Индивидуальный образовательный маршрут психологического тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ, дошкольный и младших школьный возраст
Я думаю, что главная проблема современного инклюзивного школьного образования в нашей стране – его унифицированность и безликость. В наших школах часто детей-инвалидов обучают точно также, как и остальных детей, забывая об их особенностях здоровья. Самодостаточная личность ребёнка-инвалида растворяется в нормах и правилах, которым он должен соответствовать. Интересы и склонности большинства учащихся с ОВЗ остаются «за бортом» дошкольной и школьной жизни.
/data/files/m1559741236.docx (Индивидуальный маршрут тьютор ОВЗ)
Всероссийский конкурс для педагогов дошкольного образования на лучший индивидуальный образовательный маршрут
Материал для публикации в
«Сборнике методических разработок и педагогических идей»
Тематические раздел: Коррекционная педагогика.
Заголовок материала:
«Индивидуальный образовательный маршрут психологического тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ.
Дошкольный и младший школьный возраст»
Автор: Горячева Наталья Валерьевна, педагог-психолог,
высшая квалификационная категория
(ГБОУ «Школа № 2036», г. Москва)
2019 год
Тезисы:
Основная проблема современного инклюзивного школьного образования в нашей стране – его унифицированность. В наших школах часто детей-инвалидов обучают точно также, как и остальных детей, забывая об их особенностях здоровья. Самодостаточная личность ребёнка-инвалида растворяется в нормах и правилах, которым он должен соответствовать. Интересы и склонности большинства учащихся с ОВЗ остаются «за бортом» школьной жизни. А школьная жизнь, которая для ребенка-инвалида гораздо сложнее и в вопросах обучения, и в вопросах коммуникации, перестает интересовать самого ребенка, если эта трудность труднопреодолеваема. Как же сделать так, чтобы, с одной стороны заинтересовать ребенка учебой и общением, а, с другой стороны, помочь ему проявить себя, понять, что же интересно именно ему. Одним из показателей эффективной работы педагогического коллектива в области реализации инклюзивной практики является гибкий, индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой подход проявляется, прежде всего, в разработке вариативного индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательного учреждения, разработкой адаптированной образовательной программы, созданием инклюзивной образовательной среды, специальных образовательных условий, соответствующих потребностям разных категорий детей с ОВЗ. Образование детей с ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа является образовательной инновацией и требует методологического анализа, проведения научных исследований, научно-методических разработок и постоянного сопровождения, как педагогического, так и психологического.
Мне кажется, что лучше всего с этим вопросом справляется именно тьюторское сопровождение ребенка-инвалида. Ведь вся система тьюторстванапрвлена на проявление пристального интереса педагога-тьютора к ребенку, его личности, способностям, задаткам и интересам, независимо от его состояния здоровья. Если хотя бы часть образовательного процесса будет строиться на тьютерских основах, ребенку-инвалиду будет по-настоящему интересно учиться. Ведь он сможет проявить себя, обрести навыки самопрезентации. Научится не только обслуживать себя самостоятельно в меру сил и диагноза, полноценно общаться, но и составлять портфолио, выступать перед аудиторией – ощущать себя по-настоящему успешным. Развивать свой познавательный интерес, общаться с другими ребятами (не обязательно одноклассниками) со схожими интересами, получить навыки взаимного общения и обучения.
Введение
Многие годы в разных странах ценность не только личности, но и жизни ребенка, который чем-то отличался от остальных детей, была в опасности. Ребенок с ОВЗ часто становился изгоем, с ним не общались, не играли, практически не лечили, часто от такого ребенка отказывалась даже его семья. Будущее инвалида было довольно туманным. Об обучении вообще не могло быть речи. С течением времени более зрелое общество стало бороться с дискриминационными воззрениями и стараться создавать благоприятную атмосферу в общинах для построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, многие страны стали обеспечивать реальное образование для большинства детей и повышать эффективность и рентабельность системы образования. В современном обществе большинство государств признало ценность социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и отказ от представлений об организации отдельного обучения и жизни определили происходящие изменения в социально-культурной среде и переосмысление обществом отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, в Декларации прав ребенка, принятой резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН (от 20 ноября 1959 г.) с целью обеспечения детям счастливого детства, выработаны основные принципы соблюдения прав путем формирования законодательных и других мер поддержки образования. Принцип 5 уточняет – «ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния». 16 декабря 1976 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1981 год Международным годом инвалидов, а период с 1983 по 1992-й год – Десятилетием инвалидов ООН. Наиболее важным результатом проведения Международного года инвалидов стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1982 года Всемирной программы действий в отношении инвалидов. Дальнейшие мероприятия и предложения по осуществлению всемирной программы действий в отношении инвалидов конкретизированы во Всемирной программе действий в отношении инвалидов (принята резолюцией 37/52Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1982 года). В программе перечислены основные мероприятия, которые необходимо провести на национальном уровне. Так, в Программе подчеркивается, что образование инвалидов должно по возможности проходить в рамках общей школьной системы, а ответственность за организацию процесса обучения должна возлагаться на органы образования. Интересен тот факт, что разрабатываемые и принимаемые государственные законы, касающиеся обязательного образования, должны распространяться на детей со всеми видами инвалидности, в том числе с самыми тяжелыми формами нарушений. Впервые было обращено внимание на обязательные критерии, предъявляемые к государственной системе образования, которая должна быть гибкой и соответствовать:
- индивидуализированности – учет предполагаемых и согласованных потребностей каждого учащегося и направленность на достижение четко определенных целей обучения и краткосрочных задач, которые регулярно рассматриваются и при необходимости пересматриваются;
- доступности – образовательная организация должна находиться на небольшом расстоянии от дома или места жительства учащегося, за исключением особых случаев, когда потребности учащегося невозможно обеспечить в таких заведениях;
- система должна быть всеобъемлющей – то есть, должна обслуживать всех лиц с особыми потребностями независимо от возраста и степени инвалидности, чтобы ни один ребенок школьного возраста не был лишен возможностей для получения образования вследствие его степени инвалидности или получал образование значительно хуже того, которое получают другие учащиеся.
Вопрос о создании условий не столько экономических, сколько педагогических в обычных школах для лиц с особыми образовательными потребностями, в частности, инклюзивного образования, настойчиво предложен в Декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», так называемой Саламанской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (Саламанка, Испания, 7-10 июня1994г.). Создание инклюзивной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка и признающей его уникальность, неповторимость и право на качественное образование опирается, в первую очередь, на модернизацию образовательной системы образовательной организации. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет собственного гибкого переструктурирования, учета особых образовательных потребностей каждого включаемого ребенка.
Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию любого ребенка, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) для организации их образования в массовых общеобразовательных учреждениях и направленностью на индивидуальные образовательные потребности обучающихся.
Описание проектной идеи
Мысль о том, что тьютор осуществляет особый тип педагогического сопровождения – сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования, многим субъектам педагогического взаимодействия (учителям, классным руководителям, психологам, социальным педагогам) показалась очень важной и нужной. Но, что самое удивительное, многие специалисты общего образования решили, что являются готовыми тьюторами. Ведь все они в той или иной степени осуществляют сопровождение педагогического процесса. Правда, многие из них «забыли», что осуществлять педагогическое сопровождение можно и нужно по-разному. Тьюторское сопровождение - педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащихся с ОВЗ, поиск образовательных ресурсов, формирование образовательной рефлексии учащихся.
Цель работы: разработка проекта обеспечения тьюторского сопровождения учащегося с ОВЗ в процессе дошкольного ишкольного обучения.
Цель тьютора: построение образовательного пространства как пространства проявления познавательных инициатив и интересов учащихся с ОВЗ.
Задачи тьютора:
- проектировать события, направленные на выявление и поддержку образовательных интересов учащихся с ОВЗ;
- организовывать включение школьников-инвалидов в исследовательскую деятельность;
- оказывать помощь детям-инвалидовв реализации познавательной инициативы;
- осуществлять мониторинг новых образовательных результатов учащихся с ОВЗ в связи с введением тьюторского сопровождения.
Предполагаемые результаты:
- умение учащихся с ОВЗ делать простой и сложный выбор;
- оформление детьми-инвалидами собственных интересов;
- опыт работыдетей-инвалидов с ресурсами различного типа;
- опыт детьми-инвалидами самопрезентации в различных сообществах;
- опыт работы детей-инвалидов в команде;
- умение детьми-инвалидами анализировать и корректировать собственную деятельность;
- опыт самооценки школьника с ОВЗ;
- формирование исследовательской компетентности у школьника с ОВЗ.
Глава № 1
Теоретические аспекты тьюторского
сопровождение ребенка с ОВЗ
Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ – это последовательность взаимосвязанных между собой этапов:
Диагностико-мотивационный этап – первая встреча тьютора с подопечным ребенком-инвалидом. Направлена на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей образовательной деятельности. Также на этом этапе можно провести психодиагностику интересов и склонностей учащегося, для того, чтобы понять его желания, мотивы выбора и возможность плодотворно для себя заниматься выбранной темой.
На первом этапе задачей тьютораявляется помощь учащемуся в выборе темы исследовательской работы через осознание собственного познавательного интереса. Тьютор помогает учащемуся с ОВЗ осознать вопросы, которые его волнуют, сформулировать тему исследования. Важно подчеркнуть, что тьютор не объясняет, не отвечает за учащегося на его вопросы, а только помогает ему осознать свой интерес, сформулировать свой вопрос, свою тему.
Результат: осознание школьником собственного интереса, выбор темы для исследования.
Методы и приёмы, используемые тьютором на первом этапе: анкетирование, тестирование, беседа, консультирование.
Проектировочный этап – проектирование предстоящей работы. Организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. Собирается тематический портфолио. На этом этапе тьюторант начинает сбор информации по выбранной теме, находит ее в разных источниках, систематизирует ее, и совместно с тьютором собирает тематический портфолио для фиксации познавательного интереса. На этом этапе познавательный интерес тьюторанта может развиться и углубиться (тогда работа тьютора продолжается именно с этим познавательным интересом), а может уменьшиться или вообще пропасть – тьюторант может переключиться на что-то другое. В этом случае задача тьютора выявить и закрепить новый познавательный интерес.
Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации по выбранной теме. Тьюторант собирает тематический портфолио по данной теме.
На втором этапе, когда тема работы определена и учащийся выходит в самостоятельную исследовательскую деятельность, тьютор проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения темы исследования, в оформлении результатов.
Основная задача тьютора на этом этапе - поддержка самостоятельности и активности тьюторанта-инвалида.
Результат: умение школьника с ОВЗ систематизировать собранный материал, осознание собственной успешности и компетентности в выбранной теме.
Реализационный этап – реальный поиск тьюторанта (проект, исследование) и представление тьютору полученных результатов (презентация). Собирается презентационный портфолио. Этот этап осуществляется под непосредственным контролем тьютора. Он отслеживает работу тьюторанта с ОВЗ, помогает ему составлять презентационный портфолио, помогает, если возникли трудности при составлении презентации. С помощью наводящих вопросов помогает тьюторанту раскрыть тему полнее, исправить допущенные ошибки и недочеты. Затем следует сама презентация перед аудиторией – учащиеся, которых интересует эта тема, которые разбираются в ней.
На этом этапе тьюторант представляет полученные результаты исследования.
Презентация может быть организована разными способами: устное небольшое сообщение во время тьюториала; выступление на классном часе или уроке; специально организованная презентация в период школьной конференции исследовательских работ. А также участие в творческих конкурсах различных уровней: районном, краевом, общероссийском.
На этом этапе оформляется новый тип портфолио – презентационный.
Задача тьютора на этом этапе – помощь в выборе формы представления результата, отражающей не только особенности темы исследования, но и индивидуальность тьюторанта.
Результат: развитие умения школьника выступать перед аудиторией, отстаивать свою позицию по данной теме.
Аналитический этап – тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы тьюторанта. Направлен на рефлексию тьюторантом с ОВЗ с помощью тьютора своего пройденного пути, достигнутых на данном этапе результатов. Собирается портфолио достижений. На этом этапе тьютор проводит «разбор полетов». Проговариваются и анализируются удачи и неудачи тьюторанта на презентации. Составляется дальнейший план действий. На этом этапе тьюторант также учится составлять портфолио достижений, куда он будет помещать как свои выступления и презентации, так и дипломы и грамоты за выступления, поощрительные записки от других учащихся.
Основной задачей тьютора на третьем этапе является организация рефлексии учащегося с ОВЗ по поводу его деятельности в исследовании.
На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам презентации.
На этом этапе становится востребованным третий вид портфолио – портфолио достижений.
Овладение учащимся техники рефлексии является важнейшим условием его дальнейшего успешного движения в образовании, а также достижения методологической компетентности.
Результат: развитие адекватной самооценки школьника, умения анализировать как собственные способы действия, так и способы действия окружающих, умения понимать происходящие в себе и окружающих изменения.
Оценивать успехи и неудачи тьюторанта также предпочтительно на этом этапе.
Показатели эффективности тьюторского сопровождения в процессе школьного обучения ребенка с ОВЗ:
- повышение доли учащихся школы с ОВЗ, включённых в исследовательскую деятельность;
- презентация результатов исследования на различных уровнях;
- создание банка информационных ресурсов в области исследовательской деятельности.
Часть 2. Организационное планирование
Первый уровень. Работа с учащимися и их родителями по оформлению заказа на работу тьютора.
На этом этапе проводится работа с родителями, призванная донести до родителей смысл и задачи работы тьютора при сопровождении ребенка-инвалида (родительские собрания). Также на этих родительских собраниях классным руководителем проводится анкетирование родителей с целью узнать их отношение к тьюториалу и желание участвовать в нем.
Учащиеся узнают о работе тьютора на классных часах. Им рассказывается, кто такой тьютор, что он будет делать, чем сможет помочь ученикам.
Также на этом этапе педагог-психолог проводит психодиагностическое обследование учащихся для выявления их интересов и склонностей.
Таким образом, ОУ формирует запрос на тьюторское сопровождение учащихся с ОВЗ.
Примерные мероприятия 1 уровня:
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
Анкетирование родителей, учащихся |
2-я неделя января |
Классные руководители классов |
Тестирование родителей, учащихся |
3-я неделя января |
Педагог-психолог |
Второй уровень. Координация специалистов ОУ вокруг идеи проекта и внутри процесса его реализации.
Современная школа насчитывает большой спектр различных должностей и специальностей. Все эти специалисты современной школе нужны одинаково и без любого из них педагогическое и воспитательное взаимодействие с учеником с ОВЗ будет ущербным, неполным.
На педагогическом совете принимается идея проекта. О нем подробно рассказывается, между специалистами распределяются тьюторские функции по школьному сопровождению детей-инвалидов. Каждый член педагогического коллектива составляет для себя примерный план осуществления этих функций, цели и основные направления работы. Обязательно формируется координационный совет, который помогает отдельным педагогам составить личный план тьюторского сопровождения с учетом общих целей и задач ОУ.
Компетенции членов педагогического коллектива при осуществлении тьюторского сопровождения детей с ОВЗ:
Завуч – создаёт организационно-педагогические условия для усвоения школьниками с ОВЗ учебной программы. Он составляет расписание уроков, следит за соблюдением режимных моментов, контролирует педагогов, контролирует посещаемость уроков учащимися, ведёт большую воспитательную работу. Осуществляет координационную работу в школе.
Его основная цель – создать условия для успешного усвоения учениками адаптированной школьной учебной программы. В рамках тьюторского сопровождения – координация всех педагогов, задействованных в проекте.
Учитель-предметник – отвечает за осуществление процесса обучения и воспитания ребенка-инвалида в классе во время своего урока.
Основная цель учителя-предметника – усвоение учащимися с ОВЗ знаний по предмету в рамках школьной учебной программы. Помимо этого, современный учитель понимает, что невозможно только «давать» необходимый учебный материал, не обращая внимания на воспитание и поведение учеников. Поэтому каждый учитель сегодня, независимо от преподаваемого им предмета, ещё и воспитатель. Посредством своего предмета он старается раскрыть в учениках всё самое хорошее, доброе. Побуждает их к взаимопомощи и сотрудничеству, толерантности и др.
Классный руководитель – отвечает за осуществление процесса обучения и воспитания ребенка-инвалида в своём классе. Классный руководитель тесно взаимодействует с учениками своего класса. Все школьные (а подчас и не школьные) проблемы учеников и их родителей часто приходится решать классному руководителю. Он координирует и отслеживает вопросы успеваемости и поведения учащихся, их психологическое и социальное благополучие, при выявлении проблем обращается за помощью к специалистам. Он контролирует посещаемость уроков учащимися своего класса, ведёт большую воспитательную работу.
Т.к. классный руководитель, как правило, ещё и педагог-предметник, который ведёт какой-либо урок в своём классе, его основная цель – усвоение учащимися знаний по своему предмету (и всем остальным предметам тоже) в рамках школьной учебной программы и гармоничное воспитание личности ребёнка-инвалида. В рамках тьюторского сопровождения – побуждение учащихся заниматься по индивидуальной образовательной программе, показав им все положительные стороны такого обучения.
Педагог-психолог – осуществляет психодиагностическую, психокоррекционную, психопрофилактиктическую, консультационную и просветительскую деятельность. В его обязанности входит выявлять причины трудностей в обучении и поведении учащихся с ОВЗ, корректировать отстающие моменты самостоятельно или с помощью других педагогов, родителей ученика с ОВЗ и смежных специалистов, а также консультировать учащихся, специалистов общего образования и родителей обучающихся по возникающим проблемам обучения и воспитания.
Также педагог-психолог проводит психопрофилактическую и просветительскую работу для учеников-инвалидов, специалистов общего образования и родителей обучающихся. Проводит большую работу по профориентации и оказывает помощь в самоопределении старшеклассников.
Его основная цель – психологическое сопровождение образовательного процесса и обеспечение психологического благополучия всех учащихся (не только с ОВЗ). В рамках тьюторского сопровождения – психодиагностика интересов и склонностей учащихся-инвалидов, а также их познавательных интересов и мотивов (почему хочет заниматься именно этим), индивидуальная консультация для побуждения их продолжить обучение по индивидуальной образовательной программе.
Социальный педагог – контролирует условия (внешние и внутренние) для нормального и своевременного осуществления процесса обучения и воспитания ребенком-инвалидом в классе и дома. Проводит профилактическую и, при необходимости, коррекционную работу, в которую могут быть вовлечены не толькоспециалисты общего образования и родители обучающегося, но и органы надзора и правопорядка.
Для социального педагога главная цель – социально-правовое сопровождение образовательного процесса и обеспечение социального благополучия учащихся. В рамках тьюторского сопровождения – беседа с учащимися, побуждающая их продолжить обучение по индивидуальной образовательной программе.
Несомненно, любой из названных выше специалистов, осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся. Координирует усилия всех специалистов тьютор.
Тьютор – осуществляет сопровождение школьника с ОВЗ в процессе формирования им индивидуальной образовательной программы.
Его основная цель – сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования.
Основные формы работы тьютора – это индивидуальные (беседа) и групповые тьюторские консультации для активизации каждого школьника с ОВЗ с учётом его способностей, особенностей его характера, здоровья, навыков общения на дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализации своей индивидуальной образовательной программы. На них реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ школьников с ОВЗ с похожими познавательными интересами.
Также тьютором проводятся тьюториалы (учебные тьюторские семинары) для активного группового обучения, направленного на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников с ОВЗ.
Ещё одна эффективная форма организации тьюторского сопровождения – психологические тренинги, но их может проводить только педагог-тьютор, имеющий необходимые специальные психологические знания и навыки.
Для развития образовательной мотивации, построения и реализации индивидуальных образовательных программ и проектов служит такая форма тьюторского сопровождения как образовательное событие. Работа с событиями может вестись не только для одного тьюторанта-инвалида, но и для целой группы.
Любой педагог-предметник, классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, завуч школы, разделяя позицию тьютора, можетосуществлять цели и задачи тьюторского сопровождения. Чтобы делать это профессионально, такой педагог должен обладать тьюторской компетентностью.
Примерные мероприятия 2 уровня:
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
Проведение семинара «Тьюторская позиция педагогов при организации индивидуальной работы с учащимися» |
3-я неделя января |
Зам. директора, педагог-психолог |
Утверждение пилотного тьюторского проекта на педагогическом совете |
4-я неделя января |
Директор школы, зам. директора |
Разработка и утверждение положения о тьюторском сопровождении учащихся |
4-я неделя января |
Директор школы, зам. директора |
Выполнение педагогом современной школы тьюторских функций может осуществляться в два этапа:
- первый этап – осуществление помощи ученику с ОВЗ в осознанном выборе;
- второй этап включает в себя:
а) обсуждение проблем и трудностей процесса самообразования, возникающих у школьников с ОВЗ;
б) создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения ребенка-инвалида.
Глава № 2
Технология запуска проекта тьюторского сопровождения
ребенка-инвалида на практике.
Третий уровень. Запуск проекта, примерное планирование его этапов.
Примерные мероприятия 3 уровня:
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
Показатели результативности |
Диагностико-мотивационный этап |
1-я неделя февраля |
тьютор |
Выбор темы исследовательской работы |
Проектировочный этап
|
2-я неделя февраля
3-я неделя февраля
4-я неделя февраля |
тьютор |
Создание тематического портфолио.
Оформление исследовательской работы.
Оформление презентации исследовательской работы |
Реализационный этап
|
1-я неделя марта
3-я неделя марта |
тьютор |
Выступление на научно-исследовательской конференции.
Выступление на научно-исследовательской конференции. |
Аналитический этап |
2-я неделя марта
1-я неделя апреля |
тьютор |
Рефлексия.
Оформление портфолио достижений |
Возрастные особенности учащихся с ОВЗ, которые необходимо учитывать при построении тьюторского сопровождения в дошкольном учреждении и начальной школе:
Особенности взросления, которые выделяет тьютор.
Наличие большого числа стихийных познавательных интересов, из которых дошкольник продолжает делать выбор.
Предмет сопровождения.
Особый вид педагогического сопровождения, в ходе которого педагог-тьютор создает условия и предлагает способы для выполнения и осознания учеником своего познавательного интереса, образовательного запроса и действия.
Основные методы и средства работы тьютора.
Поощрение учеников к использованию внешкольных предметных знаний и умений; возможность проб и исправления ошибок, признание их ценностей; установление ситуации общения и контакта с учеником; опора на выбор младшего школьника; наличие коммуникации и позитивного отношения участников друг к другу в ситуации совместной деятельности; ориентация на открытость образовательного пространства ученика, возможность его изменения, достраивания, переструктурирования (уменьшения или увеличения).
Помощь ребенку в овладении способами освоения культуры (исследованием, проектированием, творчеством) через организацию рефлексии ученика над его деятельностью.
Помощь в осознании возможностей и образовательных перспектив, связанных с профессиональным будущим.
Создание условий для организации исследовательской, проектной и творческой деятельности учащихся с учетом ИОП.
Помощь в формировании осознанного заказа к обучению, работа по складыванию ИОП.
Расширение образовательного пространства учащегося как пространства пробы себя, своих возможностей
Возможные результаты тьюторской деятельности со стороны ребенка-инвалида.
Развитие познавательных интересов, культуры выбора, коммуникативных и творческих компетенций.
Таблица сравнений основных компонентов тьюторского сопровождения, осуществляемого на разных ступенях образования
Ступени
Компоненты сопровождения |
Дошкольное учреждение |
Начальная школа |
---|---|---|
1. Кого? Особенности взросления, которые выделяет тьютор |
Наличие большого числа стихийных познавательных интересов, из которых школьник продолжает делать выбор |
Освоение культурных технологий, методов, механизмов, техник познания окружающего мира, познания себя и человеческого в себе. Начало нравственного и предпрофессионального самоопределения. Формирование самостоятельности |
2. Что? Предмет сопровождения |
Особый вид педагогического сопровождения, в ходе которого педагог-тьютор создает условия и предлагает способы для выполнения и осознания учеником своего познавательного интереса, образовательного запроса и действия |
Педагогическая деятельность, суть которой заключается в превентивном освоении подростком компетенций, умений и навыков самостоятельного планирования образовательного и жизненного пути, формирования и реализации ИОП, умений и навыков разрешения проблемных ситуаций. Педагог-тьютор должен адекватно реагировать на психологический и эмоциональный дискомфорт ученика, на его запрос о взаимодействии. Такой тип сопровождения предполагает разработку и реализацию каждым подростком при поддержке педагога-тьютора ИОП, которая включает в себя определение целей и ценностей образования, его содержания, форм и вариантов презентации образовательных результатов |
3. Как? Основные методы и средства работы тьютора |
Поощрение учеников к использованию внешкольных предметных знаний и умений; возможность проб и исправления ошибок, признание их ценностей; установление ситуации общения и контакта с учеником; опора на выбор младшего школьника; наличие коммуникации и позитивного отношения участников друг к другу в ситуации совместной деятельности; ориентация на открытость образовательного пространства ученика, возможность его изменения, достраивания, переструктурирования (уменьшения или увеличения) |
Тьютор помогает подростку находить эффективные способы и формы своего образования и самообразования. Видеть и формулировать проблемы, задавать грамотные вопросы, осмысливать, осуществлять рефлексию полученного опыта, его успешности или ограниченности, неуспешности
|
4. Зачем? Возможные результаты тьюторской деятельности |
Развитие познавательных интересов, культуры выбора, коммуникативных и творческих компетенций |
Учебное и раннее профессиональное самоопределение. Умение делать простой и сложный выбор. Оформление собственных интересов. Понимание и сознательное подчинение норме. Опыт строительства и реализации новых норм. Опыт работы с ресурсами различного типа. Опыт самопрезентации в различных сообществах. Опыт работы в команде. Умение анализировать и корректировать собственную деятельность. Опыт самооценки. Опыт строительства собственной ИОТ. Проектные и исследовательские компетенции
|
5. Почему? На какие вызовы, обращенные к содержанию каждой ступени школы, отвечает тьютор |
Наличие большого числа стихийных познавательных интересов, из которых школьник продолжает делать выбор. Эти интересы не отличаются устойчивостью и глубиной. Индивидуальный процесс их выбора, развития и упрочения сложно напрямую задать внешними рамками и нормами. Для него необходимо сопровождение, подразумевающее такое взаимодействие педагога и ученика, в ходе которого ученик, реализуя свой познавательный интерес, осваивает новые способы действия, приобретает компетенции, важные для дальнейшей учебы и реализации жизненных планов |
Осуществление общего руководства самостоятельной образовательной деятельностью. Переход на субъект-объектные отношения в образовании. Сопровождение личностного развития, сопровождение поиска подростком самого себя, поиска человеческого в себе |
Заключение
Подводя итоги проведенной работы, хотелось бы обратить внимание, на какие вызовы современного общества, обращенные к содержанию ступени дошкольного и школьного образования ребенка с ОВЗ, отвечает педагог-тьютор.
В дошкольном учреждении:Наличие у ребенка с ОВЗ большого числа стихийных познавательных интересов, из которых дошкольник продолжает делать выбор. Эти интересы не отличаются устойчивостью и глубиной. Индивидуальный процесс их выбора, развития и упрочения сложно напрямую задать внешними рамками и нормами. Для него необходимо сопровождение, подразумевающее такое взаимодействие педагога и ребенка с ОВЗ, в ходе которого ребенок, реализуя свой познавательный интерес, осваивает новые способы действия, приобретает компетенции, важные для дальнейшей учебы и реализации жизненных планов.
В начальной школе: Осуществление общего руководства самостоятельной образовательной деятельностью ребенка-инвалида.
Переход на субъект-объектные отношения в образовании.
Сопровождение личностного развития, сопровождение поиска подростком самого себя, поиска человеческого в себе.
Вывод: если специалисты общего образования, такие как завучи, учителя-предметники, классные руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги и др., разделяющие позиции педагога-тьютора, будут помогать в создании условий для реальной индивидуализации процесса обучения школьников с ОВЗ, образование в нашей стране поднимется на качественно новый уровень. Всем известно, что образование, полученное в университетах Великобритании – Оксфорде и Кембридже, основанное на позиции тьюторского сопровождения образовательного процесса, считается одним из самых лучших в мире и признаётся всеми странами как эталонное.
Список использованной литературы:
- Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека.- 3 издание,- М., Академия:Смысл, 2007.
- Грозная Н.С. Инклюзивное образование за рубежом. От мечты к реальности// Синдром ауна ХХI век.-2011, № 1, с.34-41.
- Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010.
- Иттерстад Г. Инклюзия – что означает это понятие и с какими проблемами сталкивается норвежская школа, претворяя его в жизнь? //Психологическая наука и образование, 2011, №3. С. 41-49.
- Леонгард Э.И.,Краснова Н.А., Пирожник Н.Т., Прудникова М.С. Инклюзивное образование в различных условиях интеграции //Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М., 2010. – С. 139-148.
- Малофеев Н.Н. Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна// Альманах ИКП РАО, № 11/2007, электронная версия.
- Моргачева Е.Н. Формирование специального образования в США. – М.: Спутник+, 2010.
- Назарова Н.М. Конструктивизм как методологическая основа научных исследований и инновационных тенденций в специальном образовании //В сб.: Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии.- Материалы Третьего международного теоретико-методологического семинара.- М., ГОУ ВПО МГПУ, 2011.
- Назарова Н.М. Системные риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях // Специальное образование, № 3 (27), 2012.
- Назарова Н.М., Моргачёва Е.Н., Фуряева Т.В. Сравнительная специальная педагогика.- М., «Академия», 2012.
- Попова Н.Т. Современная культура и «особое искусство». // Протеатр. Феномен «особого искусства» и современная культура (с приложением реестра «особых театров»). – М., 2008. – С.134-144.
- Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/ Под ред. С.В.Алёхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
- Специальная педагогика. В 3-х томах: Уч. пособие для пед. вузов / Под ред. Н.М.Назаровой.- М., «Академия», 2007-2008.
- Суворов А.В. Человечность, достоинство, педагогика оптимизма.- М., «Чистые пруды», 2009.
- Суковатая В.А. Лицо Другого: Телесные образы Другого в культурной антропологии: Монография. – Харьков, 2009. – 520 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ( от 17.12.2010) №1897.
- Федеральный закон Р.Ф. «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г№273 ФЗ.
- Фуряева Т.В. Педагогика интеграции за рубежом. - Монография.- Красноярск, 2005.
- Фромм Э. Иметь или Быть? – Ч.3: Новый человек и Новое Общество/ Пер. Н.И.Войскунской, И.И.Коменкович, С.Ф.Фефулова.- М., 1990.
- Фуряева Т.В. Педагогика интеграции за рубежом.- Монография.- Красноярск, 2005.
- Шеманов А.Ю. Другой как ценность в современной культуре. // Протеатр. Феномен «особого искусства» и современная культура (с приложением реестра «особых театров»). – М., 2008. – С. 163-167.
Горячева Наталья Валерьевна
Сальникова Вероника Валентиновна
Архипова Юлия Леонидовна
Чернышева Нина Геннадьевна
Елена Александровна
Плешкова Людмила Владимировна