Семинар-практикум «Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ»
Семинар-практикум
«Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ»
Кияйкина Наталья Федоровна
педагог-психолог
МБДОУ детского сада № 31 «Заря» г. Пятигорска
Ставропольского края
Цель: просвещение педагогов по вопросам эффективного взаимодействия с детьми.
Задачи:
1. Продолжать знакомить педагогов со способами конструктивного взаимодействия.
2. Формировать коммуникативные навыки и умения.
3. Создавать условия для личностного роста педагогов и гармонизации отношений в контексте «взрослый – ребенок».
Оборудование: релаксационная музыка, изображение голубя на ватмане, бумажные перья желтого и голубого цвета, клей-карандаш, массажный мяч, анкеты на каждого участника, карандаши, интерактивная доска, наборы для выкладывания картин по методике «Мозарт-развитие».
План.
1. Упражнение-приветствие «Голубь настроения».
2. Нейрогимнастика для мозга «Ухо-нос».
3. Анкетирование педагогов «Методы воздействия с детьми».
4. Игровое упражнение «Вспомним свое детство».
5. Способы эффективного общения.
6. Упражнение «Как поступить?»
7. Выкладывание картин по методике «Мозарт-развитие» на тему: «Общение
педагога с детьми».
8. Рефлексия.
Ход мероприятия:
Звучит релаксационная музыка. Педагоги входят в музыкальный зал и рассаживаются по кругу.
Психолог. Уважаемые, коллеги! Я рада вас приветствовать на очередном семинаре-практикуме. Тема нашей сегодняшней встречи: «Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ».
1. Упражнение-приветствие «Голубь настроения»
Цель: способствовать осмыслению поставленных задач, формировать установку на позитивное сотрудничество.
Психолог. Уважаемые коллеги! Перед вами нарисованный голубь, выберите каждый перышко, которое сейчас соответствует вашему эмоциональному состоянию, приклейте его к голубю. Каждый участник выполняет упражнение.
Вывод: Посмотрите, какой интересный получился «Голубь настроения». Желтый цвет – означает ощущение комфорта, а голубой цвет – означает нечто среднее между комфортом и дискомфортом.
Предлагаю выполнить психологический настрой на активизацию мозговой деятельности и снятия напряжения.
2.Нейрогимнастика «Ухо-нос»
Каждый участник самостоятельно выполняет уже знакомое упражнение «Йоговское дыхание» (на счет 1-4: вдох, задержка дыхания, выдох) 3 раза, а затем самостоятельно выполняет нейрогимнастику: правой рукой дотрагивается до левого уха, а левой рукой до носа, ритмично меняя положения рук.
3. Анкета «Методы воздействия с детьми»
Всем участникам предлагается заполнить анонимную анкету и выполнить самоанализ часто используемых методов воздействия на детей. ( Приложение1)
Вывод: Каждый педагог должен стремиться к личностному развитию и формированию умений и навыков по использованию конструктивных методов взаимодействия с детьми.
4.Игровое упражнение «Вспомним свое детство»
Участникам предлагается вспомнить свое детство. Психолог бросает мяч, а педагоги ловят его и отвечают на вопрос.
- Вы были послушным ребенком?
- Вы с удовольствием посещали детский сад?
- Помните ли вы как зовут ваших воспитателей?
- Отбирали ли вы игрушки у детей из группы?
- Ругали ли вас взрослые за то, что вы плохо кушаете?
- Помните ли вы свою любимую игрушку в детстве?
- Нравилось ли вам убирать свои игрушки?
- Мечтали ли вы в детстве поскорее вырасти, чтобы можно было делать то, что хочешь?
- Что из детства вам запомнилось больше всего?
Из полученных ответов можно сделать вывод, что в детстве мы, взрослые, были веселыми, задорными, иногда капризными и непослушными, любознательными, балованными…. Все мы были очень разными… Но мы знали и чувствовали, что рядом с нами всегда добрые и строгие взрослые, внимательные и терпеливые, мудрые, красивые, а главное – ЛЮБЯЩИЕ. Главная потребность ребенка дошкольного возраста, при условии гармоничного развития личности, - это потребность в любви, принятии, понимании и уважении.
Всегда ли это так в реальности?
5.Способы эффективного общения
В повседневном общении у взрослого с ребенком возникает много проблем, стрессов, поэтому для педагога очень важным является приобретение умений и навыков эффективного общения с ребенком.
Вопросы к педагогам:
- Что такое способы эффективного общения? (Ответы педагогов)
Существующие способы эффективного общения, коммуникативные техники, обеспечивающие возможность конструктивного диалога, можно условно разделить на вербальные и невербальные.
Приведем некоторые из них. Педагогам предлагается рассмотреть на интерактивной доске таблицу «Способы эффективного общения».
Способы эффективного общения |
|
Вербальные |
Невербальные |
Активное слушание: ситуация и слова ребенка чувства ребенка фраза взрослого (повторение слов ребенка) |
Отражение: поза жесты мимика |
Первый способ. Активное слушание
Ведущий рассказывает:
- Когда ребенок расстроен, обижен или взволнован, то ему можно помочь, активно выслушав его.
Активно слушать - значит возвращать ребенку в беседе то, что он вам рассказал, показывая при этом, что вы уважаете его чувства (в активном слушании важно определить чувства ребенка).
Схема активного слушания такова: ситуация и слова ребенка; чувства ребенка; ответ взрослого.
Например: ребенок – А, Коля меня сильно ударил! (ситуация, слова ребенка). Обида, боль, гнев (чувства ребенка). – Коля тебя ударил и тебе очень больно (ответ взрослого).
Как вы думаете, что почувствовал ребенок после того, как его выслушали?
Практическое упражнение. Участники разыгрывают несколько ситуаций из педагогического опыта (4 ситуации) по схеме активного слушания.
Вывод. Использование педагогом способа активного слушания способствует:
- снижению тревоги и ослаблению переживаний ребенка;
- повышению у ребенка доверия к педагогу и желание общаться с ним
Второй способ. Отражение
Он означает присоединение к ребенку на невербальном уровне (используя позу, жесты, мимику). Этот способ поможет достичь взаимопонимания с ним. То есть, если взрослый взглядом, позой проявляет интерес к детскому обращению, использует «язык эмоций», внимательно слушает, то ребенок поверит и доверится, а если наоборот, то взрослый не получит шанса установить контакт с ребенком.
Практическое упражнение «Мимика педагога».
Участники делятся на две команды. Ведущий озвучивает проблемную ситуацию: «В группе детского сада идет занятие, дети заняты увлекательной игрой. Вдруг раздается сильно шум. Воспитатель оборачивается и…»
Психолог раздает педагогам написанные на листах бумаги предполагаемые реакции взрослого и предлагает одному из участников команды изобразить мимикой реакцию «воспитателя», а участникам другой команды понять мимику и озвучить, то, что хотел сказать «воспитатель».
Перечень реакций «воспитателя»:: удивление («что случилось?»), осуждение («кто это?»), требование («перестаньте»), выжидание («я жду тишину»), гнев («что это такое!»), страдание («когда же это закончится?»).
Вывод. Использование педагогом способа отражения способствует:
- установлению контакта с ребенком;
- повышению у ребенка доверия к педагогу и желание общаться с ним
6. Упражнение «Как же поступить?»
Как часто можно услышать высказывания взрослых: «Ну что у тебя за вид?», «Перестань тут ползать, ты мне мешаешь», «Почему ты опять ленишься, не убираешь за собой игрушки. Меня ждешь?» Таким деструктивным образом многие взрослые предпочитают говорить с ребенком, ругать его, стыдить, используя при этом «ТЫ – ВЫСКАЗЫВАНИЕ».
В подобных ситуациях рекомендовано пользоваться следующими правилами:
Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.
Существует такое высказывание: «Если хочешь изменить поведение другого, следует, прежде всего, изменить себя».
Проявляя уважение к чувствам ребенка, в диалоге важно выражать свои потребности и желания. В какой форме мы их высказываем?
Существует техника речевого общения «Я-сообщение», которая имеет ряд преимуществ перед «Ты-сообщением».
«Я-высказывания» адресуются к ситуации, а не к личности ребенка, и оказываются эффективным средством воздействия на ребенка с целью изменения его поведения.
Пример ситуации: ребенок оставил разбросанные игрушки.
Решение ситуации с использованием «Я-высказывания»: «Когда я вижу разбросанные игрушки, то чувствую недовольство, и мне хочется, чтобы они были убраны».
Ведущий просит проанализировать чувства «взрослого» и «ребенка» при такой модели общения и предлагает педагогам на интерактивной доске схему построения «Я-высказывания»: событие (когда…), ваша реакция (я чувствую…), преобладающее окончание (мне бы хотелось, чтобы ..., я была бы рада ...).
Практическое упражнение «Я-сообщения»
Психолог предлагает участникам встать в два круга (внешний и внутренний), участники внутреннего круга поворачиваются лицом к участникам внешнего круга, встав, таким образом, парами. Педагоги самостоятельно выстраивают конструктивный диалог по схеме «Я-сообщения».
7.Выкладывание картин по методике «Мозарт-развитие» на тему: «Общение педагога с детьми»
Цель: обобщение полученных знаний, умений, навыков.
Участники выкладывают на игровых полях картины из различных изображений, которые, по их мнению, соответствуют понятиям конструктивного общения с воспитанниками. После завершения деятельности участники представляют свои картины.
Доброе отношение к детям, ласка, принятие, внимание и любовь, - все это то, что ждет ребенок от вас, уважаемые педагоги, всегда. А ваша любовь дает свои плоды. Плоды добра!
Психолог читает стихотворение.
Ребенок - это солнышко, Ребенок – учитель,
Ребенок – это ветер, Ребенок – заслуга,
Ребенок – это главное, Он может стать врагом,
Что есть у нас на свете. А может стать лучшим другом…
Ребенок – забота, Каким же быть ему?
Ребенок – отрада, Ответственность большая
Успехи его и удача - Ложиться на тебя,
Для матери каждой награда! О, взрослый человек!
Ребенок – это волнение, Позволь ему взрослеть
Ребенок – это тревоги. Без спешки, не мешая,
Господь только знает, какие И с радостью в душе
Ждут малыша дороги… Войти в грядущий век.
Вопросы к педагогам:
- Что хотел автор сказать этим стихотворением?
- Смысл этого стихотворения для вас?
8.Рефлексия
Особенностью эффективного общения является также обратная связь. Поэтому предлагаю поделиться своими впечатлениями о мероприятия.
Используемая литература
Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. - СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. - 379 с.
Болотова Н.П. «Системный подход в психолого-педагогическом сопровождении семьи, с использованием технологии «Мозарт-развитие»
Брейн Джим «Гимнастика мозга».
Волков, Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М. : 1994. – 524с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 238.
Горбушина. О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. СПб.: Питер, 2008.
Куртышева, М. А. Как сохранить психологическое здоровье детей / М. А. Куртышева. – СПб. : Питер, 2005. - (Практическая психология). – 251 с.
Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – М., 2003.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
Интернет-ресурсы. Сайт института новых технологий
Приложение 1.
Анкета «Методы воздействия с детьми»
Уважаемые, педагоги! Предлагаем анкету для самоанализа. Выберите часто используемые Вами перечисленные в таблице методы воздействия на детей.
Оцените в баллах степень их использования: всегда – 1,часто – 2, редко – 3, в исключительных случаях – 4, никогда – 5.
Методы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Приказ, команда |
|||||
Предупреждение, угроза |
|||||
Уговоры, компромисс |
|||||
Советы, готовые решения |
|||||
Нотации, поучения |
|||||
Критика, несогласие, пристыживание |
|||||
Похвала, одобрение, согласие |
|||||
Насмешка, обзывание |
|||||
Анализ поведения, интерпретация |
|||||
Утешение, поддержка |
|||||
Допытывание, вопросы |
|||||
Обращение в шутку |
Горбачёва Марина Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна