Сценарий внеклассного мероприятия «Волшебный мир математики»
Сценарий внеклассного мероприятия
«Волшебный мир математики»
Музыка:
В тот час, когда создатель
Всё создавал вокруг,
Он создал математику –
Царицу всех наук.
И игреки и иксы
Шагают дружно в ряд
И дружною толпою нас
веселят.
И коль на жизненном пути
Не повезёт, мой друг,
Ты вспомни математику –
Царицу всех наук.
Математика – одна из наиболее абстрактных форм деятельности. В то же время мы используем математические навыки не только в вопросах теории, но и при решении множества практических проблем повседневной жизни. Первоначально формирование этих навыков было тесно связано с развитием письменности. Одним словом, математика – неотъемлемая часть нашего культурного наследия и истории.
Многие из нас помнят, сколько прилежания и настойчивости требовалось, когда мы делали первые шаги в её изучении.
Музыка: _дважды два четыре_
Отношение длины окружности к диаметру
Прибавь четыре к сотне и умножь на восемь,
Потом ещё шестьдесят две тысячи прибавь.
Когда поделишь результат на двадцать тысяч,
Тогда откроется тебе значение
Длины окружности к двум радиусам отношения.
Эти стихи индийского математика VI в. Арьябхаты содержат наиболее древнюю формулировку нахождения приблизительного значения отношения длины окружности к диаметру, которое позднее стало именоваться величиной ПИ ().
Древнегреческие учёные сыграли огромную роль в развитии математики. На это указывают сами слова «математика», «математик» и их эквиваленты во многих европейских языках, пришедших из греческого, от глагола «знать, изучать». Первоначальное слово «mathema» означало «то, чему обучают», то есть все виды знаний, и более узкое значение, которое имеет и по сей день.
В древней Греции в изучении математики большая роль отводилась разным философским направлениям. В классический период существовали научные школы, такие, как хиосская и сизикская. Мы не знаем, какое они давали образование: общее или специальное. Возможно они представляли собой просто группу учеников, которыми руководил какой-нибудь прославленный учитель.
На ближнем Востоке рано сформировались государства с централизованной властью, что способствовало появлению отдельных классов писцов, а в Древней Греции этого не произошло. На её территории существовали небольшие постоянно воюющие друг с другом независимые города (полисы) и их объединения, в которых проблемы образования в отличии от Египта, Вавилона и Сирии не входили в число общественных интересов.
Хотя для торговли, землемерных работ и мореплавания знание математики было необходимо, в начальной школе детей как правило обучали счёту. В греческих городах на интеллектуальное и техническое образование обращали мало внимания, а школы появились только благодаря частной инициативе. Некоторым из них суждено было прославиться: так в IV в. до н.э. Сократ основал школу риторики. Он считал, что математика должна формировать ум, но её конкретное содержание не имеет никакой ценности для гражданина, который в идеале должен стремиться посвятить свою жизнь политике.
Платон основал школу философии. Оба они считали, что без математики развитие ума невозможно, ибо она требует умения сосредоточиться и является своего рода «интеллектуальной гимнастикой», однако у каждого из них был свой подход к предмету. Платон же, признавая подготовительную роль математики, всё же придавал ей гораздо больше значения, считая её прелюдией к изучению философии, ведь математика и философия, которым он обучал, были своего рода упражнением в интеллектуальном аскетизме.
Сегодня мы обязаны вспомнить одного выдающегося грека – Пифагора.
(презентация: «Теорема Пифагора»)
Пифагор был учёным, автором знаменитой теоремы. У него была математическая школа, а так как он был ещё и знаменитым музыкантом, то считал музыку выражением космического порядка и гармонии, которая способна создать в человеке внутренний порядок, а музыка благотворно влияла на интеллект, развитие памяти, мышления. Наравне с математикой большое внимание он уделял музыке. По его математическим расчетам он дал жизнь фортепиано.
Музыка: _фортепиано_
«Музыка – это бессознательное упражнение души в арифметике»
Так считал немецкий философ, математик и физик Готфрид Лейбниц. Если соотнести эти слова с юбилеем музыки в наше время, можно смело утверждать что мы, сами того не осознавая, упражняемся в арифметике каждый день.
Одновременно с развитием математики появились философские труды о науке. Согласно учению Аристотеля, математика изучает свойства, которые можно «абстрагировать» от объектов физического мира. Кроме того, как и все науки, основывающиеся на доказательствах, она строилась на определённых принципах, так что одна предполагает существование другой, одна подчиняется другой, так говорил Аристотель. Так, например, оптика «подчиняется» геометрии, что говорит о существовании логически упорядоченной иерархии наук. Такую иерархию следует отличать от принятого у греческих учёных противопоставления «практической» и «чистой» математике. По Аристотелю, только последняя заслуживает того, чтобы её включили в свободное образование.
ЗАДАЧА: Приведение дробей к общему знаменателю
Часть пятая из роя пчёл жужжащих
Душистым лотосом была привлечена,
А третья часть от оных самых пчёлок
Над деревом банановым вилась.
Другая группа этих самых пчёлок,
Количество которых составляло
Утроенную разность первых двух,
О, моя прелесть с глазками газели!
Слеталась к дереву с названием кодага
Кора которого – горчайшая из горьких,
Употреблялась как хинин всегда.
И наконец, последняя пчела
Металась нерешительно туда-сюда,
Влекомая поочередно ароматом
И нежного жасмина, и пандана.
Скажи же мне, моё очарованье,
Как много пчёл первоначально было в рое?
РЕШЕНИЕ: Обозначим общее количество пчёл через х, тогдаполучим следующее уравнение
Решим полученное уравнение
Создаётся впечатление, что, как и в медицине (о существовании медицинских школ сохранились более ранние и надёжные свидетельства), в формировании научных интересов большую роль играли семейные традиции. Несмотря на скудность биографических данных о математиках, нам известно, что Архимед был сыном астронома, Гипскил – математика, геометры Менехм и Динострат были братья, а Ипатия (единственная известная нам женщина – математик) была дочерью Теона из Александрии.
Музыка:
О, математика земная
Гордись прекрасная собой
Ты всем наукам мать родная
И дорожат они тобой
В веках овеяна ты славой
Светило всех земных святил
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил
Строга, логична, величава
Стройна в полёте, как стрела
Твоя немеркнущая слава
В веках бессмертье обрела
Я славлю разум человека,
Дела его волшебных рук
Надежду нынешнего века
Царицу всех земных наук!
4