихотворений. (слайд 13)

Запишем домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Нужны ли Часы Мужества на уроках литературы сегодня»?

(слайд 14) Спасибо всем за работу на уроке!

Учащиеся просматривают видео и отвечают на проблемный вопрос.

Учащиеся отвечают

Учащиеся ставят оценки, записывают домашнее задание.

 

Приложения к уроку

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,

Между нами снега и снега...

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти — четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови!

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Я помню этот тяжкий бой:

В ту ночь два раненых солдата

Бежали тайно из санбата

К себе домой - к передовой.

Всю ночь гремел железный гром,

А утром тех солдат убило,

И рота их похоронила

На высоте, в песке сыром.

А вы, в невинной простоте,

Поете в тишине негромко

О "безымянной высоте

У незнакомого поселка".

Я нюхал тех сражений дым,

Я видел слева смерть и справа,

И это все дает мне право -

Я обращаюсь у молодым:

- Мальчишки, вам по двадцать лет

И вы - ровесники Победы,

Но смысл ее - не в трубной меди,

Поверьте мне, не в этом. Нет!

Петь можно и о высоте,

О том, как падает ракета,

Но надо быть - на высоте,

Когда понадобится это...

В полях за Вислой сонной

Лежат в земле сырой

Сережка с Малой Бронной

И Витька с Моховой.

А где-то в людном мире

Который год подряд

Одни в пустой квартире

Их матери не спят.

Свет лампы воспаленной

Пылает над Москвой

В окне на Малой Бронной,

В окне на Моховой.

Друзьям не встать. В округе

Без них идет кино.

Девчонки, их подруги,

Все замужем давно.

Пылает свод бездонный,

И ночь шумит листвой

Над тихой Малой Бронной,

Над тихой Моховой.

И помнит мир спасённый,

Мир вечный, мир живой,

Серёжку с Малой Бронной

И Витьку с Моховой…

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась…

Что может враг? Разрушить и убить.

И только-то?

А я могу любить,

а мне не счесть души моей богатства,

а я затем хочу и буду жить,

чтоб всю ее,

как дань людскому братству,

на жертвенник всемирный положить.

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.

"Мы вас подождем!"- говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

 

Военная

Послевоенная

(1941 – 1945)

Стихи, написанные во время войны (на передовой, в передышке между боями, в дороге, бессонной ночью) под впечатлением от увиденного на войне, прочувствованного.

Основной мотив – душевный настрой на борьбу с врагом, на победу, на веру в любовь и поддержку близких, за которых можно и жизнь отдать

(1945 - наши дни)

Стихи, написанные после войны под впечатлением анализа военных событий, раздумий о войне, рассказов фронтовиков, посещений мест боевой славы.

Основной мотив – обращение к потомкам, чтобы помнили ту войну, вина перед теми, кто не вернулся, не дожил до Победы, ушёл, унеся с собою целый уникальный мир; вина перед матерями и вдовами

Тема войны будет волновать ещё не одно поколение

Тема войны будет волновать ещё ни одно поколение

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.