12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Горячева Наталья Валерьевна6019
Ценю свою семью и друзей. Люблю прогулки, путешествия, природу, животных, читать, смотреть хорошее кино. Образование высшее профильное.Пед. стаж 23 года.Автор развивающих программ.Занимаюсь проектами.Финалист конкурса "Психолог -2005", "Педагог года-2017"
Россия, Москва, Москва

Я думаю, что главная проблема современного инклюзивного школьного образования в нашей стране – его унифицированность и безликость. В наших школах часто детей-инвалидов обучают точно также, как и остальных детей, забывая об их особенностях здоровья. Самодостаточная личность ребёнка-инвалида растворяется в нормах и правилах, которым он должен соответствовать. Интересы и склонности большинства учащихся с ОВЗ остаются «за бортом» дошкольной и школьной жизни.

/data/files/m1559741236.docx (Индивидуальный маршрут тьютор ОВЗ)

Всероссийский конкурс для педагогов дошкольного образования на лучший индивидуальный образовательный маршрут

 

Материал для публикации  в

«Сборнике методических разработок и педагогических идей»

Тематические раздел: Коррекционная педагогика.

 

Заголовок материала:

«Индивидуальный образовательный маршрут психологического тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ.

Дошкольный и младший школьный возраст»

 

Автор: Горячева Наталья Валерьевна, педагог-психолог,

высшая квалификационная категория

(ГБОУ «Школа № 2036»,  г. Москва)

 

2019 год

Тезисы:

Основная проблема современного инклюзивного школьного образования в нашей стране – его унифицированность. В наших школах часто детей-инвалидов обучают точно также, как и остальных детей, забывая об их особенностях здоровья. Самодостаточная личность ребёнка-инвалида растворяется в нормах и правилах, которым он должен соответствовать. Интересы и склонности большинства учащихся с ОВЗ остаются «за бортом» школьной жизни. А школьная жизнь, которая для ребенка-инвалида гораздо сложнее и в вопросах обучения, и в вопросах коммуникации, перестает интересовать самого ребенка, если эта трудность труднопреодолеваема. Как же сделать так, чтобы, с одной стороны заинтересовать ребенка учебой и общением, а, с другой стороны, помочь ему проявить себя, понять, что же интересно именно ему. Одним из показателей эффективной работы педагогического коллектива в области реализации инклюзивной практики является гибкий, индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой подход проявляется, прежде всего, в разработке вариативного индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательного учреждения, разработкой адаптированной образовательной программы, созданием инклюзивной образовательной среды, специальных образовательных условий, соответствующих потребностям разных категорий детей с ОВЗ. Образование детей с ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа является образовательной инновацией и требует методологического анализа, проведения научных исследований, научно-методических разработок и постоянного сопровождения, как педагогического, так и психологического.

Мне кажется, что лучше всего с этим вопросом справляется именно тьюторское сопровождение ребенка-инвалида. Ведь вся система тьюторстванапрвлена на проявление пристального интереса педагога-тьютора к ребенку, его личности, способностям, задаткам и интересам, независимо от его состояния здоровья. Если хотя бы часть образовательного процесса будет строиться на тьютерских основах, ребенку-инвалиду будет по-настоящему интересно учиться. Ведь он сможет проявить себя, обрести навыки самопрезентации. Научится не только обслуживать себя самостоятельно в меру сил и диагноза, полноценно общаться, но и составлять портфолио, выступать перед аудиторией – ощущать себя по-настоящему успешным. Развивать свой познавательный интерес, общаться с другими ребятами (не обязательно одноклассниками) со схожими интересами, получить навыки взаимного общения и обучения.

 

Введение

Многие годы в разных странах ценность не только личности, но и жизни ребенка, который чем-то отличался от остальных детей, была в опасности. Ребенок с ОВЗ часто становился изгоем, с ним не общались, не играли, практически не лечили, часто от такого ребенка отказывалась даже его семья. Будущее инвалида было довольно туманным. Об обучении вообще не могло быть речи. С течением времени более зрелое общество стало бороться с дискриминационными воззрениями и стараться создавать благоприятную атмосферу в общинах для построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, многие страны стали обеспечивать реальное образование для большинства детей и повышать эффективность и рентабельность системы образования. В современном обществе большинство государств признало ценность социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и отказ от представлений об организации отдельного обучения и жизни определили происходящие изменения в социально-культурной среде и переосмысление обществом отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, в Декларации прав ребенка, принятой резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН (от 20 ноября 1959 г.) с целью обеспечения детям счастливого детства, выработаны основные принципы соблюдения прав путем формирования законодательных и других мер поддержки образования. Принцип 5 уточняет – «ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния». 16 декабря 1976 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1981 год Международным годом инвалидов, а период с 1983 по 1992-й год – Десятилетием инвалидов ООН. Наиболее важным результатом проведения Международного года инвалидов стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1982 года Всемирной программы действий в отношении инвалидов. Дальнейшие мероприятия и предложения по осуществлению всемирной программы действий в отношении инвалидов конкретизированы во Всемирной программе действий в отношении инвалидов (принята резолюцией 37/52Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1982 года). В программе перечислены основные мероприятия, которые необходимо провести на национальном уровне. Так, в Программе подчеркивается, что образование инвалидов должно по возможности проходить в рамках общей школьной системы, а ответственность за организацию процесса обучения должна возлагаться на органы образования. Интересен тот факт, что разрабатываемые и принимаемые государственные законы, касающиеся обязательного образования, должны распространяться на детей со всеми видами инвалидности, в том числе с самыми тяжелыми формами нарушений. Впервые было обращено внимание на обязательные критерии, предъявляемые к государственной системе образования, которая должна быть гибкой и соответствовать:

- индивидуализированности – учет предполагаемых и согласованных потребностей каждого учащегося и направленность на достижение четко определенных целей обучения и краткосрочных задач, которые регулярно рассматриваются и при необходимости пересматриваются;

- доступности – образовательная организация должна находиться на небольшом расстоянии от дома или места жительства учащегося, за исключением особых случаев, когда потребности учащегося невозможно обеспечить в таких заведениях;

- система должна быть всеобъемлющей – то есть, должна обслуживать всех лиц с особыми потребностями независимо от возраста и степени инвалидности, чтобы ни один ребенок школьного возраста не был лишен возможностей для получения образования вследствие его степени инвалидности или получал образование значительно хуже того, которое получают другие учащиеся.

Вопрос о создании условий не столько экономических, сколько педагогических в обычных школах для лиц с особыми образовательными потребностями, в частности, инклюзивного образования, настойчиво предложен в Декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», так называемой Саламанской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (Саламанка, Испания, 7-10 июня1994г.). Создание инклюзивной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка и признающей его уникальность, неповторимость и право на качественное образование опирается, в первую очередь, на модернизацию образовательной системы  образовательной организации. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет собственного гибкого переструктурирования, учета особых образовательных потребностей каждого включаемого ребенка.

Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию любого ребенка, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) для организации их образования в массовых общеобразовательных учреждениях и направленностью на индивидуальные образовательные потребности  обучающихся. 

Описание проектной идеи

Мысль о том, что тьютор осуществляет особый тип педагогического сопровождения – сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования, многим субъектам педагогического взаимодействия (учителям, классным руководителям, психологам, социальным педагогам) показалась очень важной и нужной. Но, что самое удивительное, многие специалисты общего образования решили, что являются готовыми тьюторами. Ведь все они в той или иной степени осуществляют сопровождение педагогического процесса. Правда, многие из них «забыли», что осуществлять педагогическое сопровождение можно и нужно по-разному. Тьюторское сопровождение -  педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащихся с ОВЗ, поиск образовательных ресурсов, формирование образовательной рефлексии учащихся.

Цель работы: разработка проекта обеспечения тьюторского сопровождения учащегося с ОВЗ в процессе дошкольного ишкольного обучения.

Цель тьютора: построение образовательного пространства как пространства проявления познавательных инициатив и интересов учащихся с ОВЗ.

Задачи тьютора:

  • проектировать события, направленные на выявление и поддержку образовательных интересов учащихся с ОВЗ;
  • организовывать включение школьников-инвалидов в исследовательскую деятельность;
  • оказывать помощь детям-инвалидовв реализации познавательной инициативы;
  • осуществлять мониторинг новых образовательных результатов учащихся с ОВЗ в связи с введением тьюторского сопровождения.

 

Предполагаемые результаты:

  • умение учащихся с ОВЗ делать простой и сложный выбор;
  • оформление детьми-инвалидами собственных интересов;
  • опыт работыдетей-инвалидов с ресурсами различного типа;
  • опыт детьми-инвалидами самопрезентации в различных сообществах;
  • опыт работы детей-инвалидов в команде;
  • умение детьми-инвалидами анализировать и корректировать собственную деятельность;
  • опыт самооценки школьника с ОВЗ;
  • формирование исследовательской компетентности у школьника с ОВЗ.

Глава № 1

Теоретические аспекты тьюторского

сопровождение ребенка с ОВЗ

Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ – это последовательность взаимосвязанных между собой этапов:

Диагностико-мотивационный этап – первая встреча тьютора с подопечным ребенком-инвалидом. Направлена на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей образовательной деятельности. Также на этом этапе можно провести психодиагностику интересов и склонностей учащегося, для того, чтобы понять его желания, мотивы выбора и возможность плодотворно для себя заниматься выбранной темой.

На первом этапе задачей тьютораявляется помощь учащемуся в выборе темы исследовательской работы через осознание собственного познавательного интереса. Тьютор помогает учащемуся с ОВЗ осознать вопросы, которые его волнуют, сформулировать тему исследования.  Важно подчеркнуть, что тьютор не объясняет, не отвечает за учащегося на его вопросы, а только помогает ему осознать свой интерес, сформулировать свой вопрос, свою тему.

Результат: осознание школьником собственного интереса, выбор темы для исследования.

Методы и приёмы, используемые тьютором на первом этапе:   анкетирование, тестирование, беседа, консультирование.

Проектировочный этап – проектирование предстоящей работы. Организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. Собирается тематический портфолио. На этом этапе тьюторант начинает сбор информации по выбранной теме, находит ее в разных источниках, систематизирует ее, и совместно с тьютором собирает тематический портфолио для фиксации познавательного интереса. На этом этапе познавательный интерес тьюторанта может развиться и углубиться (тогда работа тьютора продолжается именно с этим познавательным интересом), а может уменьшиться или вообще пропасть – тьюторант может переключиться на что-то другое. В этом случае задача тьютора выявить и закрепить новый познавательный интерес.

Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации по выбранной теме. Тьюторант собирает тематический портфолио по данной теме.

На втором этапе, когда тема работы определена и учащийся выходит в самостоятельную исследовательскую деятельность, тьютор проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения темы исследования, в оформлении результатов.

Основная задача тьютора на этом этапе - поддержка самостоятельности  и активности тьюторанта-инвалида.

Результат: умение школьника с ОВЗ систематизировать собранный материал, осознание собственной успешности и компетентности в выбранной теме.

Реализационный этап – реальный поиск тьюторанта (проект, исследование) и представление тьютору полученных результатов (презентация). Собирается презентационный портфолио. Этот этап осуществляется под непосредственным контролем тьютора. Он отслеживает работу тьюторанта с ОВЗ, помогает ему составлять презентационный портфолио, помогает, если возникли трудности при составлении презентации. С помощью наводящих вопросов помогает тьюторанту раскрыть тему полнее, исправить допущенные ошибки и недочеты. Затем следует сама презентация перед аудиторией – учащиеся, которых интересует эта тема, которые разбираются в ней.

На этом этапе тьюторант представляет полученные результаты исследования.

Презентация может быть организована разными способами: устное небольшое сообщение во время тьюториала; выступление на классном часе или уроке; специально организованная презентация в период школьной конференции исследовательских работ. А также  участие в творческих конкурсах различных уровней: районном, краевом, общероссийском.

На этом этапе оформляется новый тип портфолио – презентационный.

Задача тьютора на этом этапе – помощь в выборе формы представления результата, отражающей не только особенности темы исследования, но и индивидуальность тьюторанта.

Результат: развитие умения школьника выступать перед аудиторией, отстаивать свою позицию по данной теме. 

Аналитический этап – тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы тьюторанта. Направлен на рефлексию тьюторантом с ОВЗ с помощью тьютора своего пройденного пути, достигнутых на данном этапе результатов. Собирается портфолио достижений. На этом этапе тьютор проводит «разбор полетов». Проговариваются и анализируются удачи и неудачи тьюторанта на презентации. Составляется дальнейший план действий. На этом этапе тьюторант также учится составлять портфолио достижений, куда он будет помещать как свои выступления и презентации, так и дипломы и грамоты за выступления, поощрительные записки от других учащихся.

Основной задачей тьютора на третьем этапе является организация рефлексии учащегося с ОВЗ по поводу его деятельности в исследовании.

На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам презентации.

На этом этапе становится востребованным третий вид портфолио – портфолио достижений.

Овладение учащимся техники рефлексии   является важнейшим условием его дальнейшего успешного движения в образовании, а также достижения методологической компетентности.

Результат: развитие адекватной самооценки школьника, умения анализировать как собственные способы действия, так и способы действия окружающих, умения понимать происходящие в себе и окружающих изменения.

Оценивать успехи и неудачи тьюторанта также предпочтительно на этом этапе.

Показатели эффективности тьюторского сопровождения в процессе школьного обучения ребенка с ОВЗ:

  • повышение доли учащихся школы с ОВЗ, включённых в исследовательскую деятельность;
  • презентация результатов исследования на различных уровнях;
  • создание банка информационных ресурсов в области исследовательской деятельности.

 

Часть 2. Организационное планирование

Первый уровень. Работа с учащимися и их родителями по оформлению заказа на работу тьютора.

На этом этапе проводится работа с родителями, призванная донести до родителей смысл и задачи работы тьютора при сопровождении ребенка-инвалида (родительские собрания). Также на этих родительских собраниях классным руководителем проводится анкетирование родителей с целью узнать их отношение к тьюториалу и желание участвовать в нем.

Учащиеся узнают о работе тьютора на классных часах. Им рассказывается, кто такой тьютор, что он будет делать, чем сможет помочь ученикам.

Также на этом этапе педагог-психолог проводит психодиагностическое обследование учащихся для выявления их интересов и склонностей.

Таким образом, ОУ формирует запрос на тьюторское сопровождение учащихся с ОВЗ.

Примерные мероприятия 1 уровня:

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Анкетирование родителей, учащихся

2-я неделя января

Классные руководители классов

Тестирование родителей, учащихся

3-я неделя января

Педагог-психолог

 

Второй уровень. Координация специалистов ОУ вокруг идеи проекта и внутри процесса его реализации.

Современная школа насчитывает большой спектр различных должностей и специальностей. Все эти специалисты современной школе нужны одинаково и без любого из них педагогическое и воспитательное взаимодействие с учеником с ОВЗ будет ущербным, неполным.

На педагогическом совете принимается идея проекта. О нем подробно рассказывается, между специалистами распределяются тьюторские функции по школьному сопровождению детей-инвалидов. Каждый член педагогического коллектива составляет для себя примерный план осуществления этих функций, цели и основные направления работы. Обязательно формируется координационный совет, который помогает отдельным педагогам составить личный план тьюторского сопровождения с учетом общих целей и задач ОУ.

Компетенции членов педагогического коллектива при осуществлении тьюторского сопровождения детей с ОВЗ:

Завуч – создаёт организационно-педагогические условия для усвоения школьниками с ОВЗ учебной программы. Он составляет расписание уроков, следит за соблюдением режимных моментов, контролирует педагогов, контролирует посещаемость уроков учащимися, ведёт большую воспитательную работу. Осуществляет координационную работу в школе.

Его основная цель – создать условия для успешного усвоения учениками адаптированной школьной учебной программы. В рамках тьюторского сопровождения – координация всех педагогов, задействованных в проекте.

Учитель-предметник – отвечает за осуществление процесса обучения и воспитания ребенка-инвалида в классе во время своего урока.

 Основная цель учителя-предметника – усвоение учащимися с ОВЗ знаний по предмету в рамках школьной учебной программы. Помимо этого, современный учитель понимает, что невозможно только «давать» необходимый учебный материал, не обращая внимания на воспитание и поведение учеников. Поэтому каждый учитель сегодня, независимо от преподаваемого им предмета, ещё и воспитатель. Посредством своего предмета он старается раскрыть в учениках всё самое хорошее, доброе. Побуждает их к взаимопомощи и сотрудничеству, толерантности и др.

Классный руководитель – отвечает за осуществление процесса обучения и воспитания ребенка-инвалида в своём классе. Классный руководитель тесно взаимодействует с учениками своего класса. Все школьные (а подчас и не школьные) проблемы учеников и их родителей часто приходится решать классному руководителю. Он координирует и отслеживает вопросы успеваемости и поведения учащихся, их психологическое и социальное благополучие, при выявлении проблем обращается за помощью к специалистам. Он контролирует посещаемость уроков учащимися своего класса, ведёт большую воспитательную работу.

Т.к. классный руководитель, как правило, ещё и педагог-предметник, который ведёт какой-либо урок в своём классе, его основная цель – усвоение учащимися знаний по своему предмету (и всем остальным предметам тоже) в рамках школьной учебной программы и гармоничное воспитание личности ребёнка-инвалида. В рамках тьюторского сопровождения – побуждение учащихся заниматься по индивидуальной образовательной программе, показав им все положительные стороны такого обучения.

Педагог-психолог – осуществляет психодиагностическую, психокоррекционную, психопрофилактиктическую, консультационную и просветительскую деятельность. В его обязанности входит выявлять причины трудностей в обучении и поведении учащихся с ОВЗ, корректировать отстающие моменты самостоятельно или с помощью других педагогов, родителей ученика с ОВЗ и смежных специалистов, а также консультировать учащихся, специалистов общего образования и родителей обучающихся по возникающим проблемам обучения и воспитания.

Также педагог-психолог проводит психопрофилактическую и просветительскую работу для учеников-инвалидов, специалистов общего образования и родителей обучающихся. Проводит большую работу по профориентации и оказывает помощь в самоопределении старшеклассников.

Его основная цель – психологическое сопровождение образовательного процесса и обеспечение психологического благополучия всех учащихся (не только с ОВЗ). В рамках тьюторского сопровождения – психодиагностика интересов и склонностей учащихся-инвалидов, а также их познавательных интересов и мотивов (почему хочет заниматься именно этим), индивидуальная консультация для побуждения их продолжить обучение по индивидуальной образовательной программе.

Социальный педагог – контролирует условия (внешние и внутренние) для нормального и своевременного осуществления процесса обучения и воспитания ребенком-инвалидом в классе и дома. Проводит профилактическую и, при необходимости, коррекционную работу, в которую могут быть вовлечены не толькоспециалисты общего образования и родители обучающегося, но и органы надзора и правопорядка.

Для социального педагога главная цель – социально-правовое сопровождение образовательного процесса и обеспечение социального благополучия учащихся. В рамках тьюторского сопровождения – беседа с учащимися, побуждающая их продолжить обучение по индивидуальной образовательной программе.

Несомненно, любой из названных выше специалистов, осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся. Координирует усилия всех специалистов тьютор.

Тьютор – осуществляет сопровождение школьника с ОВЗ в процессе формирования им индивидуальной образовательной программы.

Его основная цель – сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования.

Основные формы работы тьютора – это индивидуальные (беседа) и групповые тьюторские консультации для активизации каждого школьника с ОВЗ  с учётом его способностей, особенностей его характера, здоровья, навыков общения на дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализации своей индивидуальной образовательной программы. На них реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ школьников с ОВЗ с похожими познавательными интересами.

Также тьютором проводятся тьюториалы (учебные тьюторские семинары) для активного группового обучения, направленного на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников с ОВЗ.

Ещё одна эффективная форма организации тьюторского сопровождения – психологические тренинги, но их может проводить  только педагог-тьютор, имеющий необходимые специальные психологические знания и навыки.

Для развития образовательной мотивации, построения и реализации индивидуальных образовательных программ и проектов служит такая форма тьюторского сопровождения как образовательное событие. Работа с событиями может вестись не только для одного тьюторанта-инвалида, но и для целой группы.

Любой педагог-предметник, классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, завуч школы, разделяя позицию тьютора, можетосуществлять цели и задачи тьюторского сопровождения. Чтобы делать это профессионально, такой педагог должен обладать тьюторской компетентностью.

Примерные мероприятия 2 уровня:

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Проведение семинара «Тьюторская позиция педагогов при организации индивидуальной работы с учащимися»

3-я неделя января

Зам. директора, педагог-психолог

Утверждение пилотного тьюторского проекта на педагогическом совете

4-я неделя января

Директор школы, зам. директора

Разработка и утверждение положения о тьюторском сопровождении учащихся

4-я неделя января

Директор школы, зам. директора

 

 

Выполнение педагогом современной школы тьюторских функций может осуществляться в два этапа:

  • первый этап – осуществление помощи ученику с ОВЗ в осознанном выборе;
  • второй этап включает в себя:

а) обсуждение проблем и трудностей процесса самообразования, возникающих у школьников с ОВЗ;

б) создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения ребенка-инвалида.

 

Глава № 2

Технология запуска проекта тьюторского сопровождения

ребенка-инвалида на практике.

Третий уровень. Запуск проекта, примерное планирование его этапов.

Примерные мероприятия 3 уровня:

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Показатели результативности

Диагностико-мотивационный этап

1-я неделя февраля

тьютор

Выбор темы исследовательской работы

Проектировочный этап

 

2-я неделя февраля

 

 

3-я неделя февраля

 

 

4-я неделя февраля

тьютор

Создание тематического портфолио.

 

Оформление исследовательской работы.

 

Оформление презентации исследовательской работы

Реализационный этап

 

 

 

1-я неделя марта

 

 

 

3-я неделя марта

тьютор

Выступление на научно-исследовательской конференции.

 

Выступление на научно-исследовательской конференции.

Аналитический этап

2-я неделя марта

 

1-я неделя апреля

тьютор

Рефлексия.

 

 

Оформление портфолио достижений

 

Возрастные особенности учащихся с ОВЗ, которые необходимо учитывать при построении тьюторского сопровождения в дошкольном учреждении и начальной школе:

Особенности взросления, которые выделяет тьютор.

Наличие большого числа стихийных познавательных интересов, из которых дошкольник продолжает делать выбор.

 

Предмет сопровождения.

Особый вид педагогического сопровождения, в ходе которого педагог-тьютор создает условия и предлагает способы для выполнения и осознания учеником своего познавательного интереса, образовательного запроса и действия.

 

Основные методы и средства работы тьютора.

Поощрение учеников к использованию внешкольных предметных знаний и умений; возможность проб и исправления ошибок, признание их ценностей; установление ситуации общения и контакта с учеником; опора на выбор младшего школьника; наличие коммуникации и позитивного отношения участников друг к другу в ситуации совместной деятельности; ориентация на открытость образовательного пространства ученика, возможность его изменения, достраивания, переструктурирования (уменьшения или увеличения).

Помощь ребенку в овладении способами освоения культуры (исследованием, проектированием, творчеством) через организацию рефлексии ученика над его деятельностью.

Помощь в осознании возможностей и образовательных перспектив, связанных с профессиональным будущим.

Создание условий для организации исследовательской, проектной и творческой деятельности учащихся с учетом ИОП.

Помощь в формировании осознанного заказа к обучению, работа по складыванию ИОП.

Расширение образовательного пространства учащегося как пространства пробы себя, своих возможностей

 

Возможные результаты тьюторской деятельности со стороны ребенка-инвалида.

Развитие познавательных интересов, культуры выбора, коммуникативных и творческих компетенций.

Таблица сравнений основных компонентов тьюторского сопровождения, осуществляемого на разных ступенях образования

Ступени

 

Компоненты сопровождения

 

Дошкольное

учреждение

 

Начальная

школа

1. Кого? Особенности взросления, которые выделяет тьютор

Наличие большого числа стихийных познавательных интересов, из которых школьник продолжает делать выбор

Освоение культурных технологий, методов, механизмов, техник познания окружающего мира, познания себя и человеческого в себе.

Начало нравственного и предпрофессионального самоопределения. Формирование самостоятельности

2. Что? Предмет сопровождения

Особый вид педагогического сопровождения, в ходе которого педагог-тьютор создает условия и предлагает способы для выполнения и осознания учеником своего познавательного интереса, образовательного запроса и действия

Педагогическая деятельность, суть которой заключается в превентивном освоении подростком компетенций, умений и навыков самостоятельного планирования образовательного и жизненного пути, формирования и реализации ИОП, умений и навыков разрешения проблемных ситуаций. Педагог-тьютор должен адекватно реагировать на психологический и эмоциональный дискомфорт ученика, на его запрос о взаимодействии. Такой тип сопровождения предполагает разработку и реализацию каждым подростком при поддержке педагога-тьютора ИОП, которая включает в себя определение целей и ценностей образования, его содержания, форм и вариантов презентации образовательных результатов

3. Как? Основные методы и средства работы тьютора

Поощрение учеников к использованию внешкольных предметных знаний и умений; возможность проб и исправления ошибок, признание их ценностей; установление ситуации общения и контакта с учеником; опора на выбор младшего школьника; наличие коммуникации и позитивного отношения участников друг к другу в ситуации совместной деятельности; ориентация на открытость образовательного пространства ученика, возможность его изменения, достраивания, переструктурирования (уменьшения или увеличения)

Тьютор помогает подростку находить эффективные способы и формы своего образования и самообразования. Видеть и формулировать проблемы, задавать грамотные вопросы, осмысливать, осуществлять рефлексию полученного опыта, его успешности или ограниченности, неуспешности

 

4. Зачем? Возможные результаты тьюторской деятельности

Развитие познавательных интересов, культуры выбора, коммуникативных и творческих компетенций

Учебное и раннее профессиональное самоопределение. Умение делать простой и сложный выбор.

Оформление собственных интересов.

Понимание и сознательное подчинение норме.

Опыт строительства и реализации новых норм.

Опыт работы с ресурсами различного типа.

Опыт самопрезентации в различных сообществах.

Опыт работы в команде.

Умение анализировать и корректировать собственную деятельность.

Опыт самооценки.

Опыт строительства собственной ИОТ.

Проектные и исследовательские компетенции

 

 

 

 

5. Почему? На какие вызовы, обращенные к содержанию каждой ступени школы, отвечает тьютор

Наличие большого числа стихийных познавательных интересов, из которых школьник продолжает делать выбор. Эти интересы не отличаются устойчивостью и глубиной. Индивидуальный процесс их выбора, развития и упрочения сложно напрямую задать внешними рамками и нормами. Для него необходимо сопровождение, подразумевающее такое взаимодействие педагога и ученика, в ходе которого ученик, реализуя свой познавательный интерес, осваивает новые способы действия, приобретает компетенции, важные для дальнейшей учебы и реализации жизненных планов

Осуществление общего руководства самостоятельной образовательной деятельностью.

Переход на субъект-объектные отношения в образовании.

Сопровождение личностного развития, сопровождение поиска подростком самого себя, поиска человеческого в себе

 

Заключение

Подводя итоги проведенной работы, хотелось бы обратить внимание, на какие вызовы современного общества, обращенные к содержанию ступени дошкольного и школьного образования ребенка с ОВЗ, отвечает педагог-тьютор.

В дошкольном учреждении:Наличие у ребенка с ОВЗ большого числа стихийных познавательных интересов, из которых дошкольник продолжает делать выбор. Эти интересы не отличаются устойчивостью и глубиной. Индивидуальный процесс их выбора, развития и упрочения сложно напрямую задать внешними рамками и нормами. Для него необходимо сопровождение, подразумевающее такое взаимодействие педагога и ребенка с ОВЗ, в ходе которого ребенок, реализуя свой познавательный интерес, осваивает новые способы действия, приобретает компетенции, важные для дальнейшей учебы и реализации жизненных планов.

В начальной школе: Осуществление общего руководства самостоятельной образовательной деятельностью ребенка-инвалида.

Переход на субъект-объектные отношения в образовании.

Сопровождение личностного развития, сопровождение поиска подростком самого себя, поиска человеческого в себе.

Вывод: если специалисты общего образования, такие как завучи, учителя-предметники, классные руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги и др., разделяющие позиции педагога-тьютора, будут помогать в создании условий для реальной индивидуализации процесса обучения школьников с ОВЗ, образование в нашей стране поднимется на качественно новый уровень. Всем известно, что образование, полученное в университетах Великобритании – Оксфорде и Кембридже, основанное на позиции тьюторского сопровождения образовательного процесса, считается одним из самых лучших в мире и признаётся всеми странами как эталонное.

 

Список использованной литературы:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека.- 3 издание,- М., Академия:Смысл, 2007.
  2. Грозная Н.С. Инклюзивное образование за рубежом. От мечты к реальности// Синдром ауна ХХI век.-2011, № 1, с.34-41.
  3. Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010.
  4. Иттерстад Г. Инклюзия – что означает это понятие и с какими проблемами сталкивается норвежская школа, претворяя его в жизнь? //Психологическая наука и образование, 2011, №3. С. 41-49.
  5. Леонгард Э.И.,Краснова Н.А., Пирожник Н.Т., Прудникова М.С. Инклюзивное образование в различных условиях интеграции //Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М., 2010. – С. 139-148. 
  6. Малофеев Н.Н. Почему интеграция  в образовании закономерна и неизбежна// Альманах ИКП РАО, № 11/2007, электронная версия.
  7. Моргачева Е.Н. Формирование специального образования в США. – М.: Спутник+, 2010.
  8. Назарова Н.М. Конструктивизм как методологическая основа научных исследований и инновационных тенденций в специальном образовании //В сб.: Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии.- Материалы Третьего международного теоретико-методологического семинара.- М., ГОУ ВПО МГПУ, 2011.
  9. Назарова Н.М. Системные риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях // Специальное образование, № 3 (27), 2012.
  10. Назарова Н.М., Моргачёва Е.Н., Фуряева Т.В. Сравнительная специальная педагогика.- М., «Академия», 2012.
  11. Попова Н.Т. Современная культура и «особое искусство». // Протеатр. Феномен «особого искусства» и современная культура (с приложением реестра «особых театров»). – М., 2008. – С.134-144.
  12. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/ Под ред. С.В.Алёхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
  13. Специальная педагогика. В 3-х томах: Уч. пособие для пед. вузов / Под ред. Н.М.Назаровой.- М., «Академия», 2007-2008.
  14. Суворов А.В. Человечность, достоинство, педагогика оптимизма.- М., «Чистые пруды», 2009.
  15. Суковатая В.А. Лицо Другого: Телесные образы Другого в культурной антропологии: Монография. – Харьков, 2009. – 520 с.
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ( от 17.12.2010) №1897.
  17. Федеральный закон Р.Ф. «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г№273 ФЗ.
  18. Фуряева Т.В. Педагогика интеграции за рубежом. - Монография.- Красноярск, 2005. 
  19. Фромм Э. Иметь или Быть? – Ч.3: Новый человек и Новое Общество/ Пер. Н.И.Войскунской, И.И.Коменкович, С.Ф.Фефулова.- М., 1990.
  20. Фуряева Т.В. Педагогика интеграции за рубежом.- Монография.- Красноярск, 2005.
  21. Шеманов А.Ю. Другой как ценность в современной культуре. // Протеатр. Феномен «особого искусства» и современная культура (с приложением реестра «особых театров»). – М., 2008. – С. 163-167.
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Горячева Наталья Валерьевна, 11.05.19 в 22:33 1Ответить Пожаловаться
Хотела бы добавить, что очень важным считаю именно тьюторское сопровождение, считаю, что курировать, мягко направлять и поддерживать ребенка с ОВЗ необходимо!
Архипова Юлия Леонидовна, 31.05.19 в 10:07 1Ответить Пожаловаться
Детей с ОВЗ сейчас очень много, им действительно нужна помощь!
Чернышева Нина Геннадьевна, 31.05.19 в 11:18 1Ответить Пожаловаться
Интересная программа, спасибо!
Елена Александровна, 13.06.19 в 12:56 1Ответить Пожаловаться
Сейчас это очень актуальная тема!
Плешкова Людмила Владимировна, 18.06.19 в 11:32 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, материал важный. Я учу детей с ОВЗ, Ваша наработка пригодится!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.