Конспект занятия по арт-терапии для детей 1 класса с задержкой психического развития «В мире животных»
Конспект занятия по арт-терапии для детей
с задержкой психического развития
Возраст: 1-2 класс;
Тема: рисование пальчиками «В мире животных»;
Цель урока: знакомство детей с техникой рисования пальчиками, повышение социальной адаптации детей с ЗПР, укрепление их психологического здоровья.
Задачи:
научиться рисовать точки пальчиками;
развивать мелкую моторику рук и координацию движения рук;
воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности и доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы: картинки рисунков (примеры), гуашь, мокрые салфетки, листы бумаги.
Ход занятия:
Дети садятся за общий стол и психолог рассказывает детям о важности пальцев рук, о том, как было бы человеку неудобно, если бы их не было или если бы они были неподвижны, не сгибались. Дети вступают в диалог с психологом, уточняя, что делаем мы пальцами. На каждый свой ответ психолог выполняет аналогичные движения: играют на фортепиано – показывает вместе с детьми игру на фортепиано (на столе), на гитаре – имитируют игру на гитаре, озорничают – щекочат соседа.
Психолог: Ребята, а вы знаете, что пальчиками можно не только играть на гитаре и фортепиано, держать карандаши и ложку! (дети говорят свои варианты)
Психолог: А как вы думаете, умеют ли ваши пальчики рисовать без красок, кисточек, карандашей? (дети приводят самые разнообразные примеры – это рисование пальцами на запотевшем стекле, ногтем, процарапывая замороженное стекло, пальцем на мокром песке, не снегу)
Психолог: Ребята, а давайте сейчас отгадаем загадки, которые я загадала для вас (дети отвечают).
Психолог загадывает детям загадки:
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк,
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи. (Собака)
* * *
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
* * *
Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое. (Корова)
Есть рога, а не баран,
Хвост свечой, а не белка,
Не корова, а молоко даёт. (Коза)
* * *
Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца.
Ест и пьёт он из корытца. (Поросёнок)
Психолог: Вы молодцы ребята, легко справляетесь с таким сложным загадками. А теперь я покажу вам, как можно рисовать пальчиками на листе бумаге, используя краски (психолог демонстрирует рисование гуашевыми красками. А вместо кисточки пальцы. Психолог сначала рисует ромашку – окунает палец в желтую краску и ставит точку, затем палец вытирает о салфетку и снова окунает палец в белую или синюю краску и пальцем проводит продолговатые полоски вокруг желтой серединки. Затем психолог показывает, как рисуется лягушка)
Психолог: Вам понравилось? (показывает рисунки) (дети отвечают).
А еще можно рисовать целой ладошкой и у вас получатся зайчики и осьминожки, жираф, поросенок, лягушка. Можно рисовать на белой и цветной бумаге.
Дети приступают к выполнению работы. Ребята задумывают целые сюжетные картинки. Увлекаясь содержанием, они делают не отпечатки, а просто рисуют пальцами рук. У каждого ребенка прослеживается в ходе работы свои прием. Одни используют каждый палец как носитель определенного цвета, а другие рисуют одновременно сразу двумя руками. Психолог напоминает детям, что лучше не опускать палец в новую краску, пока не вытрешь его тряпкой.
Весь ход занятия сопровождается легкой непринужденной музыкой.
По окончании работы психолог прикрепляет детские работы на магнитную доску.
Психолог: Ребята, вам понравилось рисовать пальчиками? (дети отвечают)
Психолог: выслушивает детские рассказы о создании пальцами своих рисунков. Каждый ребенок делится своими впечатлениями, рассказывает о своем рисунке, что он задумал в своей картинке и что изобразил.