Волшебный мир поэзии Ф.И.Тютчева

2
0
Материал опубликован 26 January 2022

Урок литературы в 6 классе на тему «Волшебство поэзии Фёдора Ивановича Тютчева».

Цели урока:

  1. Формировать культуру восприятия поэтического слова в процессе знакомства со стихами, музыкой, живописью.

  2. Познакомить с творческой личностью Тютчева, Левитана, Чайковского.

  3. Учить анализу лирического стихотворения, в процессе анализа дать понятие аллитерации.

  4. Разбудить «чувства добрые», «души прекрасные порывы», воспитывать любовь к природе и интерес к стихам, развивать поэтический вкус.

Оформление урока:

- книги со стихами Ф.И. Тютчева

- выставка книг о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева, И.И. Левитана, П.И. Чайковского, о поэзии 19 века

- фонограммы с произведениями П.И. Чайковского «Времена года» и романсом С. Рахманинова «Весенние воды»

- репродукции картин Левитана

- портрет Ф. И. Тютчева и эпиграф

- презентация



(К уроку несколько учащихся получают индивидуальные задания:

подготовить сообщения о Ф.И. Тютчеве, И.И. Левитане, П.И. Чайковском)





















Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы приступаем к изучению темы «Описание природы в стихах русских поэтов 19 века». Мы познакомимся с замечательными русскими поэтами: Я.П. Полонским, А.А. Фетом, Е.А. Баратынским, А.Н. Майковым и другими. Будем читать их прекрасные стихи, изучать художественные особенности лирического стихотворения, сопоставлять стихи с музыкальными произведениями, наслаждаться живописью.

В центре нашего внимания будет пейзажная лирика. Вспомните, что такое пейзаж.

(жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа)

- А что такое пейзажная лирика?

(поэзия, изображающая картины природы)

- Уметь видеть красоту природы, передавать её в ярких, запоминающихся образах – особый дар, которым искусно владел замечательный русский поэт Фёдор Иванович Тютчев. Именно его творчество будет сегодня у нас на уроке в центре внимания, мы поговорим о волшебстве его поэзии.

Слайд 1

- Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова поэта? (ответы учащихся)

- Стихи – это душа поэта. Мы попытаемся приблизиться к ней, попробуем услышать мелодию стихотворения и понять чувства автора, будем учиться передавать свои чувства при чтении.

- Обратимся к портрету Ф.И. Тютчева. Перед нами обыкновенное, немного усталое лицо с тонкими чертами. Умные глаза внимательно смотрят на нас из-под очков...

- Наш консультант-искусствовед расскажет немного о жизни замечательного поэта. (заранее подготовленный ученик)

(Примерный рассказ:

Ф.И. Тютчев родился и вырос в деревне, в имении своего отца. Когда мальчику пошёл 10 год, к нему пригласили учителя Семёна Егоровича Ранча. Ранч – человек хорошо образованный, поэт, переводчик – первый пробудил в своём ученике любовь к поэзии.

В 15 лет Ф.И. Тютчев уже был студентом Московского университета. В 18 лет он окончил учёбу и уехал на службу в русское посольство за границу. 22 года пожил он в чужих краях, вдали от родины, но не переставал думать о ней, посвящать ей свои стихи. «Я более всего в мире любил отечество и поэзию»,-писал Ф.И. Тютчев. Но имя поэта было неизвестно в России. Вернувшись на родину, поэт с упоением писал стихи о природе, восхищаясь и любуясь ею. Благодаря А.С. Пушкину, произведения Тютчева были напечатаны в журнале «Современник» и стали не только известны, но и любимы читателями.

Учащийся представляет книги о жизни Ф.И. Тютчева)

Работа в группах.

Учащимся выдаются стихотворения (на листочках) и задания.

1 группа:

«Чародейкою Зимою околдован, лес стоит...»

2 группа:

«Зима недаром злится...»

3 группа:

«Есть в осени первоначальной...»

Задания:

1.Выразительно прочитать стихотворение.

2.Определить тему стихотворения.

3.Какие чувства вызвало стихотворение?

4.Если бы вы были художниками, какими бы красками вы нарисовали картину к этому стихотворению?

5.Какие художественные средства выразительности использовал автор в этом стихотворении?

(На подготовку даётся 7-10 минут)

Чтение стихотворений и ответы учащихся.

После выступления каждой группы учитель подводит итог и дополняет по мере необходимости.

После выступления 1 группы учащихся:

- Тема стихотворения – изображение зимней природы в состоянии покоя, волшебного сна. Зима предстаёт в образе чародейки, которая до неузнаваемости изменила всё вокруг: лес спрятан под «снежной бахромою» и блестит «чудной жизнью».

Тютчев восхищается зимним лесом, его необычной красотой, и помогают это понять эпитеты (снежная бахрома, чудная жизнь, волшебный сон), метафоры («околдован, не мертвец и не живой», цепью пуховой).

В картине было бы много белого цвета, ярких, искрящихся красок.

После выступления 2 группы:

- Стихотворение о последней схватке зимы и весны. Зима – дряхлая старуха, которая ворчит и злится, не желая уходить, уступать своё место. А Весна – молодая, озорная девчонка. Она гонит старуху, смеётся ей в глаза. В её смехе мы словно слышим журчание ручейков, пение вернувшихся с зимовки птиц.

Автор использует приём контраста, олицетворение.

Настроение радостное, бодрое, потому что Весна побеждает. Она символ жизни, обновления.

В картине сочетались бы яркие, сочные краски (Весна) с серыми, блёклыми (Зима).

После выступления 3 группы:

- Стихотворение про осень, про самое её начало. Это своего ода передышка перед зимой. Очень много света, не такого яркого, как летом, а мягкого, спокойного, умиротворяющего. Всё прозрачно и хрупко. Удивительно красивое время. День светится, как хрусталь. И достигается это с помощью использования эпитетов (дивная, хрустальный, лучезарны). Тютчев противопоставляет лето и осень (скрытая антитеза). Лето активное, жаркое («бодрый серп гулял»), а осень спокойная, величественная (борозда «праздная»).

Чувство светлой радости сливается с грустью, потому что эта дивная пора короткая.

Картина была бы в сдержанных тонах, но светлая.

- Ребята, попытайтесь определить, в чём особенность изображения природы Тютчевым. Ответить вам на этот вопрос поможет эпиграф к уроку (звучат ответы учащихся).

- Уникальность Ф.И. Тютчева в том, что он в своих стихотворениях не просто описывает увиденное, а, искренне веря, что у природы есть ДУША, пытается понять её, услышать её голос. Природа в изображении Тютчева – живое существо. В его стихах всегда звучит невероятная любовь и нежность к природе, поэтому, наверное, его стихи близки и понятны всем.

- Работая со стихами Ф.И. Тютчева, вы попытались стать художниками. Стихи Тютчева очень живописны, красочны. Очень часто русские художники обращались к поэтическим пейзажам, чтобы воплотить их в пейзажи живописные. Кого из русских художников-пейзажистов вы знаете?

(Шишкин, Поленов, Грабарь, Левитан и др.)

- Сегодня мы познакомимся с пейзажами современника Ф.И. Тютчева, русского художника И.И. Левитана. Но прежде послушаем короткую справку о жизни этого художника, которую нам даст консультант-искусствовед. (ученик рассказывает о Левитане)

Слайд 2

(Примерный рассказ:

Исаак Левитан – знаменитый российский художник, родился 30 августа 1860 года в Литве


Левитан жил в большой еврейской семье. Семья жила не богато. Отец его знал иностранные языки, и кормился тем, что преподавал их.

В начале 1870-х годов семья переезжает в Москву. В 1873 году, в возрасте 13 лет, Исаак поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.


Семья практически бедствовала.

Училище живописи освободило юношу от оплаты обучения, в виду крайней бедности семьи. В Училище на юное дарование обратил внимание Алексей Саврасов, который забрал его в пейзажный класс.


Вскоре работы Левитана были отмеченный на одной из выставок, и художник получил малую серебряную медаль, а также 220 рублей.


Исаак Левитан был талантливым художником и, благодаря таланту, помноженному на трудолюбие, ему удалось окончить художественное училище. По окончании учебы он не получил статус художника, Исааку был выдан диплом преподавателя по чистописанию.


Однако творчество Исаака Ильича пользовалось большой популярностью. Его картина «Осенний день. Сокольники» была куплена таким ценителем живописи, как Третьяковым. Левитан много участвовал в передвижных выставках, где снискал большую популярность.


Кроме рисования пейзажей, Левитан рисовал декорации для Московской оперы Мамонтова. Он, как и многие художники, пейзажисты, оправляется на Волгу черпать новые идеи для картин.


После путешествия пишет такие картины как: «Вечер. Золотой Плёс», «Вечер на Волге», «После дождя. Плёс». В период с 1890 по 1895 год он пишет свои самые известные картины, которые потом, им же были принесены в дар Третьяковской галереи.


В конце жизни Исаак Ильич преподает в Московском училище живописи, выпускником которого и являлся сам. Участвует во всемирных выставках, где его картины пользуются успехом.)


- Ребята, я предлагаю вам послушать стихи Ф.И. Тютчева и рассмотреть репродукции картин И. Левитана (во время чтения стихотворений демонстрируются слайды).




Слайд 3


Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!..

Зловещий блеск и пестрота дерёв,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья!

(Левитан «Вечерний звон»)



Слайд 4

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...



Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё - простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.



Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь -

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

(Левитан «Золотая осень»)

Слайд 5

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она,

И ей невольно улыбнулась…

(Левитан «Март»)

- Одинаково ли рисуют свои пейзажи Левитан и Тютчев?

- Что общего между стихами и картинами?

- Совпадают ли ваши впечатления от картин и стихотворений?

(Ответы учащихся)

- Стихотворения Ф.И. Тютчева ещё и очень музыкальны. Русский композитор Сергей Рахманинов написал музыку к стихотворению «Весенние воды». Послушайте (звучит романс, демонстрируется слайд с репродукцией картины Левитана «Весна – большая вода»)

Слайд 6

- Ваши впечатления от услышанного?

- Определите основной мотив романса?

- Что общего в музыке Рахманинова, картине Левитана «Весна – большая вода» и стихотворении Тютчева?

- Какое общее настроение пронизывает их?

(ответы учащихся)

- Давайте ещё раз прочитаем стихотворение «Весенняя гроза».

- Какое чувство выражено в нём? (восторг, любование силой, красотой прекрасного и грозного явления природы)

- Какой рисует грозу Тютчев? Величественной? Страшной?

(С первых строк перед нами предстаёт весенняя природа, первый гром и лёгкий дождик. Автор не боится грозы, он воспевает красоту весенней природы, её неповторимость и величие. Очень красочно и ярко звучат строки, они переполнены восторгом и радостью гроза у Тютчева совсем не страшная, она прекрасная и сильная, весёлая и торжествующая, освежающая и вселяющая чувство восторга. Мы видим это природное явление в развитии: его начало, саму грозу и её окончание..)

- Что символизирует гроза в этом стихотворении?

(Жизнь, движение, мощь и силу природы)

- Что придаёт особую выразительность стихотворению?

(средства выразительности: эпитеты «громокипящий кубок» , «в небе голубом», «весенний, первый гром», «проворный поток», «раскаты молодые», «проворный поток» и другие, поэт олицетворяет явления природы, приписывая им черты свойственные живым существам. Так у него гром – резвится и играет, как малый ребёнок, поток бежит, а туча проливает дождь смеясь. Автор этим подчёркивает, что природа – жива, и ей свойственны, как любому человеку, разные настроения.)

- В этом стихотворении есть ещё одна особенность. Вслушайтесь... Не кажется ли вам, что вы словно слышите раскаты грома? За счёт чего этот эффект достигается? Какие звуки повторяются?

(Часто повторяются звуки Г, Р. И это вызывает в памяти раскаты грома, помогает представить грозу, услышать её)

- Такой приём, ребята, называется аллитерация. Аллитерация - прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе (запись в словарик).

- Наш урок подходит к концу. В заключение послушайте небольшое музыкальное произведение П.И. Чайковского «Подснежник». Закройте глаза. И попытайтесь представить себе этот первый весенний цветок.

Подведение итогов урока.

- Ребята, чему был посвящён наш сегодняшний урок?

- Мы вели разговор о волшебстве поэтическом, музыкальном, художественном. Скажите, а что даёт нам поэзия, музыка, живопись? Для чего нужно общение с поэтами?

(Видеть и понимать прекрасное, любить природу, знать мастеров слова, живописи, музыки, учиться владеть своим словом. Стихи Тютчева учат радоваться общению с миром красоты, учат понимать язык природы. Как завещание потомкам звучат слова поэта:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».)

- Большое спасибо вам за урок, за душевный разговор.



Домашнее задание: проиллюстрировать стихотворение Ф.И. Тютчева, или выучить понравившееся стихотворение наизусть, или найти примеры аллитерации в стихотворениях Ф.И. Тютчева («Неохотно и несмело...», «Как весел грохот летних бурь»)


Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.