Внеклассное мероприятие «Войти в лес другом» (5–9 классы)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8» п. Спирово Тверской области
Сценарий экологического праздника
«Войди в лес другом»
Подготовила учитель математики Григорьева Л. В.
ВОЙДИ В ЛЕС ДРУГОМ
Цель: развитие экологической грамотности учащихся, формирование высокого уровня их экологической культуры.
Задачи:
развитие экологической этики учащихся;
историческое, эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к природе, к Родине;
формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за всё происходящее вокруг;
использование краеведческих материалов.
Оформление праздника: стенды с фотографиями, репродукциями картин-пейзажей русских художников, плакаты «ВОЙДИ В ЛЕС ДРУГОМ», «СОХРАНИМ НАШУ ЗЕМЛЮ ЗЕЛЁНОЙ». Оформление сцены имитирует лесную поляну.
Участники: двое ведущих, чтец, трое «охотников» (герои «живой картины» В.Г.Перова «Охотники на привале»), группа «туристов», школьник, «птицы», «звери».
1-й ведущий. Нет сейчас задачи на планете более важной и благородной, чем охрана природы. Свой голос в защиту природы поднимают известные учёные, политические и общественные деятели, писатели, поэты…. И мы, дети, не должны остаться в стороне.
2-ой ведущий (под музыку к песне «Околица») Для космонавта, среди звёзд и созвездий, наводящего визир на неё, голубую, единственную в мироздании – она планета, для моряка – она берег, для геолога – твердь, хранящая руды и нефть, голубой газ. Для солдата – она образ Родины, её просторов, та ценность, которую он защищает, та сила, которая питает его. Для хлебопашца земля – это то, во что он вкладывает труд, пот и любовь, от которой ждёт плодородного хлебного дара. Земля - наш общий дом, и нужно, чтобы люди научились не только брать в своём доме, брать миллионы, тонны, кубометры, киловатты, но и отдавать, научились обихаживать свой дом, как добрые хозяева.
1-ый ведущий (под музыку к песне «Ивушка»)
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого, и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обременённая работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас не очарованных людей.
И лишь, когда за тёмной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснёт,
Обыденности плотная завеса
С её красот мгновенно упадёт.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затоков и излук.
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош.
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаёшь.
2-ой ведущий. Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
1-ый ведущий. Лес, наш русский лес… Мы с гордостью произносим эти слова. Лес… Простое, привычное и вместе с тем такое объёмное, многогранное по содержанию и значению слово!
2-ой ведущий. Сегодня мы приглашаем вас совершить вместе с нами путешествие по нашим милым, дорогим лесным тропинкам. А какой получится эта прогулка, грустной или весёлой, радостной или печальной, каждый ответит сам.
1-ый ведущий. Ой, здесь кто-то есть! А-а, охотники на привале! Т-с-с! Не будем им мешать.
(Звучат птичьи голоса)
Сценка «Охотники на привале».
1-й охотник. Слышь, мужики, благодать-то какая! Лучше леса ничего в мире нет!
2-й охотник. Точно! Красота! Кое-что и нам осталось!
3-й охотник. Что и говорить! Вот читал недавно, какие были леса! Древняя Русь вообще была чащобой. Да далеко за приметами и ходить не надо. Слышь, в 1316 году наш Тверской князь Михаил Ярославович шёл к Новгороду Великому и… заблудился! Представляете!
2-ой охотник. Да что там! В растяжку можно было спокойно разместиться на срезе дерева! О!
1-ый охотник. Вот и насрезали!
3-ий охотник. И то верно. Когда-то от врагов в лесу скрывались. И побеждали часто благодаря лесу. Возьми хоть Дмитрия Донского, хоть Кутузова, хоть самого Петра Первого! Да с него-то всё и началось! Корабли начал строить. И хоть сам-то уже в 1712 году запретил в отдельных местах рубки строевого леса, а топором-то размахивали всё шибче и шибче. Только треск стоял по матушке России.
2-ой охотник. Петрович! А дальше-то что?
3-ий охотник. Что-что? Видит царское правительство, ковш растет, и черпают быстрее. Почесало в затылке-то и взяло все казённые леса под охрану – департамент лесной создало. Слышал про такой?
2-ой охотник. А как же! 200 лет нынче отмечают!
3-ий охотник. И что интересно…. Был-то он вначале как бы придатком военно-морского флота. Даже управление департаментом было поручено адмиралу Осипу Дерибасову. Вот тогда, в 1798 году и получил он чин адмирала. А специалисты по лесу назывались-то – тьфу, язык сломаешь! – форсмейстерами.
1-ый охотник. Наш-то родной «лесник», «лесничий» - куда душевнее!
2-ой охотник. Я про него даже стихотворение знаю:
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели.
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса.
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг – лесничий.
3-ий охотник. А вот в 1826 году создали лесничества, в них лесные стражи, и стали наши люди называться нормальными словами. И что интересно: у лесничего был всегда помощник – лесной кондуктор.
2-ой охотник. Святые люди! – те, кто связан с лесом. Ты чего это? Чего смеёшься?
3-ий охотник (улыбаясь). И, правда, святые! Вот эти самые лесные кондукторы не имели права даже жениться без разрешения начальства. Но какие были порядки!
2-ой охотник. И правильно! Зато и было раньше леса много. Нечего ерундой всякой заниматься. Надо сторожить национальную гордость нашу – лес родной!
1-ый и 3-ий охотники (вместе). От кого?
2-ой охотник. Да вот от туристов, например.
(Звучит мелодия «Мы маленькие дети»)
Сценка о браконьерах.
-Мы туристы-оптимисты,
Спозаранок в лес пошли,
Прихватили мы с собою
Спички и топор с пилою,
Если только захотим,
Всех зверей мы истребим.
- Все пришли?
- Все.
- Итак, дорогие члены браконьерского общества «Любители-губители природы», слушай мою команду! В связи с тем, что в нашей местности произрастает Башмачок настоящий, предлагаю приступить к его немедленному уничтожению. Сделать нам это будет нетрудно. Ведь это растение занесено в Красную книгу, значит, их осталось совсем мало.
(все начинают искать и вырывать воображаемый цветок).
- Чёртов цветок, этот Башмачок!
- Растёт он в лиственном лесу.
- Не люблю я его, особенно в июле, когда он зацветает.
- Разговорчики! Ищите, как следует. Ведь этот цветок не так легко отыскать, уж больно он редким стал.
- Что-то мы устали. Давайте разожгём костёр, посидим, отдохнём.
- Сегодня по радио объявили, что в лесах очень сухо. Ведь целый месяц не было дождей, и костры разжигать запрещено.
- Подумаешь – «нельзя»! Раз нам хочется – значит, устроим грандиозный костёр!
(Разжигают воображаемый костёр, яростно раздувают пламя.)
Все. Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло! (3 раза)
(Танец Огня)
(дети танцуют, изображая языки пламени)
Чтец.
Горе: лес сгорел вчера, Еле тащится коза,
Погорел в округе всей. Лось бредёт, едва живой,
Ни кола и ни двора Воспалённые глаза
Не осталось у зверей. Переполнены тоской.
Лес кормил зверей и птиц. Волк обнюхал их следы
Укрывал в мороз и зной, И ушёл. Таков закон:
Но деревья пали ниц, В час всеобщий их беды
Стали пеплом и золой. Никого не тронет он.
Нет ни дупел, ни берлог, Перед горем все равны.
Только угли там и тут. Драки, распри – всё в былом,
На чужбину без дорог Волки, зайцы, кабаны
Белки-нищенки бредут. Вместе ищут новый дом.
Ковыляют кое-как, Дай им пищу, дай им кров,
От углей до пят черны. Как ведётся на Руси.
Заяц больше не русак, И ни меха, ни рогов
Погорельцы кабаны. С них за это не проси.
Сценка о птицах.
Воробей. Здравствуйте, ребята. Прилетели?
Птицы. Прилетели, прилетели.
Воробей. Скорее надевайте противогазы! (достаёт из корзины противогазы). А то до вас здесь стая уток пролетала, так до родного озера не долетели. Задохнулись бедняжки!
(Птицы в панике расхватывают противогазы).
Птицы. Слушай ты, воробей стреляный. Скажи, как нам быть? Куда податься? Можно ль нам здесь гнездиться?
Воробей. Ну, тут я вам не помощник. У меня сердце кровью обливается, что с природой, с лесом вокруг делают. Мало того, что всё сожгли, да ещё ломают, корчуют, рубят, пилят!
Птицы. Да сегодня мы пролетали над вашим районом, всё завалено мусором. О чём же школьники думают, разве не могут они на улицах больше деревьев и цветов высадить. Да ухаживать за ними лучше. Да и костры не разжигать. Тогда и противогазы ни нам, ни людям не понадобились бы!
Воробей. А пока этого не сделали, летите, летите дальше. Я, воробей, чувствую, что не продержусь здесь до осени.
Птицы. Птички, за мной!
(Выстраиваются и улетают)
Воробей. И я с вами!
Чтец. Подкормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна, горсть одна
И не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать,
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(Звучит песня «Мир похож на цветной луг»)
(Звучат птичьи голоса)
Сценка «Охотники на привале».
1-ый охотник. Иду я, значит, по лесу, а на меня из кустов волчище! Пасть-то! Глаза горят!
2-ой охотник. Ну, ты и хватил, Петрович!
1-ый охотник. Чего?
2-ой охотник. А того, что волков в этих лесах уж давно истребили.
3-ий охотник. Да не спорьте вы! Петрович, рассказывай дальше!
1-ый охотник. Да.…А этот волк.…То есть, я вспомнил, это лиса была. Точно! Рыжая такая, хвостом туда-сюда! Я её на мушку взял….
2-ой охотник. Ой, не могу!
3-ий охотник. Ну, чего ты к нему пристал.
2-ой охотник. А чего он! Может, ты лес с зоопарком перепутал?
1-ый охотник. Ничего я не перепутал.
2-ой охотник. Вот в зоопарке звери точно ещё водятся. А в наших лесах из животного мира, похоже, одни туристы остались.
1-ый охотник. Может, я того…ну, в темноте перепутал? Ну, конечно! Это не лиса была. А этот, как его…с ушами. Который всё от волка бегает.
3-ий охотник. Заяц, что ли?
1-ый охотник. Точно, косой такой…
2-ой охотник. Не слушай ты его. Это он с мультфильмом перепутал! Правда, Петрович? Там ещё волк всё время кричит: «Ну, заяц, погоди!» Он у тебя так не кричал?
1-ый охотник. Ох, и скучный ты человек!
2-ой охотник. Не скучный, а трезвомыслящий.
1-ый охотник. Думаете, я не знаю, что наши леса пустые и вытоптанные стоят. Что в них поганки, и те уже не растут. Да я и ружьё-то с собой давно не ношу – один чехол, для виду. Что же, мне и помечтать нельзя?
2-ой охотник. Ладно, не сердись, Петрович. У самого тяжело на душе. Давайте-ка лучше порадуемся за хищников, что от нас, людей убереглись.
Сценка о животных.
- Нам, лесным жителям, житья от учащихся нет. Ведь это они бабочек для коллекций ловят, цветочки для гербариев засушивают. Туристскими тропами владения наши истоптали.
- Деревья ломают. От пожаров житья нет лесному зверю, машин понаехало. Дышать нечем.
- Да и у меня голова болит, лягушки квакают, митингуют, чистой воды требуют, есть нечего, рыбки свеженькой и в помине нет.
- И леса нет, и зверя нет, и рыбы нет! Скоро и воды не будет.
- На повестке дня лесной сессии вопрос: когда школьники перестроятся и будут беречь природу?
- Давай спросим у них самих. Вот школьник гуляет по лесу. Расскажи, как ваш класс участвует в охране природы.
Школьник. Ну, мы решили для птиц скворечники сделать…
- Молодцы! Что-нибудь уже сделали?
Школьник. Лозунги уже сочинили: «Прилетай к нам, друг наш дятел, твой прилёт нам всем приятен!» Нравится?
- Зачем дятлу прилетать? Он и сам клювом в лесу выдалбливает себе жилище.
Школьник. Хм, верно. Тогда можно так: «Прилетай, товарищ птица, к нашей школе поселиться!» Ну, как?
-Неплохо.
Школьник. Это ещё что! Мы на фанере разных птиц нарисовали, лозунги, призывы. А под каждой птицей подпись будет стихами. Здорово, да?
- Здорово, жаль только, что птицы читать не умеют.
Школьник. Так это не для птиц.… Это для общественной работы.
- Понятно. Ну, я тогда сам пойду.
Школьник. Куда?
- Скворечник делать. А то пока разговоры разводим, пока будете стенд оформлять, все птицы мимо сада пролетят в другие места гнездиться. Где у вас фанера?
Школьник. Так как раз из неё стенд сделали, рисунки, лозунги….
- (с иронией) Молодцы! Только, по-моему, главного лозунга не хватает.
Школьник. Какого?
- «Громких слов не говори, а скворечник мастери!»
- Как же привлечь школьников к практическим делам по охране природы? Какие будут предложения?
- Может, за каждое посаженное деревце школьникам по 5 рублей платить?
- А я считаю, что школьники должны охранять природу безвозмездно.
(Под музыку к песне «Давайте сохраним»)
1-ый ведущий. Истинный друг природы тот, кто бережет каждое деревце, каждую веточку. Ни за что не допустит пожара в лесу. Истинный друг природы тот, кто не разоряет птичьи гнёзда и муравейники. Оберегает их. Не отбирает у лесных обитателей их детёнышей: зайчат, лисят, бельчат, ежей, не убивает жаб. Всё это наши друзья, кто бережёт воду, каждый её литр, бережёт реки и пруды от загрязнения, участвует в посадке деревьев по берегам рек, озёр, оврагов, дорог, кто создаёт новые леса.
2-ой ведущий. Истинный друг природы тот, кто не страшась, участвует в борьбе с браконьерами и всеми нарушителями Закона об охране природы, кто сажает деревья, растит сады, украшает Землю цветами.
Чтец. Турист – дикарь с медвежьей хваткой
Шёл в лес порядки наводить.
А не пора ли для порядка
Нам укротить медвежью прыть!
Нор звериных, птичьи гнёзда
Разорять не будет никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом!
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать.
Лес – не только для нашей забавы,
Он – богатство страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Пускай растёт зелёный терем,
Просторный, мирный дом зверей.
Входи в него не диким зверем,
А самым лучшим из друзей!
(Звучит песня «Давайте сохраним»)
(Во время исполнения песни можно показать экоролик)
Список использованной литературы
1. Кугач А.Н., Турыгина С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы/Художник Селиванов А.А. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2004.
2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание от формирования к развитию: Учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Москва – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000.
3. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №6, 2000.
Использованные материалы
1. Музыка к песне «Околица» (из репертуара Кадышевой Н. и ансамбля «Золотое кольцо»)
2. Музыка к песне «Ивушка» (музыка Пономаренко Г.)
3. Песня «Мы маленькие дети» (слова Энтина Ю., музыка Крылатова Е.) из к/ф «Приключения Электроника»
4. Мануэль де Фалья «Танец Огня»
5. Песня «Мир похож на цветной луг» (слова Пляцковского М., музыка Шаинского В.) из м/ф «Однажды утром»
6. Песня «Давайте сохраним» (слова Старшинова Н., музыка Чёрного А.)
7. Экоролик www.youtube.com/watch?v=AD5iBXeAmP8