Занятие с использованием арт-терапии «Морские обитатели» (1–4 классы)

17
6
Материал опубликован 22 October 2018 в группе

Филиал №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в п.Заводской

Первомайского района Тамбовской области


 

Занятие с использованием арт – терапии

«Морские обитатели»

 

Подготовила: учитель – логопед

Порошина Ольга Анатольевна

 

2018г.

 

Арт – терапия – это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем.

Арт-терапия (терапия искусством) – метод психокоррекции, который впервые был использован в психотерапии А. Хиллом в 1938 году. 

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. 

Помимо всего прочего, арт - терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Детская арт - терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Занятие с использованием элементов арт-терапии на тему: «Морские обитатели» можно отнести к интегрированным, т.к. в нем используется комплекс арт-терапевтических техник (техника направленной визуализации, изотерапия, художественного слова, телесно-ориентированная терапия, сказкотерапия, музыкальная терапия, игровая терапия, фототерапия (слайд – терапия и другие). Занятие проводится в заранее оформленном зале с группой детей (5 человек). Время проведения занятия – 30 минут. Занятие с использованием элементов арт-терапии на тему: «Морские обитатели» является частью системы коррекционных занятий, проводимых с детьми 7 лет.  

Практическая значимость занятия состоит в том, что приведенные в нем методы работы, арт – терапевтические техники могут использованы педагогами, психологами и другими специалистами, работающими с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Основные правила при работе с парой, группой или всем классом:

1)внимательно слушать друг друга;

2)не перебивать говорящего;

3)уважать мнение друг друга;

4)не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется;

5)все должны чувствовать себя комфортно;

6)все сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным, если не было решено иначе.

Занятие с использованием элементов арт-терапии

на тему: «Морские обитатели»

Цель занятия - систематизация и обобщение знаний детей о морских обитателя, гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Задачи занятия:

Образовательные:

1.Уточнение представлений детей о морских обитателях.

2. Обучение верно располагать геометрические фигуры в пространстве.

3. Учить вырезать предмет с помощью трафарета.

Воспитательные:

Создание эмоционально положительного настроя у участников тренинга.

Снятие эмоционального напряжения и скованности детей.

Сплочение детского коллектива на основе совместной продуктивной деятельности детей.

Профилактика эмоциональных, поведенческих нарушений.

Воспитание чуткости, внимательного отношения друг к другу, сопереживания.

Воспитание художественного вкуса.

Воспитание целеустремленности, настойчивости

Коррекционные:

Развитие коммуникативных навыков детей в различных ситуациях общения.

Развитие внимания, активного творческого воображения, зрительного восприятия, побуждение детей к творчеству.

Развитие мелкой моторики и сенсорных ощущений.

Развитие зрительного восприятия, образного мышления.

Развитие творческих способностей.

Развитие познавательной и речевой активности

Уточнение и расширение словарного запаса по теме «Морские обитатели».

Оборудование:

Тематический материал (море, волны, рыбки, водоросли, улитки, удочка, глобус, "камушки").

Магнитофон с записью спокойной музыки, песня «Музыка моря», звуки моря, музыка для игр, входа и ухода Нептуна

Бассейн или ящичек с песком.

Трафареты рыбок, улиток, раков.

Белый картон.

Простой карандаш.

Ножницы.

Клей.

Кисти жесткие и мягкие.

Салфетки для кисточек.

Губка для штампов.

Баночки с водой.

Предварительная работа: знакомство детей с жизнью в море, с морскими обитателями: НОД «Морские обитатели», «Сравнительное наблюдение за рыбами»; просмотр видеороликов и презентаций: «Дельфины», «Морские обитатели», «Подводный мир», «Самые странные в мире животные», «Тайны морских глубин»; чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Русалочка», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», скандинавская народная сказка «Волшебная рыба», норвежская народная сказка «Почему вода соленая», С. Сахарнов «Как краб кита из беды выручал», Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Баранов «Дельфины», В. Орлова «Для чего морю наряды?».

                                                    Ход занятия:

I  1. Организационный момент.

Учитель – логопед - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Тему занятия вы узнаете, посмотрев на слайды.

Фототерапия (слайд – терапия) «Морское царство».

Звучит тихая, мелодичная музыка, настраивающая на то, чтобы почувствовать нежность, удивление и восхищение.

Цель фототерапии: развитие наглядно – образного мышления, развитие произвольного внимания, зрительной памяти, снятие эмоционального напряжения и скованности, создание эмоционально положительного настроя у  участников тренинга.

2. Морской царь (появляясь в комнате ). Ребята, вы приплыли в мое царство на корабле. А знаете, кто я? Царь Нептун. Что это в моем царстве «течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит?»

Ответы детей (Вода)

3. Игра «Волшебные камешки»

Цель игры: развивать воображение, интонационный слух, снятие эмоционального напряжения и скованности детей.

Учитель – логопед - Мы на берегу реки наблюдаем за волнами, смотрим вдаль. Что видим? Но вот пришел волшебник и превратил всех ребятишек в камешки (дети сжимаются). Чтобы расколдовать их, надо рассказать, какими они были раньше.

Ответы детей: Все дети веселые, добрые, старательные.

Морской царь - Какая в моем царстве вода?

Ответы детей - Вода прозрачная, чистая, теплая.

Морской царь - Если бы вода была грязной, что бы случилось с ее жителями?

Ответы детей - Заболели бы, погибли.

Морской царь - Вот глобус. На нем голубым цветом обозначена вода, а вода это …что?

Ответы детей - Море, океан, лужа, болото.

Морской царь - Кого больше всего в моем царстве?

Ответы детей - Рыб.

4. Учитель – логопед - Отгадайте загадки:

«У родителей и деток вся одежда из монеток»,

«Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю.

Дети отгадывают загадку. Это рыба.

5. Учитель – логопед - Где живут рыбы? Что они там делают? (Плавают, ныряют, обгоняют, зарываются). Кто еще умеет плавать? (Люди, корабли, животные)

6. Игра «Волшебные превращения»

Морской царь - Изобразите руками, как рыбы плавают.

Цель: развивать воображение, способность к имитации

7. Учитель – логопед - Где спят рыбки? Как?

Чтение стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка»

Ночью темень, ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе, след собачий к конуре.

Белкин след ведет к дуплу, Мышкин – к дырочке в полу.

Жаль, что в речке на воде нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Учитель – логопед - -Где спит рыбка? Как? Застывает в траве, возле дна, глаза открыты

Ответы детей - Нет век, но ничего не видят.

Учитель – логопед - Что видит рыбка во сне?

Ответы детей - Как спастись, не попасться на крючок.

Учитель – логопед - Почему их называют знаменитыми пловцами?

8. Сказкотерапия

Цели сказкотерапии: воспитание чуткости, внимательного отношения друг к другу, сопереживания, воспитание художественного вкуса, развитие внимания, активного творческого воображения, зрительного восприятия, побуждение детей к творчеству.

- Учитель – логопед - Вспомните сказку «Золотая рыбка». Рыбка исполняла все желания жадной старухи, которая захотела стать «владычицей морскою». А если б вы увидели золотую рыбку, чтобы попросили?..

9. Упражнение «Если б я поймал золотую рыбку, то я..».

Цель арт - терапии: учить детей анализировать свои поступки, состояния и формировать речевые высказывания по этому поводу.

10. Игра «Поймай рыбку» (названия рыб известны детям)

Морской царь - Поймай рыбку, начинающуюся с букв «О», «К» (окунь, карп). Колючую, как еж (ерш).

11. Учитель – логопед -

«Посмотрите – дом стоит

До краев водой налит.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы. (Аквариум)

Дети отгадывают загадку.

 

12. Развитие мелкой моторики.

Учитель – логопед - Дети, возьмите пластиковые крышки от бутылок и надевайте их на указательный и средний пальцы. «Идем» пальцами, как ножками. Не отрывая от поверхности стола, затем то же самое с пальцами на другой руке.

«Аист и лягушки».

Ходит аист по болоту и лягушек ловит он.

Вправо, влево повороты, раз поклон и два поклон.

13. Учитель – логопед - Понаблюдаем за рыбками в аквариуме; выделим их контуры, окраску.

Дети рассматривают картинки с рыбками.

 

II  Практическая часть

14. Учитель – логопед - Первую рыбку нарисую я, а вы посмотрите. (Показывает образец, обращает внимание на расположение чешуек.)

А теперь ваша очередь вырезать рыбку по контуру. Край хвостика с выполненными надрезами накрутить на карандаш, «завить» или же фигурно обрезать.

15. Изотерапия в сочетании с музыкой.

Морской царь - Я вижу, вы немного устали. Давайте поиграем.

Игровая терапия. Физкультминутка. «Щука и рыбки».

Цель: учить детей представлять образы данных персонажей, стараться как можно лучше, выразительнее передать их, бегать легко и ритмично (выбирается «щука», остальные – «рыбки»). По сигналу «щука» дети разбегаются, а водящий их ловит, дотрагиваясь рукой).

«Щука»:

- Стой, плотва и караси! И пощады не проси!

Я хозяйка здесь, в пруду! На охоту я иду!

Молодцы, справились с заданием.

Логопед. - Кто ползет навстречу? (Улитка)

На кого похожа? (На старушку с избушкой)

На дорожку вышли рожки. Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко – рожки спрятались опять.

- У кого есть еще рога? (У коров, оленя, лося)

- Почему улитка не может бодаться? (Рога мягкие)

- На что похожи? (На антенну, вилки).

- Попросите ее показать рожки: «Улиточка, улиточка, высунь – ка рожки».

- Обрисуйте улитку. (Дети обводят трафарет карандашом.)

16. Морской царь - Ой, ой, ой! В речке нашей большая драка, поссорились два рака.

Подберите стих: рак.- лак- мак- бак- так.

Дети рифмуют слова, сочиняя двух – четырехстишия.

- Ребята, этот народ ходит задом наперед, они большие забияки, не могут жить без драки. Чем дерутся? (Клешнями)

- На кого становятся похожи? Как ходят раки? (Задом наперед)

- Кому страшен рак? Почему?

Рыбке рак ни друг, ни враг,

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок, что посажен на крючок.

17. Морской царь - А теперь давай отпустим нашу рыбку в аквариум. Пускай себе плывет.

Дети оклеивают донышко из – под конфет голубой или синей бумагой.

Морской царь - А дальше заселяем аквариум водорослями, рыбками, ракушками, улитками.

Дети выполняют задание.

 

III   Итог занятия.

На доске выставляются работы детей.

Морской царь - Ребята мне очень понравились ваши рыбки в аквариуме. Я спокоен за свое подводное царство, вы не дадите его в обиду.

18. Визуализация «Ларец счастья»

«Представьте, что вам дали волшебный ларец. Он может быть размером с коробку из-под обуви, величиною с дом или даже больше. В этом ларце могут находиться только радостные вещи.Ты можешь положить в ларец все то, что тебя радует,и там это будет в сохранности. Ты можешь заглянуть в свой ларец в любой момент, когда тебе нужно взбодриться. Что ты положишь в ларец? Закрой глаза и подумай о том, что доставляет тебе радость. Нарисуй или построй свой ларец счастья и наполни его изображениями того, что тебе нравится».


 

Литература:

1. Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников. - В.: изд. дом Воронеж, 2012.

2. Запорожец А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: сборник научных трудов. - Смоленск: СГПУ, 1998.

3. Киселева М.В. Арт – терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.- СПб, Речь, 2006

4. Практикум по арт-терапии [Текст] / под ред.А.И.Копытина. - СПб. : Питер, 2001. - 448 с. 

5.Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии [Текст] / Копытин А.И. - СПб. : Питер, 2002. - 368 с. 

6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.

7. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Академия, 2007.

8. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2005.

9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М.: издательский центр «Академия», 1999.

10. Соколова С. Сказки из бумаги. - С.-Пб., Валерии СПб, Сфинкс СПб, 1998.

11. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.

Использованные ресурсы:

 

1.     Картинки https://yandex.ru/images/search?pos=3&img_ur

 

Вебинар "Арт-терапия за 10 дней"


Мамина школа "Арт - терапия - лучший психологический метод для детей"


 

 


 



Караоке Непоседы"А рыбы в море плавают вот так!


Сказкотерапия "Сундучок историй"

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересно. Спасибо.

28 October 2018

Благодарю за отзыв.

29 October 2018

Отличное занятие!!! Спасибо, Ольга Анатольевна!!!

1 November 2018

Интересное занятие!

15 December 2018

Спасибо за материал.

17 December 2018

Благодарю за внимание.

17 December 2018

Похожие публикации