Сценарий внеклассного мероприятия «Волшебный мир математики»

2
0
Материал опубликован 30 December 2021

Сценарий внеклассного мероприятия

«Волшебный мир математики»


Музыка:


В тот час, когда создатель

Всё создавал вокруг,

Он создал математику –

Царицу всех наук.


И игреки и иксы

Шагают дружно в ряд

И дружною толпою нас

веселят.


И коль на жизненном пути

Не повезёт, мой друг,

Ты вспомни математику –

Царицу всех наук.


Математика – одна из наиболее абстрактных форм деятельности. В то же время мы используем математические навыки не только в вопросах теории, но и при решении множества практических проблем повседневной жизни. Первоначально формирование этих навыков было тесно связано с развитием письменности. Одним словом, математика – неотъемлемая часть нашего культурного наследия и истории.

Многие из нас помнят, сколько прилежания и настойчивости требовалось, когда мы делали первые шаги в её изучении.


Музыка: _дважды два четыре_


Отношение длины окружности к диаметру


Прибавь четыре к сотне и умножь на восемь,

Потом ещё шестьдесят две тысячи прибавь.

Когда поделишь результат на двадцать тысяч,

Тогда откроется тебе значение

Длины окружности к двум радиусам отношения.


Эти стихи индийского математика VI в. Арьябхаты содержат наиболее древнюю формулировку нахождения приблизительного значения отношения длины окружности к диаметру, которое позднее стало именоваться величиной ПИ (t1640817668aa.gif).

t1640817668ab.gif


Древнегреческие учёные сыграли огромную роль в развитии математики. На это указывают сами слова «математика», «математик» и их эквиваленты во многих европейских языках, пришедших из греческого, от глагола «знать, изучать». Первоначальное слово «mathema» означало «то, чему обучают», то есть все виды знаний, и более узкое значение, которое имеет и по сей день.

В древней Греции в изучении математики большая роль отводилась разным философским направлениям. В классический период существовали научные школы, такие, как хиосская и сизикская. Мы не знаем, какое они давали образование: общее или специальное. Возможно они представляли собой просто группу учеников, которыми руководил какой-нибудь прославленный учитель.

На ближнем Востоке рано сформировались государства с централизованной властью, что способствовало появлению отдельных классов писцов, а в Древней Греции этого не произошло. На её территории существовали небольшие постоянно воюющие друг с другом независимые города (полисы) и их объединения, в которых проблемы образования в отличии от Египта, Вавилона и Сирии не входили в число общественных интересов.

Хотя для торговли, землемерных работ и мореплавания знание математики было необходимо, в начальной школе детей как правило обучали счёту. В греческих городах на интеллектуальное и техническое образование обращали мало внимания, а школы появились только благодаря частной инициативе. Некоторым из них суждено было прославиться: так в IV в. до н.э. Сократ основал школу риторики. Он считал, что математика должна формировать ум, но её конкретное содержание не имеет никакой ценности для гражданина, который в идеале должен стремиться посвятить свою жизнь политике.

Платон основал школу философии. Оба они считали, что без математики развитие ума невозможно, ибо она требует умения сосредоточиться и является своего рода «интеллектуальной гимнастикой», однако у каждого из них был свой подход к предмету. Платон же, признавая подготовительную роль математики, всё же придавал ей гораздо больше значения, считая её прелюдией к изучению философии, ведь математика и философия, которым он обучал, были своего рода упражнением в интеллектуальном аскетизме.

Сегодня мы обязаны вспомнить одного выдающегося грека – Пифагора.


(презентация: «Теорема Пифагора»)


Пифагор был учёным, автором знаменитой теоремы. У него была математическая школа, а так как он был ещё и знаменитым музыкантом, то считал музыку выражением космического порядка и гармонии, которая способна создать в человеке внутренний порядок, а музыка благотворно влияла на интеллект, развитие памяти, мышления. Наравне с математикой большое внимание он уделял музыке. По его математическим расчетам он дал жизнь фортепиано.


Музыка: _фортепиано_


«Музыка – это бессознательное упражнение души в арифметике»

Так считал немецкий философ, математик и физик Готфрид Лейбниц. Если соотнести эти слова с юбилеем музыки в наше время, можно смело утверждать что мы, сами того не осознавая, упражняемся в арифметике каждый день.

Одновременно с развитием математики появились философские труды о науке. Согласно учению Аристотеля, математика изучает свойства, которые можно «абстрагировать» от объектов физического мира. Кроме того, как и все науки, основывающиеся на доказательствах, она строилась на определённых принципах, так что одна предполагает существование другой, одна подчиняется другой, так говорил Аристотель. Так, например, оптика «подчиняется» геометрии, что говорит о существовании логически упорядоченной иерархии наук. Такую иерархию следует отличать от принятого у греческих учёных противопоставления «практической» и «чистой» математике. По Аристотелю, только последняя заслуживает того, чтобы её включили в свободное образование.


ЗАДАЧА: Приведение дробей к общему знаменателю


Часть пятая из роя пчёл жужжащих

Душистым лотосом была привлечена,

А третья часть от оных самых пчёлок

Над деревом банановым вилась.

Другая группа этих самых пчёлок,

Количество которых составляло

Утроенную разность первых двух,

О, моя прелесть с глазками газели!

Слеталась к дереву с названием кодага

Кора которого – горчайшая из горьких,

Употреблялась как хинин всегда.

И наконец, последняя пчела

Металась нерешительно туда-сюда,

Влекомая поочередно ароматом

И нежного жасмина, и пандана.

Скажи же мне, моё очарованье,

Как много пчёл первоначально было в рое?


РЕШЕНИЕ: Обозначим общее количество пчёл через х, тогдаполучим следующее уравнение

t1640817668ac.gif


Решим полученное уравнение


t1640817668ad.gif


t1640817668ae.gif


t1640817668af.gif


t1640817668ag.gif


t1640817668ah.gif


Создаётся впечатление, что, как и в медицине (о существовании медицинских школ сохранились более ранние и надёжные свидетельства), в формировании научных интересов большую роль играли семейные традиции. Несмотря на скудность биографических данных о математиках, нам известно, что Архимед был сыном астронома, Гипскил – математика, геометры Менехм и Динострат были братья, а Ипатия (единственная известная нам женщина – математик) была дочерью Теона из Александрии.


Музыка:


О, математика земная

Гордись прекрасная собой

Ты всем наукам мать родная

И дорожат они тобой

В веках овеяна ты славой

Светило всех земных святил

Тебя царицей величавой

Недаром Гаусс окрестил

Строга, логична, величава

Стройна в полёте, как стрела

Твоя немеркнущая слава

В веках бессмертье обрела

Я славлю разум человека,

Дела его волшебных рук

Надежду нынешнего века

Царицу всех земных наук!



4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.