Проектно-исследовательская работа «Войди в лес другом»

0
0
Материал опубликован 11 February 2017

МОУ Покрово-Пригородная

средняя общеобразовательная школа

Тамбовского района Тамбовской области

Экологический проект

Тема: «Войди в лес другом».

Спонсоры: колхоз - племзавод

им. Ленина, председатель депутат Областной Думы Гагулин В. Д.

НПП ООО “Измерон - В” г. Воронеж

Директор Бирюков М. И.

Авторы: туристско-краеведческий кружок «Азимут».

Президент кружка: Волобуев Никита.

Руководители:

Бабаев Игорь Борисович

Федоровых Тамара Николаевна

 

Покрово – Пригородное

2006-2017

Войди в лес другом.

Из опыта проведения урока похода.

Тема: « Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных. Отработка правил личного природоохранного поведения проведения ».

«Если будет вода и в ней ни одной рыбки – я не поверю воде.

И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка – я не

поверю и в воздух. И лес без зверей ….-не лес»

М . М. Пришвин

1. План работы:

1.Задачи урока-похода.

2. Методические рекомендации.

3. Маршруты.

4.Ход урока-похода.

5.Практическая направленность.

6.Подведение итогов.

7. Литература.

8. Дополнительный материал для учителя.

Цель:

активизация познавательной деятельности, формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности учащихся.

формирование у учащихся активной жизненной позиции по отношению к природе и обществу на основе личностно ориентированных методик.

Задачи:

Показать многообразие растений и животных, их связи с окружающей средой; ознакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных.

Формирование экологической культуры и принципов здорового образа жизни;

Осознание детьми «принципа Эко – Я», то есть себя, как части живой природы;

Определение системности компонентов природной среды и опасности потери биосферой жизнепригодных качеств.

Формирование умений работать с информацией, полученной экспериментальным путём.

Уроки – походы проводятся в курсе преподавания биологии в возрастной группе учащихся 6-9 классов. На эмоциональной основе ребята лучше понимают закономерности изменений, происходящих в природе. Познают мир окружающего живого пространства в непосредственном контакте. Вместе с тем учатся правильной организации своего отдыха. Уроки – походы проходят посезонно:

Осенние: «Войди в лес другом,»(6 класс), «Уж небо осенью дышало» (7 класс), «Унылая пора очей очарованье» - (8класс), «Листопад» ( 9 класс), зимние : «Жизнь леса зимой».

Весенние: «Первоцветы»-(6класс), «Пробуждение природы» - (7 класс), «Единение с природой» – 8 класс, «Нас много, а природа одна» 9класс, «Все больше окружающей среды» -9 класс.

Для учащихся 6 классов походы однодневные. Для семиклассников весенний поход двухдневный, так как основная задача – услышать весенние голоса птиц. Практикуем августовские походы: «Звездопад».

 

Программа проведения интегрированных уроков-походов

(экология, география)

«Экосистемы Тамбовской области»

Цели: Создание положительной мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся, а так же углубленная работа над проблемами современного мира на этапе осмысления (обсуждения) социального опыта и оценки полученного результата с использованием краеведческого материала.

Класс

Тема

Сроки

V

VI

 

VII

VIII

IX- X

Наблюдения за явлениями природы, работой ветра, воды. Экологические нарушения и их объяснение.

Растения и животные своего края. Правила личного природоохранного поведения в природе.

Описание состояния водоёма, участка леса. Осенние явления в природе. Источники загрязнения и меры охраны экосистемы. Ориентирование в лесу.

Зимние явления в жизни растений и животных.

Описание экосистемы леса, водоёма. Экологические нарушения, разработка мер по их ликвидации, частичное устранение.

Осенние явления в экосистеме. Воздействие тепла и влаги на экосистему.

Сезонные явления в экосистеме. Воздействие человека на экосистему.

Взаимосвязи компонентов в экосистеме. Описание экосистемы с разработкой мер по охране и рациональному использованию.

Описание экосистемы. Антропогенное воздействие на экосистемы. Разработка мер по охране и рациональному использованию одного-двух компонентов природы.

Антропогенные экосистемы. Мониторинг состояния экологической обстановки села, экосистем леса, водоёма. Разработка рекомендаций мер по охране и рациональному использованию

Экологическая минутка» (очистка экосистем от мусора, очистка родников и т.д.) на каждом уроке.

Осень

Весна

Осень

Зима

Весна

Осень

Зима

Весна

Весна

Осень-

весна

Отчёты по результатам исследовательской деятельности учащиеся оформляют в виде презентаций, фотовыставок, экологических проектов и т.д.

Результативность: Учащиеся приобретают и совершенствуют знания о взаимодействии природы и общества, формируются практические и исследовательские умения и навыки, навыки работы с ИКТ.

В нашей школе уроки - походы ,часто интегрированные уроки биологии и географии.

При подготовке к уроку с детьми проводится предварительный инструктаж о правилах подготовки к походу, о поведении в походе, о маршруте, о правилах взаимовыручки в походе.

С классом работают два учителя. Учитель географии - инструктор по туризму и учитель биологии. Желательно привлечь к работе классного руководителя, родителей.

Время проведения похода с 9.00 утра до 16.00 – зимой; весной и осенью до 18.00.

Работа проходит по разработанным маршрутам, позволяющим наиболее глубоко связать маршрут с программным материалом.

Первый маршрут протяженностью – 7 километров, второй маршрут – 10 километров, третий маршрут - 8 километров.

Способ передвижения: из села Покрово - Пригородное до отправной точки маршрута движемся на автобусе, затем продолжается пешее движение с 10 минутным перерывом – привалом через каждые 30 минут движения. Обратный путь с заключительной точки маршрута проходит на автобусе до села.

В поход учащиеся идут с полным туристическим снаряжением. Питание на привалах – проводится за счет бутербродов. На основной стоянке готовится горячая пища, приготовленная на костре: суп, картофельное пюре, чай.

Готовят дрова и разводят костер мальчики под руководством учителя – инструктора. Приготовление пищи лежит на девочках.

На привалах маршрута проводятся наблюдения, исследования. Всего привалов, в зависимости от маршрута, два или три.

По прибытии на основную стоянку у реки Гремячка, проводится инструктаж по ориентированию в лесу в пределах видимости учителя и инструктаж по правилам поведения.

Традиционно общий привал начинается и заканчивается «экологической охотой». После разведения костра дети отдыхают, устраиваются , играют в течение часа. Урок продолжается по разработанному плану от 45 минут до 1,5 часов. Время урока определяется особенностями возрастной категории учащихся. Ребята работают по инструкционным карточкам , в группах. Учитель комментирует задания и дает необходимые объяснения. Завершение урока, после чаепития , проходит у костра ,где подводятся итоги работы на маршруте. Отрабатываются навыки культуры общения с природой.

В игре дети отдыхают до определенного времени. Готовятся бутерброды на обратный путь. После «экологической охоты» класс покидает место постоянного привала и уходит на маршрут , где продолжается работа по программе инструкционных карт .Итоги урока -похода оформляются отчетом. Для учащихся 6 классов – это творческие работы. Для учащихся 7-8 классов - отчеты с защитой на конференции. Для учащихся 9 классов отчетная работа в форме реферата по заданной теме. В отчете используются знания собственных наблюдений и материалы учебника по программе. Отчетная конференция дает возможность не только подвести итоги урока, но и помогает детям формировать свои эмоциональные переживания. Здесь работают с успехом даже слабоуспевающие дети.

Уроки-походы позволяют не только приобщить ребят к природе, к непосредственному соприкосновению с ней , ее познанию, но вместе с тем формирует человеческие качества , формирует духовное богатство.

Результатом походов стал питомник саженцев дуба черешчатого на учебно-опытном участке школы, «аллея Солдата» в парке «Скорбящая мать» села Покрово - Пригородное, школьный проект «Шумите дубравы», учащиеся набираются сил и здоровья.

Ход урока – похода:

Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе.

Содержание урока.

Учитель проводит учащихся от объекта к объекту по заранее разработанному маршруту. В ходе похода учитель знакомит учащихся с видами растений и животных, встречающимися на данной территории ,с особенностями растений и животных ,связанными с условиями их обитания; обращает внимание учащихся на разнообразие плодов и семян ,способы их распространения, на различие осенней окраски листьев и листопада у растений, на поведение животных осенью.

3.Самостоятельная работа учащихся:

Учащиеся распределяются на группы и выполняют работу по следующим заданиям.

Задание 1:

1.Отметьте, какие растения встречаются на данном участке,

какие изменения произошли у них осенью (по сравнению с летом ).

2.Отметьте, каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке.

Задание 2:

Отметьте, какие травянистые растения встречаются непосредственно у дороги, в нескольких метрах от нее, на опушке леса, в глубине леса. Каковы отличительные особенности у этих растений?

Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени.

Задание 3:

1. Выясните, у каких растений созрели плоды и семена.

Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения.

2.Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.

Задание 4

1.Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.

2.Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.

Задание 5

Выясните, у каких растений осенью листья опадают раньше, а у каких – позже.

Опишите приспособления к определенным условиям жизни у встречающихся животных.

Подведение итогов урока-похода. Закрепление Правил поведения на природе «Языком плаката».

Задание на дом.

Оформить творческую работу – отчет. Выполнить задания на с. 12 учебника.

Дополнительные материалы для учителя:

Для вступительной беседы на основном привале:

Загадки: «Весной веселит, летом холодит, осенью , умирает ,весной оживает» ( лес)

«Зимой с седой бородой, летом новая вырастает , осенью

осыпается « (лиственный лес).

«Осенью кружатся, на землю ложатся , с земли не встают и тут изгнивают.»(листья)

« Унылая пора!

Очей очарованье!

Приятна мне твоя

Прощальная краса-

Люблю я пышное

Природы увяданье,

В багрец и золото

Одетые леса,

В их сенях ветра шум

И свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч,

И первые морозы,

И отдаленные

Седой зимы угрозы»

А.С. Пушкин.

Лесные заповеди.

Лес-отец, и все лесные растения и животные – его дети. Все они находятся между собой в тончайших и сложнейших взаимоотношениях. Как в легкой постройке карточного домика только тронь одну карту - мгновенно нарушится равновесие и вся красота рухнет .Любовь к лесу, любовь ко всем его детям помогает узнавать их тайны и сложные законы, по которым они живут.

Научитесь ходить по лесу тихо, бесшумно. Ногу поднимайте выше и смотрите, куда ее ставите, не делайте резких движений ,умейте застывать на месте и терпеливо ждать. Иначе все лесные обитатели попрячутся, не увидите ни птиц, ни зверей.

Остановите приятеля, готового разорить муравейник. Для него это забава, а для муравьев - катастрофа ,подобная Хиросиме или Чернобылю.

И последнее. Почаще вспоминайте библейскую заповедь: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. И еще – НЕ УБИЙ!

Завершающее стихотворение:

«Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В овраге сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялася трава,

И , под дождем осенним тлея,

Чернеет темная листва».

И .Бунин.

Литература:

1.В.Д.Бондаренко «Культура общения с природой»

2.Н.В.Дубинина, В.В.Пасечник.

Тематическое и поурочное планирование к учебнику.

«Биология».

3.М.Г.Григорьева «Ботанические экскурсии».

4.В.И.Сиротин. Практические работы по географии.

5.Материалы Интернета.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.