Проектно-исследовательская работа «Войди в лес другом»
МОУ Покрово-Пригородная
средняя общеобразовательная школа
Тамбовского района Тамбовской области
Экологический проект
Тема: «Войди в лес другом».
Спонсоры: колхоз - племзавод
им. Ленина, председатель депутат Областной Думы Гагулин В. Д.
НПП ООО “Измерон - В” г. Воронеж
Директор Бирюков М. И.
Авторы: туристско-краеведческий кружок «Азимут».
Президент кружка: Волобуев Никита.
Руководители:
Бабаев Игорь Борисович
Федоровых Тамара Николаевна
Покрово – Пригородное
2006-2017
Войди в лес другом.
Из опыта проведения урока похода.
Тема: « Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных. Отработка правил личного природоохранного поведения проведения ».
«Если будет вода и в ней ни одной рыбки – я не поверю воде.
И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка – я не
поверю и в воздух. И лес без зверей ….-не лес»
М . М. Пришвин
1. План работы:
1.Задачи урока-похода.
2. Методические рекомендации.
3. Маршруты.
4.Ход урока-похода.
5.Практическая направленность.
6.Подведение итогов.
7. Литература.
8. Дополнительный материал для учителя.
Цель:
активизация познавательной деятельности, формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности учащихся.
формирование у учащихся активной жизненной позиции по отношению к природе и обществу на основе личностно ориентированных методик.
Задачи:
Показать многообразие растений и животных, их связи с окружающей средой; ознакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных.
Формирование экологической культуры и принципов здорового образа жизни;
Осознание детьми «принципа Эко – Я», то есть себя, как части живой природы;
Определение системности компонентов природной среды и опасности потери биосферой жизнепригодных качеств.
Формирование умений работать с информацией, полученной экспериментальным путём.
Уроки – походы проводятся в курсе преподавания биологии в возрастной группе учащихся 6-9 классов. На эмоциональной основе ребята лучше понимают закономерности изменений, происходящих в природе. Познают мир окружающего живого пространства в непосредственном контакте. Вместе с тем учатся правильной организации своего отдыха. Уроки – походы проходят посезонно:
Осенние: «Войди в лес другом,»(6 класс), «Уж небо осенью дышало» (7 класс), «Унылая пора очей очарованье» - (8класс), «Листопад» ( 9 класс), зимние : «Жизнь леса зимой».
Весенние: «Первоцветы»-(6класс), «Пробуждение природы» - (7 класс), «Единение с природой» – 8 класс, «Нас много, а природа одна» 9класс, «Все больше окружающей среды» -9 класс.
Для учащихся 6 классов походы однодневные. Для семиклассников весенний поход двухдневный, так как основная задача – услышать весенние голоса птиц. Практикуем августовские походы: «Звездопад».
Программа проведения интегрированных уроков-походов
(экология, география)
«Экосистемы Тамбовской области»
Цели: Создание положительной мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся, а так же углубленная работа над проблемами современного мира на этапе осмысления (обсуждения) социального опыта и оценки полученного результата с использованием краеведческого материала.
Класс |
Тема |
Сроки |
V VI
VII VIII IX- X |
Наблюдения за явлениями природы, работой ветра, воды. Экологические нарушения и их объяснение. Растения и животные своего края. Правила личного природоохранного поведения в природе. Описание состояния водоёма, участка леса. Осенние явления в природе. Источники загрязнения и меры охраны экосистемы. Ориентирование в лесу. Зимние явления в жизни растений и животных. Описание экосистемы леса, водоёма. Экологические нарушения, разработка мер по их ликвидации, частичное устранение. Осенние явления в экосистеме. Воздействие тепла и влаги на экосистему. Сезонные явления в экосистеме. Воздействие человека на экосистему. Взаимосвязи компонентов в экосистеме. Описание экосистемы с разработкой мер по охране и рациональному использованию. Описание экосистемы. Антропогенное воздействие на экосистемы. Разработка мер по охране и рациональному использованию одного-двух компонентов природы. Антропогенные экосистемы. Мониторинг состояния экологической обстановки села, экосистем леса, водоёма. Разработка рекомендаций мер по охране и рациональному использованию Экологическая минутка» (очистка экосистем от мусора, очистка родников и т.д.) на каждом уроке. |
Осень Весна Осень Зима Весна Осень Зима Весна Весна Осень- весна |
Отчёты по результатам исследовательской деятельности учащиеся оформляют в виде презентаций, фотовыставок, экологических проектов и т.д.
Результативность: Учащиеся приобретают и совершенствуют знания о взаимодействии природы и общества, формируются практические и исследовательские умения и навыки, навыки работы с ИКТ.
В нашей школе уроки - походы ,часто интегрированные уроки биологии и географии.
При подготовке к уроку с детьми проводится предварительный инструктаж о правилах подготовки к походу, о поведении в походе, о маршруте, о правилах взаимовыручки в походе.
С классом работают два учителя. Учитель географии - инструктор по туризму и учитель биологии. Желательно привлечь к работе классного руководителя, родителей.
Время проведения похода с 9.00 утра до 16.00 – зимой; весной и осенью до 18.00.
Работа проходит по разработанным маршрутам, позволяющим наиболее глубоко связать маршрут с программным материалом.
Первый маршрут протяженностью – 7 километров, второй маршрут – 10 километров, третий маршрут - 8 километров.
Способ передвижения: из села Покрово - Пригородное до отправной точки маршрута движемся на автобусе, затем продолжается пешее движение с 10 минутным перерывом – привалом через каждые 30 минут движения. Обратный путь с заключительной точки маршрута проходит на автобусе до села.
В поход учащиеся идут с полным туристическим снаряжением. Питание на привалах – проводится за счет бутербродов. На основной стоянке готовится горячая пища, приготовленная на костре: суп, картофельное пюре, чай.
Готовят дрова и разводят костер мальчики под руководством учителя – инструктора. Приготовление пищи лежит на девочках.
На привалах маршрута проводятся наблюдения, исследования. Всего привалов, в зависимости от маршрута, два или три.
По прибытии на основную стоянку у реки Гремячка, проводится инструктаж по ориентированию в лесу в пределах видимости учителя и инструктаж по правилам поведения.
Традиционно общий привал начинается и заканчивается «экологической охотой». После разведения костра дети отдыхают, устраиваются , играют в течение часа. Урок продолжается по разработанному плану от 45 минут до 1,5 часов. Время урока определяется особенностями возрастной категории учащихся. Ребята работают по инструкционным карточкам , в группах. Учитель комментирует задания и дает необходимые объяснения. Завершение урока, после чаепития , проходит у костра ,где подводятся итоги работы на маршруте. Отрабатываются навыки культуры общения с природой.
В игре дети отдыхают до определенного времени. Готовятся бутерброды на обратный путь. После «экологической охоты» класс покидает место постоянного привала и уходит на маршрут , где продолжается работа по программе инструкционных карт .Итоги урока -похода оформляются отчетом. Для учащихся 6 классов – это творческие работы. Для учащихся 7-8 классов - отчеты с защитой на конференции. Для учащихся 9 классов отчетная работа в форме реферата по заданной теме. В отчете используются знания собственных наблюдений и материалы учебника по программе. Отчетная конференция дает возможность не только подвести итоги урока, но и помогает детям формировать свои эмоциональные переживания. Здесь работают с успехом даже слабоуспевающие дети.
Уроки-походы позволяют не только приобщить ребят к природе, к непосредственному соприкосновению с ней , ее познанию, но вместе с тем формирует человеческие качества , формирует духовное богатство.
Результатом походов стал питомник саженцев дуба черешчатого на учебно-опытном участке школы, «аллея Солдата» в парке «Скорбящая мать» села Покрово - Пригородное, школьный проект «Шумите дубравы», учащиеся набираются сил и здоровья.
Ход урока – похода:
Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе.
Содержание урока.
Учитель проводит учащихся от объекта к объекту по заранее разработанному маршруту. В ходе похода учитель знакомит учащихся с видами растений и животных, встречающимися на данной территории ,с особенностями растений и животных ,связанными с условиями их обитания; обращает внимание учащихся на разнообразие плодов и семян ,способы их распространения, на различие осенней окраски листьев и листопада у растений, на поведение животных осенью.
3.Самостоятельная работа учащихся:
Учащиеся распределяются на группы и выполняют работу по следующим заданиям.
Задание 1:
1.Отметьте, какие растения встречаются на данном участке,
какие изменения произошли у них осенью (по сравнению с летом ).
2.Отметьте, каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке.
Задание 2:
Отметьте, какие травянистые растения встречаются непосредственно у дороги, в нескольких метрах от нее, на опушке леса, в глубине леса. Каковы отличительные особенности у этих растений?
Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени.
Задание 3:
1. Выясните, у каких растений созрели плоды и семена.
Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения.
2.Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.
Задание 4
1.Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.
2.Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.
Задание 5
Выясните, у каких растений осенью листья опадают раньше, а у каких – позже.
Опишите приспособления к определенным условиям жизни у встречающихся животных.
Подведение итогов урока-похода. Закрепление Правил поведения на природе «Языком плаката».
Задание на дом.
Оформить творческую работу – отчет. Выполнить задания на с. 12 учебника.
Дополнительные материалы для учителя:
Для вступительной беседы на основном привале:
Загадки: «Весной веселит, летом холодит, осенью , умирает ,весной оживает» ( лес)
«Зимой с седой бородой, летом новая вырастает , осенью
осыпается « (лиственный лес).
«Осенью кружатся, на землю ложатся , с земли не встают и тут изгнивают.»(листья)
« Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятна мне твоя
Прощальная краса-
Люблю я пышное
Природы увяданье,
В багрец и золото
Одетые леса,
В их сенях ветра шум
И свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч,
И первые морозы,
И отдаленные
Седой зимы угрозы»
А.С. Пушкин.
Лесные заповеди.
Лес-отец, и все лесные растения и животные – его дети. Все они находятся между собой в тончайших и сложнейших взаимоотношениях. Как в легкой постройке карточного домика только тронь одну карту - мгновенно нарушится равновесие и вся красота рухнет .Любовь к лесу, любовь ко всем его детям помогает узнавать их тайны и сложные законы, по которым они живут.
Научитесь ходить по лесу тихо, бесшумно. Ногу поднимайте выше и смотрите, куда ее ставите, не делайте резких движений ,умейте застывать на месте и терпеливо ждать. Иначе все лесные обитатели попрячутся, не увидите ни птиц, ни зверей.
Остановите приятеля, готового разорить муравейник. Для него это забава, а для муравьев - катастрофа ,подобная Хиросиме или Чернобылю.
И последнее. Почаще вспоминайте библейскую заповедь: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. И еще – НЕ УБИЙ!
Завершающее стихотворение:
«Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В овраге сыростью грибной.
Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И , под дождем осенним тлея,
Чернеет темная листва».
И .Бунин.
Литература:
1.В.Д.Бондаренко «Культура общения с природой»
2.Н.В.Дубинина, В.В.Пасечник.
Тематическое и поурочное планирование к учебнику.
«Биология».
3.М.Г.Григорьева «Ботанические экскурсии».
4.В.И.Сиротин. Практические работы по географии.
5.Материалы Интернета.