Волонтерское движение в ДОУ – эффективная форма взаимодействия детского сада с семьей
Волонтерское движение в ДОУ
– эффективная форма взаимодействия
детского сада с семьей по воспитанию
личности дошкольников
В современных условиях Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на дошкольные образовательные учреждения (организации) и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные задачи.
Одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагается «…взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи», [1,c. 14]
Инновационное издание программы «От рождения до школы», по которой работает наш детский сад, ставит перед нами новые задачи, одна из которых «…переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы». [2] …когда родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача — воспитание ребенка». [2, с.4]
Решая эти задачи, наш детский сад использует разные формы работы по взаимодействию всех участников образовательного процесса. Одной из них стала работа над проектом «Волонтерское движение - Успех».
Цель проекта: вовлечение воспитанников старшего дошкольного возраста, родителей (законных представителей) и педагогов ДОУ в волонтерскую, социально значимую деятельность.
Работа над проектом проводилась в 3 этапа.
Задачи этапов Формы и методы работы Результат
1 этап.
1. Изучить эмоциональный отклик всех участников образовательного процесса.
2. Дать мотивационные знания участникам образовательного процесса - проведение наблюдения (для выявления степени заинтересованности, участия в проводимых мероприятиях);
- организация просмотров видеороликов о волонтёрском движении, в том числе в группе ВКонтакте;
- проведение бесед на темы: «Кто такие волонтёры?», «Доброта спасёт мир», «Легко ли быть добрым?»;
- подготовка и проведение родительского собрания «Воспитание у детей сочувствия, сострадания, милосердия как условие формирования личности»;
- организация презентаций о деятельности детей – волонтёров,
- проведение Дней открытых дверей.
Создание инициативной группы
Составление перспективного плана работы волонтёрского движения в ДОУ
2 этап.
1. Систематизировать содержание форм взаимодействия с семьями воспитанников для самореализации дошкольников и их родителей и повышения их социальной активности. - оформление стенда «Для вас, родители!»;
- проведение акций «Копилка добрых дел», «Игрушка своими руками», »Накормите птиц зимой», «Нет земли краше, чем Родина наша», «Подарок маме», «Если хочешь быть здоров», «Мусору-нет!», «Добро пожаловать в детский сад»,;
- организация разнообразной деятельности с малышами «Твори добро»;
- проведение мастер-классов, родителями и педагогами с детьми «Фруктовый салат», "Встреча с героями удмуртских сказок", «Вкусное печенье», «Праздничная причёска», «Изготовление съедобных экологических кормушек для птиц», "Фоторамка в подарок папе";
- ведение книжки волонтёра;
- проведение спартакиад, олимпиад, конкурсов, выставок;
- участие в праздниках ДОУ - «День Добра и Уважения», «День волонтера», «День здоровья», «День театра», «Святские гуляния»;
- участие в праздниках в городе - «День города», «Мелодии лета», «Осенины», «Масленица»;
- обсуждение, информирование, обмен мнениями, результатами, фотоотчётами в группе ВКонтакте. Осознанная потребность в систематических занятиях волонтерской деятельностью в детском саду, дома и на город с проявлением инициативы и творчества.
2 этап.
1. Систематизировать содержание форм взаимодействия с семьями воспитанников для самореализации дошкольников и их родителей и повышения их социальной активности. - оформление стенда «Для вас, родители!»;
- проведение акций «Копилка добрых дел», «Игрушка своими руками», »Накормите птиц зимой», «Нет земли краше, чем Родина наша», «Подарок маме», «Если хочешь быть здоров», «Мусору-нет!», «Добро пожаловать в детский сад»,;
- организация разнообразной деятельности с малышами «Твори добро»;
- проведение мастер-классов, родителями и педагогами с детьми «Фруктовый салат», "Встреча с героями удмуртских сказок", «Вкусное печенье», «Праздничная причёска», «Изготовление съедобных экологических кормушек для птиц», "Фоторамка в подарок папе";
- ведение книжки волонтёра;
- проведение спартакиад, олимпиад, конкурсов, выставок;
- участие в праздниках ДОУ - «День Добра и Уважения», «День волонтера», «День здоровья», «День театра», «Святские гуляния»;
- участие в праздниках в городе - «День города», «Мелодии лета», «Осенины», «Масленица»;
- обсуждение, информирование, обмен мнениями, результатами, фотоотчётами в группе ВКонтакте. Осознанная потребность в систематических занятиях волонтерской деятельностью в детском саду, дома и на город с проявлением инициативы и творчества.
3 этап.
1. Обобщить опыт работы над проектом.
2. Транслировать опыт работы в ДОУ, городе, Республике
3. Подвести итоги работы над проектом.
- организация фотовыставки «Работа волонтёрского отряда»;
- выступление детей на городском методическом объединении в ДОУ;
- вручение благодарственных писем семьям, активно участвующим в проекте на Общем родительском собрании в детском саду;
- организация педагогами с детьми и родителями совместного мероприятия в Комплексном центре социального обслуживания населения г. Воткинска УР для ветеранов.
Повышение общего уровня знаний детей и родителей о средствах, методах и формах организации волонтерской деятельности, в том числе с использованием современных информационных технологий. Эмоциональное удовлетворение от совместной социально-значимой волонтерской деятельности Организация волонтёрского движения в ДОУ объединила активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста.
На подготовительном этапе мы изучили у детей адекватность отклика на эмоции людей, эмоциональное реагирование на мир природы; особенности проявления эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении. Организовывали совместные мероприятия по инициативе детей, родителей или педагогов для установления партнерских отношений с родителями.
На Основном 2 этапе для достижения целей проекта мы использовали очень интересную «находку», такую форму работы, как ведение книжки волонтёра, которая позволяет «видеть и чувствовать ребёнка в унисон» педагогу и родителю. Это уникальная возможность жить общими интересами со своими детьми, не ставя границ между домом и детским садом. Книжку волонтёра, по нашему опыту, следует заводить после освоения детьми разных форм волонтёрской деятельности. Это обусловлено несколькими целями, во-первых, накоплением опыта и развития умения классифицировать свои достижения, во-вторых, дошкольники «расширяют» свою деятельность на «домашние» дела (это не значит, что все ничего не делали до этого, но это значит, что все будут делать ещё лучше).
В-третьих, и это значимо, ребята видят свой индивидуальный рост и становятся ещё более самостоятельными, учатся ставить цели и достигать их.
В книжке волонтёра мы использовали такие знаки и обозначения, как – дата, название мероприятия, самооценка.
Дата Мероприятие Оценка, самооценка
Дети знают буквы, цифры, поэтому записывают самостоятельно или по образцу, данному взрослым. Мероприятия классифицировались как: игры с малышами, благоустройство территории, помощь (малышам, пожилым,. животным и птицам и другие), подарки, сюрпризы, благодарности (изготовление, вручение), акции, праздники и другие мероприятия.
Дату мероприятия воспитанники записывают сами, название мероприятия с помощью взрослого - педагога или родителя, отмечая наклейкой с картинкой, которая, по их мнению, наиболее соответствует данной деятельности. Самооценка определяет, насколько ребёнку понравилось мероприятие, его участие в нем. Оценочные картинки дети вклеивают самостоятельно. Предварительно, на развивающем (рефлексивном) круге они рассказывают о своём вкладе, делятся впечатлениями и договариваются о новых правилах. Так совместно было принято решение о том, что за «домашние» дела в количестве 3 шт. можно получить 1 наклейку.
Родители принимают активное участие в ведении книжек волонтёра, дети-волонтёры просто не оставляют им шанса остаться сторонними наблюдателями.
Родители выкладывают фотографии в группе ВКонтакте, обмениваются с педагогом при личной встрече общими впечатлениями от проведённых мероприятий, помогают ребёнку определить степень участия, связать мероприятие с необходимой наклейкой, сделать самооценку.
Книжка – волонтёра является инструментом для повышения самооценки детей, установления более тесной связи с родителями в общих интересах.
3 этап – заключительный , предполагал обобщение опыта работы над проектом, транслирование опыта работы в ДОУ, городе, Республике и подведение итогов.
С данным проектом мы приняли участие в городском конкурсе профессионального мастерства «Команда Образования – 2020».
Волонтерский отряд «Успех» активно участвовал во встрече музыкальных руководителей, прибывших на Городское Методическое бъединение в наш детский сад. Волонтеры подготовили выступление в форме коммуникативной игры. У отряда »Успех» прошли яркие встречи – знакомства с отрядами волонтеров из Детского Дома и школы № 15 «Добро».
Выступление с презентацией опыта работы по проекту на педагогическом совете по итогам работы получило высокую оценку коллег.
Родители и дети получили благодарственные письма.
Волонтёрское движение показало свою жизнеспособность и эффективность как активная форма работы, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов, предполагает разновозрастное общение между детьми и взрослыми, помощь старших дошкольников младшим и активное участие в нем как педагогов, так и родителей.
Творя добрые дела не только в отряде волонтеров в детском саду, а также со своими родными вне его стен, дошкольники, мы верим, сохранят привитые им ценности, и в будущих своих семьях. Появятся новые традиции,
основанные на принципах волонтерского движения, которые помогут ребенку стать «настоящим человеком».
Мы считаем, что организация волонтерского движения в ДОУ – это уникальная возможность формировать и развивать личность ребенка в партнерском взаимодействии родителей и педагогов.
Литература
«Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ инновационная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой Э. М. Дорофеевой
Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения (история и современное состояние исследований). М.: Полиграф-Центр, 2006.
Диссертация «Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста».
Гришаева Н.П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
Железная Т.С., Елягина Л.Н. Программа воспитания и социализация обучающихся детей в контексте ФГОС нового поколения: Методические рекомендации по разработке программы. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011.
Минаева Е. В. Методическая разработка «Проектная деятельность в ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.).
Калинина Р.Р Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения.
Журнал Обруч 2012 № 2.
Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П.Гришаева. - М.: Вентана - Граф, 201.
Слабжанин Н.И. «Как эффективно работать с волонтерами» «Питер», СПб. 2000.
Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно - развивающая программа для детей 5 - 7 лет. М: Аркти 2004.
Интернет – ресурсы.
.